Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 06:25, доклад
Гибель «Титаника» – это не только беспрецедентная в истории морская катастрофа, это еще и крушение казавшихся до того незыблемыми мифов и иллюзий. Основной из них – разумеется, миф о всесильности технического прогресса. Катастрофа хорошо продемонстрировала беспомощность человеческого разума перед стихией природы.
А другой развенчанный миф – о всесильности и неуязвимости гигантов мирового страхового бизнеса. Страховая история «Титаника» запомнилась, прежде всего, рекордными в мировой истории по длительности судебными процессами, многие из которых не завершены и по сей день.
Гибель «Титаника» – это не только беспрецедентная в истории морская катастрофа, это еще и крушение казавшихся до того незыблемыми мифов и иллюзий. Основной из них – разумеется, миф о всесильности технического прогресса. Катастрофа хорошо продемонстрировала беспомощность человеческого разума перед стихией природы.
А другой развенчанный миф – о всесильности и неуязвимости гигантов мирового страхового бизнеса. Страховая история «Титаника» запомнилась, прежде всего, рекордными в мировой истории по длительности судебными процессами, многие из которых не завершены и по сей день.
Основными «пострадавшими» от столкновения с айсбергом страховщиками считаются Ллойдс и немецкий Allianz. Помимо каско самого судна, страховыми контрактами было покрыто немыслимое количество иных ценностей, находившихся на его борту и застрахованных в разных компаниях. На «Титанике» было золота на сумму 8 млн. фунтов стерлингов, бриллиантов - на 5 млн. (в ценах 1912 г.); личные драгоценности пассажиров (миллионеров и их семей); уникальные культурно-исторические объекты: бесценный манускрипт "Рубайат" Омара Хайама, хорошо сохранившуюся мумию египетской прорицательницы периода правления фараона Аменхотепа I и многие другие ценности. Спорность осуществления таких выплат и послужила основой для многолетних судебных тяжб.
Что касается выплат за жизнь погибших пассажиров, (а их число составило 1554 человека при только 703 спасшихся), то тут компании выполнили свои обязательства. И сегодня, девяносто с лишним лет спустя после трагедии, некоторые родственники погибших еще получают деньги по страховым выплатам.
В роковую ночь с 14 по 15 апреля 1912 года в 23.40 с борта «Титаника» начали поступать сигналы бедствия. Принявший их английский пароход "Карпатия" (кстати, принадлежавший основному конкуренту владельцев «Титаника»), находившийся ближе всех к месту трагедии, прибыл к месту кораблекрушения только в 4.10 утра. К тому времени лайнер затонул, а команде «Карпатии» оставалось только принимать на борт спасшихся на шлюпках. Получить достоверную информацию со слов людей, только что испытавших глубокий шок, было в принципе невозможно, настолько фантастичны и противоречивы были их рассказы.
В целом по результатам анализа фактов и сбора свидетельств очевидцев, сформировалась следующая официальная версия «страхового события». Мчавшийся на большой скорости «Титаник» столкнулся с айсбергом, который заметили слишком поздно, поэтому несмотря на отчаянный маневр, уклониться от столкновения не удалось. Ледяная глыба буквально пропорола борт, в образовавшуюся огромную пробоину хлынула вода.
Осознав, что судно неизбежно потонет, команда приступила к эвакуации пассажиров. Число спасательных шлюпок на борту «Титаника» было явно недостаточным - их было всего 20, и в них могло поместиться не более трети из всех находящихся на борту. А ведь на «Титанике» плыл в известном смысле «цвет общества» своего времени - богатые и очень богатые люди, привлеченные шумной публичной кампанией, для которых было престижным и модным поучаствовать в его первом трансатлантическом рейсе, а также многие знаменитости, которых в плавание заманили организаторы - в рекламных целях.
Капитан распорядился закрыть выходы из помещений для третьего класса, кроме того отдал приказ оркестру играть как можно громче, чтобы заглушить все звуки катастрофы и не провоцировать паники. Право на спасение определялось исключительно имущественным цензом: большая часть спасшихся путешествовали первым классом, единицы – вторым. Преимущество неформально отдавалось женщинам и детям, мужчины добровольно уступали им места в шлюпках, однако не все – кое-кто не последовал благородному примеру и предпочел жизнь с клеймом труса смерти в ледяной воде. Одно семейство миллионеров предпочло спасти в шлюпке любимую собаку…
В общем, как и все гиганты (не только мореплавания), «Титаник» погиб если не «из-за», то как минимум «на фоне» странных и неадекватных управленческих действий.
