Страхование в Нижегородской области (обзор рынка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:43, реферат

Описание работы

В данной контрольной работе рассматриваются теоретические и аналитические аспекты истории страхования и современного его состояния. Теоретическая часть контрольной работы включает изучение истории не только страхования на Руси, в Царской России и СССР, но и мирового страхования с древнейших времен до последних веков нашей эры. Аналитическая часть включает исследование современного состояния страхового рынка в России и Нижегородского страхового рынка, в частности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
1. Теоретическая часть. История страхования..............................................................4
1.1. Зарождение страхования......................................................................................................4
1.2. История развития страхования на Руси и в Царской России...........................................5
1.3. Преобразования страхового дела в советской России......................................................8
2. Аналитическая часть. Организация страхового дела в современной России…..14
2.1. Формирование современной законодательной базы страхования.
Современное состояние и перспективы Российского страхового рынка................14
2.2. Страховые организации на Нижегородском рынке........................................................19
ГЛОССАРИЙ.................................................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................................21
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................22

Файлы: 1 файл

контр страхование.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Значительно изменены были организационные основы органов государственного страхования в 1958 г.: страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик. Оперативная самостоятельность Госстраха в каждой союзной республике не нарушала единства страхового дела, так как во всех республиках оно проводилось на основе единого законодательства, по единым правилам и инструкциям Министерства финансов СССР.

В положениях 1958 г. не упоминалось  о наличии в стране государственной страховой монополии. Таким образом, с 25 октября 1958 г. де-факто государственная страховая монополия была отменена, хотя продолжала действовать по инерции, поскольку ни одно ведомство, ни одна организация "не осмеливались" нарушить страховую дуополию Госстраха и Ингосстраха.

К числу организационных  недостатков этого времени следует  отнести дробление ранее единого страхового фонда на 15 неравных частей (по числу союзных республик) без налаживания системы перестрахования. В этой связи период в течение ряда лет после 1958 г. следует считать третьим разгромом страхового дела в стране.

Демонополизация страхового дела началась в нашей стране только в 1988 г., с принятием Закона "О кооперации в СССР", в соответствии с которым кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование. Однако узкое взаимное кооперативное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование. В настоящее время в России действует более двух тысяч акционерных страховых обществ, создана ассоциация страховых организаций, которая охватывает и государственные страховые фирмы.

Четвертый разгром страхового дела связан с распадом СССР в 1991 г., с явной недооценкой места и роли государственного страхования во всех странах СНГ, в том числе в России, с неуправляемым процессом демонополизации страхового дела. Распад СССР в 1991 г. поставил на грань банкротства государственные страховые организации большинства бывших союзных республик.

 

 

2. Аналитическая  часть.

Организация страхового дела в современной России

2.1. Формирование  современной законодательной базы  страхования.

Современное состояние и перспективы Российского  страхового рынка

Для развития страхового рынка и страхового бизнеса в  Российской Федерации существуют значительные возможности и перспективы, а именно: огромная территория страны, почти 150-миллионное население, наличие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и видов собственности, появление новых видов страхования и др.

В начале 90-х годов  в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ № 4015-1 "О страховании"2 от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

Дальнейшее развитие этого закона произошло в Гражданском  Кодексе РФ (глава 48 «Страхование»).3 ГК РФ уже четко определил, что следует понимать под страхованием имущества, неполным имущественным страхованием, дополнительным имущественным страхованием, страхованием ответственности за причинение вреда, страхованием ответственности по договору, страхованием предпринимательского риска, перестрахованием.

Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и  дополнений в Закон Российской Федерации ''О страховании"»4 изменил название Закона РФ от 27 января № 1015-1 на термин «организация страхового дела». Этот термин более точно выражает сам процесс страхования, в то время как предыдущий закон более точно выражал экономическую категорию.

Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ законодательно ввел следующие важные положения.

1. Страхование расположенных на территории РФ имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц — резидентов Российской Федерации — может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

2. Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории РФ от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.

3. Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тыс. МРОТ — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. МРОТ — при проведении исключительно перестрахования.

Данный закон послужил основанием для разработки программных действий по развитию страхового дела в России.

Постановлением Правительства  РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 были утверждены «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах».5 Основными направлениями намечено, что главной целью является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспечивающей:

  • реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;
  • формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;
  • максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

Для достижения указанных  целей необходимо:

    • обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;
    • проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
    • повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности;
    • развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;
    • совершенствование нормативной базы страховой деятельности. Важнейшими задачами развития национальной системы страхования являются:
    • обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;
    • проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
    • повышение эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности;

Одной из главных тенденций  развития рынка будет концентрация страхового бизнеса, в результате чего финансово слабые страховые организации уступят рынок наиболее устойчивым компаниям, способным развивать национальное страховое дело в соответствии с современными требованиями.

