Страхование в системе международных экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:16, реферат

Описание работы

Страхование внешнеэкономической деятельности имеет ряд серьезных особенностей. До настоящего времени данного вида услуги предоставляются далеко не всеми страховщиками. Причиной этому являются и особенности, и сложности оценки риска. В материале рассматриваются основные подходы к развитию данного вида страхования.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

4. Страхование во внешней торговле

 

В связи с развитием  международной торговли страхование  стало неотъемлемой частью любой  внешнеторговой сделки. Практически  все договоры купли-продажи сопровождаются страхованием. Изменяется в зависимости  от условий каждого контракта  лишь то, на ком лежит обязанность  заключить договор страхования: на продавце либо на покупателе.

Объектами страхования во внешней торговле являются имущественные  интересы: риски утраты грузов, риска  гражданской ответственности сторон (как правило, риск наступления внедоговорной  ответственности), валютные и предпринимательские  и др. Страхователями выступают прежде всего стороны внешнеторговых сделок купли-продажи - продавцы и покупатели, а также перевозчики, которые  страхуют свою гражданскую ответственность  за утрату, порчу, повреждение груза. Рассмотрен основной механизм страхования  внешнеэкономических сделок в странах  СНГ, т. к. эта проблема достаточно актуальна  в данный момент.

Большинство страховых компаний стран СНГ мало используют опыт, который накоплен западными странами, и поэтому их деятельность не совсем эффективна. Слабо отработан механизм транспортного страхования при  торговле со странами СНГ. В результате это ведет к разобщенности, недопониманию, спорам и, как следствие, судебным разбирательствам.

 

5. Страхование ответственности судовладельцев

 

По мере развития научно-технического прогресса и экономических связей между странами развивалось торговое мореплавание. С его развитием  все большее значение приобретала  оценка рисков, связанных с возможным  причинением вреда третьим лицам  в результате перевозки грузов, пассажиров водным транспортом.

  

В результате происшествий на водном транспорте финансовый ущерб, нанесенный третьим лицам, может  значительно превосходить урон, понесенный собственником судна. К тому же человек  и его деятельность сами стали  представлять опасность для водного  пространства, загрязняя его нефтью, топливом и другими ядовитыми  веществами. На ликвидацию экологических  катастроф, вызванных морскими авариями, требуются значительные средства.

Выходом из этой ситуации стало  страхование ответственности судовладельцев, или, как его еще называют, P&I страхование.

   Страхование ответственности  судовладельцев в России представляет  собой сравнительно молодое направление,  претендующее на значительное  место среди прочих видов страхования  по распространенности и экономическому  значению.

   Под судовладельцем  в законодательстве понимается  лицо, эксплуатирующее судно от  своего имени, независимо от  того, является ли оно собственником  судна или использует его на  ином законном основании.

   Целью данного  вида страхования является представление  гарантий страховой защиты от  рисков предъявления претензий,  связанных с судоходством и  эксплуатацией судна.

   Объектом страхования  ответственности судовладельцев  являются имущественные интересы  страхователя, связанные с его  обязанностями в порядке, установленном  законодательством государства  или нормами международного права,  возместить ущерб или осуществить  другие меры в связи с нанесением  вреда третьим лицам вследствие  эксплуатации принадлежащих ему  судов.

   Так как страховым  случаем является предъявление  претензии судовладельцу по договору  страхования его ответственности,  страховщики возмещают суммы  убытков за вред, причиненный  другим судовладельцам и третьи  лицам.

 

Страховые риски:

      • ответственность перед членами экипажа;
      • ответственность перед третьими лицами, не являющимися членами экипажа;
      • ответственность за столкновение с другими судами;
      • ответственность за повреждение неподвижных и плавучих объектов;
      • ответственность за загрязнение природной среды нефтью и другими веществами;
      • ответственность за сохранность грузов при перевозке;
      • расходы по предотвращению и уменьшению убытков, расследованию обстоятельств страховых случаев и судебные издержки;
      • другие риски, принятые в международной практике страхования ответственности.

   Страховщиками могут  выступать страховые организации  и их объединения, однако основными  игроками рынка страхования ответственности  судовладельцев исторически являются  клубы взаимного страхования

6. Страхование автоперевозчиков

Страхование ответственности  автотранспортных организаций и  индивидуальных предпринимателей, оказывающих  услуги по перевозке грузов (далее  — перевозчики), — для внутрироссийских перевозок относительно новый вид  страхования, который все же является необходимым для урегулирования сложных рыночных взаимоотношений  между грузоотправителем, грузополучателем и самим автоперевозчиком.

