Анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
- рассмотреть виды и роль экспортных пошлин в российской налоговой системе;
- анализ структуры внешнеэкономический доходов РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экспортная пошлина - основной доход федерального бюджета Российской Федерации 5
1.1 Виды и роль экспортных пошлин в российской налоговой системе 5
1.2 Структура внешнеэкономических доходов РФ 8
2. Пополнение бюджета РФ за счет экспорта нефти 13
2.1 Рынок нефти и нефтепродуктов в настоящее время 13
2.2 Влияния экспорта нефти на доходы федерального бюджета РФ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Файлы: 1 файл

Курсовая Полежаева.docx

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Согласно  приложению 2 нефтегазовая доля в экспорте страны в 2011 году составила 45% от 516 млрд. долларов или 232 млрд. долларов в абсолютных цифрах. Из-за высоких цен на нефть рентабельность добычи и продажи углеводородного сырья по-прежнему оставалась и остаётся высокой. Подтверждением тому служат данные за 2010 и 2009 года.

В 2010 году экспорт товаров увеличился на 31,8% по сравнению с уровнем 2009 года. Основной вклад в рост стоимостных объемов  экспорта внес рост мировых цен на сырье [4].

В России основные направления экспорта: углеводородное сырье, нефтепродукты, металлургическая продукция, в большей степени  товары с низкой долей обработки, что подтверждают статистические данные Федеральной службы государственной  статистики.

Основные  статьи экспорта России: минеральное сырье – 68,8%,  металлы, драгоценные камни – 13%,  продукция химической промышленности, каучук – 6,3%,  машины, оборудование – 5,7%,  древесина – 2,5%,  продовольственные товары – 2,3% [5].

Очевидно, что любая страна не может развивать  экономику без нефти. В РФ ее достаточно чтобы развиваться самим и  экспортировать, но происходит почему-то экспорт без достаточного собственного развития. Ситуация осложняется еще и тем, что для нашей страны в последние годы характерна тенденция роста импорта товаров с высокой степенью обработки, что еще больше загоняет внутреннюю экономику в тупик. Согласно данным ФТС РФ рост импорта снизился в пик кризисных цен на нефть осенью 2008 года, но потом снова начал набирать обороты, что видно из поступлений в федеральный бюджет 2011 года, когда профицит бюджета был составлен исключительно за счет высоких цен на нефть. Для России такая тенденция опасна, так как останавливается не только развитие, нормальное импортозамещение, но и приток капитала в неконкурентоспособные отрасли.

Поэтому необходимыми мерами в данной ситуации служат создание благоприятных условий  для импортозамещения и пересмотр структуры экспорта. Решение этих проблем возможно при совершенствовании механизма тарифной эскалации, то есть повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. Так при повышении ставки тарифа по мере роста добавленной стоимости продукта повышается уровень защиты производителей продукции с высокой степенью обработки от внешней конкуренции. Таможенное обложение сырьевой продукции минимально, поэтому развитые страны, производящие и экспортирующие в основном высокотехнологичную продукцию одновременно получают две экономических выгоды: защиту собственного высокотехнологичного производство за счет установления высоких таможенных пошлин на ввоз продукции с высокой степенью обработки, второе, покупка сырьевого продукта с низкими таможенными ввозными пошлинами. Из данного сырья создается высокотехнологичная продукция, которая идет на внутренний и внешний рынок. Тем самым круг замыкается. Так развивающиеся страны не имеют возможности выйти на их рынок, и их технологическая отсталость с каждым годом растет, так как невозможность выйти на внешние рынки консервирует производство и развитие, оставляя страну на том же уровне экспортирования сырьевых ресурсов. Одной из возможностей развития технологичного производства правительство РФ предполагает создание союза государств, торговля между которыми возможна на льготных или особых условиях. В данном случае таким союзом для России изначально послужил Таможенный Союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пополнение бюджета РФ за счет экспорта нефти

2.1 Рынок нефти и нефтепродуктов в настоящее время

 

           Существующий в России механизм изъятия и распределения ресурсной ренты не содержит системы стимулов к модернизации, энергоэффективности, защите окружающей среды в силу того, что:

  • ресурсная рента с внешнего рынка изымается экспортными пошлинами;
  • ресурсная рента на внутреннем рынке через низкие цены на энергоносители напрямую (без поступления в бюджет) распределяется между производителями и потребителями нефти и нефтепродуктов;
  • более высокие экспортные пошлины на светлые нефтепродукты по сравнению с темными нефтепродуктами до недавнего времени создавали отрицательные стимулы к модернизации нефтепереработки [7].

          Искаженные ценовые пропорции между нефтью и различными продуктами ее переработки на внутреннем рынке и отсутствие институциональных двигателей модернизации консервируют отсталость нефтепереработки и российской экономики в целом.

