Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа
Открытыми горными работами называют совокупность работ, производимых с земной поверхностью с целью добывания разнообразных горных пород и создания различных выемок и котлованов.
Карьер – это горное предприятие, в котором все процессы, связанные с извлечением п.и. из недр совершают на дневной поверхности, в угольной промышленности такое предприятие называют разрезом.
Введение
Интенсивное развитие горного производства и сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых карьеров, а также заводов и фабрик, железных и автомобильных дорог, газо- и нефтепроводов требуют ускоренного выполнения больших объемов и комплексной механизации земляных работ, значительную долю которых выполняют бульдозеры, бульдозеры-рыхлители, бульдозеры-погрузчики, скреперы и грейдеры. Существенное значение придается применению этих машин при добыче полезных ископаемых, производстве строительных материалов и в сельскохозяйственном строительстве.
Целью данного курсового проекта является приобретение навыков в расчете и конструировании машин для открытых земляных работ,в частности бульдозера универсального на базе трактора тягового класса 150 кН Т-180Г на гусеничном ходу.
В данной работе будут представлены общие сведения о классификации бульдозеров, в зависимости от их назначения, рабочего оборудования, ходового устройства и др. А также будет произведен расчет всех вышеперечисленных характеристик.
1.Информационный обзор
Назначение. Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для срезания планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов..
Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган - отвал. Бульдозер - это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т.п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.
При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.
Классификация. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя).
По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.
По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры.
По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане, универсальные и бульдозеры-погрузчики.
По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы.
По назначению отвалы подразделяют на землеройный, скальный, снежный, угольный, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора.
По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов: малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5...37 кВт), легкие (классов 1,4...4, мощ¬ностью 37...96 кВт), средние (классов 6...15, мощностью 103...154 кВт), тяжелые (классов 25...35, мощностью 220...405 кВт), сверхтяжелые (классов 50...100, мощностью 510...880 кВт).
Устройство бульдозеров. Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики.
Бульдозеры с неповоротными отвалами бывают с жесткими (рис. 1, а) и шарнирными (рис. 1, б) толкающими брусьями.
Рис. 1. Гусеничные бульдозеры с неповоротными отвалами: 1 отвал, 2 - несущая рамка, 3 - гидроцилиндр подъема-опускания отвала, 4 - рукав, 5 подрамник, 6 - поперечная балка, 7 - толкающий брус, 8 - трактор, 9 нож, 10 двигатель, 11 - муфта сцепления, 12 кабина, 13 коробка передач, 14 - задний мост, 15 звездочка, 16 гусеничная тележка, 17 - гусеница, 18 шарнир, 19 гидрораскос, 20 - универсальный шарнир; положения отва¬ла: 1 нижнее,// - рабочее,/// - транспортное
Бульдозер первого типа оборудован отвалом 1, к которому жестко приварены два толкающих бруса 7, охватывающих снаружи базовый трактор 8. Брусья шарнирно установлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник 5, к которому шарнирно через несущую рамку 2 подвешен один гидроцилиндр 3 двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления 4, которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развиваемое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую - опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами 9.
Бульдозер второго типа включает в себя прямоугольные толкающие брусья 7, которые с одной стороны шарнирно с помощью упряжных шарниров 18 связаны с тележками 16 трактора, с другой - универ-сальными шарнирами - с отвалом 1.Для сохранения определенного положения и резания грунта с минимальными затратами энергии отвал с одной стороны удерживается гидрораскосом 19, с другой - жесткой тягой. Гидрораскос подсоединен к гидросистеме трактора и осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости. Бульдозер оборудован двумя гидроцилиндрами 3 подъема - опускания, которые также связаны с гидроприводом трактора.Гидроцилиндрами подъема - опускания 3 отвал устанавливают в нижнее I, рабочее II, транспортное III и промежуточные положения.В качестве базовой машины может быть использован трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель 10 трактора через муфту сцепления 11 или гидротрансформатор приводит в действие коробкупередач 13 и задний мост 14. Звездочки 15 передают вращение от двигателя гусеницам 17, которые перемещают всю машину вперед или назад. Кабину 12 размещают преимущественно в задней (у тракторов типа ДТ-75Н, Т-4АП2, Т-170) или в средней (у трактора ДЭТ-250М2) части, а также впереди машины со стороны бульдозерного оборудования (у трактора Т-330).
Бульдозеры с поворотным отвалом (рис. 2) отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 1, поворачи-вающийся налево или направо по ходу движения машины.По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее или левое.
Рис. 2. Гусеничный бульдозер с поворотным отвалом:1 - отвал, 2 - толкатель с откосом, 3 рама, 4 гидроцилиндр, 5 - трактор, 6 - шарнир, 7,8 - ножи
Бульдозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидро-цилиндрами подъема—опускания 4. Отвал оборудован средними 8 и крайними 7 ножами.
Бульдозер-рыхлитель (рис. 3) характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму 7, на которой внизу шарнирно установлена рама 1, а вверху - тяга 5. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 4 так, что образуется параллелограммный четырехзвенник. По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 6. В рабочей балке закреплен зуб 3 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 2.Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток - заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.
Рис. 3. Бульдозер-рыхлитель: 1,7 рамы. 2 наконечник, 3 - зуб, 4 - рабочая балка, 5 - верхняя тяга, 6 гидроцилиндр подъема-опускания, 8 гусеничный трактор, 9 бульдозерное оборудование.
Бульдозер-погрузчик (рис. 4) агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе 1 неподвижно закреплена рама 6, представляющая собой две вертикальные наружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу 2. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гидроцилиндрами 5. На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами 3. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего положения.
Рис. 4. Бульдозеры-погрузчики на колесном тракторе ’’Беларусь”: а - с бульдозерным отвалом, б с погрузочным ковшом; 1 - трактор, 2 - стрела, 3, 5 гидроцилиндры поворота отвала и подъема опускания, 4 - отвал, 6 рама, 7 - погрузочный ковш
Основные параметры. К этим параметрам бульдозера (рис. 5) относят тяговый класс; мощность двигателей N.; массу М и положение центра масс a, d, I; переднюю рабочую скорость движения vp и заднюю холостую vx; длину продольной базы ходовой части колею гусениц или колес Вт; ширину гусениц Ъ или размер шин колесного трактора; дорожный просвет С; радиус поворота (на рисунке не показан); удельное давление и эпюру давления на грунт qn, q3; габаритные размеры LxBxA.
Бульдозерное оборудование характеризуется следующими пара-метрами: шириной В и высотой Н отвала; углом въезда машины а и съезда Р; высотой подъема Яп и опускания h отвала; скоростью подъе¬ма упи опускания v0 оборудования; углом перекоса отвала ± е; напорным Г и вертикальным Р усилием на режущей кромке. К параметрам отвала относят также радиус кривизны отвала R, углы - резания у, заострения ножей б, задний угол резания т, угол опрокидывания отвальной поверхности 0.Поворотные бульдозеры дополнительно характеризуются углом поворота отвала в плане относительно среднего положения в обе стороны: налево и направо по ходу машины.
Рис.5 Основные параметры бульдозера