Страхование ответственности  автоперевозчика означает его страховую  защиту от возможных рисков при выполнении им своих обязательств, связанных с перевозкой грузов. Страхование ответственности автоперевозчика и его ответственности за сохранность груза нельзя путать ни со страхованием грузов, где страхователем является не перевозчик, а грузовладелец, и, соответственно, это страхование защищает интересы грузовладельца, а не автоперевозчика, ни со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, по которому страхуется ущерб, связанный с эксплуатацией самого автотранспортного средства как источника повышенной опасности.

В то же время страхование  ответственности автоперевозчика  важно не только для самого автоперевозчика, как способ компенсации возможных  убытков, но и для клиентов (грузовладельцев), поскольку им предпочтительнее и  надежнее иметь дело с перевозчиком, чьи гарантии

компенсации возможного ущерба, понесенного по его вине, подтверждены соответствующим страховым полисом.

При страховании ответственности  автоперевозчика при внутрироссийских перевозках обычно страхуются определенные группы рисков. Перечень рисков, принятых на страхование, определяется соглашением  сторон и указывается в договоре страхования.

В случае осуществления международных автомобильных перевозок обязанности и ответственность автомобильного перевозчика определяется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ или CMR (англ.) от 19 мая 1956 г., к которой бывший СССР присоединился в 1983 г. Согласно этой Конвенции ее положения применяются к договору перевозки грузов автомобильным транспортом, если пункт отправления и пункт назначения находятся в двух государствах, из которых хотя бы одно является участником Конвенции (CMR). В международной практике гарантией подтверждения возможности выполнения автоперевозчиком своих обязательств перед клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) по КДПГ (CMR), является договор или полис страхования ответственности перевозчика в соответствии с Конвенцией CMR и по сути дела этот вид страхования при международных перевозках из разряда добровольного переходит в обязательное.

В отличие от условий страхования  ответственности перевозчика при  внутрироссийских перевозках грузов, при страховании ответственности  перевозчика в соответствии с  Конвенцией CMR добавляются таможенные риски и риски расходов по расследованию  обстоятельств, происшествий, защите интересов  перевозчика, предотвращению или уменьшению размера убытков. Все группы рисков покрываются страховой защитой  в обязательном порядке. Таможенные претензии, как правило, оспариваются в суде с помощью юристов страховых  компаний. Страховая сумма по: о  расходам по найму и оплате услуг экспертов, сюрвейеров, адвокатов; о судебным издержкам по претензионным делам по застрахованным рискам; о расходам на мероприятия по уменьшению величины возможных убытков (например, расходы по очистке и ремонту поврежденного груза, пересылке груза по правильному адресу, размещения груза и т. п.). может быть определена по соглашению сторон. Однако в большинстве случаев роль страховой суммы играет сумма фрахта (плата за перевозку), или годовая, или на иной срок действия договора страхования. При этом, кроме суммы максимальной ответственности за весь период страхования (страховая сумма), страховые компании могут устанавливать предельные суммы выплат страхового возмещения или суммы максимальной своей ответственности (лимиты ответственности) перед автоперевозчиком как по отдельным видам рисков, так и по отдельному страховому случаю или автотранспортному средству. Это означает, что при наступлении страхового случая, по которому установлен лимит ответственности страховщика, страховая компания выплачивает страховое возмещение не выше этого лимита ответственности, даже если сумма ущерба его превышает. Общая сумма страховых выплат по совокупности всех страховых случаев, наступивших в течение срока действия договора страхования, не может превышать установленную договором общую страховую сумму. Страховые взносы определяются в зависимости от выбранных групп страховых рисков, страховых тарифов, действующих в страховой компании, и суммы валового фрахта перевозчика или оговоренной страховой суммы. В зависимости от конкретных условий перевозок (количество и техническое состояния автомобилей, которыми будут осуществляться перевозки, география перевозок, наличие транзита через опасные районы, номенклатура перевозимого груза и т. п.) страховые компании могут дифференцированно назначать страховые тарифы при страховании ответственности автоперевозчика.

 

7. Страхование ответственности таможенных перевозчиков

 

