Модель генплана и стратегического плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 12:59, реферат

Описание работы

Одним из наиболее важных факторов в формировании эффективной и плодотворной деятельности в сфере государственного и муниципального управления является грамотное использование стратегического планирования в качестве основы для принятия решений по ключевым вопросам администрирования в долгосрочной перспективе и, основываясь на этом, — в средне- и краткосрочной. Выбор стратегии местного развития может оказать серьезное влияние на модель городского развития.

Файлы: 1 файл

МОДЕЛЬ ГЕНПЛАНА И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

МОДЕЛЬ ГЕНПЛАНА И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из наиболее важных факторов в формировании эффективной и плодотворной деятельности в сфере государственного и муниципального управления является грамотное использование стратегического планирования в качестве основы для принятия решений по ключевым вопросам администрирования в долгосрочной перспективе и, основываясь на этом, — в средне- и краткосрочной. Выбор стратегии местного развития может оказать серьезное влияние на модель городского развития.

Особенно актуальным этот вопрос предстаёт на фоне современного положения российских городов и поиска путей их развития. С учётом того, что в городах живёт наибольшая часть населения России, становится очевидным, что развитие городов в целом и стратегическое планирование как его инструмент в частности играют ключевую роль в поддержании наиболее благоприятных условий для жизни населения Российской Федерации.

В совокупности они позволяют целенаправленно и системно осуществлять управление социальной сферой, системно, с учетом перспективы, применять различные методы и инструменты текущего регулирования.

Когда мы говорим о стратегическом планировании, мы имеем в виду две его составляющие: разработку стратегий и организацию планирования, которое можно подвести под составление генплана города.

Хотя стратегическое планирование ориентировано на местные ресурсы и задачи, это не значит, что в круг его забот входят только местные проблемы, никак не связанные с национальным или мировым контекстами. Стратегическое планирование должно учитывать и вертикальные связи - с высшими уровнями правительства, и горизонтальные - с соседними сообществами. А это значит, что стратегическое планирование испытывает на себе существенное влияние множества факторов, включая и те, что находятся за пределами данного сообщества.

Целью работы является изучение стратегического планирования и генеральных планов и выявление их роли в развитии городов и основных проблем в этой сфере.

Объектом исследования выступает система государственного и муниципального управления и совокупность связей и элементов в ней с точки зрения стратегического планирования в городских муниципалитетах.

Поставленные задачи:

- дать понятие  стратегического планирования

- дать определение  генпланов

- определить влияние  и роль вышеперечисленных на развитие городов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ГОРОДА, ЕГО СОСТАВ

 
              Генеральный план развития города - научно обоснованный перспективный план развития города, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана является масштабные изображения, полученные наложением проектных решений на картографическую основу (план территории). 
             Генеральные планы, в отличие от ПЗЗ, существовали и в советское время (ПЗЗ - с 1998 года, когда началась частная собственность на землю), они переутверждались раз в 10-20 лет, но в историю каждого сильно лезть не будем. Из интересного отметим, что все заводы, которые в спешном порядке вывозили в Куйбышев в войну, «сели» на предназначенные им места по генплану 1939 года. 
Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Полный набор обязательных схем можно посмотреть в ГК. Основные из них (их обычно и публикуют для широкой аудитории):

  • основной чертеж (схема использования территории с отображением планируемых границ функциональных зон);
  • схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;
  • схема развития дорожной сети;
  • схема границ территорий объектов культурного наследия;
  • схема границ зон с особыми условиями использования территорий

Наиболее востребованная часть генплана (с точки зрения обязательности дальнейшего использования)

  1. В генплане определена граница городской черты (основание для ее изменения и расширения – только генплан)
  2. Дается перечень и зоны для размещения объектов местного значения – дороги, магистральные сети, детсады, школы и прочее)
  3. Определяются зоны под застройку или реконструкцию, где надо разрабатывать граддокументацию более низкого уровня.
  4. Все схемы используются при разработке и обосновании новых ПЗЗ и новой схемы град. зонирования, особенно схема планируемого использования территории (разбиение на зоны).

