Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:53, реферат
В системе канализования крупных городов одно из ключевых мест занимают городские очистные сооружения канализации (ГОСК), в составе которых находятся аэротенки с емкостями первичных и вторичных отстойников. В России основной парк этой группы сооружений был возведен в 60.80-е годы 20в. в сборном и сборно-монолитном варианте и к настоящему времени их возраст достиг или превысил половину нормативного срока эксплуатации.
Введение
1. Причины разрушения конструкции аэротенков
2. Обследование конструкций аэротенков МУП «Уфаводоканал»
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Причины разрушения
2. Обследование конструкций
Заключение
Список использованных источников
Введение
В системе канализования крупных городов одно из ключевых мест занимают городские очистные сооружения канализации (ГОСК), в составе которых находятся аэротенки с емкостями первичных и вторичных отстойников. В России основной парк этой группы сооружений был возведен в 60.80-е годы 20в. в сборном и сборно-монолитном варианте и к настоящему времени их возраст достиг или превысил половину нормативного срока эксплуатации. В связи с этим практически во всех мегаполисах актуальными являются три проблемы: обеспечение экологической безопасности сооружений водоочистки, продление ресурса эксплуатирующихся сооружений и строительство новых объектов водоочистки в связи с ежегодным увеличением объема сточных вод.
Обеспечение экологической безопасности может быть достигнуто, главным образом, за счет исключения протечек через швы между сборными элементами конструкций, поскольку фильтрация жидкости через последние незначительна. Продление ресурса эксплуатируемых железобетонных конструкций возможно на основании применения научно-обоснованных методов ремонтно-восстановительных работ, с учетом степени износа конструкций по результатам обследования их технического состояния. Строительство же новых объектов водоочистки должно проводиться с учетом опыта эксплуатации таких сооружений, то есть по скорректированным типовым проектам и уточненным нормативам по оценке степени агрессивности эксплуатационной среды [1].
Аэротенк – основное сооружение биологической очистки на станциях аэрации, получивших широкое распространение для очистки городских сточных вод. В настоящее время в городах России (не считая Москву и С.-Петербург ) эксплуатируются до 400 станции аэрации с суммарным ежесуточным притоком сточных вод более 14 млн.м3.
Аэротенк- тонкостенная конструкция, которая может быть выполнена из металла, монолитного или сборного железобетона. Современные аэротенки небольшой производительности собирают в заводских условиях и поставляют на объект в готовом виде; крупные сооружения изготавливают непосредственно на строительной площадке. Аэротенк постоянно заполнен водой и эксплуатируется на открытом воздухе. Поскольку аэротенк является основным сооружением биологической очистки, то от его надежно йработы зависит качество очистки сточных вод. Поэтому проблема долговечности аэротенков с увеличением срока эксплуатации приобретает решающее значение в связи с возможностью разрушения их конструкций.
1 Причины разрушения конструкций аэротенков
Станции аэрации представляют собой огромный комплекс зданий и очистных сооружений. Обычно на комплексах очистных сооружений применена технологическая схема очистки сточных вод, включающая сооружения механической очистки (решетки, песколовки, первичные отстойники) и биологической очистки (аэротенки, вторичные отстойники). Из наиболее повреждаемых сооружений станций аэрации являются первичные и вторичные отстойники, песколовки, каналы и аэротенки.
Аэротенки в плане представляют собой прямоугольные железобетонные сооружения с перегородками, частично заглубленные в грунте. Сооружения сборно-монолитные с поперечными деформационными швами. Процесс очистки в аэротенках основан на биологической деструкции (окислении) растворенных и нерастворенных органических соединений саморегулирующимся консорциумом различных микроорганизмов (активным илом). Для создания оптимальных условий жизнедеятельности микроорганизмов активного ила и перемешивания образованной им с водой иловой смеси в аэротенки по аэрационной системе подается сжатый воздух.
Основное агрессивное
С точки зрения агрессивного воздействия
на бетон и железобетон
В условиях эксплуатации аэротенков бетон подвергается повреждению за счет выщелачивания. Выщелачивание понижает содержание основных (щелочных) соединений в бетоне, снижению pH, что вызывает коррозию стальной арматуры.
Выщелачивание наиболее опасно в тонкостенных конструкциях (перегородки аэротенков), когда составляющие цементного камня могут растворяться и вымываться водой.
Существенное влияние на протекание
процессов выщелачивания
В большинстве случаев внутренние поверхности аэротенков имеют защитный слой, выполненный из торкретбетона. Обследования показывают, что за период эксплуатации до 30 лет торкретбетон разрушается на глубину около 10–15 мм. При нормальной толщине защитного слоя (15–20 мм) стальная арматура не имеет следов коррозии и коррозирует, если толщина защитного слоя уменьшена против проектной до 1–5 мм.
Наличие в аэрируемых стоках пузырьков воздуха, содержащих кислород и углекислый газ, большая скорость омывания поверхности конструкций аэротенков водой потенциально создают условия для возникновения процессов разрушения бетона и арматуры в подводной зоне аэротенков. Активная аэрация воды воздухом, вызывает ускоренную карбонизацию бетона, следствием чего является утрата бетоном защитного действия по отношению к стали и развитие коррозии стальной арматуры.
Кроме того, сточные воды на входе
в очистные сооружения характеризуются
высоким показателем
Карбонизация бетона является одной из наиболее распространенных причин коррозии железобетона в конструкциях зданий и сооружений станций аэрации. Под карбонизацией понимают процесс взаимодействия бетона с углекислым тазом, в результате которого гидроксид кальция цементного камня вступает в химическое взаимодействие с углекислым газом и образует карбонат кальция. Карбонизация сопровождается снижением pH жидкой фазы, разложением силикатов и алюминатов кальция, потерей пассивирующего действия бетона по отношению к стальной арматуре, развитием коррозии последней, снижением несущей способности конструкции и иногда ее разрушением.
