1 Страхование в аграрном
секторе.
2004 Кабинета Министров
пришлось в пожарном режиме
принимать решения о выделении
средств на преодоление последствий
ущерба аграрных рисков. Это еще
раз убеждает в том, что такая
общегосударственная программа
необходима. Она позволит распределять
расходы на развитие страхования
сельскохозяйственных рисков равномерно
на протяжении определенного
периода времени и создать
пiдгрунтя передбачуваностi в сфере аграрного
производства.
В 2005 году впервые,
на выполнение требований Закона
Украины "О государственной
поддержке сельского хозяйства
Украины" Государственным бюджетом
Украины были предусмотрены средства
в сумме 54 млн грн, которые должны
были быть направлены на удешевление стоимости
страховых премий (взносов), фактически
уплаченных субъектами аграрного рынка
при комплексном и индексном страховании
сельскохозяйственной продукции. Исходя
из показателей страхования сельскохозяйственных
культур за 2005 год, финансовой поддержкой
по удешевлению стоимости страховых премий
(взносов) воспользовалось лишь 934 субъекта
аграрного рынка. При этом застраховано
площади в объеме 390,6 тыс. га согласно условиям
Порядка финансовой поддержки, что составляет
6,4 проц. от площади засеянных озимых культур
под урожай 2006 года. Объем фактически уплаченных
страховых премий субъектами аграрного
рынка составил – 12,8 млн. грн, из которых
возмещено из государственного бюджета
5,8 млн. гривен – это лишь 10,7 проц. от предусмотренных
средств на 2005 год [31] Приведенные данные
свидетельствуют, что страхование урожаев сельскохозяйственных
культур в Украине развивается медленно.
Причинами этого является
неудовлетворительное финансовое состояние
сельхозпроизводителей, в частности,
недостаточность у них оборотных
средств, что и обусловило необходимость
применения мер государственной
поддержки в сфере страхования
сельскохозяйственных рисков. Однако,
уровень использования бюджетных
средств, предназначенных для выплаты
страховых субсидий показывает, что существующее
положение правового регулирования этих
отношений является несовершенным и недостаточным.
Во-первых, не был предусмотрен механизм
выплаты страховых субсидий при страховании
рисков повреждения или утраты капитальных
активов. Во-вторых, не создана государственная
специализированное учреждение – Фонд
аграрных страховых субсидий, который
должен был стать распорядителем бюджетных
средств и проводником государственной
политики на рынке страхования аграрных
рисков.
Несмотря на то, что
указанный Фонд фактически так
и не начал свою деятельность,
летний опыт применения норм
Закона Украины "О государственной
поддержке сельского хозяйства
Украины" показывает, что функции
Фонда не должны ограничиваться
лишь процедурами предоставления
самых субсидий. Фонд должен стать
центром накопления и обработки
информации о состоянии аграрного
страхования, своевременность и
эффективность мер государственной
поддержки. Указанная информация,
в свою очередь, станет основой
для принятия управленческих
решений по соответствующей коррекции
государственной политики по
регулированию отношений страхования
аграрных рисков и принятия
мер по развитию страхового
рынка. Развитый страховой рынок
может создать предпосылки для
снижения рискованности сельскохозяйственного
производства, устранения или минимизации
последствий кризисных явлений
и, наконец, способствовать устойчивом
экономическом развитии аграрного
сектора.
В наше время уже создан
проекта Закона Украины "О внесении
изменений в Закон Украины" О государственной
поддержке сельского хозяйства Украины
", целью которого является согласование
отдельных правовых норм, приведения их
в соответствие требованиям ВТО и ЕС, совершенствование
механизма страхования в агропромышленном
комплексе, в частности в части страхования
капитальных активов, уточнения названия
и содержания государственного учреждения
на рынке страхования (Агентство), перечня
страховых услуг, на которые распространяется
государственная компенсация страховых
премий (взносов) и увеличение количества
получателей страховых субсидий и их максимального
размера, способствовать снижению рискованности
сельскохозяйственного производства.