Другими словами, после принятия это документа, дальше «Именем Генплана» творятся все остальные изменения в ПЗЗ, новые проекты. 
Генеральный план разрабатывается, потом выносится на публичные слушания (где в основном люди задают локальные вопрос, связанные конкретно с их микрорайоном), потом принимается. 
Сроки реализации генерального плана, перечень конкретных мероприятий с суммами оговариваются в особом документе — плане реализации генерального плана, принимаемом после утверждения соответствующего генплана. 
Градостроители хотели бы, чтобы граддокументация являлась единственным документом, определяющим развитие города. Однако соперничают с ними (ругаются кто главнее и спорят о несходилках)

  1. экономисты со своей стратегией развития города
  2. отраслевики со схемами перспективного развития - транспортной, инженерных коммуникаций, размещения объектов определенного типа и др.
  3. руководство города, которое искренне не понимает - зачем им какие-то люди на букву Г указывают, что они должны делать в ближайшие 20 лет (не отвечая при этом за эти указы).
  4. жизнь, которая почти всегда херит все планы.

Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа; автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа; иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.

Основной целью градостроительного развития любого города является создание благоприятной пространственной среды для его жителей. При разработке концепции Генерального плана перед проектировщиками стоит задача создания в городе условий жизни, максимально приближенных к уровню обеспеченности объектами социально-бытовой и культурной сфер в крупных городах.

Основными принципами территориально-пространственного развития городов являются:

· преемственность планировочных решений;

· создание повышенного уровня обеспеченности объектами социального, бытового, культурно-досугового, спортивного и образовательного назначения;

· формирование индивидуального облика города, отвечающего современным архитектурным и эстетическим требованиям;

· создание гуманной городской среды, отвечающей современным нормам жизни и формирующей положительный психоэмоциональный климат в городе;

· повышение уровня жилищной обеспеченности населения, с приближением к мировым стандартам;

· упорядочение застройки нежилых зон;

· соблюдение баланса интересов отдельного человека, городского сообщества в целом и отдельных землепользователей;

· оптимизация функционального использования городских территорий;

· повышение уровня экологической безопасности проживания, в том числе планировочными методами;

· создание рациональной транспортной инфраструктуры города, с учетом современного и перспективного уровня автомобилизации населения;

· максимальное сохранение природных лесных массивов и использование их в рекреационных целях.

Концепция развития генерального плана города должна основываться на комплексном, системном, научном подходе к градостроительному планированию территорий и поселений.

Основные процедуры при составлении генеральных планов городов

Сегодняшнее развитие страны диктует необходимость выработки новых методов застройки, которые напрямую связаны с вопросами проектирования городов.

Кодекс редакции российского градостроительного законодательства 1998 г. определял градостроительную деятельность как выработку органами государственной власти и местного самоуправления государственной идеологии и стратегии градостроительного планирования территорий и поселений. Новый Градостроительный кодекс 2004 г. внес существенные ограничения в подходах к генеральному планированию российских городов. Это по-особому сказалось на проектах предыдущих лет. Действующий кодекс рассматривает градостроительство лишь как инструмент для размещения на территории различных объектов. Между тем, многие специалисты воспринимают это как ощутимую потерю и для страны в целом, и для каждого из наших городов. Все они нуждаются в выработке ясной стратегии развития с учетом их особенностей. Концепция развития каждого должна основываться на комплексном, системном, научном подходе к градостроительному планированию территорий и поселений.

При разработке комплексных генпланов городов на первом этапе осуществляется сбор исходной информации для проектирования. Это и картографический материал, результаты статистических, демографических исследований, данные, характеризующие существующее состояние экономики и развитие инфраструктуры. Причем важно иметь данные в динамике развития. Грамотный и профессиональный подбор исходных данных является основой любого проекта.

Очень важна последовательность разработки документации территориального планирования, определенная Градостроительным кодексом: от схемы территориального планирования субъекта РФ – к генеральному плану города, правилам землепользования и застройки, проектам планировки отдельных районов. В то же время нарушение этой последовательности отмечается почти повсеместно.

Правда, следует отметить, что в современной России каждому виду документа территориального планирования в качестве объекта планирования соответствует своя форма собственности, а это означает, что все уровни документов территориального планирования являются юридически самостоятельными, хотя и тесно связанными друг с другом, прежде всего через механизмы согласования различных интересов – федеральных, региональных, местных, частных.

