- не допускать нарушения
законодательства иностранных государств,
а также действий, в результате
которых России может быть
нанесен политический, военный или
экономический ущерб;
- предоставлять в течение
одного месяца субъектам военно-технического
сотрудничества сведения об изменении
юридического статуса организации;
- использовать в максимальной
степени со страхование рисков
между страховыми организациями
с целью наиболее полного использования
потенциала российского страхового
рынка. Горбунов О.Н. Финансовое
право. - М., 2007. - С. 317. Законодательное обеспечение
страховой деятельности как метод государственного
регулирования заключается в нормативно-правовом
обеспечении субъектов страховых отношений.
Приоритетными направлениями данного
метода являются: определение и конкретизация
условий допуска иностранных страховщиков
на российский страховой рынок; выработка
законодательных процедур, позволяющих
эффективно предотвращать незаконную
деятельность иностранных страховщиков,
брокеров и иных субъектов страховых отношений
на внутреннем страховом рынке; регламентация
перестраховочной деятельности в целях
предотвращения необоснованного оттока
валютных средств за рубеж. Государственный
надзор за страховой деятельностью включает
в себя ряд процедур контрольного характера,
основными из которых выступают организация
надзора за страховыми организациями;
разработка процедур финансового оздоровления
страховых организаций; установление
специальных правовых режимов по отношению
к страховым организациям, оказывающим
услуги населению по долгосрочному страхованию
жизни и пенсий; определение порядка и
условий лицензирования страховой деятельности;
установление санкций, применяемых к страховым
организациям за нарушение предъявляемых
к ним требований, а также принципов добросовестной
конкуренции. В настоящее время функции
государственного страхового надзора
возложены на Департамент страхового
надзора Министерства финансов РФ. Основными
сферами деятельности названного департамента
являются:
- лицензирование страховой
деятельности;
- ведение единого государственного
реестра страховщиков, их объединений
и страховых брокеров; осуществление
контроля за обоснованностью страховых
тарифов и обеспечение платежеспособности
страховщиков;
- определение правил формирования
и размещения страховых резервов,
показателей и форм учета и
отчетности страховых операций;
- разработка нормативных
документов и методических материалов,
регулирующих отношения в сфере
страхования;
- выдача разрешений на
участие иностранных инвесторов в российских
страховых организациях на совершение
сделок с участием иностранных инвесторов
по отчуждению акций или долей в уставном
капитале российских страховых организаций,
а также на открытие филиалов страховыми
организациями с иностранными инвестициями;
- обобщение практики страховой
деятельности, разработка и представление
предложений по развитию и
совершенствованию законодательства
о страховании. Страховщики обязаны
регулярно предоставлять в Департамент
страхового надзора различные отчеты
по установленным формам, в частности
информацию о своем финансовом состоянии. Страховой
надзор осуществляется Министерством
финансов РФ во взаимодействии с правоохранительными
и налоговыми органами, Министерством
РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства, профессиональными
объединениями страховщиков, в частности
Всероссийским союзом страховщиков. В
целях выработки единых методических
принципов организации и осуществления
страхового дела. Рассолов М.М. Финансовое
право. - М., 2008. - С. 219. Департамент по страховому
надзору координирует свою деятельность
с исполнительными органами государственной
власти субъектов РФ. Подобное взаимодействие
способствует сохранению единого финансово-правового
пространства, недопущению принятия на
региональном уровне решений, не соответствующих
действующему федеральному законодательству.
Учитывая мировые интеграционные процессы,
Департамент по страховому надзору сотрудничает
с органами страхового надзора зарубежных
стран, что также препятствует незаконному
оттоку денежных средств в качестве перестраховочных
премий за рубеж. Документом, удостоверяющим
право на осуществление страховой деятельности
на территории Российской Федерации, является
лицензия. Лицензия на проведение страховой
деятельности может быть выдана юридическому
лицу - резидент Российской Федерации
при соблюдении определенных условий.
Химичева Н.И. Финансовое право. - М. 2009.
