Возникновение полиса, его государственное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация — не единственная и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Но феномен греческой цивилизации заключается, скорее всего, в ее необычайно быстром расцвете. Создание греческой цивилизации относится к эпохе “культурного переворота” — VII-V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократия.

Содержание работы

. Введение
2. Возникновение полиса, его государственное устройство
3. Демократия
4. Основные черты афинского права
5. Воспитание и образование
6. Искусство, литература, театр
7. Наука
8. Греческие игры
9. Заключение
10. Список литературы

Файлы: 1 файл

культ 1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

План

1. Введение

2. Возникновение полиса, его государственное устройство

3. Демократия

4. Основные черты афинского права

5. Воспитание и образование

6. Искусство, литература, театр

7. Наука

8. Греческие игры

9. Заключение

10. Список литературы

 

Введение

 

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древняя Греция  и ее культура занимают особое место в мировой истории.  Самые  высокие  оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными.  Греческая  цивилизация  — не  единственная  и  не  самая  древняя.  Когда она появилась,   некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю  уже  тысячелетиями.  Это относится, например, к Египту и Вавилону. Но феномен  греческой  цивилизации заключается, скорее  всего,  в  ее  необычайно  быстром  расцвете.  Создание греческой цивилизации относится к эпохе  “культурного  переворота”  —  VII-V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма  государства —  первая  в  истории  демократия.  В   науке,   философии,   литературе   и изобразительном  искусстве  Греция  превзошла   достижения   древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

Духовная и  художественная культура Древней Греции не  просто  является ценнейшей частью мировой, она дала  толчок  развитию  европейской  культуры. Демократическая и гуманистическая направленность греческой идеи  позволила ей стать духовной ценностью в полном  смысле  слова,  обеспечив  европейской культуре возможность занять и сохранить ведущее место  в  мире  вот  уже  на протяжении двух тысячелетий. Это означает  не  просто  то,  что  греческими мотивами пронизана  вся  последующая  европейская  художественная  культура.

Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные  проблемы мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое  и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность,  разум  и логика, воображение и созерцание, теория и практика,  природа,  искусство  и техника, материя и ее двойственность.

Достоинство греческой  культуры  в том,  что она открыла человека-

гражданина,  провозгласив  верховенство  его  разума  и   свободы,   открыла человека как прекрасное  и  совершенное  творение  природы,  как  меру  всех вещей. Греки впервые дали идеалы демократии и  гуманизма.  Истории  неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего  более  ценного,  чем сам человек.

 

Возникновение полиса, его государственное устройство

 

В культуре Древней  Греции  наблюдается  сочетание  традиционных  черт, восходящих к архаической и еще  более  ранним  эпохам, и  совершенно  иных, порожденных  новыми  явлениями  в  социально-экономической  и   политической сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели  старого.  Как  в  городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось  разрушением  старых, так и в других сферах культуры  старое  отступало,  но  обычно  не  исчезало совершенно.  Важнейший  новый  фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, — консолидация  и  развитие  полиса, особенно демократического.

Полис  из   небольшого   поселения   превратился в самодостаточный

политический  и  экономический  центр.  Формирование  системы   политических органов  полисной  демократии  было  результатом  длительного  исторического периода, начиная с реформ Солона.  Самой  развитой  формой  демократического строя античных рабовладельческих государств считается  афинская  демократия. По своей сущности Афинское государство  являлось  политической  организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и  повиновение  рабов.

По форме  правления оно  представляло  собой  демократическую  республику,  в которой граждане пользовались равными правами и могли  принимать  участие  в политической  жизни.  Она  окончательно  сложилась  в  V  в. о н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.

Итак, в  греческих  полисах  основой  всей  социально-экономической  и политической организации выступал коллектив граждан. Кром них в афинском обществе находились метеки,  многочисленные рабы,  которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная  система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для гражданина.

Античный полис  издавна вызывал восторженное отношение  как  “идеальная форма  государственной жизни”  с присущими   ей   порядком,   свободой   и справедливостью. Для античности  “политическое”  –  синоним  “гражданского”.

Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник  в  решении всех  государственных  дел  как  внутреннего,так и внешнеполитического значения.

Античная классическая демократия рассматривалась как  форма государственного устройства, в основе которого  лежит  свобода. Гарантией личной свободы гражданина  было  право  частной  собственности  на  средства производства (и, прежде всего, на главное из них  —  землю)  с  возможностью продажи  ее  или  передачи  по  наследству, право  свободного  распоряжения произведенными товарами (то есть  свободный  рынок), право непосредственно влиять  на формирование  внутренней и внешней  политики государства и антимонопольные законы,  препятствовавшие  концентрации   экономической   и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.

Однако и  у  полисной  демократии  существовали  свои  недостатки.  Во-первых, полисная демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, которые  не только не обладали личной свободой, но и в саму категорию  людей  включались только отдельными свободомыслящими греками, также как  и  метеки,  постоянно живущие в Афинах, не  имели гражданских прав  и не  принимали участия в управлении  государством.  Во-вторых,  свободой  в   каждом   из   греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только  полноправный  гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все  прочие лично  свободные  жители  этого государства  — иммигранты  и женщины — гражданскими  правами  не  обладали  и частной   собственностью   (особенно недвижимой) владеть не могли.

