Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 06:44, статья
По консистенции смазки называются полужидкими, пластичными и твердыми.
Пластичные смазки и полужидкие смазки - это коллоидные системы, включающие в себя дисперсионную среду, дисперсную фазу + пакет присадок и добавок. Самое частая область применения пластичные смазки - это передачи (зубчатые, винтовые), подшипники качения, подшипники скольжения, шарниры, цепные передачи, многожильные тросы. А что влияет и от чего зависит надежная работа пластичных смазок?
Российские смазочные материалы
На территории РФ вырабатывается более 100 видов смазок и масел. До конца 1970-х гг. в бывшем СССР смазочные материалы получали свои наименования в произвольном порядке. Это вызывало путаницу: одни смазки назывались словесно, другие поллучил определенный номер, а третьи - термин.
|
1979 год - именно тогда был утвержден ГОСТ 23258-78 (действительный и поныне), согласно которому название смазки должно включать одно слово и цифры. |
Смазки классифицируются исходя из консистенции, состава и сферам использования:
По консистенции смазки называются полужидкими,
пластичными и твердыми.
Пластичные смазки и полужидкие смазки
- это коллоидные системы, включающие в
себя дисперсионную среду, дисперсную
фазу + пакет присадок и добавок. Самое
частая область применения пластичные
смазки - это передачи (зубчатые, винтовые),
подшипники качения, подшипники скольжения,
шарниры, цепные передачи, многожильные
тросы. А что влияет и от чего зависит надежная
работа пластичных смазок?
- конструкционные характеристики узлов трения и рабочие условия смазок
- температура, нагрузка, скорость вращения пар трения;
- сочетаемость смазок с конструктивными материалами;
- сочетаемость смазок между собой при возможном смешивании.
Твердые смазки до отверждения называются суспензиями, дисперсионной средой для них является смола или иное связующее вещество и растворитель, а загустителем является дисульфид молибдена, графит и пр. После отверждения (когда испаряется растворитель) твердые смазки становятся золями, имеющими все качества твердых тел; Они характеризуются малым коэффициентом сухого трения.
Исходя из состава смазки делятся на четыре группы:
1. Мыльные
смазки. Для их выработки в роли загустителя
используют соли высших карбоновых кислот.
Исходя из аниона мыла, смазки одного катиона
делятся на простые и комплексные - натриевые,
кальциевые, литиевые, алюминиевые, бариевые,
литиевые.
Отдельной категорией являются смазки
на смешанных мылах, где в роли загустителя
выступают смеси мыл.
Мыльные смазки исходя из используемого
для их создания жирового сырья, именуются
синтетическими смазками (анион мыла -
радикал синтетических жирных кислот)
или жировыми смазками (анион мыла - радикал
природных жирных кислот), скажем, синтетические
солидолы.
2. Неорганические смазки. Чтобы их создать как загуститель берут высокодисперсные неорганические вещества с хорошей температурной стабильностью. Данные смазки - это асбестовые, бентонитовые, графитные, силикагелевые.
3. Органические смазки. Для их выработки используют высокодисперсные органические вещества с хорошей температурной стабильностью. К таким смазкам относятся сажевые, полимерные, полимочевинные, пигментные.
4. Углеводородные смазки. Чтобы их получить - в роли загустителей применяют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, воски).
Исходя из типа
дисперсионной среды выделяют смазки на
нефтяных и синтетических маслах.
По сфере использования согласно ГОСТ
23258-78 смазки делятся на:
- Антифрикционные смазки (минимизация износа, пар трения)
- Консервационные смазки (антикоррозионная защита металлических деталей и механизмов во время работы, хранения и транспортировки)
- Уплотнительные смазки (герметизация зазоров, упрощение монтажа арматуры, резьбовых соединений, разъемов)
- Канатные смазки
(минимизация износа и коррозии стальных
канатов)
Антифрикционные
смазки:
В первую очередь к антифрикционным смазкам
относятся солидолы - дешевые и распространенные
пластичные смазки. Солидолы стойки к влаге,
умело противостоят коррозии, обладают
хорошими противоизносными качествами.
Однако, недостатками являются низкая
температура плавки и слабая механическая
стабильность. Если температура становится выше
60 - 70 °С, от применяются Na и Са- смазки. Но
сейчас они уже не так распространены, их
постепенно вытесняют многоцелевые смазки.
Смазки общего
назначения:
- Солидол С. Где используется? узлы трения механизмов и транспортных средств, смазка с/х техники; смазка ручного инструмента, смазка шарниров, смазка винтовых и цепных передач. Свойства: хорошая водостойкость, коллоидная стабильность, малый температурный диапазон работы, малая механическая стабильность.
