Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:35, доклад
В числе видов имущественного авиастрахования самый важный - это каско-страхование авиационных транспортных средств. Его предметом является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиаперевозчика. Это может быть наводнение, удар молнии, пожар, взрыв - в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня. Тарифы по этому виду страхования составляют от 1 до 5% страховой суммы.
Страхование средств воздушного и ракетно-космического транспорта
Авиационное страхование - это совокупность видов страхования, включающая:
• страхование рисков авиационного предприятия, прежде всего воздушных судов;
• страхование ответственности за продукт в авиации.
При более широком подходе сюда же можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.
Страхование рисков авиакомпании включает:
• различные виды страхования имущества (прежде всего каско);
• страхование гражданской ответственности;
• страхование экипажа;
• страхование рисков, связанных с наличием собственной службы эксплуатации, ангаров для стоянки самолетов и т.д.
В числе видов имущественного авиастрахования самый важный - это каско-страхование авиационных транспортных средств. Его предметом является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиаперевозчика. Это может быть наводнение, удар молнии, пожар, взрыв - в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня. Тарифы по этому виду страхования составляют от 1 до 5% страховой суммы.
Не включаются
в состав страхового покрытия ущербы,
которые непосредственно или
косвенным образом связаны с
военными событиями, актами террора, насилия
или саботажа, забастовками, гражданскими
волнениями, угоном самолетов, их арестом,
конфискацией и всеми другими видами изъятия
по воле властей.
В большинстве развитых стран авиаперевозчики по закону обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб. Законодательством установлены обязательные виды страхования и лимиты ответственности по каждому виду. Однако на практике авиакомпании заключают договоры страхования на значительно большие суммы, так как средства, которые им приходится платить по гражданским искам, связанным с авиакатастрофами, порой способны привести авиакомпанию к финансовому краху.
В международной практике страхование ответственности держателя воздушного судна, авиаперевозчика и обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев часто объединяются в один полис с общим лимитом ответственности.
Страхование экипажа предлагается в двух формах:
• страхование на случай потери лицензии;
• страхование бортового персонала от несчастных случаев. Из страхового покрытия исключаются случаи:
• утраты профессиональной пригодности из-за заболеваний нервного и психического характера независимо от того, являются ли они результатом несчастного случая или длительных органических изменений;
• умышленных действий, ведущих к профессиональной нетрудоспособности, включая попытки самоубийства;
• алкоголизма или потребления наркотических средств и ядовитых веществ;
• совершения или попытки совершения преступления;
• участия в соревнованиях.
Для защиты
от рисков, связанных с техническим
обслуживанием воздушных судов,
предлагаются следующие виды страхования:
• страхование монтажных рисков;
• каско-страхование RmnvntHoro судна в мастерской;
• страхование от огня;
• страхование ответственности за продукт.
Основой страхования ответственности за продукт в авиации служат общие юридические нормы ответственности за причиненный ущерб. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Предметом специального авиационного страхования ответственности за продукт являются риски нанесения ущерба авиапредприятию вследствие случайных ошибок при конструировании, изготовлении и поставке воздушных транспортных средств или их частей, а также ошибок, связанных с монтажом, обслуживанием, ремонтом и транспортировкой воздушных транспортных средств и их частей.
Страхование ракет-носителей и космических аппаратов является частью страхования ракетно-космических рисков. Это новый, развивающийся вид страхования, история которого началась в 1965 г., когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата.
Особенностью первых договоров по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе - «привилегия на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и благодаря оговорке о франшизе страховые выплаты не были произведены.
С 1975 г.
страховая практика изменилась: договоры
на запуск стали оформляться без
привилегий, покрытие было расширено
за счет включения рисков, связанных
с производством космических
объектов и их функционированием
на рабочей орбите.
В настоящее время уже накоплен опыт по страхованию ракетно-космической техники на всех этапах ее изготовления и эксплуатации, однако этот вид страхования продолжает оставаться весьма сложным из-за специфических особенностей космической индустрии.
