Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 04:57, курсовая работа
Как строительный материал бетон, и тем более железобетон, значительно дороже (иногда в десяти раз), чем грунт и камень. Однако бетонные плотины широко распространены в мировой практике. Плотина, построенная из бетона, обладающего высокой прочностью и сопротивляемостью размывающему действию фильтрационного потока (фильтрационной прочностью), при одних и тех же нагрузках имеет более обжатый профиль, а значит, и меньший объем материала, чем грунтовая или каменная плотина. Приготовив бетонную смесь на заводе, укладывать ее в сооружение можно и в мороз, и в дождь, и в жару (при относительно небольших размерах поперечного профиля бетонной плотины рабочее пространство легко изолировать от влияния внешних факторов).
Введение стр.3
Глава I. Общие данные по работе стр.4
1.1 Климатические условия района строительства стр.4
1.2 Инженерно-геологические условия районас троительства стр.4
1.3 Физико-механические свойства грунта строительной лощадки стр.5
Глава II. Подготовительные работы на строительной площадке стр.6
2.1 Расчистка территории стр.6
2.2 Отвод поверхностных вод стр.7
2.3 Разбивочно-геодезические работы стр.7
2.4 Устройство автодорог стр.8
2.5 Водоснабжение строительства стр.9
2.6 Электроснабжение строительства стр.9
2.7 Бытовое обеспечение строительной площадки стр.10
Глава III. Проектные работы стр.12
3.1 Общая характеристика плотины. Выбор типа стр.12
3.2 Выбор места для плотины стр.12
3.3 Разрезка плотины швами стр.13
3.4 Меры борьбы с трещинообразованием стр.16
3.5 Расчет устойчивости гравитационной плотины на сдвиг стр.18
3.6 Расчет объема земляных работ стр.20
Глава IV. Производство земляных работ стр.21
4.1 Выбор метода производства работ стр.21
4.2 Выбор комплекта машин стр.21
4.3 Технические характеристики выбранного комплекта машин стр.22
4.4 Технико-экономические показатели строительных машин стр.24
Глава V. Проэктирование бетонной водосливной плотины стр.26
5.1 Компоновка сооружений гидроузла стр.26
5.2 идравлические расчеты стр.26
5.2.1 Расчет пропускной способности сифонного водосброса стр.26
5.2.2 Расчет сопряжения бьефов стр.26
5.2.3 Определение длины крепления русла за водосбросной плотиной стр.29
5.3 Конструирование тела плотины и ее элементов стр.29
5.3.1 Определение глубины заложения и ширины подошвы плотины стр.29
5.3.2 Проектирование поперечного профиля плотины стр.30
5.3.3 Конструкция гравитационной плотины стр.30
5.3.4 Выбор схемы подземного контура плотины стр.30
5.3.5 Конструирование элементов подземного контура плотины стр.30
5.3.6 Конструкция водобоя стр.31
5.3.7 Конструкция рисбермы стр.31
5.3.8 Конструкция быков стр.31
5.3.9 Конструкция береговых устоев стр.32
5.4 Расчет фильтрации в основании бетонной плотины стр.32
5.5 Расчеты плотины на устойчивость и прочность стр.34
5.5.1 Нагрузки и воздействия на плотину стр.34
5.5.2 Определение контактных напряжений стр.34
5.5.3 Расчет устойчивости плотины на сдвиг стр.36
5.5.4 Расчет прочности тела плотины методами сопротивления материалов стр.37
5.6 Соображения по пропуску строительных расходов стр.39
Глава VI. Охрана водных ресурсов стр.40
Заключение стр.43
Список использованной литературы стр.44
N = [Tп
+ 2/LVср + Тр + Тм ] / Тп,
где Tп Тр Тм – продолжительность соответственно погрузки, разгрузки, маневров самосвала;
L – расстояние перевозки;
Vср – средняя скорость движения автомашины.
Продолжительность погрузки
Тп
= Нвр n vфакт /100,
где Нвр – норма времени на разработку грунта с погрузкой его в транспортные средства;
n – количество ковшей, загруженных в самосвал;
vфакт – объем грунта в ковше.
n = Qс /Qфакт,
Qс, Qфакт – соответственно грузоподъемность самосвала и масса грунта в ковше экскаватора.
