Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 10:10, контрольная работа
Страхование – одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества. Главный побудительный мотив страхования – это рисковый характер производства и жизни человека. На любой стадии общественно-экономического развития существует вероятность риска разрушительного воздействия стихийных сил природы и нерациональной деятельности самого человека на процесс воспроизводства. Такие явления, как засуха, наводнение, градобитье, а также ошибки в результате неосторожного обращения с источником опасности, могут привести к пожару, взрыву, транспортным авариям и причинить крупный ущерб, нарушить производственный процесс и привести к человеческим жертвам.
Финансирование предупредительных рисков………………….….3
Участие западных инвесторов в страховом бизнесе России….…12
Список используемой литературы……………………………………20
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование объектов личного страхования, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организации.
В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 25 процентов, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.
Указанный выше размер (указанная выше квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.
Одной из первых иностранных компаний,
которая обратилась за лицензией на право
проведения страховых операций на российском рынке
еще до принятия Закона о страховании
1992 г.
, была английская страховая группа Royal
International, которая в мае 1991 г. Объявила в
своих планах создать совместное предприятие
с всесоюзным банком Промстройбанк. В
отсутствие законодательной базы по созданию
страховых обществ с иностранным участием
Минфин СССР потребовал обеспечить 100-ю
капитализацию со стороны иностранного
участника в размере 2 млн. фунтов стерлингов
для выдачи лицензий. Однако, учитывая
нестабильность политической и экономической
обстановки в России и отсутствие гарантий
по защите своих инвестиций в то время,
английское общество было вынуждено пересмотреть
свои планы и отозвать свою заявку на создание
совместного предприятия в России.
«Закон о страховании» был принят 27 ноября 1992 г. Статья 6 Закона предусматривала возможность создания страхового общества с участием иностранного капитала, при этом оговаривалось, что при создании иностранцами на территории Российской Федерации страховых организаций могут устанавливаться ограничения законодательными актами Российской Федерации. Для защиты интересов развивающегося российского страхового рынка постановлением Верховного Совета Российской Федерации было установлено, что участие иностранного капитала в совместных страховых предприятиях ограничивается 49 процентами, при этом страховые предприятия с иностранными инвестициями можно создавать только в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Тем самым был отменен запрет на участие иностранного капитала в страховом деле, введенным Постановлением Правительства СССР от 17 марта 1989 г.
Государственная регистрация предприятий с иностранным участием осуществляется в Регистрационной Палате при Министерстве юстиции Российской Федерации при наличии следующих документов:
Получение данной страховой компанией лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации производится в Федеральные службы страхового надзора Российской Федерации. Для получения лицензии в Росстрахнадзор предоставляются следующие документы:
а) устав предприятия;
б) протокол учредительного собрания, решение о создании;
в) документ о государственной регистрации юридического лица.
3) Документы об оплате уставного капитала.
4) Экономическое обоснование стра
а) бизнес-план на первый год деятельности;
б) расчет соотношения активов и обязательств;
в) положение о порядке формирования и использования страховых резервов;
г) план по перестрахованию;
д) баланс с приложениями отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;
е) план размещения средств страховых резервов.
5) Правила по видам страхования, тарифы, образцы полисов.
6) Сведения о руководителе и его заместителях.
В конце 90-х гг. многие специалисты считали, что допуск иностранного капитала на российский страховой рынок может оказать отрицательное влияние на деятельность российских страховых компаний, большинство из которых были слабыми в финансовом отношении. Иностранные страховщики в силу своей финансовой мощи и квалификации вполне могли бы захватить значительную часть рынка и создать конкуренцию, которую многие российские компании могли не выдержать.
Поэтому 22 октября 1999 г. в Госдуме был принят Закон о внесении изменений в Закон об организации страхового дела 1992 г., в соответствии с которым предусматривались меры по защите интересов национальных страховых компаний, та именно: ограничение видов страхований, которые могут проводить страховые общества с иностранными инвестициями, являющимися дочерними по отношению к нерезидентам Российской Федерации, либо имеющие долю иностранных инвесторов в уставном капитале более 49 процентов. Они не могут работать в области страхования жизни и обязательных государственных видов страхования, а также в области страхования имущественных интересов государственных и муниципальных предприятий. Обязательно наличие достаточно большого капитала и депозитов. Кроме того, обязательно соблюдение условия, в соответствии с которым совокупный размер участия иностранного капитала в страховых организациях России не может превышать 15 процентов, и этот размер рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах страховых организаций с иностранными инвестициями к совокупному уставному капиталу страховых организаций, зарегистрированных в Российской Федерации.
В 1999 г. Правительство России выступило с планами по созданию Агентства гарантии инвестиций, призванное защитить иностранных инвесторов от политических рисков. Однако эти планы не встретили понимания руководства страны и не нашли своего осуществления.