Страхование ответственности  таможенных перевозчиков осуществляется с учетом норм Таможенного кодекса  РФ, «Положения о таможенном перевозчике» и других нормативных актов таможенного  законодательства. В частности, в  соответствии с «Положением о  таможенном перевозчике» для по- лучения  лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика  лицу, претендующему на такую лицензию, необходимо заключить договор страхования  своей деятельности. Страхователем  в таком страховании являются таможенные перевозчики, т. е. юридические  лица, имеющие лицензию Государственного таможенного комитета РФ и осуществляющие перевозку грузов, находящихся под  таможенным контролем. Таможенные перевозчики  выступают гарантами сохранности  перевозимых грузов и документов на них с момента получения  в пункте отправления и до помещения  в пункте назначения, т. е. в зону таможенного контроля, на склады временного хранения, таможенные склады или свободные  склады. При этом таможенные перевозчики  несут ответственность перед  таможенными органами (в том числе  за уплату таможенных платежей) до фактической  передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки или лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, полученными  от таможенного органа. При выдаче товаров без разрешения таможенного органа, утрате товаров или не доставлении их в таможенный орган назначения таможенный перевозчик должен уплатить таможенные платежи, за исключением случаев, когда: а) товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы; б) недостача товаров произошла в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; в) товары выбыли из владения вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Объектом страхования ответственности таможенных перевозчиков являются имущественные интересы страхователей, связанные с их ответственностью перед таможенными органами, а также перед физическими и юридическими лицами, товары которых приняты к перевозке, вытекающей из их обязательств по перевозке груза, доставлению товаров в таможенный орган назначения, уплате таможенных платежей, штрафов и других денежных сумм, взыскиваемых в связи с нарушениями таможенных правил. Страховыми случаями при страховании ответственности таможенных перевозчиков могут быть: 1) в части ответственности перед таможенными органами - выдача товара без разрешения таможенного органа (т. е. без надписи «Товар поступил», заве- ренной подписью и личной номерной печатью должностного лица на таможенном документе, используемом при доставке товаров под таможенным контролем или при таможенном режиме транзита); утрата перевозимого товара; не доставление товара в таможенный орган назначения; 2) в части ответственности перед лицами, товары которых перевозятся, — нарушение целостности и сохранности товара, утрата товара. Страховыми случаями не признаются: а) повреждение или утрата доставленного перевозчиком товара, наступившие после фактической передачи товаров владельцу склада временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, обладающему полномочиями в отношении этих товаров, полученными от таможенного органа; б) случаи, которые были совершены умышленно, в результате грубой небрежности страхователя в отношении нарушения таможенных правил, правил и практики перевозки грузов или явились следствием сговора между страхователем и третьими лицами; в) случаи, которые наступили до получения лицензии таможенного перевозчика страхователем, а также после приостановки действия или отзыва такой лицензии таможенного перевозчика; г) случаи повреждения или утраты товара, явившиеся следствием естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения груза; д) случаи повреждения или утраты товара в результате неправомерных, по законодательству РФ, действий органов или должностных лиц иностранных государств; е) потеря прибыли третьих лиц в результате несвоевременной доставки товара; ж) случаи, которые наступили в результате военных действий и их последствий, действия мин, бомб и других орудий войны, восстаний, мятежей, народных волнений, забастовок, действий вооруженных формирований или террористов, незаконных актов политических организаций и лиц, действующих в связи с ними, действий и распоряжений военных или гражданских властей, ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения. Размер лимитов ответственности страховщика устанавливается по соглашению сторон. При этом действующим законодательством установлено, что их величина по каждому страховому случаю, связанному с причинением вреда таможенным органам, не может быть ниже: а) 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в отношении товаров, не облагаемых в РФ акцизом; б) 10 000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в отношении товаров, облагаемых в РФ акцизом. Лимит ответственности по случаям причинения вреда лицам, товары которых перевозятся, не может быть выше действительной стоимости товаров. Сумма страхового возмещения в части ответственности перед таможенными органами может включать размер таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при таможенном режиме выпуска для свободного обращения или экспорта. Размер выплаты исчисляется на день наступления страхового случая или на день обнаружения нарушения обязанностей таможенного перевозчика (в виде выдачи товара без разрешения таможенного органа, утраты товара или не доставления его в таможенный орган назначения), если дату наступления страхового случая установить невозможно. Сумма страхового возмещения в части ответственности перед лицами, товары которых перевозятся, определяется исходя из ущерба, причиненного утратой или повреждением товара в виде затрат На приобретение утраченных или на ремонт поврежденных товаров (при невозможности проведения ремонта возмещаются убытки, рассчитанные исходя из степени обесценения поврежденных товаров). Как правило, страховщики при заключении договоров страхования ответственности таможенных перевозчиков выдают генеральный страховой полис, в соответствии с которым страхованию подлежат все перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем в течение оговоренного в нем периода времени. Для того чтобы каждая конкретная перевозка считалась застрахованной, страхователь до ее начала должен передать страховщику следующую информацию: а) дату начала и окончания перевозки; б) таможенный орган отправления и назначения; в) вид транспортного средства и его номер; г) наименование, объем и стоимость товара; д) размер платы за перевозку товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Страхование.Учебное пособие.-М.:ИНФРА-М.2003.-160с.

2. Страховое дело .Учебное пособие для вузов.Б.Ю.Сербиновский.-Растов н/Д.Феникс,2005.-416с

3. Основы страховой системы.Учебник.К.Бурроу.-М.:Анкил.1996.-467с

4. Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 352 с.

5. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие - М.: Юристъ, 2003. - 217 с.

 


Информация о работе Страхование в системе международных экономических отношений