Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа
Застройка Новониколаевска первых десятилетий была почти вся деревянная. Жилые здания с усадьбами располагались в кварталах, небольших по площади,— в среднем от 1,5 до 2 га. Кварталы были рассчитаны на одноэтажную усадебную застройку полусельского типа с размещением хозяйственных построек и огорода в глубине участка.
В узорах пропильных
декоративных элементов можно было
разглядеть очень древние мотивы
— вплетенные в орнаменты символы-обереги
(охранительные знаки), сильно стилизованные
народные образы птиц, коней, чудищ-русалок.
Другие фигуры — круги, розетки, звезды,
ромбы, квадраты, крестообразные знаки
— символизировали огонь и
солнце. Они также играли магическую
роль оберегов. Даже древнеязыческие
сюжеты дошли до нас в узорах порезок,
такие, как старинный орнаментальный
мотив богини-природы-женщины-
В народной мифологии
издревле сложились своего рода модели
познаваемого мира, вселенной. И в
области искусства отражались некоторые
моменты познания вселенной, возникали
попытки приобщиться к идее мироздания.
Так, согласно представлениям народной
мифологии о делении
Подклетье (подполье)
дома понимался в соответствии с
моделью мира как «подземная часть»
вселенной. Подклет не украшался, оставаясь
обнаженным срубом. Жилая часть дома,
особенно оконные обрамления — ставни,
наличники, покрывалась иногда) изобильным
растительным орнаментом, являющимся
олицетворением жизни, урожая, благополучия.
Жилая часть дома — это ярус
земли, ее плодородия и всех ее жизненных
благ. Растительный орнамент иногда переходил
и на плоскость обшитых тесом
стен или на обшитые досками углы
дома. В орнамент порой вкомпоновывались
силуэтные изображения птиц-
«Небесный ярус» мира соответствовал завершению дома, его карнизу или фронтону (при двускатном покрытии без карниза). Конец конька крыши в крестьянском доме украшался фигуркой птицы или головой коня — существ, связанных с понятием солнца. На небе же была и та живительная влага, которая питает дождем землю и ее растительность. Поэтому свисающие с карниза узоры, ассоциируемые с дождем, изображают его в виде висящих вниз головой уточек или крылатых фантастических существ — сирен-русалок. И выше всего на фронтонах помещалось солнце: либо в виде розетки или орнаментной звезды, либо в виде круглого или полукруглого слухового окна с обрамляющими его лучами, либо в виде лучеобразной обшивки фронтона досками. Человек, живущий в среднем ярусе (земле), находился в центре мироздания. Такова семантика народной архитектуры, сохранившаяся в сильно завуалированной форме в декоре городского дома.
Если рассматривать
по основным элементам декора жилые
деревянные дома Новониколаевска, то можно
отметить ряд общих композиционно-
Карнизы домов украшались обильно пропильной резьбой, легким сквозным орнаментальным кружевом. Весьма четко выявляются общие приемы декора карнизов по степени сложности. Карниз дома мог быть украшен одной резной торцовой доской с городчатой или пропильной порезкой по ее низу. Декор карниза далее усложнялся введением второй резной доски, располагаемой за первой торцовой доской. Это был мотив фестонов, возможно, пришедший из архитектуры классицизма или с резных деревянных иконостасов, где мотивы драпировок с кистями часто имели место. Или его происхождение восходит к обычаям внутреннего убранства крестьянского дома, где рушниками драпировали верха окон или красные углы.
Далее карниз дополнялся богато орнаментированным фризом — лентой из вертикально поставленных дощечек на венцах сруба. Концы дощечек были объектом резьбы весьма разнообразной и тонкой. И, наконец, карниз подпирался прорезными декоративными кронштейнами, расположенными по фризу. Между кронштейнами часто размещалась накладная орнаментальная прорезь, разнообразная по рисунку. Часто это был мотив того же солярного знака в различной формальной интерпретации.
Так, усложняясь, дополняясь,
карниз фасада приобретал необычайно
богатый декоративный характер. В
прорезках карниза много
Как и карнизы, богато
украшались оконные обрамления. Окна
в городских домах имели
Силуэтные формы
верхних досок наличников весьма
разнообразны: прямоугольные с волютами,
лучковые двух- и трехъярусные, с
наложенными друг на друга досками
(тип перспективного портала), килевидные,
килевидные сложного волнообразного абриса,
просто волнообразные, с волютами, с
замкнутыми между волютами «птичьей
ладьей» или пучком из трилистников
и т. д. Как правило, все разновидности
досок завершены
В надоконных досках, обрамленных карнизиками, часто помещался резной вазон с растениями (старинный русский мотив), с виноградными лозами и кистями (или хмель), или два побега растительного орнамента, расходящегося в симметричном рисунке от оси симметрии тимпана. В растительный орнамент вкомпоновывались иногда стилизованные изображения птиц, цветов, бутонов. Вертикальные (боковые) доски обрамления представлялись колонками с резными капителями. Колонки покрывались резной «чешуей» или каннелюрами; вместо ствола колонки можно было видеть иногда жгут, точеные полустолбики (балясинки), резную плетенку. Подоконные доски были небольшими по величине, иногда они также декорировались картушами, розетками, растительным орнаментом, цветами, часто переданными в весьма реалистической манере. Нередко встречались висячие кисти с кольцами. Низ доски обычно вырезался по плавным кривым; композиция подоконной доски всегда была симметричной, как и верхняя часть оконного обрамления.
Но далеко не вся
деревянная архитектура города имела
высокий художественный уровень. Преобладали
все же примитивные сооружения, лишенные
каких-либо эстетических начал, плохо
построенные технически, выполненные
из неполноценных строительных материалов.
Весь деревянный жилой фонд был лишен
инженерно-технического оборудования—
водопровода, канализации, центрального
отопления, в значительной части
электроосвещения. Отсюда появление
надворных уборных, выгребных, мусорных
ям и свалок на территориях усадеб.
Отсутствие общегородского благоустройства,
большое количество хозяйственных
сооружений в жилых кварталах (сараев,
конюшен, сеновалов, дровяных и угольных
складов, ремесленных помещений) снижало
санитарно-гигиенический
В начале XX века в
городе появляются деревянные жилые
здания, построенные по проектам архитекторов
или гражданских инженеров. Это
были более сложные в планах и
в объемном формообразовании сооружения,
разрешаемые в стиле модерн или
с элементами декора в характере
архитектуры модернизированного классицизма.
Такие дома часто имели ярко выраженную
«всефасадность» общей
Среди деревянных зданий, построенных в начале века в Новониколаевске, встречались и весьма низкопробные образцы архитектуры, осуществленные с забвением народного опыта и эстетики, с пошлой орнаментикой, облицованные тесом (вагонкой), окрашенные масляными красками. В декоре этих зданий можно увидеть неумеренную аляповатую резьбу эклектического, мещанского характера, низкого художественного вкуса, так называемого «стиля петербургских дач». Эти жилые здания принадлежали прежде всего торгово-буржуазному слою населения города, который стремился выразить в архитектуре свое имущественное и социальное превосходство. Ряд таких сооружений — загородных дач появился в лесу на берегу Оби за речкой Второй Ельцовкой. Строились они и в центральных кварталах города.
Информация о работе Деревянные конструкции. Деревянное зодчество Новониколаевска