Влияние сферы (среды) эксплуатации на процесс проектирования объемно-пространственной структуры жилого прицепного модуля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

На территории нашей страны насчитывается множество отраслей применения объекта исследования (жилого прицепа). Классифицировать передвижной дом, возможно, как с точки зрения условий эксплуатации (климатические условия, рельеф местности и т.д.), со стороны функционального применения (жилой комплекс гостиничного типа, индивидуальный жилой комплекс, количество пользователей), а также основываясь на потребностях целевой группы потребителей (прицеп для отдыха, спорта, туризма). Выбор данных аспектов определит направления дизайн-концепции, выявляющей необходимые принципы формообразования объекта исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1: Анализ развития интерьера и экстерьера прицепного жилого модуля, как объекта дизайна
1.1. Расмотрение исходных данных по теме История развития прицепных жилых модулей
1.2. Основной способ передвижения в сухопутной среде
1.3. Основной способ передвижения в водной среде
РАЗДЕЛ 2: Утилитарные Аспекты, влияющие на формообразование и структуру передвижных жилых модулей:
1.2. Анализ необходимых функциональных зон, удовлетворяющих человеческие потребности в условиях активного отдыха
2.2 Конструкторские технические средства определяющие облик проектируемого передвижных дома
Материалы в конструкции передвижных домов
Классификация механизмов и агрегатов в конструкции передвижных домов
Компоновочные схемы передвижных домов
2.3.Эргономический анализ формы на примере аналогов
2.4 Композиционные средства определяющие целостность формы
Выводы ко второму разделу
РАЗДЕЛ 3: Применение средств дизайна при проектировании жилого плавающего прицепного модуля
3.1. Влияние сферы (условий) эксплуатации на формообразование прицепного жилого модуля
3.2. Организация внутренней среды объекта исследования
Выводы к третьему разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

«Влияние сферы (среды) эксплуатации на процесс проектирования объемно-пространственной структуры жилого прицепного модуля».doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

 

 Классификация механизмов и агрегатов  в конструкции передвижных домов

Агрегаты и  механизмы передвижных домов можно разделить на основные группы:

    • Климатическое оборудование - устройства очистки ,охлаждения и подогрева воздуха.
    • Кухонное оборудование- оборудование для хранения и приготовления пищи.
    • Сантехническое оборудование. Служит для обеспечения санитарно-гигиенических потребностей пользователя.
    • Энергетическое оборудование. Служит для поддержания автономности всей инфраструктуры передвижного дома. К энергетическому оборудованию относятся: генераторы энергии, системы рекуперации энергии, аккумуляторы и преобразователи энергии.

 

Компоновочные схемы передвижных домов

Выбор компоновочной  схемы, при конструирование, определяется многими факторами: такими как, средой и условиями эксплуатации, количеством проживаемых пользователей и временем автономного базирования и передвижения передвижного дома. Также немаловажным фактором, при проектирование, является закладываемый бюджет проектируемого изделия. Компоновочные схемы передвижных домов  можно разделить на трансформируемые и не трансформируемые. В свою очередь, трансформируемые и не трансформируемые передвижные дома разделяются на кемперы (грузовик или джип-пикап оборудованный жилым модулем), авто дома (чаще всего строятся на базе автобусов, имеют нераздельный кузов с кабиной) и прицепы (жилой модуль самостоятельно не передвигаться, его тянет тягач).

  • Не трансформируемая  схема передвижного дома. Размер такого передвижного дома  ограничен допустимыми габаритами транспортных средств. Такая схема дешевле в производстве и требует меньших изменений серийного шасси, на котором будет производиться передвижной дом.

Автофургон DoubleBack был создан на базе Volkswagen T5 Transporte. Его преимуществом является трансформация в индивидуальный кемпинг. Из задней части машины выезжает дополнительный отсек, который опирается на две опоры, удваивая пространство внутри транспортного средства. Внутри автомобиль оснащен подъемной крышей с раскладной кроватью, кухней и всеми необходимыми удобствами.

 

  • Трансформируемая  схема передвижного дома. Позволяет создать передвижной дом большого размера ,размер которого не ограничен  допустимыми габаритами транспортных средств.

Примером трансформируемой схемы является автофургон DoubleBack был создан на базе Volkswagen T5 Transporte.. Из задней части машины выезжает дополнительный отсек, который опирается на две опоры, удваивая пространство внутри транспортного средства. Внутри автомобиль оснащен подъемной крышей с раскладной кроватью, кухней и всеми необходимыми удобствами.

 

Выводы  к первому разделу  

Изучив различные типы конструкций прицепных жилых модулей, и выявив основпологающие факторы формообразования, необходимо особое внимание уделить инфраструктуре данного объекта. Основополагающим фактором при поиске формообразования жилого прицепа, является эргономическое решение интерьера с учетом требований и стандартов, предъявляемых к прицепной технике. Следовательно, для решения внутреннего пространства жилого прицепного модуля, необходимо выявить базовую компоновку функциональных зон. Для разработки внешнего формообразования, требуется определить среду (условия) эксплуатации.