С. 354. На лицензирование принимаются документы
страховых организаций, не нарушающих
требования российского законодательства
и, соответственно, не имеющих действующих
юридических санкций. Факт привлечения
юридического лица к ответственности
за нарушение законодательства подлежит
обязательной проверке, поэтому в целях
ускорения прохождения предварительно
экспертизы лицензиат вправе представить
справки территориального органа страхового
надзора об отсутствии претензий и случаев
нарушения действующего законодательства. Одним
из главных условий лицензирования юридического
лица на предмет занятия страховой деятельностью
является финансовая устойчивость и выполнение
нормативного соотношения активов и обязательств,
что должно быть подтверждено аудиторским
заключением. Важным требованием для возможности
осуществления страховой деятельности
является наличие оплаченного уставного
капитала, который в совокупности с иными
собственными средствами страховой организации
должен обеспечивать проведение планируемых
видов страхования и выполнение принимаемых
страховщиком обязательств. Горбунов
О.Н. Финансовое право, - М., 2007. - С. 318-320. Уставный
капитал страховой организации должен
быть пропорционален суммам страховых
премий, планируемым страховщиком в первом
году деятельности. Размер уставного капитала
и зависит от вида страхования. Относительно
лицензирования некоторых видов страхования
законодательством установлены специальные
правовые режимы, сущность которых заключается
в ограничении доступа юридических лиц
на рынок страховых услуг. Так, для получения
лицензии на осуществление обязательного
государственного страхования жизни и
здоровья военнослужащих, граждан, призванных
на военные сборы, сотрудников органов
внутренних дел и сотрудников налоговой
полиции кроме названных документов необходимо
дополнительно представить следующие
сведения: нотариально заверенную копию
разрешения на проведение работ, связанных
с использованием сведений, составляющих
государственную тайну; сведения об учредителях
страховой организации с указанием их
доли и участия в уставном капитале; сведения
о практической деятельности в области
личного страхования; образец договора
обязательного государственного страхования. Должностные
лица Департамента по надзору за страховой
деятельностью не вправе использовать
в корыстных целях и разглашать в какой-либо
форме сведения, составляющие коммерческую
тайну страховщика. За выдачу лицензии
на осуществление страховой деятельности
взимается плата, поступающая в доход
федерального бюджета. Если особо не оговорено
в лицензии, то разрешение на право осуществления
страховой деятельности не имеет ограничения
по сроку действия. Являясь органом федеральной
исполнительной власти, Департамент страхового
надзора вправе давать страховщикам обязательные
для выполнения предписания по устранению
нарушений действующего законодательства.
В случае неисполнения страховщиками
вынесенных предписаний департамент вправе
приостанавливать, ограничивать либо
отзывать выданные лицензии. Нарушением
страхового законодательства считается
совершение противоправных деяний, в числе
которых:
- несоблюдение установленных
правил формирования и размещения
страховых резервов;
- несоблюдение установленных
требований к нормативному соотношению
между активами и страховыми
обязательствами;
- нарушение установленных
требований о предоставлении
отчетности в Министерство финансов
РФ и территориальному органу
страхового надзора;
- непредставление в срок
документов, затребованных Министерством
финансов РФ или территориальным
органом страхового надзора;
- установление факта представления
Министерству финансов РФ или
территориальному органу страхового
надзора недостоверной информации;
- несообщение в установленный
срок в Министерство финансов
РФ об изменениях и дополнениях,
внесенных в документы, поданные
на лицензирование. Апель А.Л. Основы
финансового права. - СПб. - 2008. С.58-59.
Заключение
Наиболее характерной
чертой страхования является образование
резервов (денежных фондов) за счет децентрализованных
источников – взносов страхователей.
Эти фонды находятся в распоряжении
самостоятельного юридического лица –
страховой организации, которой
выдана лицензия (разрешение) на право
заниматься страховой деятельностью.
При наступлении страхового случая
и производятся выплаты либо самому
страхователю, либо иному указанному
в законе или договоре лицу. Разумеется,
наивно представлять деятельность по
оказанию страховых услуг как бескорыстное
служение общему благу. Как и всякая предпринимательская
деятельность, она ведется прежде всего
ради систематического извлечения прибыли,
причем страховой бизнес довольно доходен.
