Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:14, реферат
Наибольшее влияние на выбор методов производства работ, устойчивость земляных сооружений оказывает прочность и разрыхляемость грунтов, а также угол их естественного откоса. Прочность грунта характеризуется степенью сил сцепления между его частицами. Величина сцепления частиц в нескальных грунтах меняется в зависимости от степени влажности грунта. По ЕНиР все грунты делятся на группы в зависимости от трудоемкости их разработки, способов производства и применяемых машин и механизмов. Так, по трудоемкости разработки вручную и буровзрывным способом все грунты делят на 2 группы, разрабатываемые одноковшовыми экскаваторами — на 6 групп, бульдозерами — на 3 группы и т. д.
Введение ……………………………………………………………………
3
1
Технологический процесс уплотнения грунтов ……………………
5
2
Машины и оборудование для уплотнения грунтов ………………..
15
3
Контроль качества уплотнения грунта …………………………….
17
Заключение …………………………………………………………..…....
20
Список использованной литературы …………………………………...
21
Министерство образования и науки России
Учреждение
высшего профессионального
Реферат
по дисциплине «Механизация дорожных технологий»
Вариант №19
на тему: Механизация уплотнения грунтов
Выполнил: студент группы АДБ – 12ZD1 Некрасов В.А. шифр АДБ-12-229 проверила: Александрова Н.П. |
Содержание
Введение …………………………………………………………………… |
3 | |
1 |
Технологический процесс уплотнения грунтов …………………… |
5 |
2 |
Машины и оборудование для уплотнения грунтов ……………….. |
15 |
3 |
Контроль качества уплотнения грунта ……………………………. |
17 |
Заключение …………………………………………………………..….... |
20 | |
Список использованной литературы …………………………………... |
21 |
Введение
Из многих факторов, влияющих на технологию производства и стоимость земляных работ, основными являются физические и механические свойства грунтов. Грунтами в строительстве называют горные породы и почвы, представляющие собой сложное тело, состоящее из минеральных частиц и органических примесей. Грунтовый скелет состоит из песчаных, пылеватых и глинистых частиц, содержание которых, выраженное в процентах, характеризует состав и свойства грунта. Скальные грунты состоят из каменных горных пород различной крепости и пористости.
К основным физическим свойствам грунтов относятся: удельная и объемная масса, плотность (степень заполнения объема грунта твердым веществом), влажность, влагоемкость (водопоглощаемость), пористость, угол естественного откоса, водопроницаемость н угол внутреннего трения.
Основными механическими свойствами грунтов являются: прочность, твердость (сопротивление прониканию твердого тела), пластичность (способность грунта под действием внешних сил изменять свои размеры и форму без образования трещин), размываемость (способность оказывать сопротивление разрушающему действию воды) и разрыхляемость.
Наибольшее
влияние на выбор методов производства
работ, устойчивость земляных сооружений
оказывает прочность и
Нормы уплотнения
грунтов для различных сооружен
Устойчивость грунта, часто определяет безопасность работы землеройных машин в, отношении оползней.
1 Технологический процесс уплотнения грунтов
Важнейшим технологическим процессом при строительстве земляного полотна является уплотнение, которое обеспечивает требуемую прочность и устойчивость грунтов. От качества работ по уплотнению зависят фактические значения модуля упругости, угла внутреннего трения и сцепления, и, следовательно, способность конструкции дорожной одежды сохранять прочность в течение заданного срока службы.
В грунтах, обладающих низкой плотностью, при воздействии транспортных нагрузок накапливаются остаточные деформации. Недостаточно уплотненные грунты отличаются неоднородностью, меньшей плотностью, имеют просадки, что приводит к нарушению ровности проезжей части дорог. С увеличением плотности грунта снижается его водопроницаемость. Чем плотнее грунт, тем меньше диапазон изменения влажности грунта под воздействием атмосферных явлений и соответственно меньше вероятность морозного пучения.