В среде с нормальной влажностью при воздействии углекислого газа происходит уплотнение бетона. Химическим анализом установлено, что в карбонат кальция в плотном бетоне переходит около 60 % кальция из состава гидросиликатов и гидроалюминатов кальция. В более пористом бетоне в карбонат кальция может быть связано из цементного камня до 80 % кальция. Большая пористость бетона способствует лучшему доступу к реагирующей поверхности углекислого газа при меньшей степени уплотнения бетона карбонатом кальция. В средах с более высокой влажностью степень перерождения минералов цементного камня увеличивается. При большом количестве воды облегчается растворение гидроксида кальция, вынос его в жидкой фазе в зону взаимодействия с углекислотой и кристаллизация карбоната кальция. В предельном случае — при насыщении бетона водой и возможности отвода продуктов коррозии наружу в жидкой фазе — наблюдается растворение цементного камня углекислотой с образованием в остатке нерастворимых гелеобразных продуктов.
Климатические факторы активно влияют на скорость карбонизации бетона. К таким факторам относятся влажность и температура воздуха, частота и интенсивность атмосферных осадков (дождь, роса), скорость и направление ветра, нагрев поверхности солнцем. Определенное значение может иметь микроклимат сооружения.
В работах НИИЖБ экспериментально показано, что максимальная глубина карбонизации наблюдается при влажности среды около 50 %, при этом степень карбонизации (количество основных соединений цементного камня, прореагировавших с углекислым газом) была невысокой. При повышении влажности степень карбонизации увеличивается, а толщина карбонизированного слоя уменьшается. Для протекания процесса карбонизации необходима вода, однако повышенное количество воды в бетоне делает его менее проницаемым для углекислого газа.
Таким образом, в условиях эксплуатации конструкций зданий и сооружений станции аэрации основным агрессивным газом является углекислый газ, а основной вид повреждения железобетона в газовой среде станции аэрации — карбонизация защитного слоя бетона и вызванная этим процессом коррозия стальной арматуры.
Основным способом защиты бетона от карбонизации является понижение его проницаемости до уровня, оцениваемого марками по водонепроницаемости W8 и более и устройство защитного слоя из торкретбетона.
Надземная (надводная) часть сооружений аэротенков воздействию температуры и влаги окружающей среды, конденсата и атмосферных осадков. В летнее время надземная часть подвергается воздействию солнечной радиации, увлажнению и высушиванию, в зимнее время — циклическому замораживанию и оттаиванию. Кроме того, надземная часть указанных сооружений работает в условиях капиллярного подсоса воды из грунта и сточных вод из сооружений. Обширные исследования бетона в различных температурных условиях показывают, что периодическое замораживание и оттаивание негативно влияет на прочность бетона. В этих условиях наиболее быстрое повреждение наступает, если бетон находится в водонасыщенном состоянии. Образование в бетоне трещин под воздействием механических нагрузок, температурно-влажностных деформаций и других причин способствует быстрому насыщению бетона водой и ускоренному разрушению его в условиях знакопеременных температур.
Большие градиенты температуры и влажности в надземной зоне стен аэротенков по отношению к подводной зоне создают предпосылки к возникновению трещин в бетоне и разрушению швов между плитами стен вследствие температурных и усадочных деформаций. Для указанных сооружений характерно размораживание бетона в холодный период года.
Бетон в надземной и надводной части стен, перегородок, пешеходных мостиков конструкций аэротенков подвергается в водонасыщенном состоянии попеременному оттаиванию и замораживанию. В этом случае основной причиной повреждений является недостаточная морозостойкость бетона. Несовершенство нормативной базы, недостатки проектирования, дефекты изготовления конструкций способствуют раннему повреждению конструкций.
В условиях эксплуатации аэротенков эффективным и сравнительно простым способом повышения морозостойкости бетона является применение воздухововлекающих добавок при изготовлении бетонных смесей.
2 Обследование конструкций аэротенков МУП «Уфаводоканал»
В 2003 г. специалистами УГНТУ и МУП «Уфаводоканал» было проведено комплексное обследование технического состояния конструкций блока № 1 с целью решения следующих задач:
— определение степени
— разработка мероприятий по капитальному ремонту и усилению поврежденных конструкций для обеспечения безаварийной работы сооружения до нормативного срока службы (Тн=50 лет), то есть на период не менее 21 года;
— выявление характерных дефектов
и повреждений конструкций
Основанием для экстраполяции данных по стойкости бетона и железобетона с емкостей блока № 1 на вновь строящиеся сооружения блоков № 3 и № 4 стали следующие рассуждения:
— материалы обследования блока
№ 1 являются фактически результатами
длительного натурного
— параметры эксплуатационной среды (газовоздушной фазы и сточных вод), а следовательно, и ее агрессивность являются достаточно стабильными для региона;
— конструкции блоков № 1, № 3 и
№ 4 изготовлены в Башкирии на местной
сырьевой базе, то есть бетон как
по химико-минералогическому
Работы по обследованию были проведены
как снаружи, так и изнутри
сооружения. К первой категории конструкций
относятся те, которые являются доступными
для обследования даже при заполненных
емкостях, то есть в эксплуатационном
режиме объекта. Это надводные конструкции,
а также конструкции