Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:14, реферат
Строительство любого дома, как известно, начинают с возведения фундамента. Стоимость его может составлять 8-10 процентов и более стоимости всего дома. Нужно также знать, что прочность материала фундамента (бетон или др.) используется с большим избытком, а размеры фундамента (ширина) определяются прежде всего незначительной прочностью грунта (в среднем 2 кг/кв. см).
Наиболее традиционным типом фундамента усадебного дома является ленточный, т. е. непрерывная лента (стенка), устраиваемая под всеми стенами дома. Его делают монолитным из бетона, бутобетона или сборным из бетонных блоков. Такая конструкция фундамента неэкономична. Ее целесообразно применять в здании с подвалом. Снизить стоимость фундамента можно различными способами. Например, устройством столбчатого фундамента.
Устройство фундамента
Строительство любого дома, как известно, начинают с возведения фундамента. Стоимость его может составлять 8-10 процентов и более стоимости всего дома. Нужно также знать, что прочность материала фундамента (бетон или др.) используется с большим избытком, а размеры фундамента (ширина) определяются прежде всего незначительной прочностью грунта (в среднем 2 кг/кв. см).
Наиболее традиционным типом фундамента усадебного дома является ленточный, т. е. непрерывная лента (стенка), устраиваемая под всеми стенами дома. Его делают монолитным из бетона, бутобетона или сборным из бетонных блоков. Такая конструкция фундамента неэкономична. Ее целесообразно применять в здании с подвалом. Снизить стоимость фундамента можно различными способами. Например, устройством столбчатого фундамента.
Такой фундамент состоит из отдельных частей (столбов), располагаемых на расстоянии 120-200 см друг от друга, но обязательно по углам стен и под пересечениями наружных и внутренних стен. На столбы укладывают перемычки, на которые затем опираются стены здания. Ширина столбов должна составлять на менее толщины стены. Схема столбчатого фундамента приведена на рис. 5.
Очень важным вопросом, также определяющим экономичность фундамента, является глубина его заложения. Если здание имеет подвал, то глубина заложения фундамента будет диктоваться глубиной подвала.
Рис. 5 - Примерная схема столбчатого фундамента: 1 - фундаментный столб; 2 - фундаментная балка.
Обычно она составляет 2,3-2,5 м от уровня пола первого этажа или примерно 2 м от поверхности земли. Иначе поступают в зданиях без подвала. Здесь глубина траншеи для фундамента наружных стен будет зависеть в основном от следующих факторов: а) вида грунта; б) уровня залегания грунтовых вод; в) глубины промерзания грунта.
Вид грунта примерно можно определить самостоятельно, но лучше проконсультироваться со специалистом. Если грунт относят к непучинистым (скальные, крупнообломочные, песчаные (крупные и средней крупности), то глубина траншеи должна быть не менее 0,5 м. Если фунты пучинистые (мелкие и пылеватые пески, супеси, суглинки, глины), то глубина траншеи будет зависеть от уровня грунтовых вод, что можно определить, вырыв колодец-шурф глубиной 2-2,5 м. При этом если грунтовые воды находятся глубже 2 м, то для пучинистых грунтов траншею роют не менее 0,7-0,8 м от планировочной отметки земли. Если же грунтовые воды ближе 2 м от поверхности земли, то для пучинистых грунтов глубина траншей будет зависеть от глубины промерзания грунта. Для Воронежской области глубина промерзания грунта около 1,2 м. Следовательно, для пучинистых фунтов при уровне грунтовых вод менее 2 м траншею под фундамент целесообразно отрывать на глубину 1,4 м. Глубина траншеи фундамента под внутренние стены составляет 0,5-0,6 м.
Повысить экономичность фундамента можно также, используя песчаную подушку. В этом случае бетонная часть фундамента уменьшится примерно на 50 % для любого вида грунта. Траншея отрывается на глубину 0,8-1 м. На дно траншеи укладывается подушка из песка общей высотой 40-50 см. Песок укладывают слоями 15-20 см, при этом его поливают и тщательно трамбуют. Затем на песчаную подушку укладывают бетон. В пределах траншеи опалубкой для бетона служат ее стенки, а выше опалубку устраивают из досок либо из отходов древесностружечной плиты и др.
Опалубку вымеряют по размерам и хорошо крепят подкосами. Общая высота бетонной части фундамента составит 60-70 см. Для фундамента можно рекомендовать бетон невысокого класса - 7,5 или 10 (М75 или М100).На рис. 6 приводится схема фундамента на песчаной подушке (вертикальный разрез).
Рис. 6 - Схема фундамента на песчаной подушке (вертикальный разрез): 1 - песчаная подушка; 1 - грунт; 3 - засыпка из шлака или песка; 4 - отмостка; 5 - бетонный фундамент; 6 - гидроизоляция из пергамина или рубероида; 7 - кирпичная стена.
В состав работ нулевого цикла входят: • отрывка котлована с зачисткой основания под фундаменты; • водоотвод и водопонижение; • подготовительные работы к монтажу подземной части здания — устройство усиленного основания под самоходный кран; • разбивка осей фундаментов в вырытом котловане; • монтаж подземной части здания, включая фундаменты, фундаментные балки, стены подвалов; • прокладка подземных коммуникаций водопровода, канализации, газопровода, теплосети, водостока, дренажа, телефонной канализации, электрокабелей; • устройство бетонной подготовки под полы; • монтаж перекрытия над подземной частью здания; • гидроизоляция фундаментов и стен подвала; • обратная засыпка пазух с уплотнением; • подготовительные работы к монтажу надземной части здания — укладка подкрановых путей на усиленное основание и монтаж башенного крана. Работы нулевого цикла базируются на технологиях переработки грунта и устройства земляных сооружений различных типов, форм и расположения по отношению к дневной поверхности. Работы нулевого цикла считаются завершенными после возведения подземной части здания со всеми необходимыми вводами в него, обеспечивающими без дальнейших разрытии строительство надземной части здания и ввод его в эксплуатацию.
Работы, которые тоже входят в комплекс мероприятий под общим названием «нулевой цикл». Расчищаем пространств Прежде чем приступать к возведению фундамента, потребуется провести расчистку территории, а также обеспечить вывоз образовавшегося мусора. При этом состояние территории может быть разным. Самый сложный вариант — когда на участке есть ветхое строение или недострой, который никоим образом не может быть перестроен и как-то использован. Тут решение однозначно: сносить и вывозить на свалку. Если «обреченное» на снос здание легкое и стоит на простеньком свайном фундаменте, это наиболее легкий случай, а самый тяжелый — наличие под сносимым строением монолитной бетонной плиты. Разбить такой монолит на части, да еще вывезти — задачка не из простых. Расчищать участок приходится не только от рукотворных, но и от природных объектов. Например, иногда требуется спилить и вывезти несколько деревьев. Нынешняя тенденция такова, что вырубка на участке сводится к минимуму, однако без «зеленых» жертв строительство дома почти никогда не обходится. Кроме того, стройке могут мешать пни и камни. Иногда требуется провести определенный комплекс мелиоративных работ. Кроме расчистки территории, нулевой цикл включает в себя прокладку самой первой коммуникации — дороги, ведущей к вашему участку. Тут возможны разные варианты, которые и диктуют проведение того или иного комплекса работ. Не исключено, что подъезд к участку уже сделан предыдущими владельцами — тогда одной графой расходов меньше. Если же участок расположен где-нибудь в лесной глуши или в чистом поле, минимум дорожно-строительных работ придется выполнить. При этом могут понадобиться услуги профессиональных лесорубов, возможно, нужно будет задействовать дорожную технику. Нередко требуется привезти несколько машин песка, щебенки и т. п. материалов, чтобы сделать качественную, не размываемую дождями дорогу. Во время нулевого цикла асфальтированную дорогу обычно не делают — несколько месяцев по ней будут ездить грузовики, другая тяжелая техника, так что к концу строительства асфальт придется укладывать заново. Чаще всего ограничиваются качественной грунтовкой, которая обеспечивает доступ техники к строительной площадке. Расходы на дорожные работы определяются в первую очередь протяженностью подъездного пути, который может быть и 50 метров, и полкилометра. Копаем котлован Ну вот, наконец будущая
стройплощадка расчищена, к ней
подведена качественная дорога, и
можно вроде бы приступать к строительным
работам. Закладке фундамента предшеству Точно так же нужно заранее запастись необходимыми для работы материалами. На нулевом цикле, в частности, требуются пиломатериалы, которые используют для опалубки. Хотя иногда доски в большом количестве и не требуются. Некоторые домовладельцы не хотят связываться с жидким бетоном и предпочитают покупать и укладывать в качестве фундамента готовые бетонные блоки. Из материалов понадобятся еще щебень, гравий, песок, металлическая арматура, а также бетон. Его можно замешивать прямо на стройплощадке, задействовав бетономешалку, или использовать готовый, который привозят специальные бетоновозы. Весь этот процесс должен быть тщательно продуман, в противном случае вы будете сидеть «на нуле» ой как долго! Естественно, во время проведения земляных работ должны соблюдаться определенные правила безопасности. Возможны обрушение грунта, прорыв грунтовых вод в чашу котлована, а также оползни, если это склон или вершина холма. Оползни особенно опасны, поэтому при сложном рельефе нужно обязательно укреплять стены котлована под фундамент. Как правило, земляные работы под фундамент проводят если не в летнее время, то при плюсовой температуре. Можно, конечно, вгрызаться в землю и при серьезном «минусе», только о производительности труда в этом случае нужно будет забыть. Хотя последние пару лет, надо сказать, зимы благоприятствуют строителям. Грязи на стройплощадке хватает, зато грунт с легкостью выбирается ковшом, да и бетон не схватывается моментально, как это бывает при морозе. Строим фундамент Если все материалы и оборудование на стройплощадку завезены, а котлован подготовлен, то можно начинать укладывать фундамент. Тип фундамента должен быть определен заранее, еще на проектных стадиях строительства, исходя из конструкции и массы дома. На уровне документации к этому моменту должно быть проработано абсолютно все – с тем чтобы рабочие могли без задержек и подгонок делать свое дело. Тем не менее напомним некоторые
азбучные истины. Так, стоимость фундамента
не должна превышать 20% общей стоимости
«коробки» дома, иначе строительство
становится нерентабельным. Особенно
актуальна эта проблема для сборных
фундаментов из готовых бетонных
блоков. Если вдруг по ходу строительства
возникла идея отказаться от заливки
бетона в опалубку и сделать фундамент
сборным, то надо иметь в виду, что
затраты возрастут, и значительно.