Также, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, актуальным является разработка прицепных жилых модулей непосредственно с возможностью эксплуатации на территории Украины.

 

 

         

РАЗДЕЛ 3: Применение средств дизайна при проектировании жилого плавающего прицепного модуля (ППЖМ)

При постановке проектной  проблемы в рамках заданной темы жилых  прицепных модулей, в следствии  анализа источников информации, был  обнаружен недостаток объектов дизайна в летнего отдыха на воде. Разработка жилого прицепного модуля в рамках данного сегмента является достаточно актуальным, поскольку охватывает различные отрасли, а следовательно раскрывает множество направления развития дизайн концепции.

 

3.1. Влияние  сферы (условий) эксплуатации  на формообразование плавающего  прицепного жилого модуля (ППЖМ)

При проектирование плавающего прицепного жилого модуля дизайнеру требуется определить ряд условий влияющих на формообразование проектируемого изделия. Требуется определить в рамках каких климатических условиях изделие будет эксплуатироваться: каков температурный режим, какова влажность и количество осадков в данный сезонный период. Также требуется учитывать особенности рельефа местности: какого типа дороги присутствую  в данном регионе, каково состояние дорожного покрытия, ширена проезжей части и крутизна поворотов. Как оборудован подъезд к воде и к месту стоянки, каковы углы уклона спуска и плотность грунта. Требуется определить возможную удаленность ППЖМ от населенных пунктов и другой требуемой инфраструктуры - фактор влияющий на закладываемое время автономности ППЖМ.

Исходя из этих условий был сформирован эскизный облик проектируемого изделия. Основополагающими  качествами которого являются:

    1. ППЖМ предназначен для летнего отдыха в группы количеством 5-6 человек.
    2. ППЖМ имеет раскладную надувную конструкцию, обеспечивающую компактность и допустимые габариты во время перевозки изделия к месту стоянки.(Рис.... )
    3. ППЖМ приводится в рабочее состояние путем надува воздухом его ни жней части с помощью воздушного компрессора: конструкция разворачивается вкруговую вокруг оси «твердого» сектора и замыкаются между собой две перегородки, образуя надувной плот цилиндрической формы. (рис. 5).

 

 

Рис. 3.3. Этапы развертывания ППЖМ.

 

Рис. 3.1. Вид ППЖМ в сложенном транспортном состоянии

    1. ППЖМ может базироваться как на воде, так и на суше. Снабжен водометным электродвигателем (работающем от дизель-генератора), позволяющем развивать скорость на поверхности водоёма 3-4 км/час. Благодаря небольшой осадке (mах – 50 см) может плавать по мелководью (рис. 3.1). 

 

 

Рис. 3.2. Вид на подвеску и водометный движетель

    1. ППЖМ герметичен как «снизу», так и «сверху». В случае атмосферных осадков, в ночное время суток и т. д. полностью закрывается пленочным тентом (см. рис. 3.1, рис 3.2,  рис. 3.3).
    2. Для обеспечения безопасности во время плавания ППЖМ по поверхности воды, надувные секции снабжены предохранительными перепускными клапанами, перекрывающими выход воздуха из соседних секций в случае разрыва одной оболочки. Ремонт оболочки возможен на месте путем заклеивания места повреждения.
    3. Одиннадцать стальных ребер придают надувной конструкции жесткость в развернутом виде (рис. 3.1–3.5). Для устойчивости «Дома» на земле его надувное днище снабжено надувными цилиндрическими опорами (рис. 3, рис. 5).
    4. Водоизмещение ППЖМ при осадке на 30 см составляет порядка 5 тонн.

 

 

Рис. 3.1. Вид сверху в развернутом состоянии

При постановке проектной проблемы в рамках заданной темы жилых прицепных модулей, в  следствии анализа источников информации, был обнаружен недостаток объектов дизайна в летнего отдыха на воде. Разработка жилого прицепного модуля в рамках данного сегмента является достаточно актуальным, поскольку охватывает различные отрасли, а следовательно раскрывает множество направления развития дизайн концепции.

При выборе тематики проектной концепции, основной задачей, являлось обнаружение принципа конструктивного решения, максимально влияющего на выявление новаторкого формообразования в объекте проектирования.

Основой проектной  концепции является разработка жилого прицепного модуля для любителей активного летнего отдыха в условиях дикой природы. В проектной концепции предусматривается эксплуатация объекта проектирования пользователями, 4-5 человек (семьей). Проектное решение расчитано на людей, ведущих активный образ жизни, увлекающиеся летним отдыхом на природе (как на воде так и на суше). Приоретом, для потенциального пользователя является не стоимоть объекта, а получение максимального комфорта, безопасности в условиях активного отдыха.