Обследования и диагностика автомобильных дорог показывают, что одной из причин преждевременных повреждений является недостаточная плотность грунта земляного полотна. Это относится ко всем участкам дорог, расположенным на земляном полотне и в насыпях и в выемках. По этим причинам уплотнению подлежат как насыпные грунты, так и основания насыпей и поверхностные слои грунтовых оснований в выемках. Уплотнение земляного полотна является обязательным, и это требование зафиксировано действующими строительными нормами и правилами и технологическими регламентами по строительству земляного полотна автомобильных дорог [1, 2, 3].
Уплотнение грунтов окупается экономией, достигаемой за счет уменьшения толщины дорожной одежды, уменьшения затрат на ремонт автомобильной дороги и снижения транспортных расходов.
Принципиальный подход к определению требуемой плотности грунта состоит в том, чтобы в результате уплотнения плотность стала такой, при которой не будет происходить накопления остаточных деформаций земляного полотна от действующих повторных расчетных нагрузок и изменений влажности грунта. Увеличение плотности грунта до требуемых значений обеспечивает стабильность основных параметров прочности грунта, делает их мало изменяющимися под влиянием сезонных колебаний температуры и влажности.
На основе элементарного
представления о грунте как о
трехфазной системе, без учета его
структурных особенностей, применяют
следующее выражение для
где δ - плотность скелета грунта, г/см3;
Y - плотность минеральных частиц, г/см3;
W - массовая доля влажности грунта, %;
V - объем воздуха, %;
1 - единичный объем грунта (1 см3).
Отсюда плотность грунта:
Значение Y изменяется в узких пределах: для супесчаных грунтов Y = 2,65-2,55 г/см3, для глинистых и пылеватых супесчаных грунтов Y = 2,68; для тяжелых суглинистых и тяжелых глинистых Y = 2,7; для суглинистых Y = 2,6. Наибольшая плотность соответствует пористости грунта в диапазоне 4-6 % (6 % для песчаных и супесчаных грунтов, 5 % для пылеватых супесчаных, суглинистых и глинистых и 4 % - для тяжелых суглинистых и пылеватых глин).
Процесс уплотнения состоит в вытеснении воздуха из пор грунтов, отжатия воды и уменьшения толщины водных пленок, что достигается механическим воздействием уплотняющих машин. Отжатие воды из грунта происходит медленно и не играет заметной роли в уплотнении из-за малого времени воздействия нагрузок при уплотнении машинами. Поэтому в процессе уплотнения при фактической влажности происходит главным образом удаление воздуха.
Для получения наиболее плотной структуры необходимо, чтобы влажность грунта была такой, при которой объем защемленного воздуха находится в указанных выше пределах: 4-6 %. При этом образуются наиболее прочные гидратные оболочки, обеспечивающие минимальную фильтрацию и наименьшее разбухание грунта, а следовательно, и наивысший возможный модуль упругости. Если влажность грунта ниже, то есть объем пор, занятый воздухом, выше указанной величины, не создается устойчивой структуры и при увлажнении грунт легко разбухает и тем больше, чем выше влажность. При недостаточной плотности, наоборот, доуплотняется и дает осадку. Модуль упругости в обоих случаях падает. При повышении влажности грунта в процессе уплотнения часть пор заполняется водой, вытесняющей воздух. Структура грунта становится неустойчивой, особенно при ударном уплотнении, а модуль упругости уменьшается.
Принято считать,
что для каждого грунта существуют
оптимальные влажность и
Экспериментально
оптимальную влажность
В южных районах, где естественная влажность ниже, следует предварительно увлажнять грунт или увеличивать работу по уплотнению для достижения требуемой плотности.