Параметр Qфакт = γqKн / Кр,
где γ – плотность грунта;
q – геометрический объем ковша;
Kн – коэффициент наполнения ковша разрыхленным грунтом, принимается равным от 1 до 1,2;
Кр – коэффициент разрыхления грунта.
Производительность грузовых автомобилей зависит от массы перевозимого груза, скорости движения автомобиля и условий его работы, как во время перевозки груза, так и в разрезе календарного периода времени. Часовая производительность автомобиля выражается в тонно-километрах в час для определенных условий перевозок:
Пч
= QvтКгКтр,
где Q – грузоподъемность автомобиля, т;
vт – техническая скорость движения, км/ч;
Кг – коэффициент использования грузоподъемности;
Ктр – коэффициент условий транспортной работы, представляет собой соотношение времени пробега автомобиля с грузом tг к общему времени, затрачиваемому на поездку:
t 0
= tг + tпр
+ tбг,
где tпр, tбг – соответственно время на погрузочно-разгрузочные операции и время пробега без груза.
Производительность автомобиля можно повысить в результате следующих мероприятий:
Глава V. Проект бетонной водосливной плотины.
Речные плотинные гидроузлы
всегда носят индивидуальный характер.
В связи с разнообразием
В состав гидроузла входят земляная плотина из местных материалов и бетонная гравитационная плотина с сифонным водосливом.
Створ плотины выбирается с учетом топографических условий таким образом, чтобы плотина имела минимальную длину. Схема гидроузла должна быть, возможно, более компактной, объем и стоимость работ по возведению сооружений, а также эксплуатационные расходы должны быть, возможно, наименьшими. При русловой компоновке водосливная плотина находится в русле реки.
Грунт основания – песок мелкозернистый, грунт тела плотины – песок среднезернистый.
Высота плотины Нпл=12,4, отметка верха быков – 190 м, максимальный напор Н=8 м, отметка НПУ – 187 м, глубина воды в ВБ при НПУ – 9,4 м.
Заложение верхового откоса земляной плотины – 3, низового – 2,5. Ширина гребня – 10 м.
Сифонный водосброс состоит из нескольких труб прямоугольного сечения, объединенных в батареи. Гребни отдельных сифонов располагаются на разных отметках с целью недопущения одновременного включения всей батареи при пропуске небольших паводков.
Форма поперечного сечения трубы – прямоугольная, с размерами 2х5 м. Радиус закругления оси горлового участка r0=4 м.
Пропускная способность сифонного водосброса определяется по формуле:
ωвых=a·b=2·5=10 м2 – площадь выходного сечения трубы сифона;
– напор с учетом скорости подхода;
Н=4 м – геометрический напор;
– коэффициент расхода;
– сумма коэффициентов сопротивления.
Суммарный коэффициент сопротивления слагается из:
kпс=0,24
I участок:
l1=4,4 м
II участок:
l2=9,9 м
=0,438
Пропускная способность одной трубы:
Необходимое количество труб:
Ширина водосброса
скорость подхода
Пропускная способность одной трубы с учетом скорости подхода:
Пропускная способность всего водосброса:
Проверка пропуска максимального катастрофического расхода воды через водосброс производится по условию:
Окончательно принимаемое количество труб n=6.
Таким образом, необходимая пропускная способность сифонного водосброса обеспечена.
Для установления величины вакуума в горловом сечении и сравнивания его с допустимым значением производится определение давлений в сифоне.
Вакуум на оси трубы в горле сифона при :
Уровень в ВБ равен НПУ, а УНБ определяется по кривой связи Q=f(h).
При включении всей батареи в НБ сбрасывается 448,8 м3/с. Глубина в НБ в этом случае равна 5,1 м
Глубина воды в сжатом сечении находится по зависмости:
φ=0,95 – коэффициент скорости;
р=9,4 м – высота водослива;
Вс=40 м – ширина потока в сжатом сечении;
Для определения глубины воды в сжатом сечении требуется решить это уравнение методом последовательных приближений.