В России началом страхования космической деятельности считается 1986 г., когда была объявлена готовность Советского Союза страховать космические аппараты. Практически же этот вид страхования был освоен отечественными страховыми компаниями с начала 90-х гг. XX в. после принятия таких законов, как законы о космической деятельности, о страховании и др. В авиационном страховании, в страховании ракетно-космических рисков выделяют каско-страхование ракеты-носителя и запускаемого аппарата, страхование экипажа и пассажиров космического корабля и страхование гражданской ответственности государства, владельца космического аппарата и организации, производящей запуск за вред третьим лицам и окружающей среде на случай аварии при запуске или в полете. Отдельно может быть застрахована и гражданская ответственность производителя ракетно-космической техники за качество своей продукции.
Во время производства космический объект, средства выведения, оборудование, материалы, транспортные средства и прочие элементы подвергаются рискам, покрываемым традиционными видами страхования. Во время предпусковых операций космические объекты и средства выведения подвергаются специфическим рискам, так как относительно легковесные конструкции находятся под воздействием тепловых, механических и других опасных влияний. Особенно велик риск в период монтажа, стыковки выводимого объекта со средством выведения, а также при установке средства выведения на стартовой позиции и его заправке значительной массой взрывчатых и опасных для людей и окружающей среды компонентов.
В условиях страхования период запуска обычно определяется как время от начала зажигания двигателей средства выведения до вывода полезной нагрузки в заданную точку орбиты или посадки спускаемого аппарата или капсулы. Период запуска может включать в себя этап контрольной проверки и первоначальный (гарантийный) этап эксплуатации систем полезной нагрузки. В период вывода на переходную орбиту объект подвергается наиболее серьезным опасностям: риска механического разрушения, отклонения от заданной орбиты, что уже нельзя скорректировать без использования значительного количества топлива для маневровых двигателей объекта и сокращения соответствующего времени его эксплуатации. Существуют и другие риски гибели и повреждения - в результате резкого ускорения, перепада давления, акустических возмущений, ударных, тепловых и радиационных воздействий. К настоящему времени имеется немало случаев потенциальных угроз значительного ущерба третьим лицам. Один из таких примеров -падение второй ступени ракеты-носителя «Сатурн-5», вес которой составлял 22 т. Падение произошло в восточной части Атлантического океана - падение обломков американской космической лаборатории «Skylab» общим весом около 80 т на западное побережье Австралии в июле 1979 г. Имелись случаи аварий такого рода и с отечественными космическими аппаратами. Обломки отработавшей орбитальной станции «Салют-7» упали на территорию Аргентины, а один из спутников серии «Космос» при падении на территорию Канады загрязнил значительную территорию радиоактивными веществами.
Российская космическая станция «Мир» была сведена с орбиты и затоплена в районе Тихого океана. Подразделение французской страховой компании AGF и ряд синдикатов крупнейшей английской страховой корпорации Lloyds обьявили о страховке рисков, связанных с возможным ущербом от падения российской космической станции «Мир». Три российские компании - «Мега-русс», «АВИКОС» и ПСК («УралСиб»), также заявили о страховой ответственности в случае, если в процессе сведения станции с орбиты отдельные ее фрагменты упадут на территории каких-либо стран.
Наиболее крупная выплата, произведенная в России за это время, - возмещение ущерба от потери спутника связи Экспресс-А, который был утрачен 27 октября 1999 г. в результате аварии ракеты-носителя Протон-К. Сумма страхового возмещения тогда составила $ 6,1 млн.
В январе-феврале
1999 г. сошли с орбиты и сгорели
в плотных слоях земной атмосферы
2 российских спутника связи серии
«Молния», спутник морской разведки
«Космос-2335» и
Наряду с ракетами и запускаемыми аппаратами страхуются и экипажи от несчастного случая. В России впервые экипаж космического корабля был застрахован в 1991 г. Это были космонавты «Союза ТМ-12» А. Арцебарский и С. Крикалев.
Информация о работе Страхование средств воздушного и ракетно-космического транспорта