Это, в свою очередь усилит
гарантии экономической и продовольственной
безопасности государства, создаст
благоприятные условия для развития
аграрного сектора экономики, защиты
интересов сельскохозяйственных предприятий
Предложенный проект внесения изменений
в Закон Украины "О государственной
поддержке сельского хозяйства
Украины" предусматривает совершенствование
существующих процедур и механизмов
предоставления государственной поддержки
и имеет целью улучшить нормативно-правовое
регулирование отношений страхования
в аграрном секторе косвенно –
путем создания для субъектов стимулов
и должной мотивации более активно применять страхование рисков, связанных с осуществлением
хозяйственной деятельности. В связи с
незначительным объемом и неразвитостью
страховых услуг в аграрном сектора экономики
в Украине возникает необходимость осуществления
постоянного мониторинга и анализа состояния
страхования сельскохозяйственных рисков
и постоянного совершенствования страхования
в агропромышленном комплексе. Необходимо
заметить, что в одной стране не существует
на сто процентов эффективной системы
государственной поддержки страхования
и управления рисками в агросекторе. Однако
достижение максимальной эффективности
использования бюджетных средств возможно
лишь при условии своевременного и гибкого
реагирования на те изменения и тенденции,
возникающие на страховом рынке и в сегменте
страхования аграрных рисков, в частности.
Именно поэтому в законопроекте предлагается,
предусмотрено делегирование в состав
компетенции правительства – Кабинета
Министров Украины полномочий по установлению
(просмотра) перечня рисков страхования
которых подлежит субсидированию, перечня
капитальных активов, предельных размеров
франшизы и частей страховых премий покрывается
субсидией. В такой ситуации отпадает
необходимость перманентного внесения
изменений в закон, что само по себе является
длительным по времени и процедурно громоздким
процессом, который делает невозможным
оперативность правового реагирования
на общественные отношения.
Таким образом, существует возможность
создания логически построенной
модели государственной поддержки
страхования в аграрном секторе
при которой: – нормами специального
закона – Закона Украины "О государственной
поддержке сельского хозяйства
Украины" устанавливаться правовые
основания бюджетного финансирования,
целевое использование средств,
определяются объекты страхования которых
поддерживается государственным субсидированием,
а также врегульовуватиметься порядок
создания и состав компетенции специализированного
государственного учреждения по поддержке
страхования аграрных рисков; – Законом
Украины о Государственном бюджете устанавливаться
конкретные объемы финансирования и определяться
распорядитель бюджетных средств – Кабинет
Министров Украины на основании данных
системного анализа, проводиться Национальным
агентством по государственной поддержке
аграрного страхования (прототип Фасс),
и в зависимости от сложившейся ситуации
на аграрном и страховом рынках осуществлять
непосредственное регулирование условий
страхования по тем видам страхования,
которые обеспечиваются средствами государственной
поддержки (субсидии). Итак преимущества
предложенного подхода заключаются в
том, что он позволит сэкономить время
и ресурсы, обеспечит своевременность
реагирования на складывающуюся ситуацию
на рынке и, в конце концов, даст возможность
более эффективно использовать средства
государственного бюджета.
Создание Национального
агентства по государственной поддержке
аграрного страхования целесообразна
ввиду планы Украины по вступлению
в ВТО и других шагов, направленных на
интеграцию в мировые и европейские структуры.
Политика ВТО и долгосрочная политика
ЕС состоит в постепенном отказе от предоставления
прямой государственной поддержки производству
в пользу предоставления таких видов поддержки,
которые способствуют стабилизации доходов
населения (зеленая ящик). Поддержка мероприятий
по управлению рисками сельскохозяйственного
производства относится именно к таким
видам государственной поддержки, которые
не противоречат принципам ВТО. Следовательно,
такая организация, как "Национальное
агентство по государственной поддержке
аграрного страхования", имеет значительно
лучшие перспективы с точки зрения интеграции
Украины в европейские и мировые структуры,
чем "Фонд аграрных страховых субсидий",
в названии которого упор делается на
предоставлении субсидий, а не на помощи
сельскохозяйственным производителям
в управлении их рисками.
2 Авиационное
страхование.