         Законодательным шагом регулирования ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты было Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2011 г. № 1155, которым установлена привязка экспортной пошлины на нефтепродукты к экспортной пошлине на нефть (приложение 3), а ставка экспортной пошлины на нефть устанавливается правительством с применением в установленной расчетной формуле коэффициента 0,60.

          В начале 2012 г. закрепленное постановлением правительства № 1155 повышение экспортных пошлин на нефть вместе с незакрепленным законодательно переходом на коэффициент 0,60 не дает нужного эффекта. Мазут продолжает экспортироваться и не направляется на дальнейшую переработку. Кроме того, за счет снижения экспортной пошлины на нефть наблюдается существенное выпадение доходов федерального бюджета. Отчасти, по-видимому, это происходит за счет того, что при текущем уровне мировых цен на нефть величина абсолютного дифференциала между пошлиной на нефть и пошлиной на нефтепродукты остается достаточно высокой, чтобы стимулировать российскую нефтепереработку, а не экспортировать мазут. То есть последние попытки российского правительства стимулировать повышение глубины переработки при сохранении нейтральности поступлений в бюджет (планировалось, что выпадающие поступления от сокращения пошлин на нефть будут компенсированы ростом экспорта нефти), по всей видимости, пока безуспешны. Использование принятой схемы без сопутствующих снижению величины экспортной пошлины мер, предлагаемых в настоящей работе, дальнейшее снижение экспортных пошлин на нефть не представляется рациональным.

          Ставки экспортных пошлин на все продукты из нефти (за исключением сжиженных углеводородных газов) по отношению к экспортной пошлине на нефть в настоящий момент устанавливаются согласно постановлению № 1155 (Приложение 3).

          Несмотря на ряд положительных моментов, закрепленных данным постановлением, а именно частичное устранение перекоса, стимулирующего экспорт темных нефтепродуктов, оно не решает основной задачи преодоления неэффективности российской нефтепереработки. Проблема заключается не только в неэффективности структуры производимой корзины нефтепродуктов, но и в технологической неэффективности выработки легких высококачественных фракций [8].

         Необходимой мерой для преодоления технологической отсталости нефтепереработки и повышения энергоэффективности экономики в целом является отмена экспортных пошлин. Для модернизации необходим пакет экономических реформ, подразумевающий:

           а) выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители путем поэтапной отмены экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты;

           б) институциональные преобразования и создание системы ценовых стимулов к качественной модернизации экономики, рациональному использованию ресурсов и снижению негативного влияния на окружающую среду [9].

2.2 Влияния экспорта нефти на доходы федерального бюджета РФ

 

Нефтегазовые  доходы федерального бюджета существенно  сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП в 2008 году. В 2010-2012 годах они  сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП (Приложение 4).

Причины, в результате которых поступления в 2010-2012 годах меньше доходов 2009 года, можно условно разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые поступления.

Сравнительный анализ сопоставимых показателей свидетельствует, что доходы федерального бюджета  в период 2010-2012 годов незначительно  вырастут по сравнению с уровнем 2009 года и в течение трех лет  будут находиться на уровне 15,6-15,7% ВВП [10].

Прогнозируемая  структура доходов федерального бюджета приведена в таблице 1:

 

 

 

 

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета

Показатель 

2009

2010

2011

2012

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

Всего доходов

6561,3

17,1

6636,2

15,7

7346,9

15,7

8097,4

15,5

В том числе:

               

Нефтегазовые доходы

2545,8

6,6

2955,0

7,0

3245,2

6,9

3520,8

6,7

НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

882,8

2,3

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные пошлины

1663,0

4,3

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Ненефтегазовые доходы

4015,5

10,4

3681,2

8,7

4101,7

8,8

4576,6

8,8

НДС

1943,7

5,1

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

172,8

0,4

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

495,4

1,3

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

105,8

0,3

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

11,1

0,0

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные пошлины (без  нефтегазовых доходов)

506,6

1,3

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

 

1,3


Что касается воздействий экспорта нефти на экономику, то следует отметить влияние на рост доходов федерального бюджета. Только часть валовой валютной выручки от экспорта российских углеводородов направляется в налоговые доходы. Тем не менее тесная зависимость между рассматриваемыми показателями косвенно свидетельствует о значимом влиянии экспортных цен на углеводороды (в первую очередь, на нефть) и валютных поступлений от них на доходы федерального бюджета.

Проблемы  российского бюджета заметно  сглаживались при повышении цен  на нефть на мировом рынке и, наоборот, обострялись при их падении. Наряду с динамикой цен на нефть на степень пополнения бюджета и стабильное развитие экономики влияет то, как государство изымает ренту от использования природных ресурсов, в т.ч. нефти. Экономическая рента в нефтедобывающем секторе представляет собой разницу между стоимостью произведенной продукции и затратами на ее добычу, при этом затраты содержат также некоторую норму прибыли, обеспечивающую инвестиционную привлекательность производства [11].