- Солидол Ж. Где используется? смазка узлов трения, смазка элементов качения и скольжения.
- Графитин. Где используется? тяжелые механизмы,
работающие с большой нагрузкой, подвески
тракторов, спецтехники, открытые шестереночные
передачи, резьбовые соединения.
Смазки общего
назначения для повышенной температуры:
- Консталин. Где используется? смазка вентиляторов литейных машин, смазка доменных печей, смазка цементных печей, смазка подшипников качения. Обладет малой водостойкостью. Работает в температурном диапазоне -40:+120°С.
- Литин-2. Используется для смазки игольчатых
подшипников (карданные шарниры). Работает
в температурном диапазоне -40:+120°С.
Многоцелевые смазки:
Многоцелевые смазки можно использовать
во многих узлах трения (подшипники качения,
подшипники скольжения, шарниры). Такие смазки
имеют хорошую стойкость к воде, высокие
защитные качества и могут работать в
большом скоростном и температурном диапазоне.
Не рекомендуется заменять многоцелевыми
смазками узкоспециализированные смазочные
материалы: приборные или термостойкие.
В смазке подшипников (шариковых или роликовых)
допускается применение пластичных многоцелевых
антифрикционных смазок (например, Литол-24).
Использование указанных смазок сокращает
расход пластичных смазок, снижает изнашивание
оборудования и повышает рабочий срок механизмов.
- Литол - 24, Литол-24 РК. Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до 120°С (допускается кратковременный нагрев до 130°С ).
- Литол-24М. Область применения: узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовые механизмы различного назначения. Она достаточно надежно защищает от коррозии, широко используется в качестве единой автомобильной смазки, успешно заменяет солидолы всех типов, Na- и Li-смазки общего назначения. Применение указанного типа смазки позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.
- Фиол-1. Предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром <5. Водостойкая. Работоспособна при температуре -40:+120°С.
- Фиол-2. Область применения: подшипники качения и скольжения, зубчатые передачи индустриальных машин и механизмов, передачи станков, конвейеров и других аналогичных устройств, работающих при малых и средних нагрузках и т.п. Водостойкая.
- Фиол- 2М. Область применения: легко нагруженные малогабаритные подшипники качения и скольжения автомобильного электрооборудования, высокооборотные подшипники электроверетен; оси октан-корректора прерывателя распределителя автомобилей. Водостойкая, улучшенные противоизносные и противозадирные свойства ( по сравнению с ФИОЛ-2). Работоспособна при температуре -40:+120°С.
- БНЗ-3. Область применения закрытые роликовые опоры конвейеров, механизмы экскаваторов, бурильных станков, бульдозеров и в горнорудной промышленности. По производным характеристикам уступает смазке Фиол-2М. Работоспособна при температуре -40:+120°С.
- Герметин. Область применения: герметизация
пробковых кранов бытовой газовой аппаратуры.
Водостойкая, антифрикционная, многоцелевая.
Работоспособна при температуре -40:+130°С.
Термостойкие смазки:
В ряде узлов трения рабочая температура
составляет 200 - 350°С и более. Для работы
в такой "горячей" среде производятся
термостойкие смазки, среди них особо качественными
и надежными являются ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207, ВНИИНП-231, ВНИИНП-246
- ЦИАТИМ - 221. Пластичная смазка представляет собой синтетическое масло, загущенное комплексным кальциевым мылом с добавлением анти окислительной присадки. Предназначена для смазывания подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10 000 об/мин, агрегатных подшипников летательных аппаратов, узлов трения и сопряженных поверхностей металл-металл и металл-резина, работающих при температуре от -60 до 150°С.
- ВНИИНП-207 ВНИИНП-219. Область применения: подшипники качения электрических машин и стартер - генераторов с частотой вращения до 10000 мин-1 ( Тр= -60:+200°С).
- ВНИИНП-231. Область применения: закрытые червячно-винтовые механизмы, тихоходные подшипники качения и скольжения, резьбовые соединения. По свойствам занимает промежуточное положение между смазками и полу текучими пастами. Морозостойкая. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температуре -60: +250°С.
- ВНИИНП-233. Область применения: подшипники качения и скольжения с качательным движением, сопряженные поверхности "металл- резина" ( Тр= -30:+250°С).
- ВНИИНП-235. Область применения: подшипники качения. Работоспособна при остаточном давлении 666,5 Па и температуре -60: +250°С.
- ВНИИНП-246. Область применения: подшипники качения и маломощные зубчатые передачи. Высокая термическая стабильность низкая испаряемость, хорошие противозадирные характеристики и морозостойкость. Работоспособна в вакууме до 1,3,-10-4 Па и при температуре -60: +250°С.
