Страхование средств воздушного и ракетно-космического транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:35, доклад

Описание работы

В числе видов имущественного авиастрахования самый важный - это каско-страхование авиационных транспортных средств. Его предметом является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиаперевозчика. Это может быть наводнение, удар молнии, пожар, взрыв - в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня. Тарифы по этому виду страхования составляют от 1 до 5% страховой суммы.

Файлы: 1 файл

Страхование средств воздушного и ракетно.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Страхование средств воздушного и ракетно-космического транспорта

Авиационное страхование - это совокупность видов  страхования, включающая:

• страхование  рисков авиационного предприятия, прежде всего воздушных судов;

• страхование  ответственности за продукт в авиации.

При более  широком подходе сюда же можно  включить страхование рисков промышленного  производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.

Страхование рисков авиакомпании включает:

• различные  виды страхования имущества (прежде всего каско);

• страхование  гражданской ответственности;

• страхование  экипажа;

• страхование  рисков, связанных с наличием собственной  службы эксплуатации, ангаров для  стоянки самолетов и т.д.

В числе  видов имущественного авиастрахования  самый важный - это каско-страхование авиационных транспортных средств. Его предметом является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиаперевозчика. Это может быть наводнение, удар молнии, пожар, взрыв - в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня. Тарифы по этому виду страхования составляют от 1 до 5% страховой суммы.

Не включаются в состав страхового покрытия ущербы, которые непосредственно или  косвенным образом связаны с  военными событиями, актами террора, насилия  или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, угоном самолетов, их арестом, конфискацией и всеми другими видами изъятия по воле властей.  

В большинстве  развитых стран авиаперевозчики  по закону обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб. Законодательством установлены обязательные виды страхования и лимиты ответственности по каждому виду. Однако на практике авиакомпании заключают договоры страхования на значительно большие суммы, так как средства, которые им приходится платить по гражданским искам, связанным с авиакатастрофами, порой способны привести авиакомпанию к финансово­му краху.

В международной  практике страхование ответственности  держателя воздушного судна, авиаперевозчика  и обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев часто объединяются в один полис с общим лимитом ответственности.

Страхование экипажа предлагается в двух формах:

• страхование  на случай потери лицензии;

• страхование  бортового персонала от несчастных случаев. Из страхового покрытия исключаются  случаи:

• утраты профессиональной пригодности из-за заболеваний нервного и психического характера независимо от того, являются ли они результатом несчастного случая или длительных органических изменений;

• умышленных действий, ведущих к профессиональной нетрудоспособности, включая попытки самоубийства;

• алкоголизма  или потребления наркотических  средств и ядовитых веществ;

• совершения или попытки совершения преступления;

• участия  в соревнованиях.

Для защиты от рисков, связанных с техническим  обслуживанием воздушных судов, предлагаются следующие виды страхования: 

• страхование  монтажных рисков;

• каско-страхование RmnvntHoro судна в мастерской;

• страхование  от огня;

• страхование  ответственности за продукт.

Основой страхования ответственности за продукт в авиации служат общие  юридические нормы ответственности за причиненный ущерб. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Предметом специального авиационного страхования ответственности за продукт являются риски нанесения ущерба авиапредприятию вследствие случайных ошибок при конструировании, изготовлении и поставке воздушных транспортных средств или их частей, а также ошибок, связанных с монтажом, обслуживанием, ремонтом и транспортировкой воздушных транспортных средств и их частей.

Страхование ракет-носителей и космических  аппаратов является частью страхования  ракетно-космических рисков. Это  новый, развивающийся вид страхования, история которого началась в 1965 г., когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата.

Особенностью  первых договоров по страхованию  космических рисков была оговорка о франшизе - «привилегия на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и благодаря оговорке о франшизе страховые выплаты не были произведены.

С 1975 г. страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться без  привилегий, покрытие было расширено  за счет включения рисков, связанных  с производством космических  объектов и их функционированием  на рабочей орбите. 

В настоящее время уже накоплен опыт по страхованию ракетно-космической техники на всех этапах ее изготовления и эксплуатации, однако этот вид страхования продолжает оставаться весьма сложным из-за специфических особенностей космической индустрии.

В России началом страхования космической деятельности считается 1986 г., когда была объявлена готовность Советского Союза страховать космические аппараты. Практически же этот вид страхования был освоен отечественными страховыми компаниями с начала 90-х гг. XX в. после принятия таких законов, как законы о космической деятельности, о страховании и др. В авиационном страховании, в страховании ракетно-космических рисков выделяют каско-страхование ракеты-носителя и запускаемого аппарата, страхование экипажа и пассажиров космического корабля и страхование гражданской ответственности го­сударства, владельца космического аппарата и организации, производящей запуск за вред третьим лицам и окружающей среде на случай аварии при запуске или в полете. Отдельно может быть застрахована и гражданская ответственность производителя ракетно-космической техники за качество своей продукции.

