Механизация подготовительных работ в дорожном строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

Механизация дорожных работ - выполнение основных, наиболее трудоемких производственных процессов строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и мостов с помощью машин. При этом обеспечиваются повышение производительности и качества работ, уменьшение сроков строительства, реконструкции и ремонта дорог, улучшение условий труда дорожных работ и, как правило, снижение стоимости работ.

Содержание работы

Введение………...………………………………………………………………....3
1. Механизация как средство повышения эффективности дорожно-строительного производства…………………………..…………………………4
2. Нормы на подготовительные работы…………………………………..6
3.Механизация подготовительных работ в дорожном строительстве….7
4. Основные машины, применяемые при подготовительных работах..12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Механизация подготовительных работ в дорожном строительстве.docx

— 120.07 Кб (Скачать файл)

Механизация подготовительных работ в дорожном строительстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………...………………………………………………………………....3

1. Механизация как средство  повышения эффективности дорожно-строительного производства…………………………..…………………………4

2. Нормы на подготовительные  работы…………………………………..6

3.Механизация подготовительных  работ в дорожном строительстве….7

4. Основные машины, применяемые при подготовительных работах..12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Механизация дорожных работ - выполнение основных, наиболее трудоемких производственных процессов строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и мостов с помощью машин. При этом обеспечиваются повышение производительности и качества работ, уменьшение сроков строительства, реконструкции и ремонта дорог, улучшение условий труда дорожных работ и, как правило, снижение стоимости работ.

При проведении подготовительных работ при строительстве автомобильных  дорог механизация немаловажна, т.к. машины выполняют большую часть  трудоемкой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Механизация как средство повышения эффективности дорожно-строительного производства.

В настоящее время в  мировой практике большое внимание уделяется комплексной механизации, индустриализации и автоматизации  строительного производства. При  этом наблюдается рост стоимости  основных производственных фондов, включая  и наиболее активную их часть —  строительные машины.

В строительстве еще значительный объем работ, особенно отделочных, выполняется  вручную из-за отсутствия механизированного  инструмента. Так, применение передовых  технологических процессов требует  на одного рабочего 0,45 единицы механизированного  ручного инструмента при фактическом  обеспечении 0,12 единицы.

Анализ обеспеченности основными  дорожно-строительными машинами подразделений  дорожно-строительных трестов показал, что при относительной комплектности  многие дорожно-строительные машины и  механизмы давно выработали свой ресурс и требуют срочной замены.

Работы по текущему ремонту  и содержанию дорог очень трудоемки  и все еще имеют низкий уровень  механизации. Работы по скашиванию травы  механизированы на 43%, по очистке боковых  канав — на 55%. В настоящее время  стали широко применяться малые  фрезы, нарезчики и заливщики  швов, трамбовки, пилы для кустарника, малые рисайклеры и ремонтеры, что  значительно повышает механовооруженность  ремонтных работ.

Для снижения трудоемкости строительных процессов, выполняемых  вручную, важно не только увеличить  количество механизированного инструмента, но и расширить технологические  возможности машин с помощью  сменного оборудования. Например, гидромолоты  для экскаваторов II-IV размерных групп  позволяют освободить до трех человек  на одну машину и экономить до 1,2 кг топлива на каждом кубическом метре  разрабатываемого грунта. В настоящее  время для экскаваторов разработано  до 25 видов сменного оборудования, погрузчиков  — 18, кранов — 6.

Применение бульдозеров  на пневмоколесном ходу класса тяги 6-10 кН, землеройно-транспортных машин  с ковшом вместимостью 0,1-0,2 м3, кранов-манипуляторов  грузоподъемностью 1-3 т, катков массой 0,5-2 т и другой техники позволит исключить ручной труд на мелких рассредоточенных объектах.

Важно при выполнении технологических  процессов строительного производства применять комплекты и отдельные  машины с минимальными удельными  приведенными затратами. Здесь резервы  значительны. Так, использование рыхлителей на тракторах мощностью 250 кВт при  разработке мерзлого грунта высвобождает до 10 экскаваторов, оборудованных клин- или шар-молотами.

