Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 20:22, реферат
Описание работы
Строительство - ведущая отрасль народного хозяйства России, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы. От эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность отечественной экономики. Этим и определяется значимость выбора объективных характеристик его состояния.
Содержание работы
1.Введение 2. История и развитие строительного образования 3.Современное строительное образование 4.Харкатеристика профиля 5.Заключение 6.Список используемой литературы
Волгоградский государственный
архитектурно-строительный университет.
Реферат по дисциплине
«История строительной отрасли»
На тему: «Строитель –профессия
будущего».
Выполнил :
Студент группы С-6-13
Багнюков В.В.
Проверил :
Кулешова А.Н.
г.Волгоград , 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2. История и развитие строительного
образования
3.Современное строительное
образование
4.Харкатеристика профиля
5.Заключение
6.Список используемой
литературы
Введение
Строительство представляет
собой отдельную самостоятельную отрасль
экономики страны, которая предназначена
для ввода в действие новых, а также реконструкции,
расширения, ремонта и технического перевооружения
действующих объектов производственного
и непроизводственного назначения. Определяющая
роль отрасли строительство заключается
в создании условий для динамичного развития
экономики страны.
Строительство - ведущая отрасль
народного хозяйства России, где решаются
жизненно важные задачи структурной перестройки
материальной базы всего производственного
потенциала страны и развития непроизводственной
сферы. От эффективности функционирования
строительного комплекса во многом зависят
как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность
отечественной экономики. Этим и определяется
значимость выбора объективных характеристик
его состояния.
Строительство является одной
из наиболее важных отраслей отечественной
экономики. Её состояние во многом определяет
уровень развития общества и его производственных
сил. Роль инвестиционно-строительной
деятельности особенно возрастает в период
структурной перестройки экономики. Строительная
отрасль призвана осуществлять обновление
на современной технической основе производственных
фондов, развитие, совершенствование социальной
сферы, реконструкцию, модернизацию, техническое
перевооружение производства материальных
благ.
Всё это обуславливает важность
данной отрасли и необходимость поддержания
государством на должном уровне. Хорошее
состояние строительной отрасли в регионе
будет благоприятно отражаться на экономике
и развитии данного региона в целом, обеспечивая
приток финансовых средств в регион.
В настоящее время, в период
становления рыночных отношений, строительный
рынок переходит на жёсткую и взаимообусловленную
систему производственных, хозяйственных,
экономических отношений. Кризисное состояние
экономики в полной мере отразилось на
состоянии предприятий строительной отрасли,
где наблюдалось свёртывание инвестиций
в условиях прогрессирующего старения
и износа основных фондов.
Ухудшение финансового положения
предприятий области во многом вызвано
объективными факторами. Так, высокая
инфляция обусловила норму процента за
кредит, намного превышающую предполагаемую
рентабельность большинства проектов.
Это сделало недоступным среднесрочные,
и ещё в большей мере долгосрочные кредиты.
Высокий уровень налогов, введение предоплаты
за продукцию стройиндустрии, взаимная
задолженность предприятий по платежам
– всё это затруднило нормальную хозяйственную
деятельность предприятий стройиндустрии
области.
История и развитие
строительного образования .
Строительное образование,
высшее, среднее и профессионально-техническое
образование, имеющее целью подготовку
специалистов для проектирования, конструирования,
строительства и эксплуатации зданий
и сооружений различного назначения.
Строительное искусство
зародилось в глубокой древности.
Подготовка строителей вначале
осуществлялась под руководством
мастеров непосредственно в процессе
строительства различных сооружений,
в Древней Греции и Древнем
Риме появились специальные школы
(см. Архитектурное образование).
Истоки С. о. в России
относятся к 10 в. Обучение мастеров-строителей
осуществлялось непосредственно
на стройке.
В 1724 по предписанию Петра I
в Москве было создано несколько т. н. архитектурных
команд, ученики которых изучали арифметику,
черчение, рисование и получали практические
навыки по архитектуре, ремонту и перестройке
зданий. По мере совершенствования мастерства
их производили в сержанты (что давало
право проектировать и строить), из сержантов
— в гезели (производители работ).
М. Ф. Казаков основал в Москве
архитектурную команду, которая в 1788—89
была реорганизована в Первое архитектурное
училище, а с 1814— в Московское дворцовое
архитектурное училище.
В 1773 в Петербурге
учреждено горное училище (ныне
Ленинградский горный институт),
студенты которого изучали проектирование
и строительство каменных и
деревянных плотин, шлюзов, фундаментов
и т.д. В училище в начале 19 в.
преподавал И. И. Свиязев — автор первого
русского руководства по архитектуре
(с основами строительного искусства).
В горнозаводских школах
Урала, особенно в Екатеринбургском
училище, кроме горного производства,
изучались также механика, архитектура,
фортификация и др. предметы строительного
искусства.
