Что такое битум,
способы получения.
Би́тумы — твёрдые или смолоподобные продукты,
представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных.
Битумы нерастворимы в воде, полностью или частично растворимы
в бензоле, хлороформе, сероуглероде и др. органических растворителях; плотностью 0,95—1,50 г/см3.
Классификация
Природные битумы — полезные
ископаемые органического происхождения
с первичной углеводородной основой. К
ним относятся естественные производные нефти, образующиеся при нарушении
консервации её залежей в результате химического
и биохимического окисления. По составу,
зависящему от состава исходных нефтей
и условий их преобразования, условно
подразделяются на несколько классов: мальты, асфальты, асфальтены, кериты и антраксолиты. Добычу
проводят главным образом карьерным или
шахтным способом (Битуминозные пески).
Искусственные (технические)
битумы — это остаточные продукты переработки
нефти, каменного угля и сланцев. По составу сходны
с природными битумами.
. По происхождению:
• Битумы природные — твердые органические
вещества или вязкие жидкости темно-коричневого
или черного цвета, которые образовались
в процессе естественной окислительной
полимеризации нефти. Редко встречаются
в чистом виде, чаще в осадочных горных
породах.
• Битумы нефтяные (искусственные) — получают
путем переработки нефтяного сырья.
2. По типу сырья:
• Битумы торфяные — выделяются из торфа
при помощи органических растворителей
и их смесей.
• Битумы угольные — получаются из некоторых
видов угля также при помощи органических
растворителей. В дальнейшем из угольного
битума выделяют воск и смолы для производства
клеев и лакокрасочных материалов.
• Битумы нефтяные делятся так:
- битумы остаточные (продукт атмосферно-вакуумной
перегонки нефти);
- битумы окисленные (получены путем окисления
нефтяных остатков);
- битумы компаундированные (получены
путем смешения нефтяных остатков).
3. По назначению:
• Битумы дорожные — используются для
производства асфальтобетонных смесей,
дорожных мастик и битумных эмульсий.
• Битумы кровельные — делятся на пропиточные
и покровные. Пропиточные битумы используются
для гидроизоляции покрытий и других конструкций.
Покровные битумы применяются для производства
материалов для крыш (битумная черепица,
рубероид, пергамин).
• Битумы изоляционные — используются
для гидроизоляции материалов (металлоизол,
гидроизол, стеклоизол, битумная мастика).
Для битумов характерны
такие физические свойства, как атмосферостойкость,
гидрофобность, повышенная деформативность,
растворимость в органических растворителях,
размягчение при нагревании. Важным химическим
свойством битумных материалов является
их устойчивость к воздействию агрессивной
среды, они устойчивы к действию щелочей.
Все эти свойства и обусловили применение
битумов в производстве антикоррозионных,
гидроизоляционных и кровельных материалов,
мазута и смазочных масел. Также, битум
нашел широкое применение в дорожном и
гидротехническом строительстве. Битум
хорошо совмещается с резиной и полимерами,
что способствовало значительному расширению
области применения, а также существенному
улучшению качества органических вяжущих
веществ в соответствии с запросами современного
строительства.
Способы получения битума:
Изобретение относится к области
нефтепереработки. Способ включает вакуумную
перегонку мазута при остаточном давлении
верха колонны 20-30 мм рт.ст. с получением
утяжеленного гудрона. Затем разделяют
полученный утяжеленный гудрон на два
потока, окисляют часть потока кислородом
воздуха при температуре 220-230°C с получением
продукта, характеризующегося глубиной
проникания иглы при 25°C 35-45·0,1 мм. Далее
компаундируют окисленный продукт со
второй частью утяжеленного гудрона в
соотношении от 90:10 до 70:30 до получения
продукта с глубиной проникания иглы при
25°C 40-200·0,1 мм. Полученный битум обладает
повышенными эксплуатационными характеристиками,
в частности, повышенной температурой
хрупкости после прогрева, которая характеризует
морозоустойчивость асфальтобетонной
смеси, и повышенной растяжимостью после
прогрева, которая обеспечивает прочность
и водостойкость асфальтобетонной смеси.