В преддверии ожидаемого вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) Правительство России, тем не менее, предприняло шаги, направленные на облегчение доступа иностранцев на российский страховой рынок. В апреле 2003 г. Минфин Российской Федерации внес в правительство подправки к Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В октябре 2003 г. Госдума приняла поправки к указанному закону, которые сводились к большему открытию российского страхового рынка для иностранцев, а именно – увеличение их доли в совокупных капиталах российских страховых обществ с 15 процентов до 25 (в 2005 г. доли иностранных страховых компаний в капитале российских страховщиков составляла 3,7 процента), а европейским иностранцам было разрешено заниматься обязательными видами страхования и страхованием жизни.
К 1998 г. на российском страховом рынке работали 46 компаний с участием иностранного капитала, и их доля на рынке по сбору премии составляла 5,12 процентов (сбор премии этих компаний был равен примерно 60 млн. долларов), при этом более 90 процентов премий приходилось на такие компании, как Ost West Allians, AIG, Zurich, AGF. Однако, помимо этих предприятий с участием иностранного капитала, в страховом бизнесе России фактически действуют гораздо больше иностранных инвесторов. Это происходит через представительства и брокерские фирмы, которые учреждаются иностранными инвесторами и осуществляют функции страховых агентов для этих инвесторов немалые средства уходят за рубеж при использовании франтинга в перестраховании отдельных рисков.
В начале 90-х гг. в Россию двинулись иностранные дельцы и аферисты от страхования – зарубежные фирмы, привлеченные доверчивостью россиян и несовершенством российского страхового законодательства. Одной из первых фирм, пришедших в 1992 г. на российский рынок, была австрийская фирма Save Invest, которая, не получив лицензии Росстрахнадзора, на имела права на ведение страховой деятельности на территории России и тем не менее она начала действовать в России от имени иностранных организаций Grazer, Medlife, Fortuna. В России она действовала через страховых агентов, которые предлагали заключить договор накопительного страхования жизни от имени фирмы. По предварительным оценкам российских правоохранительных органов эта австрийская фирма ежегодно вывозила из России от 500 до 800 млн. долларов. Масштабы деятельности фирмы в России огромны и в ее сети попадали не только граждане, но и целые предприятия. Благодаря оговоркам в полисе страхования все претензии рассматриваются при подчинении местной юрисдикции австрийского суда по месторасположению этой австрийской фирмы. По австрийскому законодательству в суде может участвовать только австрийский гражданин, и поэтому российский страхователь в случае убытка обязан нанимать австрийского адвоката, что очень дорого.
Тактика проникновения иностранцев на страховой рынок России многообразна. Крупные иностранные инвесторы привлекают российских резидентов с помощью различных семинаров и курсов повышения квалификации, устраиваемых как непосредственно в России, так и за рубежом. Одновременно эти мероприятия используются для маркетинга российского страхового рынка. Иностранные инвесторы активно используют лоббирование своих интересов на самых разных уровнях, включая федеральные органы государственной власти. Они прибегают к помощи Европейского банка реконструкции и развития и дипломатических структур. Европейское сообщество заинтересованно в создании цивилизованного страхового рынка в России для облегчения проникновения европейских страховщиков на российский рынок, и в 2002 г. появляется проект TACIS по оказанию консультативной помощи российской страховой отрасли, инициатором которого является Европейская комиссия и компания Pricewaterhouse&Coopers
При анализе тактики освоения страхового рынка России иностранным капиталом видна тенденция первоначального освоения регионов Москвы, Санкт-Петербурга и весьма осторожное проникновение в другие районы.
Российские страховщики в лице Всероссийского союза страхования (ВСС) высказываются против прямого доступа на национальный рынок филиалов иностранных компаний. При этом они не возражают против увеличения квоты иностранных дочерних или совместных компаний с контрольной долей участия до 50 процентов в совокупном капитале национальных страховщиков. ВСС также намерен сохранить ограничение на проведение иностранными компаниями операций по обязательному и государственному страхованию.
Конечно, возможности страховщиков в России гораздо слабее: у них нет сильных политических козырей и возможностей самостоятельно застраховать Россию без привлечения иностранцев. Большинство российских предпринимателей рассматривают страховые взносы как выброшенные деньги, сказывается также нехватка средств у предпринимателей.
И, тем не менее, Россия привлекает иностранных инвесторов слабой конкуренцией, высоким неудовлетворенным спросом, ожидаемой дальнейшей либерализацией рынка. Западные страховые компании могут принести в Россию инструменты долгосрочных инвестиций, привычку ожидания нескорой прибыли, новые технологии, опыт ноу-хау в страховании жизни, высокий профессионализм, умение лоббировать свои интересы и организацию труда.
Российский страховой рынок в настоящее время отличается, прежде всего, невысокой конкуренцией и неразвитостью в сегменте добровольного страхования жизни. Поэтому в последнее время проявляется интерес иностранных страховщиков именно к этому сегменту страхования, и большинство пришедших недавно иностранцев сосредотачивают свое внимание на этом виде страхования.
В целом компании с участием иностранного капитала, действующие на российском страховом рынке, можно разделить на три основные группы:
1) Компании с различными по размеру участием иностранного капитала, имеющие лицензию на проведение страховых операций.
2) Представительства иностранных страховых и перестраховочных компаний.
3) Иностранные брокеры.
Список используемой литературы
Информация о работе Участие западных инвесторов в страховом бизнесе России