Прежде всего, неоправданно увеличивается
расход бетона, а значит, увеличивается
стоимость работ. Если учесть еще
и транспортные расходы, обусловленные
удаленностью производителей таких
блоков, оплату услуг грузоподъемной
техники, то сборные фундаменты оказываются
примерно в полтора раза дороже монолитных
и могут превысить тот самый
разумный предел затрат. Кроме того,
большое количество швов и, следовательно,
заделок, влечет увеличение трудозатрат
и сроков выполнения нулевого цикла.
Сборная конструкция фундамента
затрудняет борьбу с проникновением
грунтовых вод в подвальные помещения
и требует более дорогостоящей
гидроизоляции. Наконец, типовые сборные
блоки предназначены для Легкие строения — деревянные
или щитовые — могут В большинстве случаев это фундамент ленточного типа. Для его сооружения вначале делают опалубку из строганых досок, а потом в нее заливают бетон, который может быть усилен стальной арматурой. Согласно принятой у нас
технологии работ нулевого цикла
прежде возводится ленточный фундамент,
и лишь затем устраивается бетонная
подготовка под полы подвала. Подготовка
делается по насыпному грунту, поскольку
уровень пола обычно на 70–90 см выше
подошвы фундамента. Подобный порядок
влечет за собой повышенные трудозатраты,
поскольку необходима обратная засыпка
котлована с последующим Обратной засыпки и т. д. можно избежать, если использовать в качестве фундамента монолитную железобетонную плиту. Надо сказать, что плитный фундамент — наиболее надежный, однако сопряжен с большим расходом материалов, так что никакой экономии не получится. Строительство фундаментов предлагаемой конструкции начинают с устройства несущей железобетонной плиты (пола будущего подвала), на которую опираются стены здания. Бетонирование плиты производят по бетонной подготовке (100 мм), которая препятствует поднятию капиллярной влаги и предотвращает утечку цементного молока из бетонной смеси. Толщину стен подвала устанавливают
в зависимости от климатического
района, но не менее 300 мм. Стены подвала
лучше выполнить из монолитного
бетона. Применение при бетонировании
добротной струганой опалубки позволяет
избежать выравнивания стен штукатуркой
после распалубки. Для гидроизоляции
вертикальных наружных поверхностей используется
битумная мастика, которая наносится
в два приема. Для снижения тепловых
потерь и исключения промерзания
стен подвала их рекомендуется утеплить
снаружи листами Возводить фундамент следует
в предельно сжатые сроки и
преимущественно в весенне- Строительство фундаментов в зимнее время крайне нежелательно в связи с неизбежным промерзанием грунтов и значительным удорожанием производства работ. Если следующий этап работ — возведение несущих стен — будет начинаться спустя значительное время, готовый фундамент желательно как-тозащитить, в первую очередь от воздействия атмосферной влаги.
Способы разработки грунтаРазработка грунтаРазработку грунта можно вести следующими методами:
Механический способ является основным. Этим способом разрабатывается более 80 процентов грунтов. В этом случае применяются землеройные и землеройно-транспортные машины. Землеройные машины циклического действия – это одноковшовые экскаваторы, которые производят разработку грунта с погрузкой его в транспортные средства или навымет (выгрузку в отвал). Землеройные машины непрерывного действия – это цепные и роторные экскаваторы, которые применяются для разработки грунта линейных выемок (траншей, канав) большой протяженности. Цепные экскаваторы копают траншеи глубиной до 3,5 м, роторные – до 1,5 м. Землеройно-транспортные машины – бульдозеры, скреперы (самоходные и прицепные), автогрейдеры разрабатывают и перемещают грунт на определенные расстояния. Бульдозеры до 200 м, скреперы от 3 до 5 км. Состав основных процессе» при механическом способе разработки грунта:
Основной объем грунта
при производстве земляных работ
разрабатывается при помощи одноковшовых
экскаваторов. Навесным оборудованием
к ним является: прямая и обратная
лопаты, драглайн и грейфер. Экскаватор
прямая лопата разрабатывает грунт
выше своей стоянки и грузит ею
в транспортное средство при перемещении
экскаватора и автосамосвалов по
дну котлована. Экскаватор обратная
лопата и драглайн разрабатывают
грунт ниже своей стоянки и
грузят его в автосамосвал или
разрабатывают навы-мет. При этом
транспорт перемещается по берме
траншеи, котлована или по дну
выемки. Драглайн имеет большие радиус
действия и глубину копания и
поэтому применяется при Пространство, образующееся после
разработки грунта экскаватором, называется
проходкой. При лобовом забое
применяется прямолинейная, когда
ширина котлована по верху меньше
1,5 радиуса копания грунта экскаватора),
зигзагообразная (меньше 2,5 радиуса
копания) и поперечно-лобовая (меньше
3,5 радиуса копания) проходки, при
торцевом забое – прямолинейная
и зигзагообразная, при боковом -
боковая проходка, которая применяется
при значительных размерах котлована.
В этом случае первая проходка - прямолинейная,
а остальные боковые. Количество
боковых проходок определяется исходя
из размеров выемки и ширины прямолинейной
проходки. Экскаватор разрабаты Недобор грунта разрабатывается
бульдозером и складируется на дне
выемки вдоль ее длинной стороны.
Затем экскаватором обратная лопата
данный грунт удаляется из выемки
и грузится в автосамосвал. После
разработки недобора грунта бульдозер
выполняет окончательную При разработке траншеи следует стремиться к полной ликвидации ручного труда при зачистке дна. Это достигается при рациональном расстоянии передвижения экскаватора, обеспечивающим минимальную высоту гребешков, которые также устраняют протаскиванием ковша по дну траншеи. При отрывке выемок в стесненных условиях городской застройки приходится их делать с вертикальными откосами. При этом необходимо иметь в виду, что без крепления вертикальных стенок траншей и котлованов, расположенных выше УГВ (уровень грунтовых вод), допускается при глубине их не более, м:
Крепление вертикальных стенок обязательно при устройстве выемок в стесненных производственных условиях, отрывке глубоких выемок и в сильно водонасыщенных грунтах. Крепление вертикальных стен выемок приведено на рисунке 2. Рисунок 2 – Схемы типов конструктивных решений креплений стенок траншей и котлованов: а - распорное; б - консольное; в - консольно-распорное; г - консольно-анкерное; д - подкосное: 1 – щиты; 2 – стойки (сваи); 3 – анкеры; 4 – распорки; 5 – подкосы; 6 – упоры. Тип крепления выбирается
в зависимости от назначения и
размеров выемки, свойств грунтов, величины
притока грунтовых вод и Разработка грунта.
Земляные работы.
Разработка грунта ведется тремя основными способами: резанием землеройными машинами, размывом водой средствами гидромеханизации и взрывами. Способ разработки
выбирают в процессе проектирования,
когда определяют состав и объемы
работ, технологическую
При земляных работах большое значение имеет транспорт. Если условия позволяют оставить разработанный грунт на верхней бровке выемки, то перемещение его ограничивается возможностями самой землеройной машины. В случае если грунт вывозится с территории строительства, его транспортирование осуществляют автосамосвалами, специальными железнодорожными вагонами или другими средствами транспорта. Правильно выбранное сочетание способа разработки и транспортирования грунта в значительной степени определяет эффективность производства земляных работ на каждом отдельном объекте. Наибольшее распространение получил способ разработки грунта резанием. В зависимости от местных условий, рельефа местности, вида грунта, объема земляных сооружений, директивных сроков строительства, наличия видов транспорта и т.д. для разработки грунта резанием могут быть использованы различные виды машин: землеройно-транспортные (скреперы, бульдозеры, грейдеры), землеройные (различные тины экскаваторов) и вспомогательные (рыхлители, грунто-уплотняющие, бурильные машины и т.д.). Скрепер предназначен для послойной разработки грунта, отсыпки, планировки и транспортирования его к месту укладки. Грунт укладывается скреперами послойно и частично уплотняется колесами машин. Наибольшее применение скреперы получили при возведении насыпей, плотин и дамб, при прокладке каналов, а также планировке территорий на строительстве аэродромов, стадионов и т.н. Разработка мерзлых грунтовМерзлые грунты обладают следующими основными свойствами: повышенной механической прочностью, пластическими деформациями, пучинистостью и повышенным электросопротивлением. Проявление этих свойств зависит от вида грунта, его влажности и температуры. Песчаные, крупнозернистые и гравийные грунты, залегающие мощным слоем, как правило, содержат мало воды и при отрицательных температурах почти не смерзаются, поэтому их зимняя разработка почти не отличается от летней. При разработке зимой котлованов и траншей в сухих сыпучих грунтах они не образуют вертикальных откосов, не пучинятся и не дают просадок весной. Пылеватые, глинистые и влажные грунты при замерзании значительно меняют свои свойства. Глубина и скорость промерзания зависит от степени влажности грунта. Земляные работы зимой осуществляются следующими методами:
Предварительная подготовка
грунта для разработки зимой заключается
в предохранении его от промерзания,
оттаивании мерзлого грунта и предварительном
рыхлении мерзлого грунта. Наиболее простой
способ защиты поверхности грунта от
промерзания состоит в Для утепления значительных по площади участков применяется механическое рыхление, при котором грунт вспахивается тракторными плугами или гидромолотами на глубину 20-35 см с последующим боронованием на глубину 15-20 см. Механическое рыхление мерзлого грунта при глубине промерзания до 0,25 м производитсягидромолотами, которые прикрепляются вместо ковша экскаватора. При промерзании до 0,6-0,7 м при отрывке небольших котлованов и траншей применяют так называемое рыхление раскалыванием. Ударные мерзлоторыхлители или по-другому гидромолоты хорошо работают при низких температурах грунта, когда для него характерны хрупкие деформации, способствующие его раскалыванию под действием удара. Для рыхления грунта при большой глубине промерзания (до 1,3 м) используется дизель-молот с клином. Разработка мерзлого грунта резанием заключается в нарезке взаимно перпендикулярных борозд глубиной, составляющей 0,8 глубины промерзания. Размер блока должен быть на 10-15% меньше размера ковша экскаватора. Оттаивание мерзлого грунта осуществляется при помощи горячей воды, пара, электрического тока или огневым способом. Оттаивание является наиболее сложным, трудоемким и дорогим способом, поэтому к нему прибегают в исключительных случаях, например, при проведении аварийных работ.
