Выявление проблем личного страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Развитию российского страхового рынка, теоретических и практических аспектов развития страховых отношений посвящены исследования В. В. Аленичева, В. Ю. Балакиревой, Ю.С. Бугаева, Ю. М. Журавлева, А. Ю. Лайкова, И. В. Ломакина-Румянцева и др.
Вышеизложенное, свидетельствует об актуальности темы дипломной работы, целью которой является анализ проблем развития личного страхования в современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ
1.1 Сущность и классификация видов личного страхования
1.2 Нормативно-правовые основы организации личного страхования2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ В ОАО «МОСКОВСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ»
2.1 Общая характеристика страховой компании
2.2 Организация и ассортимент предложений личного страхования в ОАО «Московская страховая компания»
2.3 Эффективность операций по личному страхованию в ОАО «Московская страховая компания»
3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЕРАЦИЙ ПО ЛИЧНОМУ СТРАХОВАНИЮ В ОАО «МОСКОВСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Выявление проблем личного страхования в России.docx

— 653.14 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из данных, приведенных в  табл. 2.5, план по уровню выплат по различным  видам страхования в ОАО «Московская  страховая компания» в первой половине 2009 года не выполнялся, в 4 квартале было незначительное отклонение от плана, а в 1 квартале 2010 г. фактический уровень  выплат значительно превысил запланированный.

Динамику  выполнения плана по среднему уровню выплат по видам страхования отразим  на рис. 2.5.

Как видно из приведенных на рис. 2.5 данных, динамика уровня выполнения плана по среднему уровню выплат в течение  всего анализируемого периода незначительна, что свидетельствует о том, что  общие тенденции страхового рынка  в компании анализируются на достаточном  уровне качестве, а вот доля рынка  компании в большинстве случаев  переоценивается, чем и обусловлено  несоответствие плановых показателей  поступления страховых платежей и страховых выплат фактически полученным результатам.

 

Рис. 2.5 – Уровень выполнения плана  по среднему уровню выплат по видам  страхования в ОАО «Московская  страховая компания» в 2009 – 2010 годах

 

Также важным для анализа представляется рассмотреть, какие виды страхования  для страховой компании ОАО «Московская  страховая компания» являются более  прибыльными.

Этот  анализ проведем на рис. 2.6.

Как видно из приведенных на рис. 2.6 данных, наименьший уровень средних выплат приходится на страхование ответственности, т.е. данный вид страхования для  ОАО «Московская страховая компания»  является наиболее рентабельным. Однако незначительные объемы страхования  по данному виду не могут обеспечить нормального функционирования компании за счет только данного вида страхования.

Наименее  рентабельными для ОАО «Московская  страховая компания» в 2009 – 2010 годах  являются следующие виды страхования: ДМС, КАСКО и ОСАГО. Однако значительные объемы страхования (это особенно касается страхования КАСКО) обусловливают  среднюю рентабельность деятельности предприятия на уровне 50%.

 

Рис. 2.6 – Средний уровень страховых  выплат по различным видам страхования  в ОАО «Московская страховая  компания» в 2009 – 2010 годах

 

Как видно из приведенных данных мы видим  невыполнение большинства плановых показателей эффективности. При  сохраненных темпах роста численности  персонала на предприятии не выполнен план по операционному результату, в результате чего произошло снижение среднеквартального сбора страховой  премии на 1 работника на более значительную сумму, чем планировалось. Вообще в 1 квартале 2010 года заметно значительное ухудшение всех показателей эффективности. Произошел рост отношения расходов, напрямую не связанных со страховой  деятельностью к операционному  результату, снизилась рентабельность.

Из  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы об эффективности  планирования, организации бюджетного процесса и деятельности ОАО «Московская  страховая компания»:

  1. наибольший объем страховых поступлений и выплат приходится на страхование КАСКО, хотя данный вид страхования для компании является наименее рентабельным;
  2. уровень бюджетного планирования в компании оценивается как недостаточно эффективный, при планировании не учитываются многие факторы (особенно факторы внешней среды), оказывающие значительное влияние на эффективность деятельности компании и на объемы осуществляемых страховых операций;
  3. страховой компании ОАО «Московская страховая компания» необходимо осуществлять меры по увеличению доли рынка по следующим видам страхования: личное, имущества и ответственности, уровень рентабельности по которым максимален.

Выявленные  проблемы ОАО «МСК» обусловлены  общей ситуацией, сложившейся в  России в сфере развития личного  страхования. Потенциал его развития далеко не исчерпан, а по использованию  страховых инструментов Россия существенно  отстает от большинства развитых стран.