На практике это является чрезвычайно важным обстоятельством, позволяющим органам власти любого уровня самостоятельно разрабатывать, согласовывать и утверждать требующиеся в соответствии с действующим законодательством документы территориального планирования, не дожидаясь, когда будут спущены сверху некие директивы в виде проекта более высокого уровня. Но, учитывая, что одним из градостроительных принципов является системность и комплексность, юридическая самостоятельность не только не исключает, но предполагает содержательную взаимосвязь документов территориального планирования различных уровней.

Формирование обоснований проекта, в составе которых одно из первых мест занимают карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования ее субъектов – едва ли не самая распространенная проблема из тех, с которыми сталкивается разработчик генерального плана поселения, городского округа, а вместе с ним и заказчик, обязанный предоставлять необходимые исходные данные.

Известное утверждение, что ничто не ценится так дорого, как информация, особенно актуальным в нашей стране стало в период ее стремительного перехода к рыночным отношениям. Большой опыт практической работы в области градостроительства показывает, что основное время и затраты по проекту приходятся на сбор и обработку необходимой информации. И если в советское время учреждения, предприятия и организации делились ей с проектировщиками если не с большой охотой, то с пониманием и практически бесплатно, то сегодня картина перевернулась на 180° – практически не осталось ни одного государственного органа, который бы предоставлял бесплатную информацию, а частные структуры нередко просто игнорируют поступающие к ним запросы, скрываясь за завесой коммерческой тайны. Кроме того, отсутствие схем территориального планирования более высокого уровня значительно затрудняет процесс подготовки проектных решений, заставляя проектировщика нередко думать за вышестоящие органы, что всегда чревато непредсказуемыми последствиями и приводит к усложнению процедуры разработки, согласования и утверждения проекта.

До начала проектирования очень важным является наличие региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, предусмотренных Градостроительным кодексом, которые в настоящее время отсутствуют в большинстве городов и регионов, что вынуждает проектировщиков при разработке соответствующих документов территориального планирования руководствоваться в значительной степени устаревшими строительными нормами и правилами, разработанными для совершенно других условий осуществления градостроительной деятельности. Отсутствие нормативов, учитывающих местные условия, значительно усложняет процесс разработки и согласования проектов, отрицательно влияет на их качество, вызывает, по сути, ущемление прав граждан на обеспечение хотя бы в минимальной степени благоприятных условий жизнедеятельности.

Следует отметить, что Градостроительный кодекс предусматривает осуществление подготовки проекта генерального плана лишь с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а не в качестве основания – как результата инженерных изысканий. И не в соответствии с требованиями технических регламентов, которых в градостроительстве еще нет ни одного, что, на наш взгляд, является принципиально неправильным. Необходимо поднять значение данных нормативов, как играющих важную роль в решении таких серьезных социальных задач, как, например, обеспечение населения доступным жильем.

Ставя вопрос о выполнении поставленной генеральным планом задачи в перспективе, можно говорить только об идеальном генеральном плане, который сбалансированно учитывает абсолютно все аспекты. Приходится признать, что внесение в план некоторого количества изменений в ходе развития города не редкость. К сожалению, генплан города, разработанный в соответствии с Градостроительным кодексом, не является настоящим стратегическим документом.

В отличие от прежних требований, целью генерального плана является определение границ землепользования и функциональных зон, а также размещение только муниципальных объектов, и не более того – достаточно ознакомиться с 23 статьей, регламентирующей содержание генеральных планов поселений и городских округов. Разработка в составе генерального плана комплексных схем транспорта, девелоперской активности, социальных аспектов в такой постановке не предусмотрена – другое дело, что без изучения этих проблем разработать полноценный генплан, даже в усеченном Градостроительным кодексом виде невозможно. В целом, очевидно, что генеральное планирование развития городов в России содержит в себе крупные противоречия и недоработки. Начиная буквально с законодательной базы, на уровнях разработки и согласования проектов. Остро стоит проблема обмена опытом и информацией.

Информация о работе Модель генплана и стратегического плана