Тележечные лебедки
служат для перемещения грузовой
тележки по балочной стреле. Все
механические части башенного
крана имеют электрический привод.
К оборудованию электропривода
крана относятся асинхронные
электродвигатели, аппараты управления
электродвигателями, регулирования
их скорости, управления грузами,
электро- и механической защиты, различные
приборы для переключений и контроля в
силовых цепях и цепях управления. Кроме
того, на башенных кранах установлено
многочисленное вспомогательное оборудование:
светильники, прожекторы, приборы для
электрообогрева, звуковой сигнализации.
Электрический ток подается к электрооборудованию
крана по кабелю и приводам. Управляют
электродвигателями крана (включают, регулируют
скорости, останавливают, изменяют направление
движения) с помощью силовых и магнитных
контроллеров. Силовые контроллеры (непосредственного
управления) через контактные устройства
(контакторы), имеющие ручной привод, замыкая
и размыкая силовые электрические цепи,
управляют работой электродвигателя.
Контактор представляет
собой аппарат с электромагнитным
приводом для включения и отключения
электрических цепей под нагрузкой.
Магнитные контроллеры (дистанционного
управления) осуществляют контроль
за работой электродвигателя на расстоянии
с помощью специальных переключающих
цепи управления малогабаритных аппаратов
— командоконтроллеров. Магнитные контроллеры,
хотя и имеют более сложную схему по сравнению
с силовыми, обладают рядом значительных
преимуществ: обращение с ними проще и
удобнее, не требует физических усилий,
их можно устанавливать вне кабины в любом
месте крана, они позволяют автоматизировать
управление работой электродвигателей.
С помощью имеющихся на любом башенном
кране токовых и сетевых реле, разного
рода сопротивлений, плавких предохранителей
и автоматических выключателей осуществляется
зашита электродвигателей, цепей управления
и освещения крана от больших перегрузок,
падения напряжения и токов короткого
замыкания.
Линейный контактор
позволяет мгновенно останавливать
электродвигатели всех механизмов:
только после его включения
можно привести в действие
электродвигатели башенного крана.
На башенном кране установлены
многочисленные приборы и устройства
для обеспечения его безопасной
работы: ограничители конечных положений
стрелы, крюковой подвески, грузовой
тележки, поворотной части относительно
неповоротной, а также ограничители
грузоподъемности, указатели вылета
крюка, анемометры для измерения
ветровых нагрузок, рельсовые захваты,
световые указатели крайних положений
рабочих органов крана. Эффективность
работы башенного крана во
многом зависит также и от
состояния крановых путей.
2. Основные разновидности
кранов
Как бы ни отличались
по конструкции, техническим характеристикам
башенные краны, все они представляют
собой грузоподъемную машину
со стрелой, закрепленной в
верхней части вертикально расположенной
башни. Башенные краны различают
по способу установки на строительной
площадке, типам ходового устройства,
типам стрелы и конструкции
башни. По способу установки
на строительной площадке различают
башенные краны, работающие около
здания (стационарные, передвижные,
приставные) и работающие на самом
здании (самоподъемные, переставные).
По типу ходового
устройства различают башенные
краны на рельсовом, автомобильном
и гусеничном ходу, пневмоколесные
и шагающие. Особенно распространены
на стройках самоходные башенные
краны на рельсовом ходу. По
типам стрел различают башенные
краны с подъемной и балочной
стрелами. У башенного крана с
подъемной стрелой груз подвешивают
к концу стрелы, наклоном или
подъемом стрелы изменяют вылет
крюка. У башенных кранов с
балочной стрелой груз подвешивают
к грузовой тележке, вылет крюка
изменяют перемещением тележки
по направляющим балкам стрелы
крана.
По конструкциям башни
различают башенные краны с
поворотными и неповоротными
башнями, с башнями постоянной
длины и телескопическими башнями,
со складывающимися и подращиваемыми
башнями. Какими бы разными,
непохожими друг на друга не,
были башенные краны, какие
бы различия не имели их
конструкции, ходовые устройства,
все они отвечают определенным
техническим характеристикам, называемым;
параметрами. К параметрам крана
относят вылет крюка, грузоподъемность,
грузовой момент, высоту подъема,
скорость рабочих движений, мощность,
конструктивный и общий вес
крана. По параметрам подбирают
тип башенного крана, с тем
чтобы он полностью устраивал строителей,
максимально отвечал конкретным условиям
стройки. Чаще всего выбор падает на самоходные
краны на рельсовом ходу БКСМ с неповоротной
башней и КБ и МСК с поворотной башней.
