Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:24, курсовая работа
Человеку всегда было присуще желание как-то обезопасить себя от вредоносных последствий жизни или хотя бы попытаться свести их к минимуму. Для одних это связано с опасной работой, где высока доля риска. Многие граждане в преддверии старости и связанного с ней снижения трудоспособности хотели бы обеспечить себе хотя бы прожиточный минимум. Предприниматели опасаются, что при изменении рыночной конъюнктуры могут не оправдаться расчеты на получение прибыли.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 4
1.1 Общая характеристика страхового рынка 4
1.2 Основные этапы развития страхования в России 8
2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 21
2.1 Динамика развития рынка страхования в России за 2008-2011гг. 21
2.2 Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России 26
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ…………………………………………
Начало нового этапа развития страхового рынка связано с постепенным выходом сектора из кризиса и изменением отношения государства к страховой отрасли. В 2012 году были приняты или активно обсуждались законопроекты, которые будут определять ускоренное развитие страхового рынка на ближайшие 3—5 лет.
Для оценки уровня развития страхового рынка Российской Федерации, необходимо сравнить значения основных макроэкономических индикаторов проникновения страхования в экономику страны.
Таблица 3 - Сопоставление российских и мировых показателей уровня проникновения страхования в экономику в 2011 году
Показатель |
Российский страховой рынок |
Мировой страховой рынок |
Взносы всего по отношению к ВВП, % |
2,5 |
7,0 |
Взносы по видам иным, чем страхование жизни, по отношению к ВВП, % |
2,5 |
3,0 |
Взносы по страхованию жизни по отношению к ВВП, % |
0,0 |
4,0 |
Взносы всего на душу населения, долл. |
280,9 |
595.1 |
Взносы по видам иным, чем страхование жизни, на душу населения, долл. |
276,4 |
253,9 |
Взносы по страхованию жизни на душу населения, долл. |
4,5 |
341,2 |
В целом уровень проникновения страхования в мире составляет от 6 до 16 %. В Российской Федерации данный показатель значительно ниже в 2010 г. он составил 2,29 %, в 2011 г. — 2,56 %. Этому способствует, прежде всего, низкий уровень проникновения страховых услуг в сфере добровольного страхования на российский страховой рынок. Кроме этого причины слабости рынка страхования в России кроются в низком уровне сбережения российского населения.
Помимо выше перечисленных причин, существует множество факторов оказавшие влияние на динамику взносов в различных видах страхования в России — падение производства и снижение объемов кредитования, сокращение доходов населения, ослабление курса рубля и инфляция, изменения в законодательстве, касающиеся обязательных и вмененных видов страхования, а так же недоверие населения к страховым компаниям.
Так за последние два года (2010 и 2011 г.) только 72 % от общего числа клиентов, получивших выплату в страховой компании, полностью или в основном удовлетворены размером выплаты и качеством обслуживания.
Полностью удовлетворены выплатой и сервисом всего лишь 51 % от числа тех, кто получал выплату и определился с оценкой обслуживания.
Поэтому для обеспечения как экономической, так и психологической защиты хозяйствующих субъектов необходимо обеспечить повышение роли страхования в системе социально-экономических и финансовых отношений.
По мнению специалистов в 2013 году со вступлением в силу новых законов и реализации прочих мер по стимулированию спроса на страхование начнется новый этап бурного роста российского страхового рынка.
По оценкам «Эксперта РА», если будут реализованы все обсуждаемые в настоящий момент меры и законопроекты по введению новых обязательных видов страхования и стимулированию добровольного спроса на страхование, объем страхового рынка в 2013 году может достигнуть 1 230 млрд. рублей [6, с.185], увеличившись по сравнению с 2011 годом в 2,2 раза. В результате объем взносов, собираемых в рамках обязательных видов страхования (без учета ОМС), составит порядка 500 млрд. рублей (100 млрд. рублей в 2011 году) [2].
Реальные темпы роста страхового рынка в России будут находиться между оптимистичным и пессимистичным прогнозами в зависимости от принятия законов о введении новых обязательных видов страхования и реализации мер по стимулированию добровольного спроса на страхование. К примеру, при пессимистичном прогнозе — если страховые законопроекты приниматься не будут — предполагается рост взносов к 2013 году до 840 млрд. рублей, или в 1,5 раза. При этом объем взносов по обязательным видам страхования будет составлять порядка 200 млрд. рублей.
Таблица 4 - Прогноз темпов прироста страховых взносов в 2013 году по отношению к 2010 году, %
Оптимистичный прогноз |
Пессимистичный прогноз | |
Добровольные виды страхования |
60 |
41 |
Обязательные виды страхования |
411 |
107 |
Всего |
124 |
53 |
Тенденции формирования страхового рынка показывают, что отечественный страховой рынок имеет мощный потенциал. Особым условием его развития является понимание и стимулирование страхования как специализированной отрасли по стабилизации экономики [3].
Ведь именно с помощью создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц происходит формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды. Однако принуждение потребителей к приобретению страховых услуг не всегда является действенным методом для их продвижения. Чаще намерение потенциальных страхователей пользоваться услугами страховщиков продиктовано собственной оценкой степени угрозы каждого отдельного риска, а также потенциального ущерба, связанного с ним.
На сегодняшний день развитие страхового
рынка в России отмечено положительной
динамикой и растущими
Необходимые нужды рынка находятся в постоянном развитии, что заставляет издавна сформированную регуляторную систему корректироваться и видоизменяться. По мнению экспертов приоритетными в этом направлении является принятие соответствующих законопроектов и ведение активной борьбы за каждого клиента.
Начиная с 01.01.2011 года начал свое поэтапное внедрение до 2015 года Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании». Финишная точка этого процесса - введение единой электронной карты, которая позволяет ее владельцу получить качественную медицинскую помощь, находясь в любой точке России.