Средства механизации
Каждый из этих видов подъемно-транспортных
средств подразделяется в свою очередь,
на множество отдельных типов и марок,
которые отличаются друг от друга не только
внешним видом, но и принципом работы,
технико-экономическими показателями.
По способу подачи груза грузовые подъемники подразделяют на неподающие груз внутрь здания (С-598А), подающие груз в проем здания, но не опускающие его на перекрытия (ТП-9, ТП-12), подающие груз внутрь проема здания и опускающие его на перекрытия (С-953, ТП-14). Из грузопассажирских мачтовых подъемников наиболее распространены подъемники ПГС-800 для строительства зданий высотой до 25 этажей.
При строительстве крупных промышленных сооружений, когда необходимо поднимать грузы от 25 до 75 т на большую высоту, используют особо мощные устойчивые башенные краны.
ФУНДАМЕНТЫ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯФундамент глубокого заложения, он же глубоко заглубленный фундамент, - это фундамент, основание которого находится на глубине большей, чем глубина промерзания грунта. Главный смысл заложения фундамента на большую глубину в том, чтобы опереться на плотный слой грунта с большой несущей способностью. Заложение глубоко заглубленного фундамента подразумевает большой объем земельных работ: траншею под фундамент нужно рыть на большую глубину. Расход бетона на такой фундамент так же большой. Плюсом фундамента глубокого заложения является его большая несущая способность, поэтому такие фундаменты характерны для тяжелых домов, построенных из кирпича или железобетона, а так же для многоэтажных домов. При высоком уровне грунтовых вод, то есть когда они находятся на глубине 1,5-2 м, делать заглубленный фундамент не целесообразно, потому что в этом случае он будет опираться на насыщенный влагой грунт. Такой грунт пластичен, подвижен и имеет низкую несущую способность. Расходовать большое количество бетона на заглубленный фундамент ради того, чтобы он опирался на слабый грунт нет никакого смысла, поэтому при высоком уровне грунтовых вод выбирают мелкозаглубленные фундаменты – ленточные или плитные. Заглубленные фундаменты чаще всего делают ленточного типа, реже – плитного. Объясняется это тем, что для ленточного фундамента нужно проводить меньше земельных работ: одно дело вырыть траншею, пусть и глубиной 1,5-2 м, и совсем другое дело рыть целый котлован, чтобы уложить монолитную плиту. Кроме того, при большой глубине заложения грунт под основанием обычно достаточно плотный и опорной площади ленточного фундамента более чем достаточно. Устойчивость фундамента
глубокого заложения к морозном Из всего выше написанного можно сделать один вывод: фундаменты глубокого заложения следует выбирать при строительстве каменных, бетонных, кирпичных домов на грунтах с низким уровнем грунтовых вод.
К фундаментам мелкого заложения относятся столбчатые, ленточные и плитные фундаменты. Данный тип фундаментов характеризуется следующими особенностями: устройство в открытых котлованах или полостях заданной формы, создаваемых в массиве грунта; соотношение размеров (высоты и ширины) не превышает 4; нагрузка на основание передается преимущественно через подошву фундамента. Фундаменты глубокого для их устройства не обязательно вскрытие котлована; отношение глубины заложения подошвы или погружения свай к ширине фундамента (сваи) более 4; нагрузка на основание передается через подошву (давлением) и боковые поверхности (трением). В качестве материала для фундаментов наиболее часто применяют железобетон, бетон, каменные материалы. В качестве рабочей арматуры, как правило, используют горячекатаную арматурную сталь класса А-III. Фундаменты могут выполняться в монолитном варианте непосредственно на строительной площадке или в сборном варианте из заранее изготовленных на заводе элементов. Буронабивные сваи ФУНДАМЕНТ НА БУРОНАБИВНЫХ СВАЯХ,бетон Возведение фундамента из буронабивных
свай начинается с тщательного исследования
инженерно-геологических СВАЙНЫЙ ФУНДАМЕНТ Свайный фундамент – это фундамент,
в котором для передачи нагрузки
от здания на грунт используются сваи.
Фундамент на сваях целесообразно
возводить в тех случаях, когда
несжимаемый слой грунта находится
настолько глубоко, что другие типы
фундаментов строить Чтобы не было усадки фундамента, нужно чтобы он опирался на такой слой грунта, который способен выдержать давление, создаваемое весом дома. Давление же зависит от площади, по которой распределен этот вес: чем больше площадь, тем меньше давление и наоборот. Наибольшую опорную площадь имеет плитный фундамент: он опирается на грунт всей площадью дома. Ленточный фундамент, будучи проложенным под всеми стенами дома, так же имеет существенную площадь. Фундамент на сваях опирается на грунт только нижними концами свай, поэтому опорная площадь свайного фундамента значительно меньше, чем у ленточного или плитного фундамента, поэтому заглублять его придется глубже. Различают два вида свай: висячие и сваи-стойки. Висячие сваи не упираются нижним концом в несжимаемый слой грунта, их устойчивость обеспечивается силой трения между боковой поверхностью сваи и грунтом. Сваи-стойки напротив упираются в прочный слой грунта и являются более надежными.
Забивные железобетонные сваи По способу строительства сваи разделяют на забивные, винтовые и буронабивные. Забивные сваи обеспечивают, пожалуй, самую большую надежность в плане устойчивости. При проектировании свайного фундамента вычисляется общий вес дома, он делится между всеми сваями, поэтому известна нагрузка, которую должна выдерживать каждая свая. Когда сваю забивают, на нее воздействуют с такой же нагрузкой, которую она должна выдерживать, и когда свая перестает заглубляться, это означает, что она уперлась в слой грунта, который выдерживает данную нагрузку. При этом не так уж важно, на какой глубине встретился этот слой и что он из себя представляет. Еще одна прелесть забивной сваи в том, что ее как раз таки забивают и при этом грунт под ней и вокруг нее уплотняется, что способствует большей устойчивости фундамента. Для забивания свай используются огромные пневматические молоты, самостоятельно забить железобетонную сваю даже на глубину два-три метра не представляется возможным. По этой причине фундамент на забивных сваях нельзя рекомендовать для самостоятельного строительства. Наконечник винтовой сваи Винтовые сваи представляют собой стальную трубу, в нижней части которой к ее внешней поверхности приварены лопасти в виде винтовой резьбы. По внешнему виду и принципу работы винтовая свая напоминает очень большой саморез, который вкручивается в землю. Винтовая резьба увеличивает опорную площадь и надежно удерживает сваю в грунте, не давая ее выдернуть. Оголовок винтовой сваи имеет отверстия (как правило, два) для соединения с устройством для ее закручивания. Чтобы вкручивать сваю в землю можно как с помощью техники (большой и не очень), так и вручную силами как минимум двух человек. При вкручивании необходимо контролировать вертикальность положения сваи. После того, как свая закручена, ее полость заливают бетоном. При использовании винтовых свай необходимо в первую очередь обратить внимание на качество сварного шва – если резьба некачественно приварена к трубе, то при закручивании она может повредиться или оторваться, и свая потеряет несущую способность. Стальная свая будет находиться в земле, где она будет подвержена коррозии, чтобы этого не происходило ее необходимо красить, от качества покраски будет зависеть срок службы. Покраска должна быть заводской, покраска сваи кисточкой недопустима. В отличие от двух первых видов буронабивные сваи устанавливаются в уже пробуренную скважину нужной глубины. Если грунт плотный и не осыпается, то опалубку в скважину можно не устанавливать, и заливать бетон прямо в скважину, при этом опалубку ставят только над поверхностью земли, чтобы сделать оголовок сваи. Если скважина проходит сквозь сыпучие грунты, то необходимо делать обсадку скважины из труб. Из всех видов свайных фундаментов фундамент на буронабивных сваях в наибольшей степени подходит для самостоятельного строительства. Существует много разных ручных буров для бурения скважин под сваи, ими вполне реально пробурить скважину в несколько метров глубиной. Есть и механизированные приспособления, облегчающие эту задачу: мотобуры, ямобуры и т.д. Недостатком буронабивной сваи является тот факт, что при ее использовании нельзя быть полностью уверенным в том, что достигнут именно тот самый несжимаемый слой грунта, который выдержит давление сваи. Все сваи устанавливают рядами под
всеми стенами будущего дома в
углах дома и в пересечениях стен,
а также между ними. Количество
свай и соответственно расстояние между
ними зависит от веса здания. Чем
тяжелее будет дом, тем больше
свай нужно установить, тем ближе
друг к другу они будут Свайный фундамент может быть с ростверком и без него. Ростверк объединяет все сваи в единую конструкцию, что, несомненно, повышает устойчивость всего фундамента. Чтобы делать фундамент без ростверка, нужно быть уверенным в том, что все сваи заглублены на достаточную глубину и с одной стороны не будут проседать, а с другой – не будут выпирать из земли под действием сил морозного пучения. В зависимости от исполнения ростверка
свайные фундаменты можно разделить
на свайно-ленточный и плитно- - очень надёжно и сравнительно недорого - достаточно высокая скорость производства работ - при монтаже, ландшафт не нарушается - устройство буронабивного фундамента производится в любое время года - практически любые грунты (исключение: плотно каменистые, скальные, песчаные) - огромный срок службы Область применения буронабивных свай - фундаменты под коттеджи, дома и бани - фундаменты под различные - укрепление существующих - опоры под столбы заборов - одиночные опоры под рекламные щиты, баннеры и т.д. - пандусы, причалы, мосты и пр... Бестраншейные технологии и их преимущества Наша компания применяет в своей
работе современные бестраншейные технологиипрокладки
коммуникаций, что позволяет нам быстро и
качественно проводить строительные и
ремонтные работы под землей, не затрагивая
имеющиеся коммуникации, трубопроводы
и т.д. Бестраншейные технологии прокладки
коммуникаций являются намного более выгодными
в экономическом плане, чем традиционные
способы, а иногда бестраншейные технологии –
единственно возможный вариант. Специалисты