Ориентировочные значения влажности, %, для наиболее распространенных грунтов приведены ниже:
пески мелкие и пылеватые 8-13
супеси легкие и тяжелые 9-15
суглинки легкие 12-18
тяжелые и тяжелые пылеватые суглинки 14-20
пылеватые и тяжелые пылеватые супеси, легкие пылеватые суглинки 15-22
глины пылеватые и песчанистые 16-26
глины жирные 20-30
Содержание
воздуха при стандартной
Требования
к уплотнению грунта и назначение
необходимой плотности
Pиc. 1. Изменение оптимальной плотности и оптимальной влажности при разном уплотнении:
1 - стандартное уплотнение (СССР); 2-усиленное уплотнение (США); 3 - линия нулевых пор
Требуемую плотность грунта определяют обычно по следующей формуле:
δтр = δст×Кукл
где δтр - требуемая плотность, г/см3;
δст - максимальная плотность по прибору стандартного уплотнения, г/см3;
Кукл - коэффициент уплотнения, устанавливаемый по СНиП 2.05.02-85.
Коэффициент уплотнения регламентируется строительными нормами в зависимости от категории дороги, типа дорожной одежды, дорожно-климатической зоны и конструкции земляного полотна.
Уплотнение грунта осуществляют одним из следующих способов: укаткой, трамбованием и вибрированием. В зависимости от способа уплотнения средства для уплотнения разделяют на катки, трамбующие машины или плиты и виброплиты или виброплощадки. Возможны комбинированные средства в виде виброкатков, оказывающих наряду со статическим воздействием также вибрационное действие на грунт.
Катки для уплотнения грунтов могут быть прицепными, полуприцепными и самоходными. Перемещение прицепных и полуприцепных катков осуществляют специальными тягачами или тракторами.
Наиболее распространенными уплотняющими машинами в дорожном строительстве являются прицепные и самоходные катки. Для уплотнения грунтов применяют чаще всего следующие разновидности катков: гладковальцовые, кулачковые и вибрационные. Катки с гладкими вальцами применяют для уплотнения связных и малосвязных грунтов, слоями не более 0,25 м.
При выполнении земляных работ в зимнее время и при необходимости уплотнения грунта, содержащего мерзлые комья, применяют решетчатые катки, которые измельчают такие комья и уплотняют грунт. Решетчатые катки применяют также для уплотнения сухих комковатых грунтов.
Трамбование является универсальным способом уплотнения, пригодным для большинства грунтов. Его применяют для уплотнения грунтовых оснований, существующих насыпей, а также при уплотнении насыпного грунта в стесненных условиях. Посредством трамбования можно уплотнять грунт слоями большой толщины. Трамбование позволяет достигать плотности грунта выше максимальной стандартной. Этот способ допускает уплотнение грунта с влажностью выше и ниже оптимальной. Трамбование можно использовать для уплотнения прочных комковатых грунтов, в том числе и крупнообломочных. При уплотнении слоев большой толщины (1-2 м), а также для достижения плотности грунта выше стандартной максимальной плотности используют свободно падающие с высоты 2-6 м трамбующие плиты массой 2-15 т.
Вибрационное уплотнение применяют для уплотнения крупнообломочных, песчаных и других малосвязных грунтов. Одномерные пески эффективно уплотняются только вибрированием. Прицепными и самоходными виброкатками массой 4-5 т рекомендуют уплотнять грунт слоями 0,40-0,50 м, катками с большей массой можно уплотнять песчаные грунты на глубину 0,6-0,8 м. В табл. 1 приведены сводные данные по условиям применения различных способов уплотнения.
Таблица 1 – Сводные данные по условиям применения различных способов уплотнения
Тип машин |
Уплотняемый грунт и условия работы |
Применение в зимнее время |
Применение в узких местах |
Толщина слоя, см |
Производитель-ность, м3/час |
Катки прицепные решетчатые
|
Рыхлые связные и несвязные в зимнее время, гравелистые и крупнообломочные при линейных работах |
Целесообразно |
Невозможно |
25-35 |
100-200 |
Виброплиты самоходные тяжелые
|
Несвязные гравелистые при линейных работах (тяжелые плиты) и несвязные в «узких» местах (легкие плиты) |
Нецелесообразно |
Возможно |
35-40 |
20-50 |
Вибрационные прицепные катки |
Несвязные, в том числе гравелистые при линейных работах |
Нецелесообразно |
Невозможно |
30-40 |
200-300 |