В результате модернизации
в последние годы на основе
существующих кранов созданы
новые типы башенных кранов
для многоэтажного строительства,
способные поднимать грузы на
высоту свыше 100 м. Башня таких
кранов имеет дополнительные
секции, значительно повышена надежность
их конструкции. Установленные
на рельсовом ходу башенные
краны удобны в эксплуатации,
безопасны в работе, хотя устройство
и перебазировка их с одной строительной
площадки на другую - дело довольно трудоемкое.
Башенные краны на гусеничном, пневмоколесном
и автомобильном ходу не нуждаются в устройстве
рельсовых путей, по сравнению с кранами
на рельсах обладают гораздо большей мобильностью.
Их можно быстро подготовить к эксплуатации
и перебросить на другой объект.
Ученые и специалисты-инженеры,
конструкторы постоянно ищут
способы улучшения конструкции,
технических параметров башенных
кранов. Благодаря этому постоянно
совершенствуется механика управления
кранами, повышается их грузоподъемность
и маневренность, убыстряются
сроки их монтажа и демонтажа,
а у кранов на автомобильном
и пневмоколесном ходу повышается
проходимость, транспортные скорости.
На стройках значительно увеличилось
число кранов для строительства
многоэтажных и высотных зданий.
В настоящее время повышению
эффективности механизации, комплексной
механизации строительных работ
уделяется первостепенное внимание.
Успешно решается такая
важная проблема, как комплексная
механизация работ по монтажу
строительных конструкций. Заключается
она в том, чтобы полностью механизировать
не только основные процессы, выполняемые
башенным краном (разгрузку, складирование
конструкций и материалов, подъем и установку
их на место), но и все остальные процессы
по монтажу конструкций: их доставку на
стройплощадку, укрупнительную сборку,
проверку геометрических размеров и качества
конструкций, навеску и закрепление подмостей
и ограждений, строповку деталей к крюку
крана, выверку, расстроповку детали. Большое
значение для будущего строек имеет не
только число башенных кранов, но и улучшение
их использования за счет лучшей организации
механизированных работ, применения новых
форм и методов управления парком кранов.
Для снижения затрат
труда машинистов, улучшения использования
кранов проводят различные мероприятия,
способствующие повышению эксплуатационной
надежности кранов и увеличению
времени их работы до капитального
ремонта, сокращению сроков перебазирования,
монтажа-демонтажа, улучшению условий
работы машиниста.
3. Крановые пути
Крановые пути, служащие
для перемещения башенного крана
вдоль строящегося здания и
передачи нагрузки от крана
на грунт, устраивают следующим
образом. На ровное земляное
полотно, выполненное по установленным
правилам (с водоотводом, небольшим
поперечным уклоном в сторону
здания, тщательно утрамбованное), укладывают
хорошо утрамбованный балластней
слой из щебня или гравия, а на него — шпалы
и рельсы.
В качестве балластного
слоя применяют также песок,
гранулированный металлургический
шлак. Шпалы для устройства подкрановых
путей применяют деревянные и
железобетонные. Деревянные шпалы
пропитывают антисептиком, предохраняющим
дерево от гниения. Рельсы укладывают
на плоских подкладках и крепят
к шпалам с помощью шурупов,
костылей и болтов. Стыкуют рельсы
между собой по длине, используя
стандартные накладки. Стыки располагают
между шпалами. Параллельные рельсы
связывают металлическими стяжками.
Применение инвентарных крановых
путей, изготовленных из типовых,
заранее смонтированных звеньев,
значительно облегчает и ускоряет
работы по укладке крановых
путей.
В настоящее время разработан
ряд прогрессивных конструкций инвентарных
крановых путей, представляющих собой
сборные секции длиной по 6,25 м. Крановые
пути из металлических шпалорам представляют
собой конструкцию коробчатого сечения,
выполненную из углового и листового металла
или из швеллеров, сваренных менаду собой.
Крановые пути из железобетонных шпалорам
имеют разную конструкцию: в одном случае
шпалы по торцам связаны стержнем, а в
другом — железобетонными вкладышами.
На каждом рельсе с обоих концов кранового
пути устанавливают инвентарные тупиковые
упоры.