компании «Навигатор-СБС», используягоризонтально- Бестраншейные технологии применяются при осуществлении следующих видов работ прокладка кабеля связи; прокладка нефте-газо-теплопроводов; прокладка канализаций и водопроводов; вертикальное использование замена труб, демонтаж старых труб с одновременной прокладкой коммуникаций. Бестраншейные технологии подземного строительства Бестраншейные технологии прокладки коммуникаций, известные в международной практике строительных работ как NO-DIG или TRENCHLESS TECHNOLOGIES (бестраншейные технологии), представляют собой вариант выполнения работ по подземному строительству без вскрытия поверхности грунта. При применениибестраншейных технологий более 90% всех работ осуществляется под землей, что исключает: необходимость восстановления дорожного покрытия; нарушение существующих коммуникаций; перекрытие транспортных магистралей; нарушение привычного ритма жизни города; уничтожение зеленых насаждений; снос элементов нарушение земляного покрытия и т. д. Бестраншейные технологии являются экономически более выгодными в сравнении с традиционным стандартным методом за счет экономии средств, которые при открытом способе прокладки коммуникаций идут на обустройство строящихся траншей, а также львиная доля идет на восстановление вскрытых дорог и поврежденных покрытий. Кроме того, бестраншейные технологии прокладки коммуникаций сводят к минимуму время производства работ и количество занятых сотрудников, значительно повышают уровень безопасности во время произведения работ с использованием бестраншейных технологий за счет отсутствия траншей и механизмов на трассе прокладки, а также не наносят ущерба окружающей среде.Можно выделить три традиционных методапрокладки водопроводов с использованиембестраншейных технологий: продавливание,горизонтальное бурение и прокалывание. При продавливании прокладываемая труба вдавливается в грунт открытым концом, снабженным ножевым устройством. Поступающий в полость трубы грунт разрабатывается и удаляется из забоя вручную или механизированным способом. При прокладке кожухов труб горизон При использовании метода прокола бестраншейной технологии в передней части трубы, которая используется затем как кожух для трубопровода, закрепляют конус. Для создания толкающего усилия применяются установки, состоящие из одного или нескольких гидравлических домкратов. Под действием этого усилия, прилагаемого к торцу трубы, конус раздвигает грунт в стороны, уплотняя его. Помимо домкрата может использоваться тяговое усилие тракторов и бульдозеров, а также пневмоударные и виброударные машины. В настоящее время появляются новые бестраншейные технологии прокладки водопровода методом прокола. Существуют установки бестраншейной технологиипрокладки водопровода с реверсивным ходом собранного из штанг штока. В данной установке используется принцип постепенного расширения прокалываемого канала путем последовательного увеличения диаметра оконечных конусов (при каждом следующем проходе канала). Главное преимущество данной бестраншейной технологии: не требуется единовременное создание значительного толкающего усилия. Теоретически, именно благодаря пошаговому увеличению сечения канала в грунте с помощью весьма малогабаритной и мобильной установки можно подготовить канал для труб довольно больших диаметров. Возможности бестраншейных технологий бестраншейные технологии позволяют резко повысить темпы работ по новому строительству и ремонту изношенных коммуникаций, более эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы; при использовании бестраншейных технологий становится возможным соблюдать экологические нормы, практически исключить ведение земляных работ, ликвидировать угрозу повышения уровня грунтовых вод и загрязнения грунтовых массивов бытовыми и производственными стоками; бестраншейные технологии обеспечивают бесперебойное движение транспорта в районе проведения работ. Проектирование, монтаж, строительство и реконструкция инженерных сетей. Инженерные системы — это
совокупность сетей, обеспечивающих нужды
потребителей. Население, коммунально-бытовые
управления и промышленные предприятия
– все они являются потребителями. Итак, разберем ещё раз каждый метод по отдельности. Прокладка инженерных сетей Бестраншейная прокладка инженерных сетей выполняется с помощью методики горизонтального бурения. Такой способ намного дешевле, чем традиционный, при котором прокладка инженерных сетей предваряетсявыкапыванием траншей. Особенно удобно использовать этот метод при строительстве коммуникаций на труднодоступных участках – дорогах, водоемах и так далее. Качественная прокладка инженерных сетейдостаточно трудоемкий процесс, важно, чтобы он изначально был выполнен без дефектов. В дальнейшем диагностику сетей можно будет выполнять с помощью дистанционно управляемой телекамеры. Прокладка наружных инженерных сетей Бестраншейная прокладка наружных инженерных сетей выполняется с помощью современной технологии горизонтального бурения. При этом по четко намеченной территории горизонтально бурится черновая (или же как ее еще называют пилотная) скважина. Далее с помощью специального раствора в бур затягивается труба. Бестраншейная прокладка наружных инженерных сетей очень удобна для участков насыщенных другими инженерными коммуникациями, дорог, берегов рек и т. д. Например, ведя работы с помощью этой технологии на дороге, нет необходимости останавливать движение машин. Санация трубопроводов Одним из методов ремонта инженерных коммуникация является санация трубопроводов чулком, при которой внутрь старой трубы протаскивается новая или же старая труба полностью заменяется новой полиэтиленовой или стальной трубой. Причем сегодня санация трубопроводов может выполняться бестраншейным методом. Технология горизонтального бурения позволяет заменить трубу не роя траншеи по всей ее длине. Это существенно проще, дешевле и удобнее, чем ремонт традиционным способом. Метод введения в старый трубопровод новой трубы из синтетического войлока часто называют методом чулка, или санацией трубопровода чулком. Санация трубопровода чулком Существует несколько способов ремонта устаревших трубопроводов. Один из них – это санация трубопровода чулком бестраншейным методом. Современная санация трубопровода чулком выполняется с помощью технологии горизонтального бурения. При этом внутрь старой нуждающейся в замене трубы протаскивается новая, изготовленная из синтетического войлока. Этот метод и называется санация трубопровода чулком – он намного более экономичен, чем замена трубы традиционным способом. Бестраншейная санация трубопровода особа удобна при необходимости замены инженерных коммуникаций на труднодоступных участках. Бестраншейная прокладка трубопровода На сегодняшний день одной из передовых технологий в области создания или ремонта инженерных коммуникаций является бестраншейная прокладка трубопровода с помощью метода горизонтального бурения. Данный метод предполагает создание скважины по определенной территории, которую с помощью современных технологий можно высчитать достаточно точно. Далее в эту скважину затягивается новая труба помощью специального раствора. Таким образом, бестраншейная прокладка трубопровода позволяет ремонтировать или создавать новые инженерные коммуникации под землей, не разрывая транши на всей их протяженности. Бестраншейная прокладка труб Достижения современного инжиниринга
позволяют создавать и Прокладка трубопроводов Бестраншейная прокладка трубопроводов позволяет строить или ремонтировать коммуникации, не раскапывая их. Выявив с помощью специальной телеинспекционной диагностики определенные дефекты, труба может быть исправлена бестраншейным способом с помощью метода горизонтального бурения. Бестраншейная прокладка трубопроводов гораздо выгоднее, чем традиционная. Она намного экономичней и удобней, особенно в том случае, если коммуникации нужно прокладывать или ремонтировать в труднодоступных местах. Например, бестраншейная прокладка трубопроводов под дорогами выполняется без перекрытия движения на этих дорогах. Бестраншейная прокладка коммуникаций По сравнению с традиционной прокладкой инженерных сетей, современная бестраншейная прокладка коммуникаций намного удобнее. Выполняется она посредством горизонтального бурения. По определенной территории бурится скважина, в которую затягивается труба. Таким образом, бестраншейная прокладка коммуникаций предполагает качественно иной уровень работ. При этом бестраншейная прокладка коммуникаций может быть выполнена с минимальными организационными затратами на сложных участках – под дорогами, домами, мостами, так как работы не будут затрагивать поверхность участка. Бестраншейные технологии Бестраншейные технологии, прокладка
коммуникаций, известные в мире как
NO-DIG (не копай), представляют собой вариант
выполнения работ no подземному строительству
без вскрытия грунта. На сегодняшний день существует
несколько методов решения 1. СОСТАВ БЕТОННЫХ И
Появление и распространение бетона и железобетона Трудно точно определить эпоху начала применения бетона. Материал типа бетона знали и применяли еще жители Вавилона и Карфагена, этруски, древние греки, римляне. Сейчас бетонные основания под здания археологи нашли даже в дебрях лесов Мексики. По свидетельству историка Плиния, колонны египетского лабиринта за 3600 лет до н.э. были сделаны из бетона, водоем в Спарте сооружен из гравия на очень прочном растворе, гробница Порсены - из монолитного бетона. Главным образом из бетона построена Великая китайская стена, датированная началом 241 г. до н.э. Однако наибольшего развития искусство бетонных построек получило у римлян. Дошедшие до нас технические условия Витрувия рекомендуют вполне современные составы из щебня, извести и пуццоланы, но особое внимание обращается на качество приготовления растворной части "...три дня и три ночи беспрерывно должны перемешиваться растворы до употребления их в дело...". В результате кусками отбитой штукатурки пользовались как столами, а римские постройки, возведенные еще до новой эры, даже сейчас поражают своей смелостью и тщательностью исполнения (например, купол Пантеона в Риме, порты в Англии и других колониях). Но в средние века из бетона уже не строили. Люди забыли о нем. Современное название этот материал получил в честь французского садовника Бетона, повторно его открывшего. В России бетон начал применяться с начала XIX в., когда были построены первые цементные заводы. В середине XIX в. бетон при укладке стали трамбовать, а для улучшения его прочности (усиления) - армировать. Сейчас бетонные конструкции без армирования применяются редко (полы, отмостки и подобные элементы, в которых бетон подвергается только сжатию). Бетонные армированные (железобетонные) конструкции бывают сборными, монолитными и сборно-монолитными (рис.1) Сборные конструкции изготавливают
на заводах и полигонах В современном строительстве В состав заготовительных процессов входят: изготовление опалубки и арматуры, заготовка заполнителей, приготовление бетонной смеси. Трудоемкость возведения 1 м монолитных железобетонных конструкций составляет 4...8 человеко-часов (чел.-ч), в том числе на опалубочные работы приходится 40...45%, арматурные - 30...35%, бетонные-20...25%.
