Контрольная работа по «Основам градостроительства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

1. Внешнее расселение, его формы, типы и системы.
1.1 Понятие и типы зон расселения

Файлы: 1 файл

контрольная основы градостроительтва готово.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В то же время в русских регионах Северного Кавказа, населенных казаками, сельские поселения называются станицами (имеются и хутора, но в настоящее время это, как правило, большие поселения, бывшие настоящими хуторами в далеком прошлом), а в национальных республиках Северного Кавказа – аулами.

Для России характерен деревенский тип расселения, который сложился исторически и связан с общинным землепользованием.

Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от размера (численности населения):

1)                 мельчайшие (до 50 жителей)

2)                 мелкие (51–100 жителей)

3)                 средние (101–500 жителей)

4)                 крупные (501–1000 жителей)

5)                 крупнейшие (свыше 1000 жителей)

Сельское население страны в основном сосредоточено в поселениях с числом от 1000 жителей (≈52%). В 1990-е годы численность населения динамично менялась. Сокращение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также плотности их размещения. Особенно ярко этот процесс был отмечен в европейской части России (ЦФО, СЗФО и ПФО).

В отличие от городского населения на уровень территориальной организации сельских поселений влияют природно-климатические факторы. Это связано с тем, что развитие сельского хозяйства зависит от почвенных и климатических условий. Именно поэтому, например, в зонах тайги и тундры населенные пункты располагаются вдоль рек и озер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Варианты культурно-бытового обслуживания жилого района и микрорайона.

 

Жилые районы города в настоящее время разделяются на микрорайоны, являющиеся основной структурной единицей жилого района.

Градостроительное решение жилых районов и микрорайонов должно отвечать новым социальным требованиям, возникшим в советский период. Преобразование быта на основе развития общественных форм обслуживания населения, освобождающих женщину от непроизводительного домашнего труда, развитие общественных форм воспитания детей (детские ясли и сады, школы-интернаты и школы продленного дня), обязательное среднее образование с полным охватом всех детей школьного возраста придают системе культурно-бытового обслуживания населения чрезвычайно большое значение в формировании структуры селитебной территории в целом, жилых районов и микрорайонов.

Учреждения культурно-бытового обслуживания имеют разную периодичность пользования, в соответствии с чем они могут быть разделены на группы – ступени с установлением для учреждений каждой такой ступени определенных расстояний пешего подхода или подъезда (радиусов обслуживания), обеспечивающих удобное пользование ими.

Различают четыре ступени обслуживания.

Первая ступень состоит из учреждений и устройств, которыми население пользуется повседневно.

К ним относятся: детские ясли и сады, школы, продовольственные и первой необходимости промтоварные магазины, столовые, кафе, аптеки, ателье бытового обслуживания (ремонтные мастерские, приемные пункты). Радиус обслуживания принимается в пределах 350–500 м.

Вторая ступень – Дома культуры, клубы, кинотеатры, библиотеки, торговые центры, рестораны, учреждения связи (почта, телеграф), поликлиники, родильные дома и районные больницы, спортивные центры (спортивные залы, плавательные бассейны, спортивные тренировочные площадки), которые посещаются населением периодически. Радиус обслуживания учреждений и устройств второй ступени принимается в 1000–1200 м, что позволяет подойти к ним пешком за 15–20 мин, не прибегая к услугам транспорта.

Третья ступень – учреждения и устройства, которые посещаются населением значительно реже, чем учреждения первых двух ступеней. Сюда входят: административные и хозяйственные учреждения, Дворцы культуры, музеи, выставки, театры, цирки, концертные залы, крупные кинотеатры, городские спортивные центры (стадионы, плавательные бассейны, водные станции), городские торговые центры, специализированные больницы и медицинские центры, научные и учебные центры. Все эти учреждения имеют общегородское, областное, а иногда, в столицах союзных и автономных республик, республиканское значение. Подъезд к ним обычно осуществляется средствами городского транспорта.

Четвертая ступень – учреждения и устройства массового кратковременного и длительного отдыха, расположенные в пригородных зонах. Сюда относятся: водные станции и пляжи, рестораны, кафе, гостиницы, мотели, рыболовные, лыжные и туристские базы, дома отдыха, санатории, загородные детские учреждения и др.

