Автоматизация управления таможенной деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 03:15, реферат

Описание работы

Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики. Анализ деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе Российского государства. Вместе с тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Предпосылки внедрения автоматизации таможенных органов …………..…..5
Значение автоматизации в таможенной деятельности……………………..….7
Правовой статус и содержание информационных ресурсов в таможенных органах…………………………………………………………………………....10
Проблемы внедрения информационных технологий…………………………21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.96 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра управления

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Основы системного анализа»

 

на тему «Автоматизация управления таможенной деятельностью»

 

 

 

Выполнил: Логин  Э.Ю., студент 3-го курса

заочной формы  обучения

факультета  таможенного дела, группаТ112

 

Проверил:  ___________________________

                                 (инициалы, фамилия преподавателя)

 

____________________________________________________

(ученая степень,  ученое звание)

 

Оценка:  _____________________________

 

Подпись   ____________________________

 

«    » ____________ 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…3

Предпосылки внедрения автоматизации  таможенных органов …………..…..5

Значение автоматизации в таможенной деятельности……………………..….7

Правовой статус и содержание информационных ресурсов в таможенных  органах…………………………………………………………………………....10

Проблемы внедрения информационных технологий…………………………21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованных источников…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Таможенное дело государства составляют его таможенная политика, а также  порядок и условия перемещения  через таможенную границу товаров, транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики. Анализ деятельности таможенной службы России показал, что за достаточно короткий срок она завершила этап своего становления, однако проблема исследования ее деятельности приобретает все большую остроту  и значимость. Современная таможенная система занимает строго определенное место в экономической системе  Российского государства. Вместе с  тем она имеет ряд недостатков, наличие которых отражается на качестве и оперативности таможенного  обслуживания участников ВЭД, создает  проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а  также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности. Устранение указанных недостатков  и создание высокоэффективной таможенной службы, отвечающей как внутренним, так и внешним интересам России, является главной целью модернизации таможенных органов. Решение задач, возлагаемых на таможенную службу, невозможно без использования мощных информационных систем и технологий. Современные системы автоматизации  таможенной деятельности содержат сотни  баз данных, обеспечивают хранение и статистическую обработку огромного  количества документов. Применение информационных технологий позволяет быстро и качественно  выполнить операции таможенного  оформления и контроля, обеспечить органы государственного управления и  бизнес сообщество информацией о  внешнеэкономической деятельности страны. При помощи информационных технологий сведения, необходимые для  таможенного оформления и контроля, поступают по каналам связи в  электронном виде, а все необходимые  проверки в большинстве случаев выполняются автоматически в специальном вычислительном центре. Компьютер становится обязательным атрибутом рабочего места почти каждого таможенника. Это не только позволяет упростить и ускорить для участников внешнеэкономической деятельности процессы таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, но и приведет к существенным структурным преобразованиям в таможне. Естественно, и все участники ВЭД осваивают и должны будут освоить и применять самые современные информационные технологии при оформлении внешнеторговых сделок, международных перевозках и таможенном оформлении товаров.

 

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ  ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

На начальном  этапе разработки создавались отдельные  автоматизированные места для сотрудников  функциональных подразделений без  объединения их в единое информационное пространство. В 1992-1993 гг. отрабатывались технологии сбора и передачи таможенной информации, а также создания электронных  копий баз данных. Позднее были решены задачи обработки таможенной статистики, таможенного оформления, контроля доставки товара, контроля за начислением таможенных платежей и т. д. Уже к 1996 г. сложились все предпосылки для проектирования и отработки элементов второй очереди ЕАИС, начался переход к использованию территориально распределенных баз. Все работы по автоматизации ведутся Главным научно-исследовательским и вычислительным центром (ГНИВЦ) ГТК с привлечением внешних субподрядчиков. Одним из важнейших направлений автоматизации ГТК стало развертывание системы оперативного управления таможенной деятельностью, предназначенной для выполнения двух классов взаимосвязанных функций:1

- сбора,  обработки и анализа оперативной  информации о состоянии процессов  таможенного оформления и контроля, правоохранительной работы, а также  других видов деятельности таможенных  органов;

- формирование  и доведение в автоматизированном  режиме до таможенных органов  управляющей информации по всем  направлениям их деятельности.