Во время  производства космический объект, средства выведения, оборудование, материалы, транспортные средства и прочие элементы подвергаются рискам, покрываемым традиционными видами страхования. Во время предпусковых операций космические объекты и средства выведения подвергаются специфическим рискам, так как относительно легковесные конструкции находятся под воздействием тепловых, механических и других опасных влияний. Особенно велик риск в период монтажа, стыковки выводимого объекта со средством выведения, а также при установке средства выведения на стартовой позиции и его заправке значительной массой взрывчатых и опасных для людей и окружающей среды компонентов.

В условиях страхования период запуска обычно определяется как время от начала зажигания двигателей средства выведения до вывода полезной нагрузки в заданную точку орбиты или посадки спускаемого аппарата или капсулы. Период запуска может включать в себя этап контрольной проверки и первоначальный (гарантийный) этап эксплуатации систем полезной нагрузки. В период вывода на переходную орбиту объект подвергается наиболее серьезным опасностям: риска механического разрушения, отклонения от заданной орбиты, что уже нельзя скорректировать без использования значительного количества топлива для маневровых двигателей объекта и сокращения соответствующего времени его эксплуатации. Существуют и другие риски гибели и повреждения - в результате резкого ускорения, перепада давления, акустических возмущений, ударных, тепловых и радиационных воздействий. К настоящему времени имеется немало случаев потенциальных угроз значительного ущерба третьим лицам. Один из таких примеров -падение второй ступени ракеты-носителя «Сатурн-5», вес которой составлял 22 т. Падение произошло в восточной части Атлантического океана - падение обломков американской космической лаборатории «Skylab» общим весом около 80 т на западное побережье Австралии в июле 1979 г. Имелись случаи аварий такого рода и с отечественными космическими аппаратами. Обломки отработавшей орбитальной станции «Салют-7» упали на территорию Аргентины, а один из спутников серии «Космос» при падении на территорию Канады загрязнил значительную территорию радиоактивными веществами.

Российская  космическая станция «Мир» была сведена с орбиты и затоплена в районе Тихого океана. Подразделение французской страховой компании AGF и ряд синдикатов крупнейшей английской страховой корпорации Lloyds обьявили о страховке рисков, связанных с возможным ущербом от падения российской космической станции «Мир». Три российские компании - «Мега-русс», «АВИКОС» и ПСК («УралСиб»), также заявили о страховой ответственности в случае, если в процессе сведения станции с орбиты отдельные ее фрагменты упадут на территории каких-либо стран.

Наиболее  крупная выплата, произведенная  в России за это время, - возмещение ущерба от потери спутника связи Экспресс-А, который был утрачен 27 октября 1999 г. в результате аварии ракеты-носителя Протон-К. Сумма страхового возмещения тогда составила $ 6,1 млн.

В январе-феврале 1999 г. сошли с орбиты и сгорели  в плотных слоях земной атмосферы 2 российских спутника связи серии  «Молния», спутник морской разведки «Космос-2335» и радиолюбительский  спутник «PC-18». В начале 1999 г. произошла  авария ракеты-носителя «Зенит-2» по программе Globalstar. В результате этой аварии страховая группа «Мегарусс» возместила причиненные аварией убытки в размере $5,01 млн «по гибели ракеты» и 4 млн руб. по договору страхования ответственности в отношении третьих лиц -республики Хакасия и Алтай понесли материальные убытки в результате падения на их территории фрагментов ракеты-носителя. Позже в 1999 г. - 5 июля и 27 октября - произошло еще две аварии российской ракеты-носителя «Протон» над территорией Республики Казахстан. 5 июля ракета с неотработанной третьей ступенью и спутником военного назначения «Радуга» на борту упала во двор жилого дома, общая масса упавшего объекта составила более 80 т. Причем в третьей ступени находилось 46 т ядовитого ракетного топлива, около 20 т топлива было в разгонном блоке. Страховая группа «Мегарусс» возместила ущерб в размере $ 15 млн в связи с этой аварией.

Наряду  с ракетами и запускаемыми аппаратами страхуются и экипажи от несчастного  случая. В России впервые экипаж космического корабля был застрахован в 1991 г. Это были космонавты «Союза ТМ-12» А. Арцебарский и С. Крикалев.

Информация о работе Страхование средств воздушного и ракетно-космического транспорта