а - сборное; б - монолитное; в - сборно-монолитное; 1 - конструкция из сборного железобетона; 2 - конструкция из монолитного железобетона; 3 - опалубка; 4 - арматура. Назначение и области Назначение опалубки - придание требуемой формы и размеров будущей бетонной конструкции, поэтому внутренние размеры опалубки должны строго соответствовать размерам будущего изделия. Элементами опалубки являются: опалубочные щиты или отдельные элементы; крепежные устройства; поддерживающие элементы (леса). По материалу опалубка бывает: деревянной нестроганной, строганной и с набрызгом синтетической пленки; стальной; комбинированной; железобетонной; пластмассовой; фанерной и картонной. Две последние разновидности должны обладать водостойкими качествами. Опалубка должна удовлетворять следующим требованиям: прочность, неизменяемость, правильность формы и размеров; надежное восприятие вертикальных (собственная масса, масса бетона, арматуры, людей и транспорта) и горизонтальных (боковое давление бетона, давление от сотрясения при выгрузке и вибрировании) нагрузок; плотность поверхности (отсутствие щелей), исключение просачивания через нее цементного молочка; способность обеспечивать требуемое качество бетонной поверхности; возможность многократного использования (оборачиваемость); чем выше оборачиваемость опалубки, тем ниже ее стоимость в расчете на единицу объема готовой продукции; технологичность - удобство в работе, возможность быстрой установки и разборки (распалубливания). В отечественном строительстве
в основном применяется разборно- Мелкощитовая опалубка может устанавливаться
вручную при бетонировании Особой популярностью сейчас пользуются мелкощитовые опалубки фирм PERI, NOE, DOKA, различия между которыми в основном заключаются в конструкциях соединительных элементов: замковых, клиновых, стяжных, винтовых и др. Крупнощитовая опалубка размером 3...20
м применяется при Крупнощитовая опалубка размером на
высоту помещения нашла широкое
распространение при
а - подвесная; б - катучая; в - пневматическая; г - скользящая; д - подъемно-переставная; е - блочная; ж - объемно-переставная; з - армоопалубка; н - несъемная; 1 - опалубка; 2 - бетон; 3 - металлический профиль; 4 - металлический стержень; 5 - домкратная рама; 6 - тележка; 7 - воздух; 8 - лебедка; 9 - металлическое опорное кольцо; 10 - складная рама; 11 - сопло; 12 - растяжка. Рассмотрим остальные виды опалубок и области их применения (рис.2). Подвесная опалубка применяется для конструкций, армированных жесткими металлическими профилями или несущими арматурными каркасами. Катучая (передвижная) опалубка используется
для линейно-протяженных Для тонких и сложных по форме
конструкций применяют Высокие сооружения со стенками постоянного сечения требуют применения скользящей опалубки; опалубка постоянно "поднимается", опираясь на арматурные стержни. Для высоких сооружений со стенками переменного сечения используют подъемно-переставную опалубку, выполняя работы в таком порядке: бетонирование яруса, подъем опалубки с уменьшением количества наружных щитов, бетонирование следующего яруса и т.д. Блочная опалубка обычно применяется в виде стального неразъемного блока при устройстве отличающихся значительной массивностью конструкций. В монолитном домостроении применяют объемно-переставные П- и Г-образные опалубки (горизонтально и вертикально перемещаемые). Армоопалубка применяется в виде мелкоячеистых сеток, на которые наносят раствор или бетон под давлением. Сетки являются арматурой. Конструкции, в которых бетонный
массив облицовывают опалубкой, возводят
с применением несъемной Конструкции современных опалубочных систем Индустриальные методы строительства основываются на применении инвентарной унифицированной опалубки. Неинвентарную опалубку допускается применять лишь при малых объемах работ и при возведении нетиповых конструкций. При возведении монолитных многоэтажных зданий чаще используются следующие виды опалубочных систем: разборно-переставная мелко- и крупнощитовая; объемно-переставная; блочно-переставная; скользящая. Наиболее технически сложным является процесс установки опалубки несущих конструкций надземной части здания (колонн, стен, перекрытий). Рис.3. Опалубка колонн а - деревянная;б - стальная;в - пластмассовая;г - фанерная. Опалубку колонн (рис.3) собирают из деревянных, стальных или комбинированных щитов (пластмассовые или фанерные щиты с металлической рамкой). Щиты охватывают хомутами в виде болтов или уголков и закрепляют клиньями через двойной ряд отверстий, для точной установки используя как опору деревянную рамку. Комбинированные щиты скрепляют стяжками или болтами через гнезда в торцах (см. рис.3, в, г).
а - деревянная из отдельных досок; б - то же из щитов; в - опалубливание дверного проема, торца, поверхности стены из мелких щитов; г - пластмассовая опалубка с алюминиевым каркасом; д - объемно-блочная из Г-образных горизонтально извлекаемых рам; е - то же из П-образных рам; I-V- последовательность установки.
а, в - балок; б, г, д - ребристых перекрытий; е - плоских перекрытий. Опалубку стен можно собирать из отдельных досок или щитов фиксировать распорками, схватками и подкосами. Может применяться объемно-переставная опалубка с П- и Г-образными рамами, извлекаемая в вертикальном или горизонтальном направлении (рис.4). При устройстве щитовой опалубки вначале устанавливают щиты с одной стороны, монтируют арматуру, затем устанавливают опалубку с другой стороны и укрепляют щиты стяжными болтами и подкосами. Балки и ребристые перекрытия (рис.5) могут опалубливаться щитами днищ, боковых стенок и палубы плиты, укладываемыми на кружала. Поддерживающие стойки обычно бывают инвентарными и устанавливаются через 1,5...2 м. Для облегчения распалубливания их устанавливают на клиньях или винтах (рис.6). Вместо деревянной часто используют фанерную и пластмассовую опалубку с рамкой из стали или алюминия. Щиты под палубу перекрытия укладывают на прогоны вручную или устанавливать с помощью крана между опалубкой балок в виде "столов", объединенных со стойками (рис.7). Конструкции строек позволяют производить их опускание при распалубливании, а соединение щитов с помощью специально сконструированных крепежных элементов ("ключей") - выполнять установку и разборку щитов в короткие сроки.
а, б - стоек; в, г - винтов и муфт.
а, в - вручную; б - краном. Отличительной особенностью скользящей опалубки являет то, что она беспрепятственно скользит по поверхности твердеющего бетона, опираясь на домкратные стержни (рис.8). Количество домкратных стержней (и домкратных рам) определяется расчетом. Обычно стержни располагают через 1,5...2 м по периметру стены. При конструировании скользящей опалубки должны быть соблюдены следующие параметры и условия: высота опалубки h = 1,1... 1,2 м (при меньшей высоте теряет устойчивость, при большей - имеет место излишнее утяжеление опалубки, поскольку она соприкасается с бетоном только в своей верхней части);
а - домкратная рама; б - контакт опалубки со стеной; 1 - домкратный стержень; 2 - домкрат; 3 - домкратная рама; 4 - козырек; 5 - опалубка; 6 - подмости, затирки поверхности стены/ опалубка внизу должна иметь зазор 5... 7 мм (конусность) для облегчения ее подъема и предотвращения срывов бетона; опалубка не должна жестко крепиться
к кружалам, так как в результате
проскальзывания домкратов поперечная связь домкратной рамы для удобства работы должна возвышаться над рабочим настилом не менее, чем на 0,3 м; стыкование соседних домкратных стержней по мере подъема опалубки должно осуществляться в разных уровнях. Основные правила установки опалубки Поступающая на объект опалубка должна быть маркирована. Если бетонная смесь при бетонировании
подается краном, то опалубку следует
устанавливать с помощью Место установки опалубочных форм и лесов должно быть очищено от мусора, снега и наледи. Поверхность земли должна быть спланирована срезкой верхнего слоя грунта. Подсыпать для этого грунт не разрешается. Виды арматуры и арматурных изделий Арматурой называют стальные стержни, профили, проволоку и изделия из них, предназначенные для восприятия в железобетонных конструкциях растягивающих и знакопеременных усилий. Арматура, применяемая для изготовления железобетонных изделий (рис.9), подразделяется: по материалу на стальную неметаллическую; по способу изготовления на стержневую, канатную и проволочную; по профилю на круглую гладкую (класс А-1) и периодического профиля; по принципу работы на ненапрягаемую и напрягаемую; по назначению на рабочую, распределительную и монтажную; по способу установки на сварную и вязаную в виде отдельных стержней, сеток и каркасов. Напряжение арматуры производится механическим или электротермическим способом обычно на заводах на упоры, на площадке на бетон. Процесс напряжения арматуры технически сложен, поэтому при монолитном бетонировании напрягаемая арматура применяется редко. Для более полного использования свойств металла арматуру можно упрочнять: термически (закалка), холодной вытяжкой сплющиванием в холодном состоянии, волочением через отверстия диаметром, меньшим чем у арматуры (волочение через фильеры).