Q м3/с |
hc, м |
hкр, м |
h'', м |
hНБ, м |
h''-hНБ, м |
448,8 |
0,75 |
2,34 |
5,5 |
5,1 |
0,4 |
h''-hНБ=0,4 м – отогнанный гидравлический прыжок. Для того, что бы бьефы сопрягались в форме затопленного гидравлического прыжка, требуется искусственно затопить его при помощи гасителей энергии.
Расчет водобойной стенки:
Длина водобоя: .
Для лучшего гашения избыточной кинетической энергии потока, ширина водобоя по течению увеличивается. Угол отклонения береговых устоев от оси водобоя составляет 11о.
Ширина водобоя около водобойной стенки:
Скорость подхода для водобойной стенки:
Напор на гребне водобойной стенки:
Высота водобойной стенки в первом приближении: dв.ст.=h''-H'=5,5–3,07=2,43 м.
Уточняется коэффициент расхода:
Высота подтопления hп= hНБ –dв.ст.=5,1–2,43=2,67 м, коэффициент подтопления: σп=0,9
Напор на гребне водобойной стенки во втором приближении:
Высота водобойной стенки во втором приближении: dв.ст.=h''-H''=5,5–3,2=2,3 м.
При расчете водобойной стенки требуется выяснить условие сопряжения бьефов за ней.
Глубина воды в сжатом сечении находится по зависимости: hc=1,3 м.
Критическая глубина: .
Вторая сопряженная глубина:
– прыжок затоплен.
Во избежание разрушения дна русла за плотиной, дно и берега русла покрываются специальным креплением, которое состоит из водобоя и рисбермы.
Общая длина крепления при сопряжении бьефов в донном режиме определяется по формуле:
Длина рисбермы:
Ширина рисбермы:
За горизонтальным участком рисбермы для защиты ее от подмыва устраивается концевое крепление в виде ковша. Глубина ковша отсчитывается от уровня воды в НБ при пропуске расчетного расхода и определяется по зависимости:
– удельный расход;
V01=2 м/с – допускаемая неразмывающая скорость для засыпки ковша (галька крупностью 30÷100 мм);
χ=1,2 – коэффициент неравномерности
распределения удельного
kр=1,1 – коэффициент, зависящий от условий схода потока с рисбермы.
Для надежного сопряжения плотины с основанием и предотвращения контактной фильтрации подошва плотины выполняется с верховым и низовым подплотинными зубьями. Глубина зубьев – 3,6 м. Ширина зуба по низу – 4 м. Ширина подошвы плотины определяется по зависимости:
bn=(1,75÷2) Z=2·8=16 м Z – разность уровней в ВБ и НБ.
Поперечный профиль плотины состоит из следующих элементов:
Во избежание появления трещин при температурных деформациях или при неравномерной осадке плотина разрезается на отдельные секции по оси быков.
Для предотвращения фильтрации воды через тело плотины вдоль ее напорной грани устраивается дренаж в виде системы вертикальных дрен круглого сечения, которые располагаются на расстоянии . Дрены имеют диаметр 20 см и располагаются с шагом 2 м.
Для отвода дренажной воды,
контроля за работой дрен и состоянием
бетона плотины, прокладки коммуникаций,
установки конторольно-
Пол галереи – с уклоном
1/50 в сторону водосбросного
Так как плотина располагается на песчаных грунтах бесконечной мощности, то подземный контур состоит из понура, висячего шпунта и дренажа под телом плотины.
Понур – водонепроницаемое покрытие в ВБ, которое устраивается для удлинения путей фильтрации. Анкерный понур помимо основного назначения повышает устойчивость плотины.
Длина понура устанавливается в соответствии с расчетом фильтрационной прочности грунта основания и устойчивости плотины. Предварительно длина понура назначается равной . Z=8 м – разность отметок НПУ и минимального уровня НБ.
Понур устраивается из жирной и пластичной глины, укладываемой слоями толщиной 10÷25 см с последующим уплотнением. Толщина понура в начальном сечении – 0,6 м, в месте примыкания понура к телу плотины – 2 м.
Информация о работе Проектирование бетонной гравитационной плотины