Для подготовки инженеров по
строительству дороги искусственных сооружений
в 1809 в Петербурге основан институт корпуса
инженеров путей сообщения (ныне Ленинградский
институт инженеров железнодорожного
транспорта). В институте изучались математика,
геодезия, рисовальное искусство и архитектура,
производство строительных работ, основы
механики и гидравлики, составление проектов
и смет и др., проводилась практика по строительству.
Институт окончили ставшие впоследствии
известными учёными и инженерами, построившими
крупные сооружения и создавшими научно-педагогические
школы: М. С. Волков (строительное искусство),
С. В. Кербедз и Н. Ф. Ястржембский (организаторы
механической лаборатории по испытанию
материалов), Ф. С. Ясинский (теория упругости),
П. П. Мельников (прикладная механика),
П. И. Собко, Д. И. Журавский и Н. А. Белелюбский
(строительная механика).
Первым специализированным
высшим учебным заведением по
подготовке кадров для строительства
инженерных сооружений было училище
гражданских инженеров, основанное
в 1832 в Петербурге, с 1882 — институт
гражданских инженеров (ныне Ленинградский
инженерно-строительный институт).
Изучение теоретических курсов
сочеталось с практическими и
лабораторными работами, курсовым
проектированием, практикой на строительных
объектах. В институте были созданы
научно-педагогической школы по
проектированию и строительству
жилых, гражданских и промышленных
зданий, санитарно-технических устройств
и др. (В. В. Эвальд, С. Б. Лукашевич, В.
А. Косяков, И. А. Евневич, А. К. Павловский
и др.). В начале XX века началась специализация
в подготовке инженеров строительного
профиля, и с 1905 институт стал выпускать
инженеров-архитекторов, инженеров санитарной
техники и дорожников.
В 1907 в Петербургском политехническом
институте открылось инженерно-строительное
отделение (с гидротехническим и сухопутно-дорожным
подотделениями), где сформировались научно-педагогические
школы в области механики сыпучих тел,
гидравлики и гидротехники (С. П. Белзецкий,
В. Л. Кирпичёв, Б. Г. Галёркин, К. Г. Ризенкампф,
Б. А. Бахметсв, Н. Н. Павловский).
В 1902 в Москве академик
И. А. Фомин организовал первые
женские строительные курсы, а
в 1905 профессор Н. В. Марковников открыл
женские техническо-строительные курсы.
В 1909 эти курсы объединились и в 1916 были
преобразованы в женский политехнический
институт с архитектурными и инженерно-строительными
отделениями (после Октябрьской революции
1917 — Московский политехнический институт,
затем Московский институт гражданский
инженеров). Выпускникам института присваивались
звания инженера-архитектора или инженера-строителя.
В 1907 в Московском
высшем техническом училище (МВТУ)
введено преподавание курса архитектуры
(проектирование, конструирование и
строительство зданий и инженерных
сооружений), в 1918 открылся инженерно-строительный
факультет с архитектурным отделением
(в 1924 в состав факультета влился
Московский институт гражданских
инженеров), который стал центром
подготовки инженеров-строителей. Значительный
вклад в развитие С. о. внёс
основанный в 1896 Московский институт
инженеров ж.-д. транспорта (МИИТ).
В 30-е гг. созданы самостоятельные
инженерно-строительные институты
и в ряде политехнических институтов
— строительные факультеты; началась
подготовка инженеров-строителей
на вечерних и заочных факультетах.
Учебные планы строительных специальностей
(промышленное и гражданское строительство,
гидротехническое строительство речных
сооружений, гидроэлектростанций, портов
и водных путей, теплогазоснабжение и
вентиляция, водоснабжение и канализация,
строительство ж.-д. путей и путевое хозяйство,
автомобильные дороги, мосты и тоннели,
производство строительных изделий и
конструкций и др.) включают общенаучные
дисциплины (общественные науки — история
КПСС, марксистско-ленинская философия,
политическая экономия, научный коммунизм;
основы советского права, иностранный
язык, высшая математика, физика, химия,
теоретическая механика и др.), общеинженерные
(инженерная геодезия, сопротивление материалов,
строительная механика, электротехника,
теплотехника, гидравлика и др.) и специальные
(архитектура, строительные конструкции,
водоснабжение, канализация, теплогазоснабжение,
вентиляция, технология строительного
производства, организация, планирование
и экономика строительства, автоматика
и автоматизированные системы управления,
вычислительная техника и т.д.). За время
обучения студенты выполняют 15—20 курсовых
проектов и работ в зависимости от специализации,
проходят учебную и производственную
практику (до 25 недель). Обучение заканчивается
защитой дипломного проекта (дипломной
работы). Сроки обучения — 5—6 лет. Выпускники
вузов проходят по месту работы стажировку
сроком до одного года.
В европейских страх и США подготовка
инженеров-строителей ведётся в специализированных
вузах и на факультетах университетов.
Крупнейшим центром С. о. во Франции является
Национальная школа мостов и дорог в Париже
(основан в 1747, готовит также инженеров
по гражданскому строительству, строительным
конструкциям и городскому благоустройству).
