Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:10, контрольная работа
Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов.
Чеканной строгостью
отличается рельеф с изображением явления
Христа ученикам на пути в Эммаус. Рассказ об этом
доверителен, рост и лаконичен, чудо мыслится
скульптору как нечто вполне осязаемое:
у Христа на суме раковина — знак паломника
к гробнице св. Иакова. Вершиной романской
пластики в Испании стал «Портик Славы»
(1168—1188) в соборе Сантьяго де Компостела.
В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа
[церкви с двумя симметричными хорами
на З. и В., иногда с 2 трансептами, лишённые
лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе
в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый
период - церковное зодчество прирейнских
городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозные
соборы [в Шпейере, Майнце, Вормсе]; здесь
широко применялась так называемая связанная
система перекрытий, при которой каждой
травее среднего нефа соответствовали
2 травеи боковых нефов. Характерные для
немецкой романики идеи величия императорской
власти нашли яркое выражение в строительстве
императорских дворцов (пфальцев). В "оттоновский
период" романовского стиля (2-я половина
10 - 1-я половина 11 вв.) переживает расцвет
немецкая книжная миниатюра (важнейшие
центры - аббатство Рейхенау и Трир), а
также искусство литья (бронзовые двери
в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого
немецкого романовского стиля всё большее
значение приобретает каменная и стукковая
скульптура.
В Италии элементы романовского стиля
ранее всего зародились в ломбардской
школе, где уже в 9-10 вв. сложился так называемый
первый романовский стиль (регулярная
кладка стен и опор, каменного перекрытия,
тектонический декор внешних поверхностей
при отсутствии ещё ясной взаимосвязи
элементов объёмно-пространственной композиции).
Для итальянского романовского стиля
типичны преимущественно городской характер
архитектуры, постоянные античные и (в
Южной Италии и Сицилии) арабские влияния.
Теснее связано с германской и французской
романикой зодчество.
Тосканы (соборный комплекс в Пизе), где
возник инкрустационный стиль.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой,
в романскую эпоху широко (как нигде в
Европе) развернулось строительство замков-крепостей
и городских укреплений [например, в Авиле].
Церковная архитектура Испании нередко
следовала французским "паломническим"
прототипам, но в целом отличалась сравнительной
простотой композиционных решений. Испанская
скульптура романовского стиля в ряде
случаев предвосхищает сложные образные
системы готики. В Испании (преимущественно
в Каталонии) сохранились также многочисленные
романские росписи, отмеченные резкой
лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью
колорита.
Романовский стиль развивается также
в Англии (после норманнского завоевания
1066; в архитектуре здесь традиции местного
деревянного зодчества сочетались с воздействием
нормандской школы, а в живописи ведущее
значение получила миниатюра, для которой
характерно особое богатство растительного
орнамента), в странах Скандинавии (если
большие городские соборы здесь следуют
преимущественно немецким образцам, то
в приходских и сельских церквах отчётливо
проступают черты местного своеобразия),
в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами
Европы очагами романовского стиля были
замки, возведённые крестоносцами в 12-13
вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де
Шевалье,
1. Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000.
2. Белова О.Ю. История искусств. М., 1997.
3.http://ru.wikipedia.org/
4. http://smallbay.ru/
Информация о работе Контрольная работа по "История архитектуры и градостроительства"