Страховой рынок России в 2012 году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:29, реферат

Описание работы

На рынке страхования в начале 2012 года наметились три тенденции, которые будут определяющими для страховщиков в обозримом будущем. Все они связаны с ужесточением государственного контроля над деятельностью страховщиков и, по сути, направлены на защиту клиентов.

Содержание работы

1. Страховой рынок России в 2012 году………………………………………...2-3
2. Государственные меры……………………………………………..…4-5
3. Выводы………………………………….............................................................6-7

Файлы: 1 файл

страхование.docx

— 59.77 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

  1.  Страховой  рынок России в 2012 году………………………………………...2-3
  2. Государственные меры……………………………………………..…4-5
  3. Выводы………………………………….............................................................6-7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Страховой рынок России в 2012 году

     На  рынке страхования в начале 2012 года наметились три тенденции, которые  будут определяющими для страховщиков в обозримом будущем. Все они  связаны с ужесточением государственного контроля над деятельностью страховщиков и, по сути, направлены на защиту клиентов.

    • Во-первых, страховщики обязаны увеличить уставной капитал.  
    • Во-вторых, контроль над ними передан Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая получает возможность штрафовать страховые организации и их должностных лиц, а в случае необходимости предупреждения банкротства вводить внешнее управление.
    • В-третьих, существует инициатива по созданию гарантийных фондов, которые обеспечивают выплаты клиентам разорившихся компаний (аналогично банковской системе страхования вкладов).

     Помогут ли новые правила регулирования  страхового рынка его финансовому  оздоровлению и будут ли они способствовать повышению надежности компаний, обсуждали  участники круглого стола в рамках проекта «Медиа-Среда». Организаторами проекта выступают агентство  по связям со СМИ Shadursky Promotion и Страховой информационно-аналитический центр (СИАЦ). В качестве экспертов в дискуссии принимали участие менеджеры известных в России страховых компаний, страховые посредники и консультанты, а также представители общественных организаций.

     В 2011 году страховой рынок покинули такие известные компании, как  «Ростра», «Росстрах», «Инногарант», «Русские страховые традиции» и «Контакт-Страхование». Все они имели объемный портфель услуг в сфере автострахования. Например, только у «Ростры» было 315 тысяч договоров ОСАГО и 42 тысячи договоров КАСКО. У «Росстраха» – 617 тысяч клиентов, застрахованных по ОСАГО и 14 тысяч – по АВТОКАСКО. Это достаточно крупные страховщики, с достаточным для выполнения требований законодательства уставным капиталом. Причиной их падения, скорее всего, стала ошибочная тарифная политика. Но кроме них с 2012 года рынок вынужденно покидает еще множество страховых организаций.

     Как отметила начальник информационно-аналитического отдела петербургского филиала страховой  компании «Мастер-Гарант» Марина Завьялова, рынок в короткие сроки останется  без существенного количества страховщиков: «Когда принимали изменения в закон об организации страхового дела в РФ об увеличении уставного капитала страховых компаний, то предполагалось, что это будет гарантировать некоторую стабильность на рынке. А маленькие нестабильные компании незаметно выйдут из игры, но таким образом мы теряем около 11% рынка. По данным на декабрь 2011 года, именно такой процент компаний не смогли повысить свой уставной капитал до требуемого государством уровня. Смысл поднятия планки продиктован желанием стабильности. Все это хорошо в теории, но на практике так не получается».

     Сейчас  минимальный размер капитала для  компании, занимающейся медицинским  страхованием, вырос до 60 млн. рублей, универсальные страховщики должны иметь минимум 120 млн. рублей; компании, занимающиеся страхованием жизни, – 240 млн. рублей, а перестраховочные компании должны поднять свой уставной капитал  до 480 млн. рублей. «В случае недостаточности  капитала у компаний есть несколько  путей: найти инвестора, объединиться с другими страховыми компаниями либо просто дождаться отзыва лицензии ФСФР. Компаниями были использованы все  варианты, но часто рынок покидали те, кто заявлял о достаточном  количестве средств, например, «Ростра, что говорит об отсутствии прямой связи между размером уставного  капитала и надежностью страховой  компании», – отметил генеральный  директор компании Shadursky Promotion Егор Шадурский.

     Как сообщил сайт ФСФР, компания лишилась лицензии, поскольку не устранила  в срок нарушения страхового законодательства.Окончательные данные по итогам 2011 года в секторе страхования будут подведены в ближайшее время, тогда станет ясно, сколько точно компаний покинули рынок. 
 
 
 
 
 
 

Государственные меры

     До 2012 года государство могло влиять на страховой рынок только тремя  способами: выдавать предписания на устранение нарушений, приостанавливать действие лицензии и отзывать лицензию.

     Сейчас  полномочия государства, как регулятора страхового рынка, начинают расширяться.

     Во-первых, контроль над страховым сектором передан ФСФР, который имеет большой  опыт наведения порядка среди  других финансовых институтов. В частности, ведомство получило право накладывать  на страховщиков и их должностных  лиц штрафы за различные нарушения. По словам президента Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада (СС СПб и СЗ) Евгения Дубенского, первые штрафы уже наложены – по 600 тыс. рублей внесут в казну три  страховщика-нарушителя.

     Как уже отмечалось, регулятор также  обладает теперь правом вводить временную  администрацию в страховых организациях, чья финансовая устойчивость находится в критичном состоянии.