В последние годы на развитие страхового рынка значительно влияли несколько  факторов. Во-первых, это значительное сокращение сборов страховой премии по страхованию жизни, связанное  с изменением налогового законодательства, что привело к некоторому сокращению объемов «псевдострахования», но мало способствовало развитию классического  страхования жизни. И, во вторых, реализация закона «Об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Данная  ситуация вызвана изменениями в  налоговом и страховом законодательстве, вследствие чего страховые компании значительно уменьшили сборы  страховых премий по налогосберегающим  схемам страхования жизни, что лишь частично было компенсировано притоком страховых премий по обязательному  страхованию гражданской ответственности  владельцев транспортных средств.

В настоящее время очень остры  социально значимые проблемы реализации Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об  обязательном страховании гражданской  ответственности владельцев транспортных средств», который зарекомендовал себя как эффективный инструмент, позволяющий  на практике гарантировать возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или  имуществу потерпевших в дорожно-транспортных происшествиях. Реализация на территории Российской Федерации таких принципов  обязательного страхования, как  гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств и экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, является важным шагом на пути интеграции России в мировое сообщество8.

Указанное обстоятельство оказало положительное  воздействие на систему страховых  отношений в стране. Ввиду обязательности данного вида страхования, его массовости, дается толчок для развития добровольных видов страхования в России. Кроме  того, введение обязательного страхования  сказалось на ускоренном формировании современной инфраструктуры страхового сектора финансового рынка, а  также создало новые рабочие  места как непосредственно в  страховании, так и ряде смежных  отраслей, таких как: обслуживание и  ремонт автомобилей, юридические, медицинские, оценочные и другие услуги.

Вместе  с тем реализация данного закона столкнулась с рядом проблем. Предполагалось, что с введением  обязательного страхования гражданской  ответственности транспортных средств  уровень безопасности дорожного  движения на автомобильном транспорте повысится за счет использования  экономических рычагов влияния  на водителей транспортных средств. Но, к сожалению, на сегодняшний день ощутимого влияния на положение  дел с предупреждением аварийности  ОСАГО не оказывает, о чем свидетельствует  статистика. Одной из причин данной ситуации также является плохое состояние  автомобильных дорог.

Помимо  этого, многие исследователи выделяют проблему недостаточного развития долгосрочного  личного страхования, как следствие  низкого уровня доходов населения, недоверия к страхованию, ограниченного  круга надежных финансовых инвестиционных инструментов, отсутствия страховой  культуры населения и экономических  стимулов для участия в долгосрочном личном страховании. В настоящее время между страховыми компаниями и корпоративными клиентами отсутствует тесное взаимодействие. Это связано с тем, что страховыми организациями предлагаются программы и страховые продукты выгодные им, а не потребителям. Подтверждением этому служит стандартизация программ, отсутствие отраслевых, комбинированных страховых продуктов, завышение тарифных ставок, слабый учет индивидуальных потребностей предприятий.

К проблемам, стоящим на пути развития российского страхового рынка, было отнесено несовершенство правовых и  организационных основ обязательного  страхования вследствие отсутствия единой государственной политики в  этой сфере, попыток различных государственных  органов решать узковедомственные  задачи за счет обязательного страхования  без учета приоритетов социально-экономического развития, реального состояния страхового рынка и финансовых возможностей потенциальных страхователей.

Еще одной проблемой является отсутствие общей базы статистических данных, необходимой для оценки вероятности  наступления страховых рисков и  максимального размера вреда, что  способствовало бы установлению адекватных размеров страховых тарифов и  повышению стабильности в деятельности страховых компаний9. Например, в случае включения в страховой продукт нескольких страховых событий, т.е. создания комбинированного продукта существенной является величина дисперсии выплат, т. к. в различных сценариях выплаты существенно различаются и приблизительные расчетные формулы для расчета рисковой надбавки комбинированного продукта неприемлемы.

Данные проблемы необходимо устранять,  так как они затормаживают  развитие личного страхования в  России.

 

 

 

 

3. Основные мероприятия  по повышению эффективности операциЙ  по личному страхованию в ОАО  «Московская страховая компания»

 

Прежде  чем перейти к представлению  мероприятий по повышению эффективности  операций по личному страхованию  в ОАО «МСК», хотелось бы описать  некоторые меры, касающиеся улучшения  общего состояния личного страхования  в стране.

