Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:20, курсовая работа
Для металлургической, машиностроительной, легкой и других отраслей промышленности возводят одноэтажные каркасные здания. Конструктивной и технологической особенностью таких зданий является оборудование их транспортными средствами – мостовыми и подвесными кранами. Мостовые краны перемещаются по специальным путям, опертым на колонны; подвесные краны и перемещаются по путям, подвешенным к элементам покрытия.
Покрытия одноэтажного производственного здания может быть балочным (из линейных элементов) или пространственным (в виде оболочек).
Введение5
1 Нормативные ссылки6
2 Расчет сварной сплошностенчатой подкрановой балки 7
2.1 Задание 7
2.2 Сбор нагрузок 8
2.3 Определение расчетных усилий 9
2.4 Подбор сечения подкрановой балки 10
2.5 Проверка прочности 14
2.6 Проверка жесткости и устойчивости 14
2.7 Проверка местной устойчивости стенки подкрановой балки 15
2.7.1 Проверка устойчивости среднего отсека 16
2.7.2 Проверка устойчивости крайнего отсека 18
2.8 Расчет опорного ребра 19
2.9 Расчет поясных швов 20
2.10 Расчет подкрановой балки на выносливость при 21
3 Расчет фермы 23
3.1 Дополнение к заданию для расчета фермы 23
3.2 Сбор нагрузок 23
3.3 Определение усилий в элементах фермы 24
3.4 Определение расчетных длин стержней фермы 25
3.5 Подбор сечений элементов 25
3.6 Расчет узлов фермы 28
3.6.1. Промежуточный узел фермы с заводским стыком верхнего пояса 29
3.6.2 Укрупнительный стык верхнего пояса фермы на монтажной сварке 30
3.6.3 Опорный узел 31
4 Расчет поперечной рамы цеха с шарнирным прикреплением ригеля к колоннам 33
4.1 Компоновка рамы 33
4.2 Нагрузки, действующие на раму 35
4.2.1 Постоянные нагрузки 35
4.2.2 Снеговая нагрузка 36
4.2.3 Вертикальная нагрузки от мостовых кранов 37
4.2.4 Горизонтальное давление от торможения крановой тележки 38
4.2.5 Ветровая нагрузка 39
4.3 Расчетная схема 41
4.4 Статический расчет 42
4.4.1 Постоянная линейная нагрузка от покрытия 43
4.4.2 Снеговая нагрузка 44
4.4.3 Расчет на нагрузки, приложенные к стойкам 44
4.4.4 Вертикальное давление кранов , и крановые моменты 45
4.4.5 Горизонтальное давление кранов «Т» на рам 47
4.4.6 Ветровая нагрузка 48
5 Расчет стальной одноступенчатой колонны каркаса промышленного здания 53
5.1 Дополнительные данные для расчета колонны 53
5.2 Расчетные длины участков колонны 54
5.3 Расчет надкрановой части колонны 54
5.4 Расчет подкрановой части колонны 57
5.4.1 Расчет ветвей подкрановой части 57
5.4.2 Расчет решетки 60
5.4.3 Проверка устойчивости колонны в плоскости рамы как единого сквозного стержня 61
5.5 Расчет узла сопряжения верхней и нижней частей колонны 61
5.5.1 Проверка прочности шва 1 (Ш 1)61
5.5.2 Расчет швов 2 крепления ребра к траверсе 63
5.5.3 Расчет швов 3 крепления траверсы к подкрановой ветви 63
5.5.4 Проверка прочности траверсы как балки, загруженной N, M, Dmax 63
5.6 Расчет и конструирование базы колонны 64
5.6.1 База подкрановой ветви 65
5.6.2 База наружной ветви 66
5.6.3 Расчет анкерных болтов 67
Заключение68
Список использованных источников69
Постоянная линейная нагрузка на ригель
,
где – угол ската кровли. Для покрытий промзданий принимается сosα =1 из-за малости угла ската.
Расчетное давление на колонну от покрытия:
Расчетный сосредоточенный момент в уровне уступа:
, где – расстояние между осями надкрановой и подкрановой части колонны (рис. 17), м.
Рисунок 17 – Колонна и подкрановая балка.
Нагрузки от стенового ограждения при расчете рамы не учитывается, т.к. стены приняты из ребристых панелей толщиной 300 мм. Нагрузка от них передается на фундаментные балки.
4.2.2 Снеговая нагрузка
, т.к. т.е.
Расчетная поверхностная снеговая нагрузка на покрытие
Расчетная линейная снеговая нагрузка на ригель
.
Расчетное давление на колонну от снеговой нагрузки
.
Расчетный сосредоточенный момент в уровне уступа
.
4.2.3 Вертикальная нагрузки от мостовых кранов
Вертикальное давление на среднюю колонну продольного ряда определяется от действия двух сближенных кранов Q=1000кН с помощью линий влияния опорного давления (см. рис. 18).
Ординаты линий влияния
,
Пролет крана .