Изобретение относится к области
нефтепереработки, в частности к способу
получения битума. Наиболее широко распространенным
способом получения битума является процесс
окисления тяжелых остатков нефтепереработки.
Качество получаемого битума определяется
природой и соотношением компонентов
тяжелого остатка, которые зависят от
состава исходной нефти, условий процесса
ректификационного ее разделения на дистиллятные
фракции и тяжелый остаток, условий окисления
последнего, а также объема и природы углеводородных
добавок, вводимых как в окисляемое сырье,
так и в окисленный продукт.
Известен способ получения
битума, включающий вакуумную перегонку
мазута с получением утяжеленного гудрона,
смешение утяжеленного гудрона с модифицирующими
добавками и окисление подготовленного
гудрона кислородом воздуха при повышенной
температуре с получением целевого продукта.
При этом при вакуумной перегонке мазута
получают утяжеленный гудрон с содержанием
парафиновых углеводородов не более 2%
мас. и парафино-нафтеновых углеводородов
не менее 20% мас. и окислению подвергают
80-90% подготовленного гудрона при температуре
240-270°C. Оставшееся количество подготовленного
гудрона вводят в целевой продукт. В качестве
модифицирующих добавок используют концентраты
полициклических ароматических углеводородов,
являющихся продуктами переработки нефти
(Пат. РФ 2235109, C10C 3/04, опубл. 27.08.2004).
Недостатком данного способа
является, во-первых, то обстоятельство,
что для получения утяжеленного гудрона
подходит не любой мазут, а лишь такой,
который может обеспечить при его вакуумной
перегонке содержание парафиновых углеводородов
не более 2% мас., а парафино-нафтеновых
- не менее 20% мас. Получение такого гудрона
представляет собой весьма сложную техническую
задачу, поскольку требует, во-первых,
проведения детального структурно-группового
состава исходного мазута, затем, в соответствии
с результатами этого анализа, выбор технологических
параметров процесса вакуумной ректификации,
а затем вновь анализ структурно-группового
состава утяжеленного гудрона. Если еще
учесть отсутствие твердо установленных
зависимостей между технологическими
параметрами процесса вакуумной ректификации
и изменением структурно-группового состава
в ходе ее проведения, то становится понятным,
что предлагаемый в аналоге процесс весьма
трудноуправляем и не может обеспечить
стабильного качества получаемых продуктов.
Другим недостатком известного способа
является то, что получаемые согласно
ему продукты обладают недостаточной
стабильностью при старении, которая характеризуется
показателями после прогрева (5 часов,
163°C), а именно эти показатели в конечном
счете определяют качество дорожного
покрытия и являются вследствие этого
особо важными. Причина этого заключается
в том, что окисление подготовленного
гудрона проводится согласно аналогу
до получения продуктов с неоптимальным
уровнем пенетрации при 25°C 56-110·0,1 мм. Кроме
того, согласно примерам аналога, 2 из 4
марок битума (БДД 90/130 и БДД 40/60) получены
окислением подготовленного гудрона без
последующего компаундирования с ним,
что не позволяет обеспечить высокий уровень
качества битума, особенно в части стабильности
при старении (т.е. долговечность). Еще
одной причиной этого является то обстоятельство,
что согласно аналогу не регламентируется
давление в колонне вакуумной ректификации,
что приводит к образованию значительных
количеств карбенов и карбоидов за счет
протекания неуправляемых термических
процессов, ухудшающих качество битума.
Согласно предложенному способу, контроль
за составом гудрона осуществляется лишь
по трем показателям: содержанию парафинов,
парафино-нафтенов и полициклических
ароматических углеводородов, что в сумме
составляет лишь около 40% от массы гудрона,
и что явно недостаточно для контроля
за сырьем окисления.