Такие задачи являются принципиально новыми для  ЕАИС, так как ранее ее функции  были ориентированы в основном на статистическую обработку информации. Усилиями специалистов ГНИВЦ ГТК была разработана и внедрена “Система оперативного мониторинга за процессами таможенного оформления и контроля”. Она позволяет получать и представлять в виде таблиц и графики как общие итоги таможенного оформления товаров в России, так и детальную информацию по каждому из участников внешнеэкономической деятельности, конкретному складу и таможенному инспектору, а кроме того, просматривать таможенные декларации. Все сведения предоставляются за определенный день, месяц, квартал и год, а также любой произвольный промежуток времени. Технологически система выполнена в виде трехуровневой Web-архитектуры с использованием тонкого клиента. Одним из результатов новых методов оформления должно стать существенное снижение времени обработки документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Важность  применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками  внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс  таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает  товарооборот и ведет к экономическому росту.2 Кроме того, вступление России во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. Уже сегодня не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый – увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй – внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь). Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяет следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности: повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеэкономической деятельности и анализа их деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования.

Правовое  регулирование отношений, возникающих  при создании, внедрении и применении информационных систем и технологий в таможенном деле приобретает всё  большую значимость.Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие:

-упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;

-использование системы управления рисками;

-накопление информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах, если такое накопление предусмотрено в порядке, установленном законодательством;

-ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

-оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Новое таможенное законодательство Российской Федерации  строится с учетом международного опыта  правового регулирования таможенного  дела. Одним из основополагающих международных  актов в области таможенного  дела является Международная конвенция  об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото в 1973 г. и вступила в силу в 1974 г.). Признание  роли таможенных технологий нашло отражение  в преамбуле Киотской конвенции, из которой следует, что максимальное практическое использование информационных технологий рассматривается в качестве одного из принципов, реализация которого должна способствовать упрощению и  гармонизации таможенных процедур. В  связи с этим Киотская конвенция содержит отдельную главу, посвященную применению информационных технологий, а также устанавливает применительно к таможенному контролю стандартное правило, в соответствии с которым таможенная служба, где это возможно, использует информационные технологии и средства электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля. Информационным системам и информационным технологиям в таможенном деле. Таможенный Кодекс регулирует такие вопросы применения информационных систем и технологий как: функции, задачи и полномочия таможенных органов в связи с использованием информационных технологий; унификацию информационных систем и технологий со стандартами, действующими в Российской Федерации, а также международными стандартами; обязательность сертификации информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения, а также программно-технических средств защиты информации, применяемых в таможенном деле в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ; правовой статус и содержание информационных ресурсов таможенных органов; требования к информационным системам, информационным технологиям и средствам их обеспечения; защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Таким образом, новый Таможенный Кодекс придает существенное значение информационным технологиям. Это является безусловным шагом вперед, поскольку предыдущий Таможенный Кодекс в части использования информационных технологий лишь предусматривал возможность декларирования товаров и транспортных средств в электронной форме.

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Информационные ресурсы составляют:3

А) документы  и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с ТК ТС;

Б) иные документы и сведения, имеющиеся  в распоряжении таможенных органов в соответствии с ТК ТС и иными федеральными законами.