Полноправным  афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в  особом  списке, ведущемся в делах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие  18- летнего возраста. К 20 годам юноша  заканчивал курс  военно-воспитательного обучения  и  становился  полноправным  гражданином.  Наиболее  существенными правами гражданина были права на  свободу  и  независимость  от  какого-либо другого человека, право на земельный  участок  и  помощь  от  государства  в случае  материальных  затруднений,  право  на  ношение  оружия  и  службу  в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был  обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на  помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной  полис  с  оружием  в руках, почитать отеческих богов.

Полис включал  в себя принадлежащие к  городу  земельные  участки. При этом индивид – член  государства  –  имеет  право  на  пользование общинной  землёй и является собственником своего участка.

Основными органами Афинского государства являлись: народное  собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное  собрание  –  верховный  орган  власти. Оно собиралось сначала  десять, а  позднее сорок  раз в  год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное  бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного  собрания была обширной: оно  принимало  законы,  издавало  постановления  по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку  их деятельности, решало  вопросы  войны  и  мира,  обсуждало  продовольственное положение страны и т.д.

Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан  и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне,  хотя,  начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.

Для решения  даже самых важных вопросов требовалось  присутствие  всего 6000 человек, то есть 1/5  афинян. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний  каждого месяца считалось главным.

Выступать  и  вносить  проекты  законов  формально  мог   каждый участник. Практически  же  выступали  главным  образом  профессиональные ораторы   – демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего  обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием  руки.  Важным было  право  любого   участника   собрания,   сославшись   на   незаконность законопроекта, потребовать снятия  его  с  обсуждения  или  голосования  под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель мог  не  ставить на голосование  те  предложения,  которые,  с  его  точки  зрения,  являлись незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае, если  он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти  фил.

Члены совета  (булевты)  избирались  по  жребию  на  один  год  из  граждан, достигших 30  лет.  К  компетенции  Совета  относились  вопросы  управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами,  управление финансами, надзор за арсеналами,  доками,  флотом,  регулирование  торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать  и  вносить на  рассмотрение  свои   предложения.   Важнейшей   функцией   Совета   было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на  рассмотрение  народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения  текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий  (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы.  Комиссии  по  очереди  выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя  Совета, который во время работы народного собрания являлся и  его  председателем.  В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал  избираться  перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы  каждый  член Совета  отчитывался  в  своей  деятельности   и   мог   быть   привлечён   к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000  судей  и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил.  Члены  гелиэи избирались  по жребию  на  один  год  из  граждан,  достигших  30  лет.  В составе  гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и  100  запасных.  В целях предотвращения злоупотреблений коллегиям  было неизвестно,  когда  их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой  в  день  суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных  преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной  инстанцией  по  делам, рассмотренным  другими  судами.  Она   также   обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль  играли  должностные лица.  Выборы  должностных  лиц   осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные  подвергались проверке – докимасии, во  время  которой  выяснялись  их  право  на  занятие должности, политическая  благонадёжность  и  личные  качества.  Нельзя  было занимать должность (кроме военных) дважды или  две  должности  одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги).

После истечения  срока должностные лица  представляли отчёты о своей деятельности Совету пятисот и  гелиэе.  Главными  должностными  лицами  были стратеги  и  архонты.  Коллегия  стратегов  состояла из десяти членов, избираемых народным  собранием  из  числа  женатых  и  имевших  недвижимость граждан. Они распоряжались средствами, отпущенными  на  содержание  армии  и флота,  организовывали сбор  чрезвычайных   военных налогов,   руководили доставкой  продовольствия,  принимали  капитуляцию противника, заключали перемирие, вели  следствие  и  председательствовали в  судах  по  делам  о воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных  заседаний Совета пятисот или народного собрания  и  принятия  неотложных  мер.  Падало значение  архонтов.  Девять  архонтов  избирались  жребием  из   кандидатов, предложенных филами. Коллегией они действовали редко – при решении  народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц.  Специальные должностные лица (около 700) управляли  государственным  имуществом,  ведали государственной казной, наблюдали за порядком на  улицах  и  нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь,  проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

 

Демократия 

 

Прежде всего,  бросается  в  глаза  важность  и  значимость  вопросов, решаемых в общественной сфере, по отношению к  частной  жизни  граждан:  это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств  и театральных   представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и  вообще  имущественных  кругов;  раздача  денег  малоимущим гражданам; организация общественных работ и т.д.

Все важнейшие  вопросы частной жизни (вопросы  о наследовании  имущества и  другие,  требующие  судебного разбирательства)  находились в ведении государства. Частных судов и  всякого  рода  посреднических  организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и  непосредственные.

Они основываются на  том,  что  в  государственной  жизни  полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами  гражданства. Предполагается,  что  он  –  хозяин дома,  ойкоса  –  частного  хозяйства.  Он одновременно выступает  и  как  организатор  хозяйства  (“ойконом”),  и   как гражданин (“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела  домашние,  хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но  и  тот, кто  сумел  сохранить  отцовское  наследство,  не отличается  мотовством  и расточительностью.  Хороший  хозяин   ойкоса расценивается   как   хороший гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может  быть  хорошим  политиком.

Информация о работе Возникновение полиса, его государственное устройство