Наиболее близким (прототип)
к заявляемому техническому решению является
способ получения битума, включающий вакуумную
перегонку мазута с получением утяжеленного
гудрона при остаточном давлении верха
колонны 30-50 мм рт.ст., смешение полученного
утяжеленного гудрона с сырьевыми органическими
добавками, представляющими собой продукты
переработки нефти, в соотношении от 80:20
до 98:2, окисление полученной смеси кислородом
воздуха при температуре 230-270°C до получения
продукта, характеризующегося глубиной
проникания иглы при 25°C 35-45·0,1 мм. Затем
окисленный продукт компаундируется со
смесью утяжеленного гудрона и сырьевой
органической добавки, которая именуется
подготовленным гудроном, в соотношении
от 80:20 до 90:10 до получения продукта с глубиной
проникания иглы при 25°C 50-200·0,1 мм. (Пат.
РФ 2276181, C10C 3/04 опубл.10.05.2006, Бюл. №13).
Недостатком данного способа
является то обстоятельство, что в составе
товарного битума по предлагаемой технологии
невозможно обеспечить оптимальное содержание
ароматических углеводородов. Дело в том,
что ароматические углеводороды, входящие
в состав сырья окисления, являются весьма
реакционноспособными веществами и активно
окисляются в окислительной колонне. В
потоке же подготовленного гудрона, поступающего
на компаундирование с продуктом окисления
для получения товарного битума, содержится
лишь около 30% мас. ароматических углеводородов,
в связи с чем с компаундирующим потоком
неизбежно введение в состав битума нецелевых
компонентов, снижающих качество товарного
продукта.
Задачей изобретения является
разработка способа получения битума,
отличающегося повышенными эксплуатационными
характеристиками, в особенности, после
старения, использования мазутов любого
структурно-группового состава и повышения
эффективности воздействия условий процесса
на качество получаемого битума.
Для решения поставленной задачи
предлагается способ получения битума,
включающий вакуумную перегонку мазута
с получением утяжеленного гудрона при
остаточном давлении верха колонны 20-30
мм рт.ст., разделение полученного утяжеленного
гудрона на два потока, первый из которых
поступает в колонну окисления, а второй
смешивается с полученным в этой колонне
окисленным гудроном с образованием товарного
битума. Массовое соотношение окисленного
продукта и утяжеленного гудрона варьируется
от 90:10 до 70:30 до получения продукта с глубиной
проникания иглы при 25°C 40-200·0,1 мм в зависимости
от марки товарного битума. Таким образом
оказывается возможным из одного и того
же утяжеленного гудрона получать битумы
всех возможных марок. Температура окисления
поддерживается на уровне 220-230°C. Окисление
производят до получения продукта, характеризующегося
глубиной проникания иглы при 25°C 35-45·0,1
мм.
Отличие заявляемого технического
решения от известного заключается, во-первых,
в том, что на смешение с окисленным в колонне
продуктом направляется не подготовленный
гудрон, представляющий собой смесь гудрона
с углеводородной добавкой, а утяжеленный
гудрон в необходимом массовом соотношении
к окисленному гудрону. Во-вторых, для
каждой марки товарного битума регламентируется
соотношение гудрона, поступающего на
окисление, к гудрону, поступающему на
смешение с окисленным гудроном, что повышает
возможности эффективного регулирования
качества получаемого битума.
Это позволяет, независимо от
структурно-группового состава исходного
мазута после компаундирования окисленного
продукта с утяжеленным гудроном в массовом
соотношении от 90:10 до 70:30 до получения
продукта с глубиной проникания иглы при
25°C 40-200·0,1 мм гарантированно получать
товарный битум с улучшенной растяжимостью
и повышенными показателями качества
после старения. Регламентация соотношения
потоков, направляемых на окисление и
на смешение с окисленным гудроном, позволяет
получить товарный продукт с необходимым
уровнем пенетрации для каждой марки битума.
Это обеспечивает высокую управляемость
процесса и стабильность качества битума.
