Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:39, курсовая работа
современных условиях понятие «Градостроительство» заключает в себе не только строительство городов — оно значительно шире. Диапазон задач архитектурно-строительной деятельности — от территориальной организации и совершенствования структуры общественного производства и расселения в масштабе страны до архитектурной организации жилой среды и благоустройства отдельных населенных мест. При этом учитывается необходимость тесных экономических, производственных и культурных связей населенных мест различного ранга (город, поселок, сельский населенный пункт).
Градостроительство определяется социальным строем, уровнем развития производительных сил, науки и культуры, природными условиями и национальными особенностями страны; охватывает сложный комплекс экономических, социальных, строительно-технических, санитарно-гигиенических, архитектурно-художественных проблем.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Воронежская
государственная
Кафедра
ландшафтной архитектуры и
КУРСОВАЯ РАБОТА
по градостроительству на тему:
«Градостроительство
с основами архитектуры».
Выполнила: ст-ка 921гр.
Строганова Е.В.
Проверил:
Попиков В.П.
Воронеж 2012
Принципы функциональной
организации города.
Функциональное
зонирование
– это дифференциация территории города
по характеру использования, т. е. по
типу функционального назначения. Выделение
функциональных зон позволяет создать
наилучшие условия для основных
форм жизнедеятельности
городского населения
— труда, быта, отдыха, поскольку каждый
из этих видов деятельности предъявляет
специфические требования к размещению
и организации городского пространства.
Жилая
среда города предъявляет особые
требования к размещению. Здесь ло-кализуется
быт и повседневный отдых горожан: здесь
противопоказано размещение объектов
производственного или коммунального
назначения, создающих шум, привлекающих
мощные потоки грузов и т. д. Однако чисто
жилая застройка, организованная по монофункциональному
принципу, утрачивает многие важные ка-чества,
отличающие полноценную социальную жизнь
города, и нуждается поэтому в разумном
насыщении элементами общественного назначения,
местами приложения труда непроизводственного
характера (в науке, управлении, проектировании
и т. п.), а также объектами культуры, досуга
и отдыха. В целом образует социально насыщенную
селитебную зону
города.
Комплексную
полифункциональную зону города составляет
его общественный
центр. Общегородской центр сосредоточивает
главные функции общественно-политической,
административной, культурной жизни и
обслуживания горожан. Анализ структуры
и содержания центра показывает, что все
функции центра, как и города в целом, разделяются
по трем группам: труд
(общественная работа и управление, образование,
наука); быт (питание, торговля, хозяйственно-бытовое
обслуживание, жилые дома); отдых
(культура, развлечения, спорт). Каждой
из этих групп предназначены различные
учреждения, которые разделяются еще и
по возрастным группам населения.
Особую
функциональную зону образует совокупность
мест отдыха горожан. Отдых населения
относится к наиболее широким по распределению
функциям городской жизни. Элементы системы
отдыха размещаются в
городе — в его селитебной и промышленной
зонах, а также за границами
застройки, где образуются самостоятельные
функциональные районы отдыха: кратковременного
(в выходные дни) и длительного (во время
отпуска).
Промышленная
зона должна иметь
удобную связь
с селитебной. Промышленные зоны,
где имеются предприятия с большим грузооборотом,
располагают по отношению к железным дорогам
и портовым сооружениям таким образом,
чтобы можно было удобно связать их подъездными
железнодорожными путями.
В структуру практически всех зон города (центральной, промышленной, селитебной и отдыха) включаются зеленые насаждения.
В градостроительном
проектировании территория города по
своему функциональному назначению и
характеру использования должна подразделяться
на следующие основные зоны: селитебную,
промышленную, коммунально-складскую,
внешнего транспорта,
мест отдыха населения,
санитарно-защитную, а также — в больших
и крупных городах — общегородского
центра.
Организация
транспортной системы
города.
Основные понятия, используемые при транспортной планировки городов:
общие затраты времени населения на передвижения, зависящие от расстояний пешеходных подходов к остановкам транспорта, времени ожидания, дальности поездки и скорости сообщения транспортных средств на маршрутах движения;
транспортная подвижность населения (число поездок в год на 1 жителя), зависящая от величины и планировочной структуры городов; принимается на перспективу в пределах от 100—300 поездок на 1 жителя в год в малых и средних городах и до 600— 700 поездок в крупных и крупнейших городах;
транспортная сеть города, или сеть общественного транспорта, под которой понимается вся совокупность линий, маршрутов и остановочных пунктов всех видов общественного транспорта, функционирующих в городе или проектируемых на перспективу. Транспортная сеть города характеризуется по затратам времени неселения на передвижения и по средней длине поездки по городу;
виды общественного транспорта, подразделяемые на уличные, использующие для движения проезжую часть улиц или пути движения, расположенные в пределах красных линий, и внеуличные, трассы которых проходят вне, улиц в виде наземных, подземных (мелкого или глубокого заложения) и надземных линий. К уличным видам общественного транспорта относятся трамвай, троллейбус, автобус и микро-автобусы различных типов; к внеуличным — электрифицированная железная дорога, метрополитен, монорельсовая дорога и скоростной трамвай; внеуличные виды транспорта относятся к скоростным видам;
автомобилизация города, под которой понимается насыщение города легковыми автомобилями;
грузовое движение, под которым понимается перемещение грузов в пределах города грузовыми автомобилями и при необходимости выделение специальных дорог преимущественно для грузового движения;
улично-дорожная
сеть города, под которой понимается
вся совокупность проездов, улиц, дорог,
их примыканий, пересечений и площадей,
включая систему магистральных улиц и
дорог.
Организация системы магистральных улиц и дорог.
Улично-дорожная
сеть — важнейшая из систем, объединяющих
город в целостный
Категории магистральных улиц и дорог, их основное назначение :
скоростные дороги — обеспечивают транспортную связь между районами крупнейшего или крупного города и между городами и другими населенными пунктами с развязкой движения транспорта на пересечениях в разных уровнях;
магистральные улицы и дороги общегородского значения — подразде-ляются на улицы и дороги непрерывного движения (транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также со скоростными дорогами в пределах города с развязкой движения транспорта в разных уровнях) и регулируемого движения (транспортная связь в пределах города между жилыми, промышленными районами и общественными центрами, а также с магистральными улицами непрерывного движения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне);
магистральные улицы и дороги районного значения — обеспечивают транспортную связь в пределах района и с магистральными улицами общегородского значения с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне;
дороги грузового движения — обеспечивают перевозку промышленных и строительных грузов, осуществляемую вне жилой застройки, между промышленными и коммунально-складскими зонами города с устройством пересечений с другими улицами в одном уровне;
улицы
и дороги местного
значения — подразделяются на жилые
улицы для транспортной (без пропуска
общественного транспорта) и пешеходной
связи жилых микрорайонов и групп жилых
зданий с магистральными улицами районного
значения, дороги промышленных и коммунально-складских
районов, а также пешеходные улицы и дороги
для связи с местами приложения труда,
учреждениями обслуживания, местами отдыха
и остановками общественного транспорта.
Основным
показателем, характеризующим развитие
системы магистральных улиц и
дорог, служит плотность
их сети, (общая протяженность сети дорог
в км, деленная на площадь территории городской
застройки, км2 (км/км2).
Магистральные улицы общегородского значения должны быть связаны с внешним транспортом. Внешние выходы системы магистральных улиц и дорог проектируются так, чтобы не создавать возможность для пропуска транзитных транспортных потоков через город и его центр. Они трассируются между жилыми районами, как правило, не пересекая территорию последних.
Магистральные улицы районного значения проходят непосредственно по территории жилых районов и служат, как правило, для быстрейшего вывода движения на городские магистральные улицы и дороги.
Магистральные улицы и дороги образуют рациональную систему при условии, что в их начертании в плане города соблюдены основные принципы:
соподчинение магистралей по категориям;
соответствие
решений узлов пересечения (классов пересечений)
категориям пересекающихся магистральных
улиц и дорог.
Планировочная
структура города.
Планировочная
структура выражает
территориально-
Градостроительные системы характеризуются различной планировочной структурой: составом и территориальным соотношением элементов. Структура может быть описана в показателях размеров и «геометрии» планировочных элементов, а также свойств материальных объектов (застройки, инженерного оборудования, благоустройства), формирующих эти элементы. Планировочная структура характеризует средства, использованные проектировщиком.
Оценка
эффективности
Комплексный функциональный и планировочный анализ оперирует такими сопоставимыми категориями, как функциональные и планировочные оси, узлы, зоны, функциональное и планировочное районирование, границы социально-территориальных и планировочных систем.
Планировочная
компоновка объектов -
взаимное размещение
различных объектов
в пространстве и формирование
их связей - выражается в геометрии городских
планов и схем расселения.
Система
озеленения города
При формировании систем озеленения необходимо, чтобы размещение ее объектов было тесно увязано с планировочной структурой города. В идеально запланированном городе система озеленения должна органично «вплетаться» в структуру города, а природный ландшафт — быть основой ее планировки.
По территориальному признаку озелененные пространства делят на внутригородские, находящиеся в пределах административных границ города и объекты, расположенные за пределами городской застройки в зеленой, или пригородной зоне.
По функциональному назначению объекты озеленения разделяют на следующие группы:
общего пользования — общегородские и районные парки, специализированные парки; городские сады и сады жилых районов, межквартальные или при группе жилых домов; скверы на площадях, в отступах застройки; бульвары вдоль улиц, пешеходных трасс, на набережных;
ограниченного пользования — на участках жилых домов, детских учреждений, школ, вузов, техникумов, культурно-просветительных учреждений, спортивных сооружений, учреждений здравоохранения и санаториев, промышленных предприятий, складской зоны;
специального назначения — магистрали и улицы; водоохранные, ветрозащитные, противоэрозионные насаждения; насаждения кладбищ; питомники, а также объекты, расположенные в пригородной зоне, на участках санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий.
Насаждения общего пользования - доступные всем жителям города и приезжим, насаждения, защищающие от пыли, избыточной солнечной радиации, создающие комфортные условия для кратковременного и продолжительного отдыха, занятий физкультурой и спортом, проведения культурных и зрелищно-развлекательных мероприятий.
Информация о работе Градостроительство с основами архитектуры