Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:44, реферат
Проектирование – это процесс создания описания, необходимого для построения в заданных условиях еще несуществующего объекта. Проектирование начинается при наличии выраженной потребности общества в объекте проектирования.
В основе действий проектировщика лежит некий способ или принцип. И если способ действия машины (компьютера) удается предвидеть достаточно точно, то выбор способа действия человека не является столь же определенным. В настоящее время, когда в проектировании все более активно применяются компьютерная техника и технология, можно говорить о способах и действиях "человеко-машинных" систем. В основе осознанного рационального способа действия человека лежит метод.
Глава 1. Введение в автоматизированное проектирование
1.1. Системный подход к проектированию
Проектирование – это процесс создания описания, необходимого для построения в заданных условиях еще несуществующего объекта. Проектирование начинается при наличии выраженной потребности общества в объекте проектирования.
В основе действий проектировщика лежит некий способ или принцип. И если способ действия машины (компьютера) удается предвидеть достаточно точно, то выбор способа действия человека не является столь же определенным. В настоящее время, когда в проектировании все более активно применяются компьютерная техника и технология, можно говорить о способах и действиях "человеко-машинных" систем. В основе осознанного рационального способа действия человека лежит метод.
Для существования метода необходимы [11]:
· правила поведения как описание способа действия;
· осознание использования метода как основы действия;
· строгое подчинение правилам поведения;
· описание ситуаций, в которых целесообразен данный метод.
Анализируя проектную деятельность с позиции частного и общего, можно сказать, что в ее основе лежат:
действия – способы (принципы) – методы.
В зависимости от того, какие средства для реализации творческих действий применяет проектировщик, различают:
· эвристические методы;
· алгоритмические методы.
В эвристических методах определяющее значение имеют:
· ассоциативные способности;
· интуитивное мышление;
· способы управления мышлением.
Эвристические методы основаны
на использовании общих правил и
рекомендаций. Они помогают при поиске
различных понятий и
Алгоритмические методы основываются на алгоритме, который можно определить как последовательность указаний, касающихся процедур (операций), позволяющих решить задачу. Можно выделить логические алгоритмы и математические алгоритмы.
Проектирование может быть:
· ручным – без применения компьютера;
· автоматизированным – на основе взаимодействия человека и компьютера, когда эвристические действия проектировщика дополняются вычислительным возможностями компьютера, реализованными посредством определенных алгоритмов;
· автоматическим – без участия человека на промежуточных этапах проектирования.
Проектирование сложных
технических объектов, к которым
относятся и автомобильные
При проектировании автомобильных
дорог применяют блочно-
· формирование цифровых моделей местности зоны проектирования;
· трассирование автомобильной дороги;
· проектирование продольного профиля;
· проектирование поперечных профилей и дорожных одежд;
· проектирование искусственных сооружений и инженерно-сервисного обустройства дороги;
· оценка проектных решений.
1.2. Стадии процесса проектирования
В практике дорожного проектирования установлены следующие стадии работ.
Программа (концепция) развития сети автомобильных дорог, которая разрабатывается для определенной территории (региона, страны) и определяет последовательность развития дорог для обеспечения транспортной потребности населения на период 5-10 и более лет. При разработке программ используются специальные методики, базирующиеся на возможностях, в первую очередь, ГИС – геоинформационных систем (GIS – Geographic Information Systems). В настоящий момент развитие автомобильных дорог в Российской Федерации планируется на основе положений Программы "Транспортная стратегия Российской Федерации на 2002-2010 г.г.".
Обоснование инвестиций (ОИ) является основным предпроектным документом, обосновывающим целесообразность строительства (реконструкции) автомобильной дороги, ее техническую категорию с учетом прогнозируемой интенсивности движения, выбор оптимального проложения трассы и сроков ее строительства, а также стадийность и очередность этого строительства (реконструкции). Разработка ОИ осуществляется, как правило, на объекты, включенные в утвержденные федеральные и региональные целевые программы развития сети автомобильных дорог. При разработке ОИ широко применяют геоинформационные технологии: как ГИС, так и САПР.
ОИ в строительство
или реконструкцию дорог
· сбор исходных данных;
· рекогносцировочные обследования;
· анализ и прогноз транспортных потоков;
· проектные проработки с необходимым объемом инженерно-изыскательских работ;
· экономические и экологические (ОВОС) расчеты;
· определение социально-экономической и экологической эффективности проекта;
· текстовые, табличные и графические материалы по обоснованию проектных решений.
Последующее проектирование выполняется на основании решений, принятых и утвержденных в ОИ, обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства (реконструкции) автомобильной дороги.
Порядок разработки проектно-сметной документации в одну стадию – инженерный проект или в две стадии – проект и рабочая документация, также определяется в ОИ. В одну стадию проектируют технически не сложные и не капиталоемкие объекты, а также объекты, сооружение которых будет осуществляться по типовым и повторно применяющимся проектным решениям.
Рабочая документации для строительства (реконструкции), как правило, содержит:
· рабочие чертежи, разрабатываемые в соответствии с государственными стандартами системы проектной документации (СПДС);
· ведомости объемов строительных и монтажных работ;
· сборники спецификаций оборудования, необходимого для реализации проекта;
· сметная документация.
Основанием для выполнения проекта служит Задание на его разработку. В Задании должны быть отражены следующие положения:
· основание для проектирования (перечень целевых программ и ОИ);
· начало и конец проектируемого участка дороги;
· перечень и объем инженерных изысканий, полнота проектно-технических решений, перечень согласующих проект государственных и общественных органов;
· основные технические параметры проектируемого объекта (категория дороги, расчетная нагрузка, параметры земляного и проезжей части, тип дорожной одежды, специальные и особые требования;
· требования к составу работ, содержанию и оформлению проекта.
Если речь идет о новом объекте проектирования, то выполняется проект строительства автомобильной дороги. В то же время для действующих дорог, в процессе их эксплуатации периодически возникает потребность повторного проектирования с целью их реконструкции, модернизации или ремонта. Следует отметить, что в зависимости от стадии проектирования, капитальности объекта проектирования и глубины проектных преобразований объекта, методы и информационно-инструментальные средства проектирования могут существенно различаться.
Рассматриваемая в данном пособии технология автоматизированного проектирования относится, в первую очередь, к этапу проекта (инженерного проекта) строительства (реконструкции) автомобильных дорог.
Информация о работе Автоматизированное проектирование в строительстве