В микрорайонах размещаются учреждения и устройства первой ступени обслуживания с соблюдением указанного выше радиуса обслуживания (350–500 м). Исходя из этого можно считать, что оптимальное количество населения в микрорайоне при пятиэтажной застройке и плотности жилого фонда 2800–3200 м2 жилой площади на 1 га будет составлять 6–9 тыс. человек (из расчета 9 м2 жилой площади на 1 человека). При смешанной (5, 9, 16 и более этажей), преимущественно девятиэтажной, застройке численность населения микрорайонов может достигать 16–18 тыс. человек.

В зависимости от численности населения, этажности застройки и расчетной плотности жилого фонда размеры территории микрорайонов могут колебаться в пределах 17–25 га, а в некоторых случаях по природным и планировочным условиям и несколько больше. Следует иметь в виду, что чрезмерные размеры микрорайона ведут к ухудшению транспортного обслуживания из-за недостаточной плотности сети улиц.

В общественный центр микрорайона входят учреждения культурно-бытового обслуживания местного значения одного или нескольких микрорайонов, размещенных в пределах территорий, которые ограничены магистральными улицами общегородского значения. Кроме того, в общественном центре микрорайона могут располагаться общественные здания и сооружения районного и городского значения, зеленые насаждения общего пользования, а также площадки для стоянки автомобилей.

При размещении учреждений обслуживания учитывают климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца минус 32°С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирают ориентацию с максимальным использованием естественного облучения помещений.

При размещении учреждений обслуживания учитывают климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца минус 32°С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирают ориентацию с максимальным использованием естественного облучения помещений.

 

 


2.1 Планировка дошкольных и школьных учреждений

 

Планировка и озеленение детских садов-яслей. Детские учреждения для детей дошкольного возраста включают в себя сады и ясли. Их проектирование нормирует СНиП 2.08.02–89*, а размещение – СНиП 2.07.01–89*.

С повышением комфортности жилой застройки при обеспеченности 18…21 м2 и более общей площади на одного жителя микрорайона, нормативы наполняемости групп будут снижаться с 20…25 до 15…20 детей ясельных и дошкольного возраста. Разуплотнение групп и пересчет емкости детских дошкольных учреждений целесообразен при охвате яслями-садами до 95% детей микрорайона от 1 до 5 лет включительно. На базе детских садов в качестве подготовительной группы целесообразно проводить обучение шестилеток по школьной программе.

Площадь участка принимается не менее 2000 м2. На одного ребенка в детском учреждении должно приходиться 35…40 м2 его территории. При реконструкции допускается уменьшение территории на 20%. Расстояние границ участка от красных линий не меньше 15 м, а самого здания – 25 м. От жилых домов участок должен быть удален не менее чем на 5…10 м, а от коммунальных предприятий – на 50 м и более. Ограждение участка должно быть высотой 2 м. Основная территория участка отводится под зеленые насаждения с игровыми площадками. Кроме них около здания детских садов-яслей располагается хозяйственный двор, а также пешеходные дорожки и проезды.

Расположение зданий должно обеспечить наибольшую защиту детских игрально-столовых и игровых комнат от уличного шума и пыли. Расстояние от них до соседних зданий должно составлять не менее 2,5h, где h – высота самого высокого сооружения.

Детские игровые площадки располагаются на участке отдельно для каждой группы. Они помогают организовать прогулку детей, проводить закаливание и разного рода игры.

Площадь площадок для детей до 3 лет не менее 150 м2, а площадок для детей в возрасте от 3 до 7 лет – 180 м2. Для образования тени в жаркую погоду устраивают навесы над каждой площадкой, совмещенные с ветрозащитными стенками и скамейками для тихих игр, чтения. Форма площадок должна позволять воспитателю следить одновременно за всеми детьми. От здания к каждой игровой площадке прокладывают садовые дорожки шириной 1,0…1,5 м. Основной принцип их прокладки – это выбор кратчайших расстояний при условии изоляции каждой площадки. Групповые площадки должны быть оборудованы устройствами для игры с песком, а также для изучения правил уличного движения и подвижных игр. Площадь, занимаемая устройствами разных видов, нормируется в зависимости от возраста детей.

