Страховой рынок и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:27, контрольная работа

Описание работы

Страховой рынок – это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба, и при этом обеспечиваются коммерческие интересы страховых организаций.
Субъекты страхового рынка. Это страховщики, страхователи, застрахованные и страховые посредники.

Содержание работы

1 Страховой рынок и его структура……………………………………………3
1.2 Общая характеристика и тенденции развития страхового рынка в России……………………………………………………………………………...6
1.3 Перспективы развития страхования……………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Страхование.docx

— 45.84 Кб (Скачать файл)

Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики. Демографическая  ситуация, характеризующаяся увеличением  доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную  систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых  компаний в осуществлении пенсионного  страхования.

Стимулом для развития долгосрочного страхования жизни  должно стать создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам страхования. Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков, должна быть введена специализация страховых организаций, исключающая осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности, определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования  страховщики могут объединяться в простые товарищества. Развитие страхования жизни ведет не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев  и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых  тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.

Необходимо выработать меры по расширению сферы и объемов  добровольного медицинского страхования  и добровольного страхования  от несчастных случаев. Указанные виды страхования должны стать важным элементом «социального пакета», предоставляемого работодателями своим сотрудникам. Это предполагает совершенствование  законодательства, регулирующего отношения  при осуществлении данных видов  страхования, а также законодательства о налогах и сборах.

Дальнейшее развитие добровольного  медицинского страхования требует  формирования правовых основ, учитывающих  специфику данного вида страхования, способствующих совершенствованию  норм, регулирующих взаимодействие субъектов  медицинского страхования, отражающих особенности налогообложения операций по медицинскому страхованию.

Важное направление развития страхования – совершенствование  системы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В первую очередь необходимо перейти к страховому принципу в  осуществлении данного вида страхования  и иных видов страхования, имеющих  социальную направленность и дополняющих  системы обязательного социального  страхования и социального обеспечения.

Страхование должно играть значительную роль в пенсионной реформе.

В перспективе предстоит  сформировать законодательную основу деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы обязательного  пенсионного страхования.

Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными  фондами в обязательном пенсионном страховании с учетом специфики  правового регулирования страхования  предполагает соблюдение установленных  законодательством единых принципов  деятельности субъектов данной системы  страхования.

После принятия мер по развитию обязательного и добровольного  страхования значительно возрастут  объемы страховых операций, а значит, повысится ответственность страховых  организаций за исполнение принятых обязательств по договорам страхования. Такое положение требует принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера  уставного капитала страховщиков, формирование которого осуществляется в денежной форме. Из 1350 страховых компаний, действовавших  на 1 января 2002 г., 313 компаний имели уставный капитал свыше 10 млн. руб., 868 компаний – от 600 тыс. до 10 млн. руб., 138 компаний – от 100 до 600 тыс. руб. и 31 компания – менее 100 тыс. руб. В настоящее время, поданным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), из 80 российских перестраховщиков 22 не обладают достаточным капиталом, из 300 медицинских компаний – 160; а из 1200 страховщиков «в зоне риска» находятся около 500. Размер уставного капитала должен соответствовать не только возрастающим объемам обязательств, но и уровню, позволяющему российским страховым организациям конкурировать на международном рынке страховых услуг.

Следует выработать меры по экономическому стимулированию учредителей  страховых организаций и капитализировать полученную прибыль для повышения  размеров уставных капиталов. В целях  повышения конкурентоспособности  российских страховых организаций  и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию  необходимо принять законодательные  меры, направленные на увеличение базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме, к 1 июля 2007 г. до 30–40 млн. руб., в том числе к 1 июля 2006 г. до 20–26 млн. руб.

В целях повышения емкости  рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми  средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков, однако, передав часть рисков перестраховщику, страховая компания может гарантировать  выполнение своих обязательств перед  клиентами. Однако для обеспечения  таких гарантий необходимо выработать законодательные нормы, устанавливающие  лимиты обязательств страховщика, стандартные  положения договоров перестрахования, а также определить правила делового оборота российского рынка перестрахования.

         Эффективное функционирование рынка страховых услуг предполагает создание равных условий деятельности для всех страховых организаций на территории Российской Федерации, для чего необходимо обеспечить:

  • усиление контроля за действиями органов государственной власти всех уровней, ограничивающих конкуренцию на рынке страховых услуг;
  • отработку системы проведения открытых конкурсов страховых организаций, привлекаемых для осуществления страхования за счет бюджетных средств;

мониторинг деятельности страховых организаций, занимающих доминирующее положение и препятствующих доступу на рынок других страховых  организаций;

государственный контроль за концентрацией капитала на рынке  страховых услуг;

  • совершенствование форм статистического учета и отчетности страховых организаций, в том числе с целью проведения анализа конкурентной среды на федеральном и региональном рынках страховых услуг и определения доминирующего положения страховых организаций на таких рынках.