Во всей чреде странностей, совпадений и тайн, окружавших единственный рейс «Титаника», позже обнаружилось самое мистическое. Оказалось, что в 1898 году (то есть за14 лет до катастрофы) в Англии вышел роман "Тщетность" никому не известного автора Моргана Робертсона. Там до деталей была описана гибель от столкновения с айсбергом в Атлантике роскошного океанского супер-лайнера, считавшегося непотопляемым. Даже название его в книге было - "Титан"...
Споры о том, как и почему затонул «Титаник» ведутся все 90 лет со дня катастрофы. По одной из версий, например, причиной «страхового случая» был вовсе и не айсберг, а взрыв парового котла. Спрашивается, какая разница? Погибшим от того не легче… Разница, однако, есть, и видна она всякому, кто знаком с базовыми условиями страховых контрактов.
Согласно альтернативной «взрывной» версии катастрофы, сразу после выхода из Саутгемптона на борту «Титаника» возник пожар. С загоревшегося угольного бункера огонь перекинулся на соседние конструкции, вызвав взрыв парового котла. Находившееся на борту руководство рейсом, которое, вопреки расхожему мнению, состояло отнюдь не только из пресловутого капитана Эдварда Смита (сделанного прессой едва ли не единственным «козлом отпущения» - раз уж он на судне «первый после бога»), приняло решение скрыть факт пожара и продолжать плавание. На «Титанике» были и директор компании «Уайт стар», которой принадлежало судно, Брюс Исмей (кстати, ее основной владелец – Джон П. Морган - за несколько минут до отплытия «Титаника» внезапно решил остаться в Саутгемптоне под предлогом проблем со здоровьем), и многие другие, чьи доходы напрямую зависели от успешности помпезного рейса. А действия владельца судна, с точки зрения условий страхования – это совсем не то же самое, что столкновение с айсбергом, страхового возмещения может и не быть.
Вот и спрашивается, была ли версия с айсбергом и формально ответственным за все капитаном действительно наиболее правдоподобной, или же факты подтасовали, чтобы сомнений в том, что событие попадает под определение страхового случая, не возникло. Во всяком случае, все современные исследования пробоины на «Титанике» факт взрыва подтверждают, но вот в том, что было причиной, а что следствием, был ли взрыв первым, или же он произошел уже в ходе катастрофы после получения пробоины - мнения расходятся. А вот каким образом очевидный факт взрыва исчез из всех свидетельских показаний при первом расследовании – это еще одна загадка «Титаника».
Другие исследователи, поднявшие с глубин обломки судна, провели анализ стали и обнаружили, что ее сорт и состав не соответствует не только судостроительным нормам, но и параметрам, указанным в документах изготовителя. То есть фактически блестяще отделанный выше ватерлинии роскошный лайнер в основе своей был построен из дешевой низкокачественной стали, становящейся очень хрупкой в условиях низких температур. А значит, вина (и материальная ответственность за убытки) лежит на судостроителе.
То есть, как ни крути, оказывается, что «Титаник» стал своего рода жертвой промышленно-коммерческого пиара судостроителей, и без того немало заработавших на шумихе и рекламе до отплытия, мечтавших заполучить приз за самое быстроходное пересечение Атлантики и отставить позади конкурентов. Они до последней секунды держали вид, что «ничего не случилось», пока несчастное судно не накренилось вертикально и ушло под воду…
Однако есть версии и погорячее. Страховая сумма «Титаника» составляла порядка миллиона фунтов стерлингов, что для того времени было колоссальной суммой. Очень большие деньги всегда заставляют усомниться в случайности слепой воли природной стихии. При этом число человеческих жертв, как на первый взгляд кажется, в принципе не допускает циничной аналогии со старым анекдотом на тему: «А как вам удалось организовать наводнение?» Но так ли это? Сколько стоит организовать крупномасштабную «случайность» - в фунтах стерлингов и человеческих жизнях? Авторы книги ««Титаник»: заговор» Робин Гарднер и Дан ван дер Ват не боятся обосновывать совсем рискованную версию: причиной катастрофы было… страховое мошенничество!!!