Выбор принципа формообразования основывается трансформации  конструкции (обьем дома увеличивается  в 5 раз), а также на технических  требованиях обиспечивающих плавучесть изделия, и основывается на, выявленных в рамках данного сегмента, потребительских свойствах.

Применение  центричной композиции, а также компоновочной  схемы делает конструкцию устойчивой на поверхности воды .

Габариты и  конструктивные показатели, разработаны  учитывая технические требования:

  • специфика понтонной надувной раскладной конструкции
  • собдение соответствующей развесовки для устойчивости на водной поверхности;
  • применение легких конструктивных композитных материалов.

Направление развития формообразования базируется на основе потребительских свойств, включенных в структуру эргономических, функциональных, эстетических аспектов.

 

3.2. Организация внутренней среды объекта исследования

При проектирование объекта исследования дизайнеру требуется учитывать факторы влияющие моделирование внутренней среды объекта исследования. Это позволит создать грамотную, сбалансированную конструкцию проектируемого изделия. В частности, для моделирование внутренней среды требуется определить ряд условий влияющий на дизайн концепцию проектируемого изделия.

В рамках заданной темы, решение интерьера является сложно объемно-пространственной структурой, поскольку при разработке формообразования применяется принцип трансформации. Внутреннее пространство при транспортировке жилого прицепа является минимальным и вмещает агрегаты   и объекты интерьера в сложенном виде. При развертывании ППЖМ на месте отдыха, внутренне пространство по средствам трансформации надувного пола, увеличивается. Эргономические показатели внутреннего пространства дома рассчитаны на пребывание пятерых человек в течение одного месяца(время ограничено лишь зпасом провиантов и горючего).

Внутренняя  площадь жилого прицепа разделена  на следующие сегменты:

  • трансформируемая зона для отдыха и сна;
  • кухня (столшница, холодильник, раковина, электроплита, ячейки для посуды);
  • санузел совмещенный с дущевой кабиной;

Одной из особенностей интерьера прицепа, является возможность  доступа ко всем сегментам изнутри, что улучшает функциональность объекта.

Место для отдыха и сна находится в надувном секторе дома. Данное расположение обусловлено оптимальной плавучего дома, а также с учетом минимальных размеров, занимаемого пространства. В зоне для отдыха и сна распологаются надувные кровати –жезлонги.Кухонная зона располагается нераскладном секторе дома. Рабочая зона состоит из следующих элементов: столешницы, рукомойника откидывающегося столика, и электро плиты.

С точки зрения эргономики все элементы находятся  в функциональном соподчинении и  разработаны с учетом антропометрических параметров пользователя.

 

 

Выводы  к третьему разделу:

 

В процессе применения  средств дизайна, при проектировании жилого плавающего прицепного модуля, было выявлено непосредственное влияние среды (сферы) эксплуатации на формообразование. При проектировании внутреннего пространства, основной задачей являлось соблюдение эргономических требований, с минимальными затратами площади. Решение отделки, базируется на среде эксплуатации прицепного модуля и отвечает критериям безопасности. Комфорт эксплуатации обеспечивается, путем соблюдения эргономических требований, автономной работы и наличия необходимых агрегатов, разделения пространства объекта на функциональные зоны: место отдыха, кухонная зона, санузел. Разработана объемно - пространственная структура, для пользователей в количестве пяти - шести человек. Комфорт эксплуатации обеспечивается, путем соблюдения эргономических требований, автономной работы и наличия необходимых агрегатов, разделения пространства объекта на функциональные зоны.

 

 

Выводы

В результате проведения проектно-теоретического исследования, проанализированы направления развития формообразования передвижных жилых модулей в различных сферах (средах) эксплуатации, можно сделать следующие выводы:

  • большинство аналогов жилых модулей являются гибридами, совмещающими несколько сфер (сред) эксплуатации;
  • не все объекты дизайна имеют ярко выраженную среду эксплуатации, данный фактор обусловлен отраслью применения (военная техника);
  • широко распространенными, на сегодняшний день, являются прицепные жилые модули, функционирующие в сухопутной и водной среде. Внешнее формообразование, в большинстве аналогов, подчинено доминирующей среде эксплуатации.
  • в следствии, совершенствования авиационной технически, актуальным направлением развития дизайн концепции является разработка прицепного жилого модуля для воздушной среды;
  • на сегодняшний день, существует недостаток в прицепных жилых модулях, эксплуатирующихся в зимний период. Данный фактор обусловлен экспортом жилых прицепных модулей, не рассчитанных на эксплуатацию, климатические условия, требования к автодорожному транспорту на территории Украины;
  • внутреннее формообразование жилых прицепных модулей организовано по принципу трансформации элементов функциональных зон, с целью оптимизации пространства.

Информация о работе Влияние сферы (среды) эксплуатации на процесс проектирования объемно-пространственной структуры жилого прицепного модуля