Регулирование структурных  преобразований должно включать защиту добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма, в том числе:

  • пресечение злоупотреблений страховыми организациями доминирующим положением (включая установление необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги);
  • контроль за соглашениями и согласованными действиями страховых организаций, а также за созданием объединений (союзов и ассоциаций) страховых организаций;
  • запрещение действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции на федеральном и региональных рынках страховых услуг;
  • определение на конкурсной основе страховых организаций, привлекаемых к проведению страховых программ с использованием государственных средств;
  • осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг.

Сегодня емкость российского перестраховочного рынка не позволяет надежно защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, морские, космические. С учетом того, что запрет перестрахования за рубежом невозможен, полный отказ от регулирования этого процесса с открытием рынка обусловит передачу практически всей перестраховочной премии на западный страховой рынок. Выход только в разумных протекционистских мерах, включая меры налогового регулирования, сопровождающихся опережающим созданием инфраструктуры перестрахования. Первоочередной задачей является подготовка силами национальных объединений страховщиков свода обычаев делового оборота по перестраховочной деятельности.

Стабильность страхового рынка во многом определяется его  инфраструктурой, которая должна представлять собой слаженно работающий механизм с развитой системой информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц (создание информационно-аналитических центров, проведение регулярных выставок, подготовка ежегодных аналитических докладов по вопросам страхования и др.).

Решение задачи проведения активной структурной политики на рынке  страховых услуг связано со следующими моментами. Основным из них является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования.

В настоящее время  удельный вес обязательного страхования  достиг более чем 40% всего страхового рынка (в 1992 г. — 6%). В основном это следствие введения обязательного медицинского страхования. Практика показала, что быстрый рост обязательного страхования был неизбежен именно в период возникновения и формирования страхового рынка в условиях экономического спада при неразвитой страховой культуре и обеспечивал ускоренную капитализацию рынка.

Однако уже в 1997 г. начался опережающий рост добровольного страхования (30% за год против 16,5% по обязательным видам). Эту положительную тенденцию необходимо поддерживать. Наиболее действенным стимулом здесь являются проведение налоговой политики, отвечающей существу страховых отношений, законодательное закрепление принципов отнесения производимых страхователями затрат на осуществление страховой защиты имущественных интересов к производственным затратам и исключение из совокупного облагаемого дохода физических лиц сумм страховых взносов, уплаченных по договорам страхования.

Важным фактором развития добровольного страхования станет восстановление доверия населения, в первую очередь на основе восстановления сбережений по договорам страхования жизни, заключенным с органами государственного страхования до 1992 г. Это даст возможность активизировать привлечение средств населения в сферу реальной экономики под контролем государства.

В области обязательного  страхования намечено соотнести  существующие и планируемые виды с основными целями социально-экономического развития страны, определить перечень обязательных видов страхования в соответствии с ГК РФ и значимостью страховой защиты имущественных интересов отдельных категорий лиц.

Необходимо прекратить практику необоснованного и неупорядоченного введения новых видов обязательного страхования, порождаемую стремлением к созданию внебюджетных ведомственных фондов, критически оценить обоснованность и эффективность уже существующих фондов. В сжатые сроки на основе федерального закона будет регламентирован порядок осуществления уже введенных видов обязательного страхования, пересмотрен либо отменен ряд действующих нормативных актов, устанавливающих отдельные виды обязательного страхования.

Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимает меры по совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности, разрабатывает экономически обоснованные нормативы деятельности страховых организаций, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы, в первую очередь организаций, осуществляющих долгосрочные виды страхования. Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

1) прямое участие государства  в становлении страховой системы  защиты имущественных интересов, предполагающее:

2) законодательное обеспечение  защиты национального страхового  рынка, включающее:

3) совершенствование  государственного надзора за страховой деятельностью, предполагающее:

По мере укрепления российского  страхового рынка и создания необходимых предпосылок для его развития будет поэтапно проводиться либерализация допуска на него иностранных страховых компаний. Главным направлением станет привлечение зарубежных страховщиков и перестраховщиков в отечественную экономику для создания системы защиты инвестиций.

В то же время в первоочередном порядке необходимо создавать условия для увеличения емкости национального страхового рынка с учетом того, что в любом случае возможности протекционистских решений могут быть весьма ограничены в условиях реальной международной конкуренции.

Бурное развитие страхового дела в России требует участия  иностранных страховых компаний, которых российские страховые компании не допускают к работе в нашей стране, опасаясь конкуренции и потери доходов. Вместе с тем подавляющее количество российских страховых компаний работает не на людей, а на себя, используя деньги страхователей и извлекая из них прибыль.

Информация о работе Страхование в Нижегородской области (обзор рынка)