Раздел 17 Воздушного
кодекса Украины
Авиационное страхование
Статья 103. Обязательное
страхование
Воздушный перевозчик и исполнитель
воздушных работ обязаны страховать
членов экипажа и авиационного персонала,
которые пребывают на борту воздушного
судна, собственные, арендованные и
переданные им в эксплуатацию воздушные
суда, а также свою ответственность
относительно возмещения убытков, причиненных
пассажирам, багажу, почте, грузу, принятой
для перевозки; другим пользователям
воздушного транспорта а все эксплуатанты
- третьим лицам не ниже уровня, установленного
Правительством Украины.
Обязательное страхование, предусмотренное частью первой
этой статьи, осуществляется страховщиками,
которые признаны такими в соответствии
с законодательством Украины, получили
в установленном порядке лицензии на осуществление
этого вида страхования и являемся членами
Авиационного страхового бюро.
Авиационное страховое бюро
осуществляет координацию деятельности
страховщиков в области страхования
авиационных рисков и представляет
их интересы в международных объединениях
страховщиков. Образование Авиационного
страхового бюро и его государственная
регистрация осуществляются в порядке,
определенном Кабинетом Министров
Украины.
Статья 104. Добровольное
страхование
По желанию пассажира
или другого пользователя воздушного
транспорта возможно добровольное страхование
путем заключения соответствующего
договора
Статья 105. Страхование
при авиационных работах
Заказчик обязан страховать
своих работников, лиц, связанных
с обеспечением технологического процесса
при выполнении авиационных работ,
и пассажиров, которые перевозятся по
его заявке без приобретения билетов.
Эксплуатант обязан страховать
свою ответственность относительно возмещения
убытков, которые могут быть нанесены
им при выполнении авиационных работ.
Статья 106. Страховой
фонд безопасности авиации Украины
С целью возмещения ущерба
пострадавшим от авиационного происшествия,
стихийного бедствия и стимулирования
профилактической деятельности относительно
повышения безопасности авиации
Украины, проведение поисковых и
аварийно-спасательных работ в установленном
порядке создается страховой
фонд безопасности авиации, средства которого
направляются на осуществление деятельности
авиации Украины. Этот фонд создается
за счет поступления отчислений от
платежей по обязательным видам страхования
в размере, который определяется
Правительством Украины.
3 Страхование морских
рисков.
Объекты страхования:
- Морские суда
- Речные суда
- Маломерные суда (яхты, катера и др.)
ЗАО "Страховая компания "Основа"
проводит страхование КАСКО судов
с тремя вариантами страхового покрытия:
- С ответственностью за полную гибель и повреждение
- С ответственностью за повреждение
- С ответственностью за полную гибель
Дополнительно могут
быть застрахованы:
- убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам вследствие столкновения судов
- убытки, которые страхователь обязан оплатить третьим лицам вследствие повреждений застрахованным судном какого-либо плавучего, неподвижного или иного объекта
- убытки от потери фрахта в период аварийного простоя
- убытки, происшедшие вследствие военных действий или военных мероприятий и их последствий, гражданских войн, народных волнений, трудовых конфликтов
- убытки, вызванные действиями правительственных органов в отношении застрахованного судна
Страховая сумма
определяется, исходя из реальной стоимости
судна на момент заключения договора страхования.
Стоимость страхования.
Страховые тарифы по всем направлениям
морского страхования рассчитываются
индивидуально для каждого клиента, после
заполнения заявления на страхование.
Факторы, определяющие страховой тариф:
- Страховая сумма
- Регионы плаванья
- Год постройки судна
- Вариант страхового покрытия
- Имели ли место убытки
- Наличие исключений из покрытия
- Продолжительность сотрудничества с данным страхователем
- Каналы перестрахования и т.д. и т.п.
Дополнительные
преимущества:
- Франшиза по каждому судну определяется в зависимости от страховой суммы. При полной гибели судна франшиза не применяется.
- При страховании маломерных судов ЗАО "Страховая компания "Основа" предлагает своим клиентам непрерывную защиту имущественных интересов, связанных с эксплуатацией и хранением судна в навигационный и ненавигационный периоды.