а - круглая горячекатаная сталь
Ст3; б - горячекатаная сталь Арматурная сталь в Для каждого класса горячекатаной
арматурной стали в зависимости
от ее химического состава Для армирования предварительно напряженных
конструкций кроме штучной Наряду со стальной арматурой для
армирования бетона в ряде случаев
можно применять В качестве неметаллической арматуры в ряде случаев применяют рубленое стеклянное или асбестовое волокно. В строительстве широко используют
арматурные сетки в виде плоских
изделий и рулонов. Арматурные заводы
выпускают легкие арматурные сетки,
изготовляемые из горячекатаной
низколегированной стали Для армирования балок, ригелей, прогонов
выпускают плоские или Изготовление и установка Арматурные изделия следует
изготавливать на крупных арматурных
заводах, поскольку при изготовлении
арматуры в мелких цехах и на приобъектных
полигонах в 3 - 5 раз возрастают затраты
ручного труда, увеличиваются потери
материала и стоимость Процесс поэтапного изготовления арматурных
изделий можно выразить следующей
цепью: склад арматуры - разматывание,
правка, чистка и резка - гнутье - сварка
- готовое изделие. Разматывание из
бухт, правку, чистку и резку легкой
арматуры производят на автоматических
правильно-отрезных станках. Проходя
через правильные ролики, арматура
выпрямляется, очищается, затем отрезается
по размеру. Далее арматура гнется на
приводных станках и Правку тяжелой арматуры, поступающей
в прутках, обычно выполняют вручную
на правильных плитах, чистят электрощетками
и разрезают на станке-гильотине.
Наращивание стержне Сварку ведут при силе тока 250...350 А. При сварке холодно-упрочненной стали во избежание "отпуска" применяют жесткие режимы сварки (короткая продолжительность при большой силе тока). В условиях строительной площадки выполняются: приемка арматурных изделий, сортировка и складирование; подготовка к монтажу, при необходимости укрупнение и объединение в арматурно - опалубочные блоки; установка, выверка арматуры и окончательное соединение стыков; приемка работ с составлением акта скрытых работ. В процессе приемки арматурных изделий контролируют наличие бирок, следов коррозии, деформаций, соответствие размен рам. Монтаж арматуры, по возможности, следует осуществлять укрупненными элементами с использованием кранов. Установка вручную допускается лишь при массе арматурных элементов до 20 кг. Каркасы устанавливают при одной или двух открытых сторонах опалубки. Для предохранения каркасов от смещения их временно закрепляют. Крепления снимают по мере укладки бетонной смеси. При армировании конструкций Для перехода от класса бетона к его
средней прочности в Широко практикуется вязка арматуры с помощью специальных крючков. Стержни сращивают внахлестку с перевязкой стыка в трех местах (по середине и по концам) отожженной стальной проволокой диаметром 0,8... 1,0 мм. При стыковании стержней гладкого профиля в растянутой зоне должны отгибаться крюки. При монтаже арматуры необходимо обеспечивать
защитный слой бетона, т.е. расстояние
между внешними поверхностями арматуры
и бетона. Правильно устроенный защитный
слой надежно предохраняет арматуру
от коррозионного воздействия Обеспечить проектные размеры защитного слоя бетона можно с помощью бетонных или металлических фиксаторов, которые привязываются к арматурным стержням. Особо высокими технологическими свойствами характеризуются надеваемые на арматуру пластмассовые кольца-фиксаторы. Во время установки пластмассовое кольцо благодаря присущей ему упругости немного раздвигается и плотно охватывает стержень. Защитный слой в плитах и стенках толщиной до 10 см должен быть не менее 10 мм; в плитах и стенках более 10 см - не менее 15 мм; в балках и колоннах при диаметре продольной арматуры 20... 32 мм - не менее 25 мм и при большем диаметре - не менее 30 мм. При оформлении акта приемки смонтированной
арматуры кроме проверки ее проектных
размеров по чертежу контролируют качество
выполненных работ; наличие и
месторасположение фиксаторов; прочность
сборки и расположение стыков арматуры.
(Сумма сварных и вязаных Приготовление и транспортирование бетонной смеси Чтобы приготовить 1 м бетонной смеси, требуется: 250... 350 кг цемента; 500... 600 кг песка; 1000... 1200 кг щебня; 100... 200 л воды. Массу компонентов определяет строительная лаборатория, исходя из требуемого проектом класса бетона и характеристик имеющихся материалов. Цемент поступает на стройку в мешках или россыпью. Перед применением строительная лаборатория проверяет качество цемента. Инертные крупный и мелкий заполнители (щебень и песок) перед применением моют и сортируют по фракциям.
а, б - работа смесителей цикличного и непрерывного действия; в - перемешивание смеси в гравитационном смесителе; г - то же в смесителе с принудительным! перемешиванием; I, II, III - циклы загрузки составляющих, перемешивания и выдачи бетонной смеси. Подготовка инертных материалов (щебень, песок) заполнения бетона включает в себя следующие операции: приемка, сортировка негабаритных частиц, сортировка на ситах, дробление в конусной дробилке, промывка, вторичная сортировка на ситах, затаривание в бункеры. Приготовление бетонных смесей осуществляется
на районных бетонных заводах и центральных
бетонорастворных узлах (БРУ), инвентарных
построечных и передвижных В БРУ могут выпускаться "сухие" смеси по так называемой расчлененной технологии (отдозированные компоненты бетона без воды). Процесс приготовления бетонной смеси состоит из следующих последовательно выполняемых операций: подача цемента и заполнителей, взвешивание их (дозирование) в соответствии с назначенным лабораторией составом, перемешивание и выдача готовой смеси. По способу вертикального По способу перемешивания На крупных заводах подача составляющих
обычно осуществляется по одноступенчатой
(вертикальной) схеме (рис.11). Цемент и
заполнители вначале поднимают
наверх с помощью цемент-пушки
и транспортеров, затем под действием
собственной массы они Современные бетонные заводы оснащаются
смесителями принудительного
I - отделение выдачи смеси; II - дозаторно-смесительное отделение; III - бункерное отделение; IV - надбункерное отделение.
а - общий вид; б, в - загрузка инертных составляющих скреперным ковшом или погрузочной машиной; 1 - скреперный ковш; 2 - дозаторы; 3 - автобетоносмеситель; 4 - расходный бункер; 5 - одноковшовый погрузчик. Инвентарные построечные бетоносмесительные установки обычно работают по двухступенчатой схеме (рис.12). Цемент закачивается специальным погрузчиком. Загрузка инертных заполнителей осуществляется скреперным ковшом (типа драглайн), одноковшовыми погрузчиками или универсальными погрузочными машинами. Передвижные мобильные бетономешалки со смесителями гравитационного типа применяют при потребности в бетонной смеси не более 20 . В зависимости от местных условий
транспортирование бетонных смесей
может осуществляться с использованием
самосвалов, бетоновозов, но наилучшим
способом транспортирования бетонной
смеси является использование На БРУ в барабан После окончания работы барабан промывают, а из шлама вырабатывают остаточный бетон (рис.13).
а - транспортирование смеси; б- промывка барабана; 1 - шасси автомобиля; 2 - бак для воды; 3 - барабан; 4 - лопасти; 5, 6 - разгрузочные устройства; 7,8 - привод смесительного барабана; 9 - штанга для промывки барабана; 10 - установка для подготовки остаточного бетона. Применение Доставленную на объект бетонную смесь
можно выгружать Все большее распространение Принцип работы такого насоса заключается в том, что при движении поршней бетонная смесь поочередно поступает в один из двух цилиндров и подается в бетоновод: когда один поршень "всасывает" смесь из приемного бункера, другой нагнетает ее в бетоновод. Этот принцип используется в бетононасосах, распределительных мачтах, автобетононасосах и другом современном оборудовании.
а - при бетонировании полов; б - то же подбуток; в - то же буронабивных свай; г - то же массивных конструкций; 1 - автосамосвал; 2 - поверхностный вибратор; 3 - автобетоновоз; 4 - опалубка; 5 - отбойный брус; 6 - автобетоносмеситель; 7 - лоток; 8 - воронка; 9 - бетонолитная труба; 10 - хобот. Однако финансовое состояние многих строительных организаций страны пока не позволяет произвести их техническое перевооружение. Поэтому наряду с современными все еще существуют традиционные технологические приспособления подачи бетона к месту укладки. Применяются: кран-бадья (рис.15, а) (на высоту Н 100 м); подъемник-контейнер (рис.15, б) (Н 60 м); транспортер (рис.15, в) (Н 20 м); автобетононасос (рис.15, г) (Н 62 м); многоцелевой бетононасос с бетоноводом (рис.15, д) (Н 60 м); распределительная стрела (рис.15, е) (Н 60 м); автобетоносмеситель с бетононасосом или конвейером (рис.15, ж) (Н 28 м); пневмонагнетатель (рис.15, з) (Н 35 м); бетон-шприц-машина (рис.15, и) (Н 18 м).