Индустриализация строительства  и рост механовооруженности труда  позволяют значительно поднять  производительность и сократить  сроки строительства объектов. При  этом дорожное строительство предполагает широкое использование машинных технологических линий, комплексов машин при реализации дорожно-строительных и ремонтных работ, а также  организацию труда индустриальными  методами. Примерами могут служить  технологии горячей и холодной регенерации  асфальтобетонных покрытий, представляющие собой непрерывные технологические  потоки конвейерного типа со скоростью  потока 2,5—3 м/мин.

Индустриализация строительного  производства требует применения специализированных транспортных средств и машин  более высокой единичной мощности, позволяющих внедрить современную  технологию изготовления некоторых  видов сложного оборудования, предусматривающую  его монтаж в законченном виде. Все это снижает трудоемкость работ до 0,8 чел.-дня на 1 т смонтированных конструкций.

Автоматизация, применение роботов и манипуляторов в  строительной индустрии и промышленности строительных материалов позволяет  приблизить их уровень к уровню технологического обеспечения на машиностроительных заводах.

Технические возможности  манипуляторов (широкий диапазон скоростей, плавность их изменения, низкие посадочные скорости, способность точно установить и скорректировать рабочий инструмент) позволяют высвободить значительное число рабочих.

Выпуск высокопроизводительного  оборудования с компьютерным управлением  и автоматизированным контролем  за технологическими процессами для  асфальтобетонных и цементобетонных  заводов позволит существенно улучшить качество продукции и повысить надежность работы дорожных покрытий.

 

2. Нормы на подготовительные  работы

Подготовительные работы должны выполняться в соответствии с СНиП 3.06.03-85:

1. Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84.

2. В районах вечной мерзлоты при строительстве дорог по методу сохранения грунтов в основании насыпи в мерзлом состоянии расчистку дорожной полосы от леса и кустарника следует производить на ширину основания насыпи и только в зимний период.

Устройство просеки и  корчевка пней «в задел», а также  нарушение мохорастительного покрова  в пределах полосы отвода запрещаются.

При строительстве дорог, запроектированных по принципу использования  при эксплуатации в основании  земляного полотна оттаивающих  грунтов, расчистка дорожной полосы может производиться круглогодично  и на всю ее ширину.

3. Допускается оставлять пни высотой не более 10 см в основании насыпей высотой не менее 1,5 м при устройстве одежд с усовершенствованными облегченными, переходными и низшими типами покрытий.

4. Отходы расчистки должны быть полностью вывезены до начала земляных работ. Не допускается оставлять отходы расчистки на границе полосы отвода.

По согласованию с органами лесного надзора допускается  ликвидации неделовых отходов расчистки (захоронение, сжигание) в специально отведенных местах, при соблюдении противопожарных требований.

5. При подготовке к разработке грунтовых карьеров и резервов следует выполнить работы по закреплению на местности границ отведенного земельного участка, расчистке территории и устройству землевозных дорог.

При отводе под карьеры  и резервы мест возможного водосбора  до начала вскрыши и разработки грунта должны быть устроены сооружении поверхностного водоотвода. При влажности грунтов, подлежащих разработке, выше допустимой, следует предусматривать меры по их осушению.

6. В случаях, когда строительство автомобильной дороги опережает устройство пересекающих ее подземных коммуникаций, следует по согласованию с заинтересованными организациями предусматривать предварительную укладку кожухов или других устройств для последующей прокладки коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.

7. По завершении строительства все площади временного отвода должны быть рекультивированы в соответствии с требованиями проекта и переданы землепользователем.

 

3.Механизация подготовительных работ в дорожном строительстве

Подготовительные работы предшествуют основным (строительно-монтажным) и выполняются до начала разработки грунта и возведения земляного полотна. Они включают подготовку дорожной полосы к производству работ (восстановление и закрепление трассы; очистка  от деревьев, кустарника, валунов; снятие растительного слоя), осушение и  водоотвод, геодезическое обеспечение, а также устройство подъездных путей  и подготовку к производству земляных работ в зимних условиях и т. п. Границы полосы расчистки устанавливаются проектом.

Расчистку дорожной полосы осуществляют по отдельным участкам в порядке очередности производства на них работ по возведению земляного  полотна.

