Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:19, реферат
Актуальность данной работы состоит в том, чтобы выявить проблемы страхования транспортных средств в России. Целью исследования этой работы: анализ федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также, той части страхового законодательства, которая непосредственно связана с обязательным страхованием гражданской ответственности.
К задачам данной работы относятся:
1. описание страхования транспортных средств в России;
2. исследование нормативной базы;
3. разработка конкретных мер по практической реализации и повышению эффективности функционирования механизма обязательного страхования.
Введение. 2
1. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. 3
1.1. Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида правоотношений и его место среди других видов страхования. 3
1.2. Порядок и условия обязательного страхования владельцев транспортных средств. 6
2. Страхование различных видов транспортных средств. 8
2.1. Страхование автомототранспорта. 9
2.2. Страхование средств воздушного транспорта. 10
2.3. Страхование средств водного транспорта. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы. 16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский государственный
Кафедра «Бухгалтерский учет, финансы и аудит»
Реферат
по дисциплине «Страхование»
На тему: «Страхование средств транспорта»
Выполнила
Студентка ЭФ4 – 1004Д
Кряковкина В.В.
Проверила:
Тарасова Н.В.
Москва 2013
Содержание
Введение.
1. Страхование гражданской ответственности
владельцев транспортных средств.
1.1. Понятие страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств как вида правоотношений и его
место среди других видов страхования.
1.2. Порядок и условия
2. Страхование различных видов
транспортных средств.
2.1. Страхование автомототранспорта.
2.2. Страхование средств
2.3. Страхование средств
водного транспорта.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение
Многие виды деятельности, необходимые для нормального функционирования общества, таят в себе одновременно угрозу безопасности и здоровью граждан, вероятность нанесения ущерба третьим лицам. В соответствии с общепринятой мировой практикой виновная сторона при этом обязана полностью компенсировать ущерб, причиненный третьей стороне, даже если ущерб носил невиновный или случайный характер. В этой ситуации договор страхования ответственности, заключенный страхователем со страховой организацией, с одной стороны, защищает страхователя от финансовых потерь, которые он может понести в результате предъявлении к нему по решению суда исков о погашении ущерба, причиненного третьей стороне. С другой стороны система страхования ответственности защищает имущественные интересы третьих лиц, поскольку у виновной в нанесении ущерба стороны может попросту не оказаться достаточно средств, чтобы оплатить убытки. Поэтому к числу обязательных видов страхования в большинстве стран относится, в первую очередь страхование ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьими лицами. Транспортные происшествия могут иметь довольно серьезные последствия с точки зрения причинения материального ущерба.
Актуальность данной работы состоит в том, чтобы выявить проблемы страхования транспортных средств в России. Целью исследования этой работы: анализ федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также, той части страхового законодательства, которая непосредственно связана с обязательным страхованием гражданской ответственности.
К задачам данной работы относятся:
1. описание страхования транспортных средств в России;
2. исследование нормативной базы;
3. разработка конкретных мер по практической реализации и повышению эффективности функционирования механизма обязательного страхования.
1. Страхование гражданской
ответственности владельцев
1.1. Понятие страхования
гражданской ответственности
Страхование ответственности
владельцев автотранспортных средств
является наиболее известным видом
страхования гражданской
Основой проведения страхования ответственности владельцев автотранспортных средств является установленная гражданским законодательством обязанность владельца средства транспорта возмещать вред, причиненный третьим лицам при его эксплуатации. При этом такая обязанность, как правило, возникает независимо от наличия вины владельца при причинении ущерба, что вызвано отнесением автотранспортных средств к источникам повышенной опасности для окружающих.
Так, в соответствии со ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения такого вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют средством транспорта на праве собственности, аренды, по доверенности на право управления транспортным средством либо на ином законном основании. При этом указанные лица освобождаются от обязанности возмещать вред, причиненный их средством транспорта, лишь в случаях, если они докажут, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, непреодолимой силы или что средство транспорта выбыло из их обладания в результате противоправных действий других лиц.
По договору страхования ответственности владельцев средств автотранспорта страховщики принимают на себя обязанность возместить в пределах оговоренных лимитов ответственности ущерб, нанесенный страхователем (застрахованным лицом) при эксплуатации автотранспортных средств третьим лицам, при условии, что такой ущерб должен быть компенсирован страхователем (застрахованным лицом) в соответствии с законодательством. Страхователями в данном виде могут выступать как юридические, так и физические лица. Застрахована, может быть как ответственность самого страхователя, так и других лиц, являющихся владельцами указанных в договоре транспортных средств.
