Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 09:50, контрольная работа
Страховым риском считается предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование (Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ») . Признается страховым риском только событие, обладающее признаками вероятности и случайности его наступления, т.е. страховым риском не может быть признано закономерное событие. Страховые риски характеризуются неисчислимым множеством, и разные авторы их классифицируют по разным основаниям.
Для получения страхового
возмещения страхователь (выгодоприобретатель)
должен предъявить страховщику заявление
с требованием о страховой
выплате в связи со страховым
случаем по установленной страховщиком
или произвольной форме. К заявлению
прилагаются страховой полис (подлинник)
и документы компетентных органов,
подтверждающие наступление страхового
случая, обстоятельства и причины.
Страховщик, получив от страхователя (его
представителя, выгодоприобретателя)
уведомление о страховом случае, проверяет,
является ли произошедшее событие страховым
случаем. Проверка осуществляется по сроку
страхования; времени начала и окончания
течения ответственности страховщика;
виду, марке, регистрационному, заводскому
номеру и иным характеристикам транспортного
средства, а также по месту его нахождения,
маршруту движения во время страхового
случая; страховым рискам, предусмотренным
договором страхования.
Если произошедшее событие признано страховым
случаем, то страховщик:
Страховой акт (составляется
специалистами страховой
Размер ущерба определяется в зависимости
от характера вреда, причиненного транспортному
средству страховым случаем. При фактической
гибели (уничтожении), утрате (угоне) или
пропаже транспортного средства без вести
ущерб равен его страховой (действительной)
стоимости. В случае конструктивной гибели
транспортного средства ремонту оно не
подлежит (из-за больших затрат и экономической
нецелесообразности), но часть деталей
и узлов пригодна для использования или
продажи с учетом спроса и реальной их
цены. Ущерб при конструктивной гибели
средства транспорта определяется как
разница между страховой его стоимостью
и стоимостью пригодных для использования
или реализации частей, узлов.
При повреждении транспортного средства
ущерб может определяться как разница
между стоимостью восстановления (ремонта)
транспортного средства и стоимостью
оставшихся после ремонта пригодных для
использования, реализации деталей. Стоимость
ремонта (восстановления) транспортного
средства определяется на основании составляемой
сметы затрат на ремонт. Затраты на восстановление,
включая стоимость работ, а также новых
запчастей, ремонтных материалов, не связанные
с заменой, восстановлением пострадавших
от страхового случая частей транспортного
средства, которые указаны в страховом
акте (или акте обследования, экспертизы),
не включаются в смету на ремонт.
В соответствии с ч. 1 ст. 929 ГК РФ страховщик
выплачивает страхователю страховое возмещение
в размере причиненного страховым случаем
ущерба, если страховая сумма установлена
в договоре страхования на уровне страховой
стоимости транспортного средства. Если
в договоре страхования средства транспорта
страховая сумма установлена ниже страховой
стоимости, то страховщик согласно ст.
949 ГК РФ возмещает страхователю (выгодоприобретателю)
часть убытков, пропорциональную отношению
страховой суммы к страховой стоимости.
Расходы страхователя, произведенные
в целях уменьшения убытков от страхового
случая в соответствии с указаниями страховщика
или в силу необходимости спасения транспортного
средства (включая перевозимый груз и/или
пассажиров), также должны быть возмещены
страховщиком, даже если меры оказались
безуспешными. Размер возмещения таких
расходов пропорционален отношению страховой
суммы к страховой стоимости независимо
от того, что вместе с возмещением других
убытков суммарная величина их может превысить
страховую сумму (ч. 2 ст. 962 ГК РФ).
Многовековая практика развития морского
страхования выработала свои обозначения
понятий убытков от страховых случаев.
В частности, различаются понятия «общей»
и «частной» аварии. Под общей аварией
понимаются убытки, понесенные вследствие
намеренно и разумно произведенных расходов
или пожертвований (чем-либо) в целях спасения
судна и груза от опасного, чрезвычайного
события. К таким событиям, например, относятся:
Убытки от общей
аварии распределяются между владельцами
судна, груза и фрахта пропорционально
их стоимости. Изучение обстоятельств,
причин и последствий общей аварии
осуществляет специалист — диспашер.
Он же выполняет расчеты убытков общей
аварии и распределение их между владельцами
судна, груза и фрахта. Грузополучатель
обычно дает аварийную
подписку, подтверждающую его обязательство
возместить часть убытков общей аварии,
приходящуюся на него по расчетам диспашера.
Только после получения аварийной подписки
от грузополучателя капитан судна выдает
ему груз. Страховщик извещается о полученной
от грузополучателя аварийной подписке.
Страховщик, возмещающий убытки страхователей
от страхового случая в пределах страховой
суммы, покрывает убытки общей аварии
и сверх страховой суммы. Однако в зарубежной
практике морского страхования принимается
на страхование и риск общей аварии (например,
по условиям Института лондонских страховщиков
— ИЛС). По оговорке ИЛС, 284 договорами
страхования предусматривается возмещение
и убытков общей аварии в пределах установленной
страховой суммы. Статья 273 КТМ РФ также
устанавливает возможность страхования
общеаварийных убытков.
Убытки от повреждения или гибели (уничтожения),
утраты (угона) или пропажи транспортного
средства (водного судна) без вести, явившиеся
результатом тех или иных событий, являются
частной аварией.
Страховое возмещение выплачивается страхователю
транспортного средства страховой организацией
при страховом случае в соответствии с
последствиями, размером убытков, страховой
суммой, франшизой и видом ответственности
страховщика.
Принятый в договоре страхования транспортного
средства вид ответственности исключает
страховые выплаты страховщика страхователю
по страховому случаю с последствиями,
относимыми к другому лицу ответственности,
отсутствующему в договоре. Если, например,
договор страхования заключен «с ответственностью
за гибель (уничтожение)» или «с ответственностью
за утрату (угон), пропажу транспортного
средства без вести», то при повреждении
средства транспорта вследствие страхового
случая убытки от него не возмещаются.
И также при страховании транспортного
средства по договору «с ответственностью
за повреждение» убытки от страхового
случая, приведшего к гибели (уничтожению)
или утрате этого объекта имущества, не
будут возмещаться страховщиком в соответствии
с правилами (договором) страхования транспортного
средства.
Поэтому страхователи, учитывая известные
им обстоятельства и опасности, выбирают
тот или другой из указанных видов ответственности
страховщика или совместный вариант, хотя
подлежащая уплате страховая премия в
последнем случае существенно увеличивается.
После составления страхового акта (аварийного
сертификата) и получения всех необходимых
документов от страхователя (выгодоприобретателя)
страховщик в течение установленного
правилами (договором) страхования периода
(обычно от 7 до 10 дней) производит выплату
страхового возмещения страхователю (выгодоприобретателю)
наличными деньгами или безналичным расчетом.
При задержке страховой выплаты страховщиком
он уплачивает страхователю (выгодоприобретателю)
неустойку, если она предусмотрена договором,
или проценты от суммы, не выплаченной
своевременно страхователю (выгодоприобретателю),
в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Выплата страхового возмещения может
быть отсрочена до окончания судебного
разбирательства, если по фактам, связанным
со страховым случаем, одной из сторон
предъявлен иск к другой стороне договора
страхования или к виновному третьему
лицу, в том числе в случае возбуждения
уголовного дела. При этом правилами (договором)
страхования могут быть предусмотрены
авансовые выплаты в виде части страхового
возмещения.
Страховщик вправе отказать в выплате
страхового возмещения страхователю (выгодоприобретателю)
транспортного средства полностью или
частично, если: