Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 02:05, реферат
Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве. Уличное движение, учреждения культуры, отдыха, развлечений, торговли, информация рекламного характера – все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы. Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, полоски крупного размера, динамика, многообразие цвета – таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.
Введение
Глава 1. Значение искусственного освещения в архитектуре города
Проектирование осветительных установок.
Правила и нормы искусственного освещения
Основные задачи уличного освещения
Глава 2. Освещение городов
2.1. Основные компоненты искусственной световой среды города
2.2. Элементы освещения городов
2.3. Освещение улиц города Чебоксары
Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
Кафедра теории и методики дошкольного образования и домоведения
Искусственное освещение города
Выполнила: студентка
4 курса, группы «Д»
ФДиКПиП
Давыдова Р. А.
Научный руководитель:
Лукичева О. М.
Чебоксары 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Значение искусственного освещения в архитектуре города
Глава 2. Освещение городов
2.1. Основные компоненты искусственной световой среды города
2.2. Элементы освещения городов
2.3. Освещение улиц города Чебоксары
Заключение
Литература
Введение
Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве. Уличное движение, учреждения культуры, отдыха, развлечений, торговли, информация рекламного характера – все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы. Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, полоски крупного размера, динамика, многообразие цвета – таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.
Технические средства освещения в последние годы значительно усложнились, многообразней стала техника управления городским освещением. Появились и активно внедряются новые типы ламп накаливания, различные типы газоразрядных источников света с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции. Можно с уверенностью сказать, что использование средств автоматики и электромеханики изменили хозяйство городского освещения.
За последние два-три десятилетия искусственное освещение стало неотъемлемым элементом градостроительства, особенно это заметно при создании новых и реконструкции старых городов. В связи с этим появилась необходимость в теоретическом осмыслении вопросов, связанных с его проектированием в архитектурно-художественном, светотехническом, электротехническом и экономическом аспектах.
Следует отметить, что
сегодня практически
Объектом здесь выступает освещение, а предметом искусственное освещение города.
Цель работы – изучение практических навыков по экспериментальной оценке качества освещения, по проектированию и расчету систем искусственного освещения.
Задачи для осуществления данной цели:
В нашей работе мы рассмотрим виды световых конструкций, связанных с освещением городских комплексов: проезжей части улиц и площадей; указателей и сигнализаций городского транспорта и пешеходов; архитектурных сооружений; монументов и фонтанов; наружных витрин магазинов; рекламных, агитационных и информационных сооружений, а также освещение парков, бульваров и других мест городского отдыха.
Работа состоит из двух глав, введения, содержания, заключения, литературы и содержит 6 рисунков.
Глава 1. Значение искусственного освещения в архитектуре города
1.1. Проектирование осветительных установок.
Многообразная жизнь
современных городов
Самое интенсивное движение транспорта и пешеходов в часы пик приходится на утреннее и вечернее время, когда необходимо дополнительное освещение. Учреждения массового питания и бытового обслуживания(магазины, столовые, кафетерии, ремонтные мастерские и т. п.) наиболее загружены в первые часы после окончания рабочего дня.
Вечер – время отдыха, прогулок и развлечений. Посещение театров, кино, концертных залов, ресторанов, проведение спортивных занятий, гуляний – все это повседневно происходит, главным образом, тогда, когда отсутствует солнечный свет и требуется искусственное освещение. Однако в современном городе оно служит не только для этих целей, но и для создания определенного удобства и комфорта жителей города.
Мощные средства современной светотехники и их квалифицированное архитектурно-художественное применение позволяют создать рекламу, информацию и агитацию такой большой силы воздействия, какую невозможно создать при дневном свете никакими другими художественными средствами – живописью, скульптурой, музыкой.
С давних времен у многих народов гуляния, карнавалы и другие празднества сопровождались различными видами иллюминации: кострами, плошками, факелами, фонарями, а позднее фейерверком. И в наше время массовые празднества – фестивали молодежи, массовые гуляния, спортивные праздники, дни города и республики сопровождаются разнообразными световыми эффектами, для создания которых применяются мощные пиро- и электротехнические средства, которые производят сильнейшее впечатление на фоне темного ночного неба. Исторический опыт световых праздников, отдельные их элементы используются во всех видах освещения современного города, особенно в рекламе [4,5].
Современная световая реклама своей яркостью, цветом и динамикой вносит совершенно новый элемент в архитектуру вечернего города, который является многофункциональным: служит не только осветительным целям, но и эстетическим, рекламным. Масштаб современной световой рекламы по отношению к отдельному зданию заставляют считать ее необходимым и важным элементом в архитектуре города, который, по словам специалистов, нельзя решать самостоятельно, необходима органичная связь каждого строения с архитектурой улицы, города.
Однако, как показывают исследования, в современных городах решения световой рекламы отдельных зданий часто не связаны с архитектурой районов и города в целом. В отечественной практике это явление имеет место при устройстве световой рекламы на ранее построенных зданиях. Следует отметить как положительный фактор, что в отечественных крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, световая реклама контролируется городскими архитектурно-планировочными организациями, и с каждым годом влияние архитектурного контроля возрастает.
Большое значение в создании архитектурного образа современного вечернего города имеют здания нового типа, особенно те, которые функционируют в вечернее время. Огромные светящиеся полосы окон в современных многоэтажных зданиях занимают нередко большую часть фасадов. Сплошная полоса ярко освещенных витрин магазинов на торговой улице, ярко освещенные выходы в кинотеатры, рестораны и кафе – все это новые элементы архитектурного образа современного ночного города.
В результате совместного действия всех элементов искусственного освещения (проезжей части улиц, рекламы, витрин, сооружений, фасадов зданий) архитектура города в вечернее время в целом приобретает совершенно особую, специфическую обязанность, характерной чертой которой является фрагментарность.
При искусственном освещении можно выделить, прежде всего, группы зданий или отдельные здания, или даже некоторые их части, освещение которых необходимо исходя их практических соображений. И как последствие этого – архитектура зданий, сооружений и всего города зрительно искажается, нарушается ее целостность [10].
В противовес этому появилось стремление выделять светом, показывать при помощи искусственного освещения архитектурные сооружения, либо группы зданий, имеющие большое градостроительное или историческое значение, памятники архитектуры или наиболее интересные примеры современной архитектуры. И все же при помощи искусственного освещения невозможно воссоздать вечером архитектуру ни всего города, ни его части, значительной по размерам.
Следует выделить два основных обстоятельства, препятствующие этому. Во-первых, чисто природное: никакими искусственными средствами нельзя высветить ночное небо так, чтобы оно стало похожим по свету на дневное, поэтому ночью черный фон для архитектуры неизбежен. Во-вторых, это обстоятельство экономического порядка: чтобы ночью создать близкую к дневной освещенность фасадов, поверхности улиц и площадей, необходимы такие большие затраты электроэнергии, которые непосильны даже в самых развитых странах. Если даже это и оказалось бы возможным, все равно был бы потерян специфический эффект, на котором основано воздействие искусственного света, эффект контрастности яркого, цветного света с темным фоном ночи.
Таким образом, мы хотим отметить, что устройство искусственного освещения современного города является трудной градостроительной задачей, многообразность которой определяется функциональной службой освещения, ее архитектурно-художественным содержанием, сложностью свето- и электротехнических средств, а также необходимостью затрат больших количеств электроэнергии для питания мощных осветительных установок.
И без правильного решения этой задачи, всех элементов искусственного освещения, органически связанного со всеми основными градостроительными функциями, современная архитектура города, крупнейших общественных сооружений, площадей и улиц потеряла бы в вечернее время выразительность. Те архитекторы-градостроители, которые к искусственному освещению города относятся как к чисто инженерно-технической проблеме, лишают себя одного из сильнейших современных средств художественной выразительности и подвергают искажениям архитектурный облик города.
Вслед за этим, мы считаем, что архитектурно-художественное решение вечернего города в целом и его частей необходимо принимать при проектировании (с самого начала) одновременно с инженерным решением, разрабатывая при этом все чисто функциональные и архитектурно-художественные задачи.
Еще в начале двадцатого века в творческой деятельности архитекторов появилось новое направление, рожденное сложностью и многообразием жизни современного города и развитием светотехнической науки и промышленности, – разработка архитектурных задач освещения современного города. В настоящее время она требует всемирного внимания архитекторов-градостроителей и архитектурно-проектных организаций.
По мнению А. И. Дамского центральная эстетическая проблема процесса формирования световой среды города и световой архитектуры объектов – взаимодействие искусственного света с архитектурной формой в четырех основных ее видах или категориях (пространство, объем, пластика, цвет), в результате которого образуются светопространство, светоформы, светопластика и светоцвет с новыми визуальными качествами (рис. 1).
Рис. 1. Схема взаимодействия искусственного света с архитектурной формой.
Как видно из рисунка 1, городские пространства подразделяются по функциональному признаку на транспортные и пешеходные с внутренней дифференциацией тех и других. Другие категории архитектурной формы – объем, пластика и цвет – характеризуют материальные объекты, физически формирующие городские пространства (здания, сооружения, земля, малые формы, деревья и т.п.). Эти формы можно подразделить на искусственные и природные (ландшафтные). Художественные качества объектов целенаправленно выявляются, как правило, установками архитектурного освещения, поскольку случайная засветка фасадов осветительными установками, предназначенными для других целей, приводит обычно к случайным эффектам и нежелательному искажению их облика.
Исследователи С. Г. Смирнов, Г. М. Кнорринг, А. И. Дамский и др. отмечают, что искусственное освещение городских пространств, формирующих их объектов и поверхности земли фрагментарно, избирательно, и в ближайшей перспективе принципиально не изменится. Оно осуществляется множеством источников света, являющихся первичными излучателями, и отражающих свет поверхностей, рассматриваемых в качестве вторичных излучателей, с различной яркостью, цветностью, светораспределением и кинетикой излучения. Каждый из первичных источников образует световое пространство, которое можно назвать элементарным светопространством (рис. 2) с более или менее четкими границами, которые прочитываются на земле и при определенных условиях в воздухе как световые конусы, сферы, цилиндры и т.п. [7-11].