Укладка и уплотнение бетонной смеси Перед укладкой бетонной смеси необходимо: проверить надежность основания, правильность установки опалубки, арматуры и закладных деталей. Составить акты скрытых работ; очистить основания и опалубку от грязи и мусора, арматуру от ржавчины. Рейками или паклей заделать крупные щели деревянной опалубки (мелкие щели затянутся при поливке); покрыть поверхность опалубки смазочным материалом, не оставляющим на ней следов (водные - суспензии извести и глины, полуводные - эмульсии уайт-спирита, сольвента, масла, отходы нефтепродуктов). Деревянные поверхности, покрытые полиэтиленовой пленкой, могут использоваться без смазывания; на скальных основаниях и ранее
уложенном бетоне выполнить насечку,
очистить от мусора, масла и цементной
пленки, промыв их и просушив струей
воздуха. Для лучшего сцепления
каменные и бетонные поверхности
рекомендуется перед Чтобы обеспечить беспустотное заполнение
опалубки и плотный охват арматуры
применяется вибрирование с дополнительным
штыкованием в углах и Основными признаками достаточного уплотнения смеси служат прекращение ее оседания и выделения пузырьков воздуха, появление на поверхности смеси цементного молочка. На корпус вибратора колебания передаются посредством эксцентриков (дебалансов), насаженных на вал. В зависимости от размеров применяют низко- или высокочастотные вибраторы (менее 3000 колебаний в минуту и более). Применение последних способствует экономии цемента. Вибраторы бывают глубинными, поверхностными, а также наружными. Бетонная смесь должна отвечать нормативным требованиям по прочности, подвижности и однородности, а также требованиям проекта по составу. Заполнитель должен применяться мытым, не менее чем двухфракционным. Распространенные фракции щебня 5... 10; 10...20; 20...40 мм. Запрещено "размолаживать" смесь, т.е. добавлять на месте укладки воду для увеличения ее подвижности. Допустимая высота свободного сбрасывания бетонной смеси в опалубку неармированных конструкций - 6 м; колонн - 5 м, стен и слабоармированных конструкций - 4,5 м, густоармированных конструкций - 3 м, перекрытий - 1м. При превышении этих расстояний спуск смеси должен осуществляться по желобам и виброжелобам, хоботам и лоткам, обеспечивающим медленное стекание смеси без расслоения. При выгрузке смеси из бадьи расстояние от нижней кромки бадьи до поверхности ранее уложенного бетона должно быть не более 1 м. Толщину защитного слоя бетона следует обеспечивать бетонными или пластмассовыми прокладками. Нормативная толщина защитного слоя составляет не менее 10... 30 мм; низ фундаментов должен иметь толщину защитного слоя не менее 35 и 70 мм (без бетонной подготовки основания). Толщина защитного слоя не должна
быть менее диаметра арматуры, а
для преднапряженных Укладка бетонной смеси производится "на себя", горизонтальными слоями толщиной до 1,25 h (h - размер рабочей части вибратора) при уплотнении глубинными вибраторами и слоями 0,12; 0,25 и 0,4 м при уплотнении поверхностными вибраторами соответственно при двойной или одиночной арматуре и неармированных конструкциях. Каждый вышележащий слой должен укладываться до начала схватывания предыдущего. Глубина погружения вибраторов должна обеспечивать их проникновение в ранее уложенный слой на 5...10 см. Не допускается опирание вибраторов на опалубку или арматуру. Бетонный слой не должен доходить до верха опалубки на 5...7см.
1 - рабочий орган вибратора; 2 - опалубка; 3 - неуплотненный участок; 4 - укладываемый слой бетона; 5 - ранее уложенный слой бетона. Шаг перестановки глубинных вибраторов не должен превышать 1,5 радиуса R их действия (рис.22). При поверхности вибраторах провибрированная зона должна перекрываться не менее чем на 100 мм. Продолжительность временного перерыва между укладкой рядов бетонной смеси устанавливается строительной лабораторий в зависимости от состава бетона. В случае превышения установленного
перерыва бетонирование прекращается,
шов ограждается так, чтобы его
длина была наименьшей. Бетонирование
можно продолжать по достижении бетоном
прочности не менее 1,5 МПа. По бетону
такой прочное разрешены Места контакта старого и нового бетона очищаются от цементной пленки водной или воздушной струей, механическими щетками или пескоструйными аппаратами (в последнем случае прочность бетона должна быть не менее 5 МПа). Шов рекомендуется устраивать в местах максимального изгибающего момента перпендикулярно оси бетонируемой конструкции (рис.23).
а - расположение рабочих швов при бетонировании колонн и балок ребристого перекрытия; б - то же, колонн с подкрановыми балками; в - то же, колонн с безбалочным перекрытием; г - то же, стойки и ригеля рамы; д - то же, ребристого перекрытия в направлении, параллельном балкам; е - то же, в направлении, параллельном прогонам; ж - детали устройства рабочего шва; 1 - прогоны; 2 - балки; 3 - доска; I-I, II-II, III-III, IV-IV - места устройства рабочих швов. Полностью без перерывов в бетонировании возводятся фундаменты под оборудование, конструкции, воспринимающие динамические нагрузки при эксплуатации, и преднапряженные конструкции. В процессе и по окончанию бетонирования должны приниматься меры против сцепления с бетоном пробок и временных креплений. Технология бетонирования Методы укладки бетонной смеси выбирают с учетом типа конструкции, ее расположения, климатических условий и т.д. Фундаменты и массивы могут бетонироваться с разгрузкой смеси непосредственно в опалубку или с помощью виброжелобов бетононасосов, бетоноукладчиков, бадьями с помощью кранов (рис.24).
а - бетононасосом; б - по схеме "кран-бадья"; 1 - поворотная бадья; 2 - рабочий настил; 3 - опалубка пилона; 4 - внутренний вибратор; 5 - опалубка ступени; 6 - звеньевой хобот; 7 - приемная воронка. При бетонировании малоармированных
фундаментов применяют жесткие
смеси. Для экономии цемента в
такие конструкции можно Бетонные полы укладывают на бетонную подготовленную поверхность (подготовку) из тощего бетона, разделяют бетонируемую площадь на полосы шириной 3...4 м. Бетонирование полос ведут через одну (рис.25).
а, б - бетонной подготовки и пола; в
- силовой плиты: 1 - бетонная полоса;
2, 3 - поперечная и продольная доски;
4 - колья; 5 - виброрейка; 6 - бетоновод. Бетонную
смесь уплотняют поверхностными
вибраторами или виброрейками поверхность
пола выравнивают правилом и заглаживают
резиновой лентой. Могут применяться
бетоноукладочные машины, которые, двигаясь,
оставляют за собой готовую полосу
пола. Бетонирование конструкций
каркасов зданий выполняют так. Для
бетонирования Колонны высотой более 5 м бетонируют ярусами высотой до 2 м - с загружением бетонной смеси и ее вибрированием через "карманы" - боковые окна в стенках короба (рис.26).
а - бетонирование сверху; б - бетонирование через хобот; в - бетонирование через карманы; 1 - опалубка; 2 - бадья; 3 - гибкий шланг вибратора; 4 - глубинный вибратор; 5 - хобот; 6 - воронка; 7 - наружный вибратор; 8 - приемный карман; 9 - мотор вибратора; 10 - съемный щит; 11 - карман. Бетонирование прогонов, балок и плит следует начинать через 1 ...2 ч после бетонирования колонн. Уплотнение смеси производят внутренними вибраторами, при необходимости оснащенными наконечниками (виброштыками). Плиты перекрытия уплотняют поверхностными вибраторами. Арки и своды пролетов менее 15 м бетонируют непрерывно одновременно с двух сторон от пят к замку. За последние годы получили сравнительно широкое развитие методы возведения жилых и общественных зданий из монолитного железобетона в скользящей, объемно переставной и крупнощитовой опалубках. Метод возведения зданий в скользящей опалубке (рис.27) наиболее экономичен для зданий, компактных в плане, высотой не менее 10...12 этажей. Рис.27. Бетонирование стен в скользящей опалубке с одновременным устройством перекрытий а - подъем опалубки стен; б, г - установка
опалубки перекрытий с опорами в
виде стоек или ферм; в - бетонирование
с применением Технология возведения жилых зданий в скользящей опалубке такая же, что и при возведении других сооружений. Домкраты, опираясь на металлические домкратные стержни в теле бетона, непрерывно, без остановок поднимают опалубку по всему контуру здания. Бетонная смесь укладывается слоями 0,2...0,25 м непрерывно по периметру. Находясь в опалубке в течение 5...6 ч, бетонная смесь затвердевает, ее дальнейшее твердение происходит при выходе из опалубки. Скорость подъема опалубки и, следовательно, бетонирования составляет 0,15...0,20 , что при правильно заданных составах! бетона и режимах его укладки исключает появление разрывов и раковин. Перекрытия зданий, возводимых в скользящей опалубке, могут устраиваться по ходу бетонирования стен монолитными или сборно-монолитными, выполняться с отставанием на 2...3 этажа или после возведения коробки зданий. Устройство монолитных перекрытий
одновременно с бетонированием стен
более технологично и повышает пространственную
жесткость здания. При этом методе
по окончании бетонирования стен
очередного этажа скользящая опалубка
поднимается так, чтобы низ внутренних
щитов опалубки находился на отметке
верха будущего перекрытия. После
этого устанавливают Метод бетонирования в скользящей опалубке часто применяют при возведении ядер жесткости многоэтажных зданий с центральным стволом, в котором размещены лифты, лестницы, коммуникации. Ствол при этом бетонируется в скользящей опалубке, несущие стены - в разборно-переставной, а наружные стены из сборных панелей навешиваются краном, установленным снаружи здания или в этом стволе. Бетон может подаваться в бадье
краном, передвижным Метод бетонирования в объемно- При возведении зданий в объемно-переставной опалубке бетонирование ведут поэтажно, каждый этаж делят на захватки, рассчитанные на суточный цикл работы. При бетонировании работы проводят в такой технологической последовательности: устанавливают вдоль продольных несущих стен монтажные подмости, монтируют из секций блоки опалубки, армируют и бетонируют стены и перекрытия. После набора бетоном в течение 12...14 ч заданной прочности производят извлечение и перестановку секций опалубки краном (рис.28).