К концу 2011 года на всех российских страховщиков распространилось действие закона, увеличивающего минимальный размер уставного капитала СК. Этот показатель равняется не менее 120 миллионам рублей.
Некоторое из них, мелкие и средние, или же вообще выйдут из игры или же сольются с более крупными компаниями. Остальные будут пытаться соответствовать законодательным нормам.
При «выходе из игры» мелкие страховщики сталкиваются с множеством проблем при поиске покупателей или же инвесторов, так как для крупной страховой компании не составляет труда создать на основе бывшей СК новый филиал. Этот процесс мене трудоемок и требует меньших затрат.
Внедряя новые законодательные акты, чиновники делают ссылки на зарубежный опыт. При этом они не выходят за рамки своего видения регулирования отношений – не собираются наделять руководителей филиалов абсолютными полномочиями, достаточными для подписания договоров и выплат компенсаций.
На сегодняшний день в России трудно встретить хоть один филиал страховой компании, отвечающий данному требованию. И это понятно. Для страховщиков не является сегодня приоритетным вкладывание ресурсов в развитие профуровня сотрудников филиалов, в имидж организации, инфраструктуру и сервис на региональном рынке.
Все это объясняется тем, что продвигать нужный закон и заставить всех «плясать под свою дудку» сегодня куда проще.
Создание стабильной национальной системы страхования поможет создать эффективный механизм по предупреждению и противодействию, существующим и внезапно возникшим опасностям и угрозам. Для этого необходимо решение следующих задач:
- укрепление стабильности и надежности страховщиков;
- государственное регулирование и надзор за тарифной политикой страховщиков;
- совершенствование правовых основ деятельности участников страхового рынка;
- формирование направлений и подходов к осуществлению как добровольных и обязательных, так и вмененных видов страхования с учетом региональных потребностей;
- создание благоприятного налогового режима в целях стимулирования развития страховой отрасли;
- совершенствование качества отраслевого образования с учетом перехода на двухуровневую систему вузовского образования.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ
Данная практическая часть сделана и анализированная на основе представленных результатов исследования рынка страхования в России в 2012 году от 27 июня 2012 г. международной сетью фирм КПМГ - международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги [www.kpmg.com].
«Перспективы долгосрочного
Тенденции рынка и перспективы развития
Исторический среднегодовой
Ожидается, что общерыночные тенденции в сторону роста концентрации и увеличения доли рынка Топ-10 компаний продолжатся, что соответствует существовавшему ранее тренду. Однако текущий оптимизм по росту основан на ожидании общеэкономического роста в РФ, которое может не оправдаться (текущий прогноз роста ВВП составляет менее 4%).
Как исторически, так и по результатам исследования существенным фактором роста является государственная поддержка отрасли в виде введения обязательных видов страхования, таких как страхование ОПО.
Моторные виды страхования продолжают быть приоритетными для всех участников рынка, и этот настрой поддерживается прогнозируемым ростом кредитования на уровне 20–25% и значительным ростом автопарка.
Кроме того, большие надежды подает рынок страхования жизни, однако его конкурентоспособность и дальнейший рост тесно связаны с изменениями налогового законодательства.
Несмотря на высокие комиссии банкам и дилерам, страховые компании намерены увеличить продажи по этим каналам, уделяя умеренное внимание развитию прямых продаж.
Повышение эффективности страховых компаний, роль ИТ
Несмотря на важность развития автоматизации, большинство компаний не планируют увеличивать расходы на ИТ-системы, намереваясь оставить их на уровне предыдущего года. Однако акцент в 2012 году смещается на систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Расходы на ведение дела и аквизиционные расходы (расходы на оплату труда аквизиторов - агентов и инспекторов по заключению новых договоров страхования) остаются приоритетными с точки зрения управления затратами со стороны страховых компаний как основные меры повышения рентабельности. При этом оценка страхового риска (которую отметили как приоритетную 50% респондентов в 2011 году) ушла на второй план.
В части сокращения расходов на ведение
дела основными мерами, которыми будут
пользоваться компании в 2012 году, называются
централизация функций и
Рост аквизиционных расходов связан с обострением конкурентной борьбы на рынке, повышением агентских вознаграждений и ростом доли банковского канала продаж. Однако предполагаемые меры, такие как оптимизация взаимоотношений с партнерами и развитие прямых продаж, могут либо не принести ожидаемых результатов в силу наличия достаточно сильной позиции у партнеров, либо потребовать дополнительных инвестиций в инфраструктуру, что также создаст дополнительное давление на рентабельность бизнеса.
В целом, выстраивание отношений с партнерами и снижение уровня мошенничества называются как наиболее приоритетные меры по снижению убыточности страхового бизнеса. Однако если первая мера может быть неэффективна из-за сильной рыночной позиции посредников, то вторая – выглядит противоречивой в силу того, что оценке страхового риска в 2012 году уделяется не так много внимания, как ожидалось.
Руководители не прогнозируют существенного снижения убыточности по основным видам страхования за исключением ОСАГО, по которому ожидается улучшение рентабельности в связи с корректировкой тарифов.
Обзор законодательства и МСФО
Исследование КПМГ показывает, что
страховой рынок в наибольшей
степени нуждается в
Обязательный переход на МСФО, в
рамках которого все страховые компании
обязаны предоставлять
Динамика рынка и сделок по слияниям и поглощениям
Как отмечалось ранее, большинство участников опроса ожидают в 2012 году увеличения доли рынка компаний, входящих в Топ-10, более чем на 2% относительно предыдущего года. Данный рост будет происходить как органически, за счет созданных этими компаниями конкурентных преимуществ (таких как бренд или развитая филиальная сеть), так и за счет слияний и поглощений.