Рисунок 18 – Размещение катков двух сближенных кранов на одном подкрановом пути
Масса крана с тележкой равна 165 т, сила тяжести . Для расчета можно принять среднее максимальное давление колеса Fmax = 500 КН.
Нагрузка от подкрановых конструкций определяется приближенно по данным табл. 2.2 [4]. площади пола.
Расчетное максимальное давление на колонну
,
где – коэффициент сочетаний для двух кранов легкого и среднего режимов работы,
– наибольшее давление колеса крана,
– сумма ординат линии влияния опорного давления на колонну (см. рис. 18),
– давление подкрановых конструкций.
Расчетное минимальное давление на колонну
Минимальное давление колеса крана на подкрановый путь
Расчетное минимальное давление на колонну:
.
Крановые моменты
,
где – эксцентриситет, принимаемый предварительно – для крайних ступенчатых колонн (см. рис. 17).
.
4.2.4 Горизонтальное давление от торможения крановой тележки
Горизонтальное давление от торможения крановой тележки действует поперек цеха и определяется по формуле
, где
Тнк=17,625 кН
Сила поперечного торможения, передаваемая на колонну
.
Сила приложена к раме в уровне верхнего пояса подкрановой балки, может действовать на одну или другую колонну, причем как вправо, так и влево. В курсовом проекте для упрощения расчета допускаем, что давление передается в уровне уступа, т.е. в месте изменения сечения колонны.
4.2.5 Ветровая нагрузка
см. таб. 5 СНиП 2.01.07-85*.
Расчетные погонные нагрузки на стойку рамы от активного давления и отсоса равны:
, с=0,8, с’=0,6, .
Коэффициент зависит от высоты и типа местности (см. п. 6.5 СНиП 2.01.07-85*).
на отметке ; на отметке ; на отметке . Промежуточные значения определяем линейной интерполяцией. В уровне низа ригеля на отметке ; верха покрытия на отметке .
Рисунок 19 – Схема ветровой нагрузки на раму; а – по нормам проектирования; б – приведенная к эквивалентной; в – расчетная схема
Расчетные погонные нагрузки от ветра на стойку рамы:
на высоте до
;
.
на высоте
;
.
в уровне низа ригеля на высоте
;
.
в уровне верха покрытия на высоте
;
.
Момент в заделке стойки от ветрового напора
302 КН.м
Эквивалентная равномерно распределенная ветровая нагрузка
;
.
Ветровая нагрузка, действующая на шатер: .
Таблица 6 – Расчетные нагрузки на раму
Элемент рамы |
Вид нагрузки |
Обозначение нагрузки |
Величина нагрузки |
Ригель |
Постоянная линейная от покрытия |
|
6,9 кН/м |
Снеговая |
|
7,2 кН/м | |
Стойка |
Опорное давление ригеля: |
||
от постоянной нагрузки |
|
124,2 кН | |
от снеговой нагрузки |
|
129,6 кН | |
Вертикальное давление колес мостовых кранов: |
|||
максимальное |
|
1323,28 кН | |
минимальное |
|
475,99 кН | |
Сила поперечного торможения |
|
44,25 кН | |
момент от |
|
992,46 кН×м | |
момент от |
|
356,99 кН×м | |
Ветровая нагрузка: |
|||
активное давление |
|
2,63 кН/м | |
отсос |
|
1,97 кН/м | |
сосредоточенная сила |
|
41,65 кН |
4.3 Расчетная схема
Определяем соотношения
=
Принимаем: , , .
; .
Вычисляем погонные жесткости
; ; .
При расчете на нагрузки, приложенные
к стойкам допускается
.
Расчетная схема показана на рис. 20.
Рисунок 20 – Расчетная схема рамы
4.4 Статический расчет
Учитывая симметрию рамы и нагрузки, пренебрегаем горизонтальным смещением верхних узлов рамы.
Определяем изгибающие моменты в колоннах от действия моментов и , как в отдельных не смещаемых стойках.
Схема загружения рамы от воздействия равномерно распределенных нагрузок на ригель показана на рис. 21.
4.4.1 Постоянная линейная нагрузка от покрытия
,
.
.
( определяем интерполяцией по табл. 4.1 [4]).
Рисунок 21 – Схема загружения рамы от воздействия равномерно-распределенных нагрузок на ригель
, т.е.
Рисунок 22 –
Эпюры
4.4.2 Снеговая нагрузка
Эпюры и от снеговой нагрузки получаем умножением ординат эпюр от постоянной нагрузки на соотношение .
Рисунок 23 –
Эпюры
4.4.3 Расчет на нагрузки, приложенные к стойкам
Условно закрепленная рама (т.е. основная система) показана на рис. 24:
Рисунок 24 – Основная система
В расчете принято . Неизвестное смещение рамы определяем из уравнения
, где – смещающая горизонтальная сила.
Определяем моменты от единичного смещения верхних узлов рамы (см. рис. 25).
Рисунок 25 – К расчету на нагрузки, приложенные к стойкам
, где
.
;
Эпюра используется в расчете на крановые и ветровые нагрузки.