Объектом страхования
являются имущественные интересы владельца
автотранспортного средства, связанные
с его обязанностью в порядке,
установленном гражданским
В договоре страхования могут быть оговорены: круг лиц, имеющих право на вождение застрахованным средством транспорта; территория, за ДТП в пределах которой страховщик несет ответственность, и другие ограничения. Условия страхования могут предусматривать обязательства страховщика возместить ущерб, причиненный третьим лицам, по вине пассажиров застрахованного средства транспорта или иных лиц, пользующихся им (например, в случае, когда пассажир открывает дверь автомобиля и сбивает едущего сзади велосипедиста).
Важное место в условиях страхования занимает перечень случаев, за последствия которых страховщик не несет обязательств по страховым выплатам. При этом при проведении страхования в обязательной форме он, как правило, уже, чем при заключении договоров добровольного страхования.
Практика страхования средств транспорта на российском страховом рынке в основном предусматривает существование трех отдельных видов автомобильных видов страхования: страхование автокаско, страхование гражданской ответственности, страхование от несчастных случаев водителей и пассажиров в средстве транспорта.
В практике страхования наиболее распространено страхование автокаско. По риску "Угон" предполагается возмещение убытков, возникших в результате хищения (кражи, грабежа, разбоя) застрахованного транспортного средства. По риску "ущерб" предполагается возмещение убытков, возникших в результате повреждения или гибели застрахованного транспортного средства или отдельных его деталей (частей) вследствие:
1) столкновения, наезда,
опрокидывания, падения,
2) пожара, удара молнии, взрыва;
3) стихийных бедствий, падения инородных предметов, в том числе снега и льда.
Стоимость полиса страхования автокаско зависит от марки автомобиля, его рыночной стоимости и перечня выбранных рисков. Если автомобиль оснащен дополнительным оборудованием, не включенным в комплектацию завода-изготовителя, его необходимо страховать отдельно. В связи с довольно высокой стоимостью услуги, не каждый автомобилист готов заключить подобный договор страхования. Однако владельцы дорогих иномарок, как правило, предпочитают застраховать свой автомобиль по полному пакету рисков. Хозяева отечественных автомобилей часто выбирают частичное каско (только ущерб) и страхование автогражданской ответственности.
В последнее время наметилась тенденция в сторону увеличения комплексных полисов автострахования и страхования гражданской ответственности. Интересно отметить, что популярность различных типов полисов не зависит от модели автомобиля и, по-видимому, является результатом осознанного выбора автовладельцев (т.е. рост доходов страхователей практически не меняет их предпочтений). Полисы, включающие страхование от несчастных случаев, не столь популярны.
Объектом страхования от несчастных случаев являются имущественные интересы Страхователя, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью Страхователя или лиц, находящихся в момент наступления страхового случая в застрахованном транспортном средстве.
Страхование автотранспорта сегодня переживает период интенсивного развития по сравнению с прошлыми годами. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, именно автострахование в наиболее полной мере отвечает представлениям граждан о том, что же собственно, должно давать страхование человеку: обеспечивать выполнение законов сохранения для отдельно взятого индивидуума. Автомобиль является той первой роскошью, которую мы позволяем себе по итогам периода первоначального накопления. И очень страшно, что с этой движимой роскошью может случиться нечто непредвиденное. Другая не менее важная причина повышенного интереса к автострахованию состоит, как ни удивительно, в существовании большого количества законов, постановлений и инструкции, регламентирующих эксплуатацию автотранспортного средства и поведение автовладельца на дороге и вне ее. При всем несовершенстве правил и процедур они понятны и они работают. Автовладельцу это помогает вполне осознавать меру риска, в том числе в денежном выражении, а страховым компаниям - получать подтверждение обстоятельств страхового случая. В пользу автострахования говорит также опыт поколений - многим оно знакомо еще со времен Госсстраха, а также мировой опыт страхования автотранспортных средств в большинстве стран является обязательным.
1.2. Порядок и условия
обязательного страхования
Обязательное страхование осуществляется владельцами транспортных средств путем заключения со страховщиками договоров обязательного страхования. В договорах обязательного страхования указываются транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована.
По договору обязательного страхования является застрахованным риск гражданской ответственности самого страхователя, иного названного в договоре обязательного страхования владельца транспортного средства, а также других использующих транспортное средство на законном основании владельцев.
При заключении договора
обязательного страхования
При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия указанного договора (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками в письменной форме и бесплатно.
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при определении коэффициентов страховых тарифов, применяемых при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Правительством Российской
Федерации устанавливаются
Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств.
1. Владельцы транспортных
средств вправе заключать
Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан, признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)
Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования (пункт 2 статьи 9 настоящего Федерального закона).