Детские сады-ясли размещают на обособленных участках. Радиус их обслуживания до 300 м.

Количество мест в детских садах устанавливают в зависимости от демографической структуры данного города на основе данных Госкомстата РФ. На первую очередь строительства детскими садами-яслями должно быть охвачено 60% всех детей дошкольного возраста и 75…80% – на расчетный срок. Размер территории, отводимой на одно место, определен в зависимости от величины детского учреждения: в детских садах-яслях до 100 мест – 40 м2, свыше 100 мест – 35 м2, свыше 500 мест – 30 м2.

Вокруг всех площадок, связывая их, сооружают дорожку для катания на велосипедах, санках, лыжах. Кроме игровых на участке располагают физкультурную площадку площадью 250 м2, рассчитанную на посещение детей от 3 до 7 лет.

В небольших детских садах-яслях рекомендуется сооружать плескательный бассейн площадью 25…30 м2 с глубиной 0,25…0,5 м. В детских учреждениях более чем на 250 чел. вместо плескательных устраивают открытые бассейны с размерами 3х7x0,8 м и обязательно ванночки глубиной 0,15 м для мытья ног перед плаванием. Такие бассейны являются элементами благоустройства и одновременно служат для занятий спортом. Их располагают вблизи физкультурных площадок. На общих площадках часто устраивают ручейки для пускания корабликов.

Хозяйственный двор располагают между входами в здание со стороны подсобных помещений и границей участка. Таким образом, исключается попадание сюда детей. Хозяйственный двор предназначается для расположения площадки с навесом для двух контейнеров мусоросборников (2,85x2,6 м) и площадки для сушки белья. Рядом размещают площадку для животных и птиц – «живой уголок».

Планировка участков школ. Общеобразовательные школы располагают на обособленных участках. Радиус их обслуживания допускается 500 м. Размер территории определяют исходя из количества классов: для начальных школ – 0,2…0,5 га, для неполных средних – 1,2…1,7, для средних – 2…4, для школ-интернатов – 2…2,5 га.

По существующим нормам площади школьных участков рассчитывают из следующих условий: на одного жителя реконструируемого квартала приходится 0,9…1,2 м2, а на одного жителя нового микрорайона – 2,2 м2 территории. На одного учащегося в строящемся районе должно приходиться 16…17 м2, а в реконструированном – 11…15 м2 пришкольного участка.

Школьный участок располагают с отступом от красной линии не менее чем на 15 м, а здание школы – не менее чем на 25 м. Для обеспечения нормального хода занятий и предотвращения вредных воздействий на учащихся нормами установлены расстояния до промышленных зданий в зависимости от их характеристики. Коммунальные предприятия должны отстоять от границ школьного участка не менее чем на 50 м, жилые дома – не менее чем на 10 м.

Здание школы должно быть правильно ориентировано по сторонам горизонта для обеспечения достаточной инсоляции. Правильной считается такая ориентация, которая позволяет солнечным лучам максимально инсолировать помещения в первой половине дня.

Вокруг здания на расстоянии от его стен не менее 8 м прокладывают проезд шириной 3,5 м. Участок при школе обносят железобетонным забором высотой не менее 1 м, вдоль него высаживают в один-два ряда деревья и живую изгородь кустарника.

Школа дает детям всестороннее образование, воспитывает в них физическую культуру, любовь к природе, интерес к окружающей среде. Для таких занятий необходимо приспособить пришкольный участок, расчленив его на четыре функциональные зоны.

Физкультурно-спортивная зона состоит из набора спортивных комбинированных площадок, обеспечивающих каждому классу 2 ч занятий в неделю, и беговой дорожки. В эту пришкольную зону могут входить следующие плоскостные устройства:

круговая беговая дорожка 250 м с габаритными размерами 118x48 м;

комбинированная площадка с габаритными размерами 24х20 м для проведения учебных занятий по баскетболу, волейболу и другим играм младших школьников;

Информация о работе Контрольная работа по «Основам градостроительства»