Важное условие конкуренции  на рынках финансовых услуг – исключение государственного участия в уставных капиталах страховщиков.

Развитие рынка страховых  услуг должно базироваться на принятии решений, предусматривающих, прежде всего  повышение качества функционирования национальной страховой системы  при конкуренции со страховщиками, капитал которых сформирован  с участием иностранных инвесторов. Процесс либерализации рынка  страховых услуг в среднесрочной  перспективе должен основываться на том, что страхование является важнейшим  инструментом формирования долгосрочных, наиболее важных для развития российской экономики внутренних инвестиционных ресурсов.

Либерализация рынка страховых  услуг должна быть нацелена на интеграцию российской страховой системы в  мировую страховую систему и  создание механизмов, препятствующих оттоку национальных капиталов.

Решения о характере и  условиях доступа иностранных страховых  компаний на российский рынок, принимаемые  в ходе переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации, будут иметь стратегическое значение, а потому должны учитывать темпы роста российской экономики и развития страхования.

Основополагающим принципом  интеграции России в международные  финансовые и торговые организации  является поэтапная либерализация  рынка страховых услуг в соответствии с приоритетами и уровнем развития отдельных секторов данного рынка. В этих целях, прежде всего, необходимо обеспечить:

• формирование адекватной международным требованиям нормативной  правовой базы;

  • приведение положений бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с международными стандартами;
  • финансовую устойчивость компаний, работающих на национальном рынке страховых услуг;
  • создание инфраструктуры рынка страховых услуг по обслуживанию страхователей, застрахованных и иных заинтересованных лиц, включая защиту их прав;

создание благоприятных  макроэкономических условий, характеризующихся  невысоким и относительно стабильным уровнем инфляции, снижением уровня экономической преступности и т.д.

По мере формирования условий  для развития рынка страховых  услуг, использования рыночных механизмов страхования в пенсионной реформе  и внедрения системы гарантий при осуществлении пенсионного  страхования и страхования жизни  будут приниматься решения о  целесообразности допуска страховых  компаний с участием иностранного капитала к осуществлению страхования  жизни и добровольного пенсионного  страхования.

В среднесрочной перспективе  допуск к участию на рынке страховых  услуг должны иметь страховые  организации – резиденты Российской Федерации, подчиняющиеся требованиям законодательства о страховании. Кроме того, в целях повышения капитализации рынка страховых услуг сферой деятельности российских страховых компаний должен оставаться рынок обязательного страхования (включая государственное), являющийся частью системы страховой защиты, рынок страхования имущества, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также имущества государственных и муниципальных организаций. Затем будут приниматься решения о порядке и сроках допуска иностранных организаций к осуществлению отдельных видов обязательного страхования.

Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации осуществляется на принципах  законности, гласности, организационного единства надзора и обеспечивает проведение единой государственной  политики в области страхования. В сферу государственного надзора  за страховой деятельностью должны входить разработка планов развития страхового бизнеса, анализ финансового  положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой  организации, порядок реорганизации  и ликвидации страховых организаций, их платежеспособность и финансовая устойчивость. Указанные положения  в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора.

Совершенствование государственного страхового надзора за деятельностью  страховых организаций и иных профессиональных участников рынка  страховых услуг, а также защита прав и интересов его субъектов  предполагают:

повышение надежности системы  страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в  международной практике;

установление правил, нормативов и показателей платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования  страховых услуг;

  • финансовое оздоровление страховой компании, включая обязательное увеличение капитала и применение принудительных мер по управлению ее активами;
  • установление для профессиональных участников страхования требований о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, позволяющих выполнять возложенные на них функции, а также осуществление мер, препятствующих доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления.

Федеральный орган государственного страхового надзора осуществляет функции  контроля и надзора за страховым  делом в Российской Федерации. В  этих целях целесообразно закрепить  за федеральным органом государственного страхового надзора функции по межведомственной координации и межотраслевому регулированию  вопросов страхования.

Для решения задач развития рынка страховых услуг в первоочередном порядке необходимо разработать  и осуществить меры по совершенствованию  и развитию законодательства, регулирующего  страхование, и, в частности, обеспечить:

  • создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;
  • совершенствование законодательства о налогах и сборах;
  • установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов;
  • совершенствование осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации.

Решение указанных задач  позволит продолжить работу по модификации  основ законодательного регулирования  страхования, которое должно отвечать возрастающему уровню развития страхового дела, и потребует в среднесрочной  перспективе осуществления кодификации  законодательства в области страхования.

Информация о работе Страховой рынок и его структура