а - горизонтальное извлечение через проемы с помощью стропов;б, в - то же с помощью траверсы-захвата;г - вертикальное извлечение. Разновидностью объемно- Метод бетонирования в крупно- Металлические, деревометаллические
и пластмассовые щиты опалубки стен
и перегородок размером в комнату
устанавливают в проектное
а - внутренних;б - наружных. Специальные методы бетонирования Метод раздельного бетонирования
отличается от обычного тем, что в
пустоты между крупным Подводное бетонирование проводится при возведении сооружений, располагаемых в водоемах или грунтах с высоким уровнем грунтовых вод. Существуют следующие способы подводного бетонирования: вертикального перемещения труб (ВПТ), восходящего раствора (ВР), укладки смеси бункерами, втрамбовывания смеси (рис.30).
а - вертикально перемещаемой трубы; б - восходящего раствора; в - укладкой смеси бункерами; г - втрамбовыванием бетонной смеси; 1 - ограждение; 2 - труба; 3 - каменисто-щебеночная отсыпка; 4 - раствор (бетонная смесь); 5 - шахта; 6 - лебедка; 7 - растворонасос; 8 - бункер. Сущность способа ВПТ С помощью метода ВР можно осуществить безнапорное и напорное бетонирование. Сущность метода заключается в том, что в пределах огороженного участка устраивают каменную наброску, в которой с определенным интервалом выставляют деревянные шахты. В шахтах устанавливают стальные трубы диаметром 37... 100 мм, по которым самотеком подается раствор; он растекается в шахте и, постепенно поднимаясь, заполняет пустоты в каменной наброске. Разновидностью метода ВР является напорный метод, при котором трубы устанавливают без шахт непосредственно в каменной наброске. В трубе давление раствора создается пневмонагнетателем. Укладка бункерами заключается
в опускании бетонной смеси в
емкостях-бункерах и разгрузке смеси
на месте через раскрытые При втрамбовывании бетонной смеси
в одном из углов конструкции
создается островок, возвышающийся
над поверхностью и имеющий откос
35 ...45° к горизонту. Затем на островок
порционно выгружается и Торкретирование заключается в
нанесении на обрабатываемую бетонную
поверхность одного или нескольких
слоев цементно-песчаного Торкретирование применяют при ремонте разрушенных бетонных конструкций, исправлении дефектов, заделке швов водоотстойных и других сооружений, где требуется плотный, водонепроницаемый и износостойкий бетон. Торкретирование выполняют сухим или мокрым способом. При сухом способе (рис.31) в установку
(цемент-пушку) загружается сухая
смесь состава 1: (3...4,5), смешивание которой
с водой осуществляется в сопле
непосредственно перед
а - сухим способом; б - мокрым способом;
в - с помощью многоцелевого Сопло располагают на расстоянии 0,7...1 м, перпендикулярно обрабатываемой поверхности. При выполнении многослойного; покрытия каждый следующий слой (горизонтальный - до 15 мм, вертикальный - до 25 мм) наносится с интервалом, достаточным для упрочнения предыдущего слоя. При мокром способе в установку "Пневмобетон" загружают бетонную смесь и под давлением 0,4...0,6 МПа набрызгивают на обрабатываемую поверхность, руководствуясь правилами нанесения, изложенными при рассмотрении сухого способа. Направление нанесения - снизу вверх; при сползании слоя уменьшают его толщину. Традиционное торкретирование уступает распространенной технологии бетонных работ, характеризуется высокой стоимостью, трудоемкостью и невысокой производительностью, поэтому применяется тогда, когда другие методы малоэффективны. Однако выпускаемые сейчас в Западной Европе небольшие многоцелевые бетононасосы являются вполне конкурентоспособными. Вакуумирование заключается в уплотнении бетонной смеси благодаря укладке на поверхности герметичных щитов или матов и отсоса из-под них воды и воздуха вакуумным насосом. Бетонная смесь уплотняется, уменьшаются усадочные явления. Конечная прочность возрастает на 15...20 %. Бетонирование в экстремальных условиях Зимними считаются условия, когда среднесуточная температура окружающей среды снижается до 5 °С и в течение 1 сут, падает ниже 0 °С. При отрицательных температурах не прореагировавшая с цементом вода превращается в лед и, как твердое тело, в химическое соединение с цементом не вступает; бетон не твердеет. Одновременно в бетоне развиваются силы внутреннего давления, вызванные увеличением (примерно на 9 %) объема воды при превращении ее в лед. При раннем замораживании бетона его неокрепшая структура не может противостоять этим силам и разрушается. При последующем оттаивании замерзшая вода вновь превращается в жидкость, и реакция твердения возобновляется, однако разрушенные связи в бетоне полностью не восстанавливаются. Замораживание бетона сопровождается образованием вокруг арматуры и заполнителя ледяных пленок, которые увеличиваются в объеме и отжимают цементное тесто от арматуры и заполнителя. Эти процессы снижают прочность бетона, его сцепление с арматурой, плотность, стойкость и долговечность. Если бетон до замерзания приобретает
определенную прочность, то упомянутые
выше процессы не оказывают на него
неблагоприятного воздействия. Минимальная
прочность, при которой замораживание
для бетона не опасно, называется критической
и зависит от класса бетона, вида
и условий эксплуатации конструкций:
для бетонных и железобетонных конструкций
с ненапрягаемой арматурой - 50% проектной
прочности для классов В7,5 - В10,
40 % для классов В12,5 - В25 и 30 % для
классов В3О и выше; для конструкций,
нагружаемых расчетной При производстве бетонных работ должны одновременно решаться две взаимосвязанные задачи: технологическая (обеспечение необходимого качества бетона к заданному сроку) и экономическая (обеспечивание минимального расхода материальных энергетических ресурсов). Технологическую задачу решают применением
соответствующих методов Существуют следующие методы выдерживания бетона в зимних условиях. Выдерживание в искусственных
укрытиях (тепляках) где поддерживается
температура, необходимая для нормального
твердения бетона. В связи с
появлением новых пленочных покрытий
этот метод широко применяют за рубежом,
поскольку "пленочный эффект"
создает комфортные условия для
труда и твердения бетона даже
без дополнительного Выдерживание методом термоса
подразумевает укладывание Этот метод достаточно эффективен
и для конструкций с большим
модулем поверхности (до 8... 12), если
осуществить предварительный
а - схема бетонирования; б - разогрев смеси в электробадье: в - то же в кузове автомашины; 1 - БРУ; 2 - передвижная бетономешалка; 3 - электробадьи; 4 - распределительное устройство; 5 - кран; 6 - укладка смеси; 7 - электроды. Разновидностью метода электротермоса
является метод форсированного электроразогрева
бетонной смеси сразу после ее
укладки в опалубку с последующим
повторным вибрированием. Разогревание
смеси непосредственно в Методы электротермообработки бетона наиболее эффективны для конструкций с М6. Их можно разделить на три группы: электродный прогрев, индукционный прогрев и электрообогрев с применением различного рода электронагревательных устройств. Электродное нагревание бетонных и
железобетонных конструкций основано
на превращении электрической Нагревание бетона в электромагнитном поле (индукционное) (см. рис.39, б) применяется для густо армированных конструкций линейного типа (балки, ригели, трубы, колонны). Вокруг опалубки прогреваемого элемента устраивают спиральную обмотку - индуктор из изолированного провода и включают его в сеть. Под воздействием переменного электромагнитного поля стальная опалубка и арматура, выполняющие роль сердечника (соленоида), нагреваются и передают тепловую энергию бетону. Электрообогревание Рис.39. Электропрогрев бетона а - электродный; б - индукционный; в, г - опалубка с греющими кабелями сетчатыми нагревателями; h - высота навивки кабеля; 1 - электроды; 2 - нагреваемая конструкция; 3 - арматура; 4 - кабель; 5 - нагреватели; 6 - асбсестоцементный лист; 7 - утеплитель; 8 - защитный лист. Инфракрасное прогревание (лампами) применяют в тех случаях, когда применение контактных методов прогревания затруднено. Иногда применяют В условиях сухого жаркого климата (максимальная температур" окружающей среды выше 30 °С, средняя - выше 25 °С) процесс бетонных работ имеет ряд особенностей. При быстром обезвоживании в еще не окрепшем бетоне развиваются деструктивные явления, снижающие его конечную прочность. Качество бетона может быть обеспечено двумя способами: применением таких методов приготовления транспортирования и содержания бетона, которые уменьшают возможность его обезвоживания; сокращением сроков выдерживания бетона, ускоряя его твердение. В условиях сухого жаркого климата
важно сохранить требуемую Это может быть обеспечено благодаря увеличению расхода воды, что связано с увеличением расхода цемента. Более практичным является снижение температуры смеси при ее приготовлении. Температура бетонной смеси может
быть снижена на 20...25 °С в результате
смачивания охлажденной водой Открытая поливка бетона не только не предохраняет его от обезвоживания, а, наоборот, способствует возникновению термического удара и интенсивной потере влаги. Обезвоживание бетона особенно опасно при строительстве тонкостенных бетонных сооружений с большими открытыми поверхностями. Поэтому для предохранения от обезвоживания рекомендуется защищать свежеуложенный бетон различными пленочными покрытиями, что не только резко уменьшает потери воды, но и создает условия, близкие к твердению бетона в пропарочных камерах. В районах с сухим жарким климатом
экономично использовать такой дешевый
источник энергии, как солнечное
излучение. Для этого свежеуложенный
бетон покрывают При строительстве сооружений с
незначительными открытыми Обезвоживание бетона может быть сведено к минимуму и за счет сокращения времени его выдерживания. Для этого используют высокоактивные цементы, добавки - ускорители твердения, а также метод тепловой обработки. Во избежание обезвоживания
бетон после укладки в |