По их мнению, помпезное плавание было задумано руководством терпящей большие убытки судоходной компании с целью имитировать катастрофу, эвакуировать пассажиров, затопить судно и получить страховое возмещение. Для осуществления замысла и был нанят капитан Смит, известный своим авантюристичным стилем судовождения. Только вот в точности осуществить предписанное ему не удалось, и страховое возмещение обошлось в полторы тысячи погибших (сам он тоже погиб).
В пользу этой версии говорят следующие неоспоримые факты. Во-первых, маршрут согласовывался с руководством компании-судовладельца, именно они подписались под решением пустить «Титаник» на всех парах по кратчайшей линии через Атлантику невзирая на то что в тех местах часто встречаются айсберги. Во-вторых, как известно, из всех обнаруженных деталей и частей судна маркировку «Титаника» имели только спасательное оборудование и гребной винт, что не дает достаточных оснований идентифицировать судно. В-третьих, ряд экспертов утверждают, что если бы Смит не отдал приказ повернуть и подставить айсбергу незащищенный борт, лобовое столкновение имело бы не столь катастрофические последствия, судно можно было спасти, и конструкторы, находившиеся на борту, не могли этого не знать.
Авторы версии о заговоре представляют картину следующим образом. Дела в фирме «Уайт стар» шли не блестяще, и для победы в жесткой конкуренции ее владелец Морган, с подачи директора Исмея и владельца судостроительных верфей Пирри, решает построить три практически идентичных непотопляемых суперлайнера, не знающих равных в мире по быстроходности и комфортабельности. И в 1908 году в Белфасте начинается строительство двух судов – «Олимпика» и «Титаника». Неудачи буквально преследовали эту идею, спущенный в 1810 году на воду «Олимпик» сразу же начинает терпеть одну аварию за другой, убытки растут... Многие детали со строящегося «Титаника», включая печально прославившийся на подводных снимках гребной винт № 401, переносят на ремонтируемый «Олимпик». Тогда и возникает идея – затопить залатанный-перелатанный убыточный «Олимпик» под видом «Титаника», имитировав кораблекрушение в Атлантике, и получить миллион фунтов страхового возмещения на текущие расходы. А сам «Титаник» акулы капитализма потом достроили, и под другим названием отдали в аренду британскому ВМФ, где он благополучно и без лишнего шума проплавал до 1935 года…
Смелая версия? Да, даже слишком. Однако, несмотря на то, что де-юре судовладельцам удалось оправдаться, окончательной точки в этой истории не поставлено. Поэтому при всей фантастичности и непроверенности этой версии исследователи тайн «Титаника» отнюдь не спешат ее отбрасывать. К слову сказать, Исмей (единственный из «выгодоприобретателей», плывший на «Титанике») - спасся. Остальные (не только сами Морган и Пирри, но и их поставщик стали и другие лица) в последний момент плыть «передумали»…
Конечно, спорные с точки зрения страховых компаний обстоятельства катастрофы этим не исчерпываются. И было ошибкой считать, что интерес к теме, а значит, и страховые разбирательства исчерпались сразу после выплат. Напротив, долгие годы место крушения «Титаника» искали (ведь даже было доподлинно неизвестно, где именно он затонул!), и когда наконец в середине 80-х годов нашли - это дало старт новой волне исследований.
Денежный интерес во всех этих тайнах, покрытых мраком глубин, имеют на сегодня очень многие претенденты, в первую очередь, это организовавшие подводные экспедиции музейщики и кладоискатели из Франции и Штатов. Строго говоря, все, за что получено страховое возмещение, принадлежит страховым компаниям – к ним право на имущество и его остатки перешло в порядке абандона после осуществления соответствующих выплат. Потому большая часть деятельности индустрии по продаже «сувениров с «Титаника», аукционов и т.п. – незаконна.
Тем не менее, претендентов на наследие «Титаника» не убавляется, так что дел у юристов и морских экспертов – тоже не убавится в обозримом будущем. Конечно, ни одна страховая компания непосредственно от выплат по «Титанику» не разорилась, поскольку покрытие было достаточно сбалансированным образом распределено по рынку. Однако по мере того, как эта история была превращена в набор популярных мифов и брэндов, закрепленных киноиндустрией и шоу-бизнесом (страховые бюджеты здесь, пожалуй, сегодня и поболее, чем полис затонувшего лайнера), страховая сторона вопроса стала подзабываться. А напрасно – ведь то, что застраховано большой и непотопляемой страховой компанией, имеет чуть большую вероятность утонуть, чем незастрахованное…