            Во-первых, важным аспектом, обуславливающим развитие российского страхового рынка, является создание необходимых налоговых стимулов для продвижения страховых услуг в сфере добровольного медицинского страхования, страхования жизни, включая добровольное пенсионное страхование, а также дальнейшее совершенствование работы по формированию и размещению страховых резервов. Например, в направлении страхования жизни необходимо  внести изменения в Налоговой кодекс, чтобы расходы на страхование жизни включались в расходы и уходили из налогооблагаемой базы индивидуальных страхователей, то есть граждан. В добровольных видах – здесь возможны только какие-то, опять же, налоговые стимулы, которые бы позволяли из совокупной годовой налогооблагаемой базы уводить вот эти вот затраты, которые идут на страхование.

            Во-вторых, необходимо формирование  Федеральной службой государственной статистики общей базы статистических данных, необходимой для оценки вероятности наступления страховых рисков и максимального размера вреда, что способствовало бы установлению адекватных размеров страховых тарифов и повышению стабильности в деятельности страховых компаний, а также усовершенствование методики расчета тарифных ставок, в том числе и для комбинированных страховых продуктов.

Для формирования доверия  населения к страховым компаниям, целесообразно осуществить следующее:

  • Ужесточение и усовершенствование контроля Федеральной службы страхового надзора за деятельностью страховых компаний. Так, например, в законе будут предусмотрены санкции за предоставление ложной отчетности, а также со следующего года планируется принимать отчетность в электронном виде.
  • Внедрение рискоориентированного подхода. С целью ранней диагностики и выявления проблем разработаны соответствующие программы. Запущена пока только одна — по риску банкротства, поправки в соответствующий закон вступили в силу 27 июля 2010 г. Даже с учетом проблемы достоверности предоставляемой отчетности более 130 страховых компаний оказались в зоне высокой вероятности банкротства. Как только будут готовы нормативные документы, регулирующие процедуры банкротства, в эти компании будут направлены запросы и предложение о предоставлении плана финансового оздоровления.
  • Финансовый мониторинг платежеспособности. Законопроект предусматривает использование финансовых показателей для мониторинга платежеспособности компаний. Мониторинг означает постоянный процесс, поэтому периодичность предоставления информации будет чаще, чем раз в квартал, как сейчас.
  • Раскрытие информации о деятельности субъектов страхового дела. По законодательству компании будут обязаны раскрывать определенную информацию о своей деятельности страхователям, которым, безусловно, будет очень интересно сравнить данные, например, содержащиеся на официальном сайте страховщика и в правилах, прилагаемых к договору страхования.

Основные мероприятия  по повышению эффективности операций по личному страхованию и дальнейшему его развитию в ОАО «Московская Страховая Компания»:

  • Создание нового комбинированного продукта для корпоративных клиентов. Например, формирование организационно-управленческой модели корпоративного взаимодействия предприятия и страховой компании (рис. 3.1), которая предполагает наличие партнерских отношений на основе баланса экономических интересов. Страховая компания заинтересована в устойчивых взаимоотношениях с предприятием на долговременной основе. Предприятие, в свою очередь, заинтересовано в качественном удовлетворении своих страховых интересов по доступной, справедливой цене. Партнерские отношения возможны лишь при условии внедрения в общий процесс управления рисками процесса страховой защиты, участия страховой компании в разработке страховой программы предприятия на основе совершенствования процедур корпоративного взаимодействия предприятия и страховщика (рис 3.2).

Рис. 3.1 – Организационно-управленческая модель корпоративного взаимодействия предприятия и страховой компании


 

 

В работе предлагается использовать методический подход, заключающийся в комбинировании значимых отраслевых рисков в одном  страховом договоре.

Отличительной особенностью предлагаемого в работе методического подхода является создание комбинированного страхового продукта, направленного на покрытие совокупности различных рисков, разрабатываемого для определенной отрасли, количество предприятий которой всегда ограничено, обладающего не только отраслевыми, но и индивидуальными признаками. Отраслевая составляющая предлагаемого  продукта заключается в комплексе  отраслевых (системных) страховых рисков (страховых событий). Индивидуальная составляющая – индивидуальная оценка вероятности наступления страхового случая и возможной величины ущерба. Индивидуальная оценка вероятности  и возможного ущерба возможна только при наличии тесного взаимодействия представителей предприятия и страховщиков.

На рисунке 3.3 представлена совокупность базовых  компонентов страхового продукта и  предлагаемые способы их определения  и уточнения. Предлагаемый подход к  определению базовых компонентов  страхового продукта заключается в  осуществлении действий, направленных на повышение объективности оценки страховой компанией потребности  предприятий определенной отрасли  в страховых услугах, обоснованности оценки вероятности наступления  страхового события и страхового ущерба, а так же в применении предложенной математической модели расчета  тарифных ставок для отраслевого  комбинированного продукта.

Информация о работе Выявление проблем личного страхования в России