     Тем не менее, глава ФСФР Дмитрий Панкин и эти инструменты считает  недостаточными, есть информация, что  он обратился с письмом к премьер-министру Владимиру Путину, в котором говорит  о необходимости создания гарантийного фонда для добровольного страхования  по аналогии с фондом компенсационных  выплат в ОСАГО и ОСОПО, а также  фондом системы страхования банковских вкладов. Эта мера направлена на исполнение обязательств перед клиентами в случае ухода компании с рынка. Здесь есть ряд сложностей. Связаны они с формированием этого фонда, управлением этим активом и контролем над ним государства. По мнению генерального директора компании «Северная казна» Александра Меренкова, задача государства, как регулятора, установить правила игры и следить за их исполнением. Например, государство может отказаться от контроля за активами страховщиков, но взамен потребует полной прозрачности гарантийного фонда. «Государство говорит: я не буду вмешиваться в то, куда вы размещаете свои активы. Но на часть средств вы обязаны сформировать гарантийный фонд, средства которого пойдут на выплаты клиентам компаний ушедших с рынка. По этому фонду будут жесткие требования – где будут размещаться активы, как расходоваться».

     По  мнению президента СС СПб и СЗ Евгения  Дубенского, переходить к формированию подобного фонда еще рано. «Страховой рынок менее прозрачный, чем банковский, и более сложный, а на текущий  момент еще и менее развитый, –  отмечает эксперт. – Рациональное зерно  в идее создания фонда есть. Но я  бы пошел по другому пути, отталкиваясь от тех инструментов, которые сегодня  уже существуют. Во-первых, до конца  не отработан механизм контроля над  исполнением нормы об увеличении уставного капитала. Как только эта  процедура будет отлажена, ФСФР сможет отсечь игроков с «липовыми» сведениями. Сейчас появилась возможность наказывать компании за несоблюдение требований рублем. Ранее было два варианта – сначала предписание, затем  отзыв лицензии. Теперь есть промежуточное  звено – штраф. Поэтому, прежде чем  создавать фонд и заставлять ответственные  компании платить за ненадежных страховщиков, стоит отработать вышеуказанные  методы».

     Еще одна задача, которая сейчас стоит  перед ФСФР, – это контроль над  финансовой устойчивостью компаний. Как отметил генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков, государство  должно достоверно проверять активы, которые страховщики предъявляют  как гарантию своей платежеспособности. «Нужно, чтобы страховщики размещали  свои резервы через управляющие  компании по аналогии с негосударственными пенсионными фондами, – поясняет эксперт «Северной казны». – Для  того чтобы компания была прозрачной, а активы ликвидными».

     В крайнем случае ФСФР будет иметь право ввести внешнее управление, а также применить крайние меры – приостановить и отозвать лицензию. «Временный управляющий назначается непосредственно регулирующим органом, в нашем случае – ФСФР, – добавляет аналитик компании «Мастер-Гарант» Марина Завьялова. – У него есть возможность вывести компанию из кризисного состояния. Его задача: либо сохранить присутствие компании на рынке, либо вывести и расплатиться по всем обязательствам. По сути это тот же конкурсный управляющий». 
 
 
 

     Выводы

     Большие перспективы: российский страховой  рынок к 2020 году может занять 9-12 место  в мире, поднявшись с 19-го места в 2010 году. При этом доля страховых  взносов в ВВП может вырасти  с 2,3 до 4-5%, а совокупная доля страховых  компаний в выручке «Эксперт-400»  достигнет 4% (с 1% в 2011 году). Такой оптимистичный вариант развития событий возможен при условии смены целевой модели бизнеса российских страховщиков (старая модель – рост любой ценой за счет вмененных и обязательных видов страхования, новая модель – стратегия прибыльного роста за счет добровольных видов страхования), введения налоговых льгот в страховании жизни и модернизации надзора за страховыми компаниями.

     Скинуть балласт: позитивные прогнозы развития российского страхового рынка могут  не оправдаться, если не будет проведена  масштабная модернизация бизнеса страховых  компаний. Системные ограничения  российских страховщиков: низкая капитализация, крайне высокие расходы на ведение дела (45% в 2011 году), невысокий уровень надежности, низкая клиентоориентированность бизнеса и невысокий уровень квалификации персонала. Чтобы не упустить открывающиеся перед ними возможности, страховщики должны переориентировать свой бизнес на страхователей, разумно ограничить комиссии страховым посредникам, создать и поддерживать репутацию надежного партнера. Только тогда высокими темпами будут развиваться добровольные виды страхования, повысится рентабельность бизнеса страховых компаний, вырастет их капитализация.

     Основные  угрозы: нестабильность на мировых  финансовых рынках, недостаточно высокое  качество надзора за страховыми компаниями, отсутствие надзора за страховыми посредниками. По мнению «Эксперта РА», ключевыми  направлениями повышения качества надзора должны стать введение МСФО, актуарного аудита, проверка качества активов на неотчетные даты. Кроме того, необходимо обновить систему нормативов для страховых компаний (ввести расчет показателей ликвидности, ограничение по собственному удержанию, вложениям в связанные стороны, внебалансовым обязательствам, валютным рискам). В России должна быть создана система регулирования деятельности страховых посредников – реестр и система аттестации страховых агентов, квалификационные и финансовые требования к страховым брокерам, определение зоны ответственности страховых посредников и страховщиков.

     Большинство опрошенных топ-менеджеров страховых компаний оптимистично оценивают перспективы развития российского страхового рынка. Респонденты отмечают смену эффективной модели бизнеса: вместо наращивания взносов по автострахованию с помощью страховых посредников – корпоративные продажи и создание финансового супермаркета. При этом, по мнению участников опроса, развитию рынка будут препятствовать прежние проблемы: демпинг и высокие РВД. 
 

     Темпы прироста взносов в 2012 году по сравнению с 2011 годом

     


Информация о работе Страховой рынок России в 2012 году