За состоянием крановых
путей на протяжении всего
периода их эксплуатации постоянно
наблюдают. Регулярно проверяют
состояние рельсов, и особенно
износ головок, рельсовых скреплений,
шпал, балласта, тупиковых упоров, а
также размер колеи, расположение
рельсов в вертикальной плоскости,
параллельность рельсов в горизонтальном
направлении. Зимой особенно следят
за своевременным очищением полотна
кранового пути от снега и
наледи.
4. Электрооборудование
башенного крана
Электрооборудование башенного
крана по своему назначению разделяется
на основное и вспомогательное. Основным
называется все оборудование электроприводов,
оно служит для приведения в движение
механизмов крана, управления ими, для
защиты крана от повреждений и обеспечения
условий безопасной работы. К основному
оборудованию относятся:
1) электродвигатели, приводящие
в движение механизмы крана;
2) аппараты управления
электродвигателями — контроллеры
и командоконтроллеры;
3) аппараты регулирования
скорости электродвигателя —
пуско-регулировочные сопротивления,
вихревые тормозные генераторы;
4) аппараты управления
тормозами — тормозные электромагниты
и гидротолкатели;
5) аппараты электрической
защиты — защитные панели, автоматические
выключатели, тепловые реле, предохранители,
распределительные ящики и другие
аппараты, обеспечивающие максимальную
или нулевую защиту электропривода;
6) аппараты механической
защиты — конечные выключатели,
обеспечивающие защиту механизма
от перехода предельных положений
или перегрузки канатов;
7) селеновые выпрямители,
являющиеся источником постоянного
тока, которым питается обмотка
возбуждения вихревого тормозного
генератора и катушки контакторов
и реле;
8) кнопки, выключатели, переключатели,
измерительные приборы и др., используемые
для контроля и различных переключений
в силовых цепях и цепях
управления кранов.
К вспомогательному оборудованию
относятся осветительные приборы
(лампы, прожекторы), приборы электрообогрева
(электропечи, нагреватели), аппараты управления
ими (выключатели, переключатели, понизительные
трансформаторы) и аппараты защиты цепей
освещения и отопления (плавкие предохранители).
Применяемое на башенных кранах
электрооборудование должно обладать
повышенной прочностью, так как оно
работает в условиях значительных перегрузок,
частого включения и реверсирования,
большой вибрации, загрязненности и
т. п.Этому требованию в достаточной мере
удовлетворяют электрические машины и
аппараты специального кранового исполнения.
Однако в электросхемах кранов прежних
выпусков широко применялись электроаппараты
общепромышленного назначения (магнитные
пускатели, универсальные переключатели,
микропереключатели, станочные выключатели
и др.), которые не приспособлены для тяжелых
условий работы. Эти аппараты требуют
особого наблюдения.
Электрооборудование, в зависимости
от исполнения крана по приводу, состоит
из электродвигателей постоянного
и переменного тока, блоков пускорегулирующих
резисторов, электромагнитных тормозов,
пусковой и защитной низковольтной
аппаратуры, пультов управления, конечных
выключателей, изделий для освещения,
обогрева, вентиляции, аппаратуры для
сигнализации, контроля и защиты перечисленных
в перечнях элементов схем электрических.
Номинальное напряжение питания
крана-380 В. Напряжение на зажимах электродвигателей
и в цепях управления ими при всех режимах
работы электрооборудования крана должно
быть не ниже 85% номинального.
Для подключения крана к
источнику питания используется четырехжильный
гибкий кабель длиной 50 м, который подключается
к кольцам токоприемника кабельного барабана.
Электроаппаратура управления приводами
крана питается напряжением 380 В или 220
для экспортного исполнения. Электрооборудование
собственных нужд крана (освещение, обогрев
кабины, сигнализация, приборы) питается
напряжением 220 В. Для ремонтного освещения
предусмотрен понижающий трансформатор
220/12 В, к которому подсоединены розетки.
Электроаппаратура, обеспечивающая
пуск, разгон, работу в установившемся
режиме, регулирование скорости, торможение,
реверс и остановку механизмов крана,
защиту от перегрузок и токов короткого
замыкания расположена в аппаратной кабине
или в кабине машиниста. Все органы управления
механизмами крана для его работы, приборы
безопасности, сигнальные лампы находятся
в кабине машиниста в шкафу управления
и на панелях пульта.
Обогрев кабины машиниста
и аппаратной кабины обеспечивается электрическими
нагревателями.