Положение «О порядке формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов», утвержденное Приказом ГТК от 15 марта 2004г. №315, предусматривает две формы представления информации для формирования и хранения ресурсов: на бумажном носителе и (или) в электронном виде. При несоответствии сведений на бумажных носителях и сведений в электронном виде приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Данная норма связана с тем, что вероятность фальсификации и незаконного изменения содержания информации в электронном виде в современных условиях гораздо выше, чем вероятность фальсификации документов на бумажных носителях. Положения Таможенного Кодекса логически продолжают нормы Доктрины информационной безопасности, посвященные вопросу защиты информации. Доктрина рассматривает вопросы обеспечения информационной безопасности в различных сферах. Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность не выделяются отдельно, а входят в раздел, посвященный экономике, обеспечение информационной безопасности которой названа ключевой в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, тем самым особо подчеркивается важность защиты информации в экономической сфере в целом и в таможенном деле в частности. Наибольшей угрозе в таможенном деле подвержены системы сбора, обработки, хранения и передачи таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства. Под таможенной информацией, скорее всего, следует понимать любые сведения, полученные таможенными органами от участников внешнеэкономической деятельности, относящиеся к информации ограниченного доступа, сведения, относящиеся к категории «для служебного пользования», используемые таможенными органами при осуществлении правоохранительной деятельности, а также любые иные сведения, на основе которых производится расчет таможенных платежей, предоставляются льготы и освобождения по уплате и изменение которых при несанкционированном доступе может нанести вред личности, обществу и государству. Под информацией о внешнеэкономической деятельности государства следует понимать любые сведения о внешнеэкономической деятельности, в которой государство принимает активное участие, и которые не относятся к категории общедоступных сведений. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года содержит раздел, посвященный информационной безопасности, в котором перечислены основания обеспечения необходимого уровня безопасности государственных информационных систем и ресурсов (единые требования защиты, использование сертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, применение криптографических средств защиты сведений, составляющих государственную тайну), а также основные направления повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти. Данный документ предлагает конкретные шаги по совершенствованию защиты информационных систем и технологий применительно ко всей системе власти. Конкретно информационного обеспечения деятельности таможенных органов касается Концепция развития таможенных органов, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №2225-р. Целью Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела. Для этого предлагаются следующие шаги: внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации; создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации; создание операционного центра для обработки информации и принятия решений. Представляется довольно странным, что в Концепции уделено большое внимание применению информационных систем и технологий, но ни слова не сказано об обеспечении информационной безопасности, дается лишь ссылка на Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Данный подход представляется не совсем обоснованным, так как внедрение новых информационных технологий должно идти вместе с развитием систем защиты. Если на первых этапах становления информационных систем и технологий не уделить должного внимания проблеме информационной безопасности, то в дальнейшем мы рискуем столкнуться с проблемой незащищенности всей системы ВЭД перед угрозами неправомерного доступа, копирования и изменения информации, представленной в электронном виде.

Этот  пробел восполняет Концепция обеспечения  информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденная приказом ФТС от 19 сентября 2006г. №900. В Концепции  сформулированы факторы, влияющие или  снижающие эффективность принимаемых  ФТС России мер:

-низкий уровень технической и программной оснащенности, то есть низкий уровень развития инфраструктуры (в том числе и обеспеченность людскими ресурсами);

-ухудшение криминогенной обстановки, все большее проникновение криминала в информационные системы.

На устранение этих факторов и должна быть направлена в первую очередь деятельность ФТС  России в рамках обеспечения информационной безопасности. Это невозможно сделать  автономно, то есть без участия других ведомств и улучшения социально-экономической  обстановки в целом. Кроме этого  Концепция определяет основные угрозы обеспечения информационной безопасности таможенных органов. По своей общей  направленности угрозы информационной безопасности таможенных органов подразделяются на следующие виды:

- угрозы  конституционным правам и свободам  человека и гражданина в информационной  сфере деятельности таможенных  органов;

- угрозы  информационному обеспечению государственной  политики в области таможенного  дела;

- угрозы  развитию отечественной индустрии  информации, включая индустрию средств  информатизации, телекоммуникации  и связи, обеспечению потребностей  таможенных органов в ее продукции,  а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования  отечественных информационных ресурсов  в области таможенного дела;

- угрозы  безопасности информационных и  телекоммуникационных средств и  систем таможенных органов.

Угрозами  безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем таможенных органов  могут являться:

- нарушения  технологии обработки информации  ограниченного доступа, обрабатываемой  в таможенных органах;

- нарушение  законных ограничений на распространение  информации ограниченного доступа,  обрабатываемой в таможенных  органах;

- противоправные  сбор и использование информации  ограниченного доступа, обрабатываемой  в таможенных органах;

- компрометация  ключей и средств криптографической защиты информации;

- перехват  информации в сетях передачи  данных и на линиях связи,  дешифрование этой информации  или ее подмена;

Информация о работе Автоматизация управления таможенной деятельностью