Доходы  от нефти позволили образовать стабилизационный фонд страны. Он образовался за счет разницы экспортной цены и так называемой «цены отсечения», т.е. цены на нефть, учтенной в бюджете. В период 2007—2012 гг. стабилизационный фонд рос быстрыми темпами (млрд руб.): на 24.12.2004 г. — 300; 30.12.2005 г. — 1100; 01.11.2008 г.— 2000; 01.10.2009 г. — 3500. К середине 2012 г. размер стабилизационного фонда превысил 4 трлн руб. Фонд делится на две части: резервный и фонд национального благосостояния. Первый хранится в малопроцентных и надежных ценных бумагах и предназначен для компенсации потерь в случае резкого падения цен на нефть. Второй хранится в иностранных валютах и ликвидных ценных бумагах и используется для софинансирования накопительной части пенсионного фонда и участия в финансировании инфраструктурных проектов [12].

Различными  организациями сделана оценка влияния роста цены нефти на доходы федерального бюджета. При росте цены экспортной нефти на 1 долл./барр рост доходов федерального бюджета по оценкам Института открытой экономики составит 1,2—1,3 млрд долл.; МВФ называет цифру 1,0—1,2 млрд долл.; экономическая экспертная группа и Правительство РФ —1,5 млрд. долларов.

Подобные  расчеты базируются на современной  практике разработки федерального бюджета  на основе прогноза цены российской нефти  на мировом рынке. Она является отправной для установления расчетной цены нефти (так называемой цены отсечения), уровень которой определяет ожидаемые реальные поступления в бюджет.

Наряду  с ростом цен такой фактор, как  спрос на экспортную продукцию, явился составляющим элементом ускоренного развития обрабатывающего сектора, что можно считать началом диверсификации экономики России.

Специалисты Всемирного банка считают, что если цены на традиционную продукцию российского экспорта (нефть, природный газ) сохранятся на высоком уровне, задачи сокращения в два раза бедности в 2008 г. и удвоения ВВП в 2013 г. могут быть решены. Решению этих задач будет способствовать начавшиеся процессы диверсификации и структурной перестройки экономики, осуществление которых уменьшает зависимость экономики от экспорта продукции нефтегазового комплекса.

Рост  цен на нефть оказывает воздействие  на деятельность российских финансовых институтов. Влияние высоких мировых цен на нефть на динамику российского рынка акций в течение 2007—2012 гг. происходило в

целом посредством  нескольких механизмов. Во-первых, высокий уровень цен на нефть и энергоносители способствовали увеличению объема валютной выручки у компаний-экспортеров, которые вынуждены ее конвертировать в рубли. В этой ситуации наблюдалось повышение уровня ликвидности в российском банковском секторе, что способствовало росту спроса на акции отечественных компаний и, как следствие, росту их курсовой стоимости. Во-вторых, происходящее на фоне роста валютных поступлений укрепление рубля снизило привлекательность доллара как альтернативного актива, что также поддерживало спрос на акции. В-третьих, в ситуации повышения мировых цен на нефть акции нефтяных компаний являлись привлекательным инструментом для инвестиций из-за улучшения финансовых результатов деятельности компаний и ожидаемого роста их курсовой стоимости и размера дивидендов.

Несмотря  на то, что в последние годы мировые  цены на нефть непрерывно росли и в ближайшем будущем нет оснований ожидать их снижения, все же следует заметить, что, как показал многолетний опыт, нефтяные цены отличаются изменчивостью, подвержены циклам подъема и спада в силу цикличности развития мировой экономики. В этой связи необходима перестройка стратегии развития экономики России с упором на перерабатывающие отрасли, инновации, а также на изменение структуры экспорта углеводородов за счет увеличения доли высококачественных продуктов переработки нефти и газа, нефтехимикатов [13].

Доходы  РФ от экспорта нефти в январе-августе 2012г. по сравнению с аналогичным  периодом 2011г. увеличились на 6,7% - до 119,645 млрд долл. со 112,087 млрд долл., сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС).

 В  том числе от экспорта в  дальнее зарубежье доходы выросли  почти на 2% - до 111 млрд 863,3 млн долл. со 109,82 млрд долл., в страны СНГ  - выросли в 3,4 раза - до 7,782 млрд  долл. с 2,267 млрд долл. годом ранее.

 В  физическом выражении экспорт  нефти за отчетный период составил 158,4 млн т против 144,36 млн т годом  ранее, что на 9,7% больше аналогичного  показателя годом ранее. В том  числе экспорт нефти в дальнее  зарубежье сократился на 1,5% - до 139,2 млн т против 141,298 млн т, а  в ближнее зарубежье - вырос  в 6,3 раза - до 19,2 млн т с 3,063 млн т.

Информация о работе Анализ влияния экспортных пошлин на развитие экспорта и доходов федерального бюджета Российской Федерации