Период обучения в вузах Франции, как правило,
делится на 3 цикла. После 2-го цикла присуждается
академическая степень инженера (срок
обучения 4 года), а после 3-го — доктора
3-го цикла или доктора-инженера в зависимости
от перечня экзаменов и дипломной работы.
Общий срок обучения примерно 6 лет. В Японии
инженеры-строители подготавливаются
в течение 4 лет, как правило, на инженерных
факультетах университетов и колледжей
в порядке специализации; в Великобритании
— в течение 3 лет в университетах, высших
технических колледжах (например, строительная
школа Лондонского совета в Ламбете —
Брикстоне, Ливерпульский строительный
колледж) и ряде политехнических колледжей.
В США в 1974 инженеры-строители готовились
в более чем 200 университетах и колледжах
(срок обучения 4 г.). После защиты дипломной
работы выпускник вузов Великобритании,
США, Японии и некоторых др. получает степень
бакалавра (архитектуры, инженерных наук,
технологии), далее может сдать дополнительные
экзамены и защитить вторую дипломную
работу (диссертацию) на получение степени
магистра наук (1—1,5 г.), доктора философии,
доктора технических наук или доктора
наук (2—3 г.). Однако эти степени не дают
права на самостоятельное проектирование
сооружений и производство строительных
работ; оно приобретается после 2—5 лет
работы на производстве на инженерно-технических
должностях и сдачи комплексных экзаменов
(по фундаментальным и специальным дисциплинам).
В Массачусетском технологическом институте
(США) получившие степень бакалавра в течение
2 лет дополнительного обучения могут
получить академическую степень инженера.
В ФРГ инженеры-строители готовятся в
государственных строительных школах
или инженерных школах по строительству,
а также в Высших технических училищах
(Брауншвейг, Дармштадт, Карлсруэ, Мюнхен
и Штутгарт). В инженерных школах преподавание
ведётся с практическим уклоном в тесной
связи с процессом производства. Курс
обучения (3 г.) заканчивается сдачей государственных
экзаменов на звание инженера. Для поступления
в эти школы требуется стаж практической
работы по специальности. Срок обучения,
включая сдачу экзаменов на диплом инженера,
— 4—5 лет. Практически студенты завершают
весь учебный план за 5—6 лет. Это образование
позволяет выпускнику работать самостоятельно
как на стройке, так и в проектных и научно-исследовательских
организациях. Выполнившему и защитившему
диссертацию присуждается академическая
степень доктора-инженера (эквивалентная
квалификации инженера, присваиваемой
в сов. вузах).
Современное строительное
образование.
Преобразования, происходящие
в обществе, особенно инновационные процессы,
в экономической и социальной жизни, влекут
за собой изменения и в остальных сферах
деятельности. В настоящее время не только
образование, но и другие организации
нуждаются в высококвалифицированных
специалистах. Целью современного образования
является развитие системы на основе создания
условий для формирования профессионально
компетентной, социально активной, творчески
самостоятельной личности. Одной из наиболее
востребованных профессий в современной
России является инженер по специальности
“Промышленное и гражданское строительство”.
В условиях современного динамичного
развития отрасли проблема дефицита квалифицированных
кадров существенно обострилась и строительная
сфера стала в один ряд с информационными
технологиями, банковской сферой, страхованием.
Согласно данным рекрутинговых агенств
самыми востребованными в строительстве
в минувшем году были инженеры и проектировщики.
Кроме того, острая потребность ощущается
в высококвалифицированных строителях
и проектантах, способных качественно
выполнять все стадии проекта на одном
объекте. Из-за высокой потребности
в кадрах строительные компании
при подборе персонала начинают использовать
те методы, которые ранее были присущи
сфере телекоммуникаций и информационных
технологий. Например, задействуют прямые
методы поиска кандидатов, устанавливают
тесное сотрудничество с вузами, предлагают
программы стажировок для студентов и
создают собственные учебные центры.
По данным структурированного
опроса и анкетирования руководителей
и ответственных работников строительных
организаций, такие факторы как дефицит
работников определенных профессий, специальностей
и иногда не соответствующая современным
требованиям квалификация работников
являются основными проблемами строительных
организаций. Зачастую выпускники имеют
довольно общее представление о новых
технологиях, которые применяются сегодня
на стройплощадках. Поэтому выпускникам
вузов по строительным специальностям
сложно стартовать.
Управленцы с высшим
образованием и опытом имеют преимущество
перед теми кандидатами, у которых есть
только практический опыт или только что
приобретенное высшее строительное
образование . Самыми желаемыми сотрудниками
для компаний являются специалисты, которые
имеют два высших образования
– строительное и экономическое,
разбираются в проектно-сметной документации,
знают специализированные компьютерные
программы, строительные нормативы и технологии,
и, разумеется, умеют руководить людьми.
Архитектор, инженер-конструктор и инженер-проектировщик
обязательно должны владеть компьютерными
программами AutoCad или ArchiCad.