- Графитол. Область применения: высокотемпературные
узлы трения, преимущественно скольжения;
горячие вентиляторы, петли и замки дверей
сушильных камер и других индустриальных
механизмов (Тр= -25:+160°С ).
Морозостойкие смазки:
Если температура более низкая, то
в детали нужно использовать низкотемпературные
антифрикционные смазки (скажем, Циатим-201)
или многоцелевые антифрикционные смазки.
Данные смазки рекомендуются для механизмов,
функционирующих при низкой температуре
(до - 60°С). Изготавливается более 10 наименований
морозостойких смазок, среди которых самое
большое распространение получили ЦИАТИМ-201, лита, зимол,МС-70, МУС-3А.
- ЦИАТИМ-203 Область применения: зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей. Превосходит ЦИАТИМ-201.
- Лита. Область применения: узлы трения машин и механизмов, эксплуатируемых под открытым небом, механизмы переносного инструмента с электрическим или механическим приводом. Высокая водостойкость, хорошие консервационные свойства, низкая механическая стабильность (Тр.-50:+100°С).
- Зимол. Область применения: узлы трения
любых типов транспортных средств и инженерной
техники, эксплуатируемых в районах с
особо холодным климатом. Всесезонная
(Тр.-50:+130°С).
Химически стойкие смазки
- ЦИАТИМ-205. Область применения: резьбовые и контактные соединения и уплотнения, работающие в агрессивных средах. Устойчива к воздействию концентрированных неорганических кислот, щелочей, аминов, гидразинов. Высокие водостойкость и защитные свойства. (Тр.-60:+50°С).
- ВНИИНП-279. Подшипники качения и скольжения, резьбовые соединения, разъемы, клапаны и другие детали, работающие на воздухе и в агрессивных средах. Работоспособна на воздухе при температуре -50:+150°С, в агрессивных средах при температуре -50:+50°С.
- ВНИИНП-280 (Тр.-60:+150°С), ВНИИНП-282 (Тр.-45:+150°С). Область применения: подшипники качения, резьбовые соединения, шпиндели, подвижные резиновые уплотнения, работающие в агрессивных средах, в том числе в газообразном кислороде.
- ВНИИНП-294, ВНИИНП-295. Область применения: сопряженные поверхности "металл-металл"и "металл-резина" в среде спиртов, глицерина, уксусной кислоты, аминов и гидразинов. Работоспособна на воздухе при температуре -60:+150°С, в агрессивных средах -60:+50°С.
- ВНИИНП-298. Область применения: стеклянные и металлические подвижные соединения, работающие в вакуумных установках, термохимическая обработка металлов в агрессивных средах. Высокие адгезия и термостойкость, низкая испаряемость, хорошая влагостойкость и морозостойкость. Работоспособность в вакууме до 1,3,-10 -5 Па и при температуре -60:+250°С.
- Криогель. Область применения: узлы трения
арматуры, работающей в контакте с кислородом
и другими газами, находящимися в жидком
состоянии, а также работающей в парообразных
агрессивных средах. Работоспособна в
резьбовых и других неподвижных соединениях
при температуре - 200:+200°С, в узлах трения
скольжения при температуре -60:+200°С.
Редукторные смазки (полужидкие):
- ЦИАТИМ-208. Область применения: тяжелонагруженные редукторы червячные и зубчатые передачи гусеничной техники. Водостойкая (Тр.-40:+70°С).
- СТП-Л, СТП-3. Область применения: зубчатые передачи тяговых редукторов тепловозов. СТП-Л- летняя (Тр.-5:+50°С); СТП-З- зимняя (Тр.-50:+50°С).
- ОЗП-1. Область применения: открытые зубчатые передачи мощных приводов вращающихся печей, кузнечно - прессового оборудования. Высокие адгезионные, консервационные свойства и водостойкость (Тр.-5:+70°С).
- Трансол-100, Трансол-200. Область применения: червячные редукторы и мотор-редукторы, работающие с максимальными удельными нагрузками в зацеплении (Тр.-30:+130°С).
- Трансол -РОМ. Область применения: легко- и средненагруженные редукторы металлургического и другого промышленного оборудования. Работоспособна при температуре -30:+90°С, кратковременно до + 110°С.
- Редуктол М, Редуктол. Область применения: высоконагруженные редукторы промышленного ( в том числе металлургического) оборудования, зубчатые зацепления тяговых редукторов локомотивов и мотор- вагонного подвижного состава. Работоспособна при температуре -40:+150°С и контактной нагрузке в зубчатом зацеплении до 2,5 ГПа.