Весьма важным представляется соблюдение
такого технологического параметра, как
остаточное давление верха вакуумной
колонны, равное 20-30 мм рт.ст. Более низкое
по сравнению с прототипом остаточное
давление дает возможность получить из
мазута дополнительное количество вакуумного
газойля - ценного сырья каталитического
крекинга, и позволяет получить гудрон
с условной вязкостью при 80°C ВУ80 70-80с, в то
время, как при остаточном давлении верха
вакуумной колонны, равном 30-50 мм рт.ст.
получается гудрон с BУ80 30-70с. Другое
отличие предлагаемого способа от прототипа
заключается в том, что процесс окисления
производится при более низкой температуре
220-230°C по сравнению с 230-270°C по прототипу.
Это оказывается возможным, поскольку
в гудроне с ВУ80 70-80с содержится
в 1,3 раза больше асфальтенов и тяжелых
полициклических ароматических соединений,
для образования которых и требуется высокая
температура при окислении низковязких
гудронов. Таким образом, значительная
часть компонентов, обычно образующихся
в процессе окисления и обеспечивающих
высокую растяжимость, уже содержится
в исходном гудроне. С другой стороны,
в гудроне с BУ80 70-80с содержится
на 20% меньше парафино-нафтеновых углеводородов,
снижающих растяжимость. Кроме того, скорость
окисления гудронов с ВУ80 70-80с в 2-2,5
раза выше, чем скорость окисления гудронов
BУ80 30-70с. Все
это позволяет снизить температуру окисления
до 220-230°С. Это приводит как к снижению
энергозатрат, так и обеспечивает более
высокое содержание ароматических углеводородов,
поскольку они наиболее активно (обычно
с конверсией до 60%) вступают в реакцию
окисления. Тот факт, что они в достаточном
количестве содержатся в окисленном гудроне,
делает возможным исключить стадию введения
высокоароматизированных продуктов в
окисленный гудрон и, тем самым, существенно
упростить процесс.
Предлагаемый способ иллюстрируется
следующими примерами (Таблица).
Примеры 1-4 осуществляются в
условиях согласно прототипу.
Пример 5. Мазут, полученный
при переработке западно-сибирских нефтей,
нагревают в трубчатой печи до 400°C и подвергают
вакуумной перегонке при остаточном давлении
20 мм рт.ст. Отобранный из куба колонны
утяжеленный гудрон обладает следующими
физико-химическими характеристиками:
1. Плотность при 20°C, г/см3 |
0,970 |
2. Температура размягчения
по КиШ, °C |
40 |
3. Вязкость условная при
80°C, с |
80 |
4. Температура вспышки, °C |
255 |
5. Пенетрация при 25°C, 0,1 мм |
460 |
Полученный утяжеленный гудрон
поступает в окислительную колонну, где
происходит процесс окисления в следующих
условиях:
1. Температура, °C
- сырья на входе в
колонну |
180-210 |
- воздуха |
50 |
- верха колонны |
200 |
- низа колонны |
220-230 |
2. Расход, м3/час
- сырья |
35 |
- воздуха |
1700-2100 |
3. Выход битума на сырье,
% мас. 99
4. Время пребывания массы
в окислительной колонне 1,0 час.
Получаемый после окисления
продукт имеет следующие характеристики:
Пенетрация при 25°C, 0,1 мм |
42 |
Температура размягчения по
КиШ, °C |
55 |
Окисленный продукт компаундируется
многократной циркуляцией при температуре
100-150°C. Массовое соотношение окисленный
продукт:утяжеленный гудрон равно 90:10.
Получаемый битум имеет показатели качества,
приведенные в таблице.
Примеры 6-12: способ осуществляют
при технологических параметрах, аналогичных
примеру 5. Условия получения битума и
качество товарного продукта приведены
в таблице. Примеры 5-12 позволяют получать
улучшенные битумы, превосходящие по качеству
битумы, полученные по способу согласно
прототипу. В первую очередь, это касается
таких показателей, как качество битума
марки БНД 60/90 по растяжимости при 25°C после
прогрева.