4.4.4 Вертикальное давление кранов , и крановые моменты ,
Определяем моменты в стойках условно закрепленной рамы, когда и приложены к левой стойке, и к правой.
; .
Для левой стойки:
;
Для правой стойки:
;
Реакция в дополнительной связи условно разделенной рамы:
Горизонтальная смещающая сила
,
где – коэффициент опорного действия, учитывающий пространственность системы.
Для кровли со стальным профилированным настилом при наличии мостовых кранов грузоподъемностью , .
Определяем смещение рамы в системе каркаса
Определяем значения моментов в стойках рамы и строим эпюры и (см. рис. 26).
Для левой стойки:
;
;
;
;
; .
Для правой стойки:
;
;
;
;
.
Рисунок 26 –
Схема загружения и эпюры
4.4.5 Горизонтальное давление
Для упрощения расчета силу принимаем действующей в уровне уступа левой колонны.
Определяем реакцию связи и моменты в левой стойке для условно закреплен-ной рамы.
.
при x=hв; .
;
;
;
.
В правой стойке .
С учетом пространственной работы каркаса смещающая горизонтальная сила в уровне ригеля
Смещение рамы в системе каркаса
Определяем значения моментов в стойках рамы и строим эпюру (см. рис. 27).
Для левой стойки:
;
;
.
Проверка .
Для правой стойки:
;
;
.
Рисунок 27 –
Схема загружения и эпюры
При изменении направления силы знаки усилий меняются на обратные, поэтому в таблице усилий они вносятся со знаком ±. Продольными силами в стойках от воздействия силы пренебрегаем.
4.4.6 Ветровая нагрузка
Ветер слева.
Определяем значения моментов и реакций в дополнительной связи условно закрепленной рамы.
;
;
Реакция дополнительной связи
.
Считаем, что все рамы загружены одинаково и имеют равные смещения D. Из уравнения определяем перемещение рамы.
.
Моменты :
Для левой стойки:
;
.
Для правой стойки:
;
.
Определяем значения моментов и поперечных сил от ветровой нагрузки. Строим эпюры и (см. рис. 28).
Для левой стойки:
;
.
Для правой стойки:
;
.
Продольными силами от воздействия ветра пренебрегаем.
Поперечная сила в сечении 1-1 может быть определена как сумма опорных реакций
,
где – реакция в заделке левой стойки условно закрепленной рамы от активного давления ветра;
– реакция от смещения рамы на D=1, равная .
; ;
;
;
;
.
Правильность определения
Оценим погрешность вычислений .
Поперечные силы в сечении 3-3
;
.
Далее составляем сводную таблицу усилий в левой стойке и таблицу расчетных усилий.
Рисунок 28 – Схема загружения и эпюры и от ветровой нагрузки
Таблица 7 – Усилия в левой стойке рамы
№ |
|
Нагрузка |
nc |
Сечение 1-1 |
Сечение 2-2 |
Сечение 3-3 | ||||
M |
N |
Q |
M |
N |
M |
N | ||||
1 |
|
постоянная |
1,0 |
-3,79 |
+124,2 |
+2,3 |
+18,47 |
+124,2 |
-12,58 |
+124,2 |
2 |
снеговая |
1,0 0,9 |
-3,95 -3,55 |
+129,17 +116,25 |
+2,4 +2,16 |
+19,2 +17,28 |
+129,2 +116,2 |
-13,3 -11,97 |
+129,2 +116,2 | |
3 |
|
крановое вертикал. давление (тележка слева) |
1,0 0,9 |
-12,28 -11,05 |
+1323,3 +1190,9 |
-66,30 -59,67 |
-629,8 -566,8 |
+1323,3 +1190,9 |
+362,7 +326,4 |
- - |
3* |
|
крановое вертикал. давление (тележка справа) |
1,0 0,9 |
+149,6 +134,7 |
+475,99 +428,39 |
+33,45 +30,11 |
-174,0 -156,6 |
+475,99 +428,39 |
+183,0 +164,7 |
- - |
4 |
|
поперечное торможен. (сила при-ложена к лев стойке) |
1,0 0,9 |
±190,1 ±171,1 |
- - |
±28,52 ±25,67 |
±85,98 ±77,38 |
- - |
±85,98 ±77,38 |
- - |
4* |
|
поперечное торможен. (сила при-ложена к пр. стойке) |
1,0 0,9 |
±42,07 ±37,86 |
- - |
±2,78 ±2,50 |
±15,22 ±13,70 |
- - |
±15,22 ±13,70 |
- - |
5 |
|
ветровая нагрузка слева |
1,0 0,9 |
-592,0 -532,8 |
- - |
+59,01 +53,11 |
-144,5 -130,1 |
- - |
-144,5 -130,1 |
- - |
5* |
|
ветровая нагрузка справа |
1,0 0,9 |
+567,7 +510,9 |
- - |
-52,40 -47,16 |
+153,2 +137,9 |
- - |
+153,2 +137,9 |
- - |