В пределах площадок, отведенных для строительства постоянных и  временных зданий и сооружений, деревья  удаляют лишь на этих участках. Деревья  ценных пород должны выкапываться и  пересаживаться в другие места по правилам и в сроки, отвечающие агротехническим  требованиям.

Лес удаляют, как правило, лесовальными машинами или моторными  пилами. Высота пней должна быть минимальна. Допускается оставлять пни высотой  не более 10 см в основании насыпей  высотой не менее 1,5 м при устройстве одежд с усовершенствованными покрытиями.

В летний период, особенно при  небольшом количестве деревьев, валку  деревьев производят бульдозерами. Деревья  диаметром ствола 15— 25 см валят в  два приема. Вначале поднимают  отвал на 850-900 мм и на первой передаче с использованием полной мощности трактора валят дерево. Затем опускают отвал  бульдозера до уровня земли и вторым заходом, сдвигая под корень поваленное дерево, выкорчевывают его.

При валке деревьев с диаметром  ствола более 30 см вначале подрезают  корни дерева (со стороны валки) бульдозером, нож отвала бульдозера при этом заглубляют на 15-20 см ниже уровня земли.

У деревьев с мощной корневой системой корни подрезают с трех сторон. Крупные деревья можно  валить с земляной призмы, которую  отсыпают бульдозером у ствола дерева.

Для удаления мелколесья и  кустарника при диаметре стволов  до 10-12 см нож отвала бульдозера углубляют  в грунт на 15-20 см. Затем перемещением трактора на малой скорости срезают  растительность, удаляя ее за пределы  территории. Срезать кустарники и  мелкие деревья необходимо острым ножом отвала бульдозера, так как тупой нож не срезает, а сминает растительность и отвал при этом выталкивается на поверхность земли.

Для этих целей применяют  также кусторезы. Иногда для уборки кустарника используют корчеватели-собиратели.

Срезку кустарника кусторезами  производят в любое время года, но более эффективно он работает зимой, когда корни и стволы закрепляются в промерзшей почве. В этих условиях нож кустореза хорошо срезает  растительность за один проход машины.

Кусторезы имеют выступающий  вперед стрелообразной формы в плане  нож и ограждение, предотвращающее  падение срезанного мелколесья на кабину. Нож кустореза устанавливают  на уровне поверхности земли или  несколько заглубляют (летом). При  движении машины он срезает и вырывает кустарник. Кусторезы с активным рабочим органом, работающим по принципу косилки, предназначены для удаления кустарника, который навесным ножом  часто не срезается, а подминается.

 

Рисунок 1. Расчистка просеки 
а — с отвалом у границ; б — с отвалом в середине; 1 — бульдозер; 2 — нераскорчеванная площадь; 3 — отвал; 4 — направление движения корчевателя или кустореза; 5 — направление движения бульдозера

 

Способ корчевания пней зависит  от их диаметра. Пни диаметром 0,15—0,3 м в неплотном грунте обычно корчуют  без остановки машины. При этом корчеватель движется от середины просеки  к ее краю под углом около 45°. Поочередными проходами то в левую, то в правую сторону корчеватель постепенно очищает всю строительную площадку, собирая пни к ее границам (рис. 8.4, а).

Пни диаметром 0,3 м и более  корчуют по отдельности. При этом пень не просто смещают корчевателем, а, поднимая нож с зубьями, стараются  вывернуть пень и оборвать его  корни.

Пни и кустарник, предназначенные  для сжигания, собирают бульдозером  в середине очищаемой полосы (рис.1, б).

Корчевку пней диаметром  до 20 см производят за один прием. Нож  отвала заглубляют на 15-20 см ниже уровня земли и перемещением бульдозера выдергивают пни вместе с растительным слоем.

При корчевке пней диаметром 20-40 см бульдозерист должен производить  три операции. Вначале бульдозер  упирают в пень на высоте 5-10 см ниже его верха и поступательным движением  машины опрокидывают его набок. Затем  бульдозер перемещается назад на 1,0-1,5 м, нож отвала заглубляют на 15-20 см ниже уровня земли под корень пня и движением вперед с одновременным  поднятием отвала выворачивают пень. После этого выкорчеванный пень перемещают в валы или кучи.

Информация о работе Механизация подготовительных работ в дорожном строительстве