Страховые компании, сосредоточивая крупные
(по размерам) капиталы, пускают их в оборот,
вкладывая в наиболее прибыльные сферы
бизнеса. Вследствие этого на страховом
рынке идет ожесточенная конкурентная
борьба. В то же время без страхования
широкого круга страховых рисков современное
общество немыслимо. Предпринимательство
неизбежно связано с риском, без страхования
которого произошел бы спад активности
финансово-промышленных кругов. А это,
в свою очередь, привело бы к сворачиванию
производства, сокращению рабочих мест,
снижению покупательной способности населения
и многим другим, крайне нежелательным
социально-экономическим последствиям. В
условиях рыночной экономики страхование
выступает гарантом финансовой стабильности
ее субъектов, независимо от их организационно-правой
формы. Кроме того, оно, являясь источником
возмещения потерь, распределяет сумму
понесенных убытков между всеми страховщиками,
что облегчает несение тягот отдельного
страховщика. Для этих целей в страховом
деле существуют два института: институт
перестрахования и институт сострахования.
Тем самым, косвенно в несении тягот конкретного
страхового случая принимают участие
и все остальные участники гражданского
оборота, так или иначе вовлеченные в оказание
страховых услуг. Законодательство о страховании
складывается из норм ГК РФ, специально
посвященных страхованию (гл. 48, ст. 927-970),
ряда федеральных законов, указов Президента
РФ, постановлений Правительства, нормативных
актов, издаваемых федеральными органами
по надзору за страховой деятельностью. Законодательство
о страховании может быть только федеральным.
Основополагающим Законом в области страхования
является Закон РФ «Об организации страхового
дела в РФ» и ГК РФ. Указанный закон, изданный
в период становления России на путь рыночной
экономики, всецело направлен на развитие
страховых правоотношений. С 1 января 1999
года вступил закон «О внесении дополнений
и изменений в закон о страховании в РФ»,
на основании которого все страховые организации
должны поднять планку минимального уставного
капитала до оговоренных законом. Это
положение дало толчок к расширению круга
страховых услуг, появилась возможность
страховать более крупные предприятия
и проекты. Смягчилась проблема недострахования. Осуществление
страхования без лицензии влечет за собой
признание всех заключенных сделок недействительными.
Порядок и условия выдачи лицензий на
проведение страховой деятельности закреплены
«Условиями лицензирования страховой
деятельности на территории Российской
Федерации», утвержденными Приказом Росстрахнадзора
от 19 мая 1994 г. № 02-02/08. Государственный
контроль за страховой деятельностью
на территории Российской Федерации осуществляет
федеральный орган исполнительной власти
по надзору за страховой деятельностью.
Основные функции этого органа перечислены
в ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового
дела в Российской Федерации». Однако,
все проблемы страхования нельзя решить
только на законодательном уровне, необходимо
решать их опосредовано через экономику.
Когда в экономической сфере будут отлажены
все рычаги регулирования, только тогда
появятся деньги, заинтересованность
вложения в страховой полис, уверенность
в репутации страховщиков, их платежеспособности.
Только тогда страхование станет полноценным
механизмом «сглаживающим негативные
последствия экономики».
Список использованных
источников
- Яковлева Т.А. Страхование : Элементар. курс: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Соц.-культур. сервис и туризм", "Домоведение" и "Сервис" / Т.А.Яковлева, О.Ю.Шевченко. - М. : Экономистъ, 2004. - 217с.
- Сплетухов Ю.А. Страхование : Учеб. пособие / Ю.А.Сплетухов, Е.Ф.Дюжиков. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 311с.
- Коломин Е.В. Раздумья о страховании. – М.: Издательский дом «Страховое Ревю», 2006. – 384 с.
- Савченко О.С. Налогообложение страховых организаций : учеб.-метод. пособие / О.С.Савченко, И.В.Стоноженко, С.Ю.Янова ; Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, Каф. страхования. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 150 с
- Горбунов О.Н. Финансовое право. - М., 2007. - С. 317.
- Рассолов М.М. Финансовое право. - М., 2008. - С. 219.
- Химичева Н.И. Финансовое право. - М. 2009. С. 354
- Апель А.Л. Основы финансового права. - СПб. - 2008. С.58-59.