Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:39, реферат

Описание работы

АСТО – комплексная автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, включающая в себя самостоятельные программные модули, автоматизирующие операции, выполняемые должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с нормативно-правовыми актами ФТС России.

Файлы: 1 файл

Автоматизированные системы таможенного оформления.docx

— 29.49 Кб (Скачать файл)

Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО) 
АСТО – комплексная автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, включающая в себя самостоятельные программные модули, автоматизирующие операции, выполняемые должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с нормативно-правовыми актами ФТС России. АСТО осуществляет информационную поддержку принятия решений инспекторами в ходе осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу посредством обработки электронных копий документов, необходимых для таможенных целей, а также анализа информации, содержащейся в базах данных ЕАИС. 
 
С использованием АСТО производится таможенное оформление и таможенный контроль как товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в торговом обороте, так и товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами в упрощенном (льготном) режиме. 
АСТО должна минимально состоять из следующих модулей: 
-модуль контроля за доставкой и транзитом товаров и транспортных средств; 
-модуль контроля товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, на временном хранении; 
-модуль основных операций таможенного оформления и таможенного контроля; 
-модуль декларирования в электронной форме; 
-модуль таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами в упрощенном (льготном) порядке; 
-модуль контроля условного выпуска товаров; 
-модуль оформления результатов фактического контроля (таможенного досмотра); 
-модуль ведения НСИ; 
-модуль обмена данными и взаимодействия с внешними системами.

 
Все программные модули, входящие в  АСТО выполняют следующие функции: 
а) прием требуемых электронных копий документов; 
б) проведение форматно-логического контроля электронных копий документов, представленных к таможенному контролю, на соответствие определенным нормативным актам, структуре и формату данных; 
в) анализ НСИ, в том числе нормативно-методических актов и ориентировок, автоматическая выработка рекомендаций инспектору о необходимости и последовательности осуществления тех или иных действий в процессе таможенного контроля; 
г) выявление рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, выработка рекомендаций должностному лицу по локализации фактов нарушений и дальнейших действиях; 
д) формирование, корректировка и печать электронных форм документов; 
е) формирование отчетов, установленных нормативными актами ФТС России или необходимых инспектору; 
 
ж) протоколирование всех технологических операций. 
Рассмотрим типовой порядок выполнения технологических операций должностными лицами таможенного органав процессе выполнения основного таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в торговом обороте (рис.4.3). Представленная технология не распространяется на случаи декларирования товаров в электронной форме. 
 
Инспектором таможенного органа осуществляется прием от таможенного брокера (декларанта) документов в составе: грузовая таможенная декларация (ГТД), декларация таможенной стоимости (ДТС), контракт, паспорт сделки, сведения об уплате таможенных платежей (платежный документ) и другие документы, требуемые для таможенных целей. ГТД и ДТС представляются также в электронном виде (ГТДэ, ДТСэ) на магнитном носителе или по электронной почте, если в таможенном органе принят такой способ обмена данными с брокером. Инспектор проверяет правильность заполнения бумажных документов, проводит сопоставление сведений, содержащихся в электронных копиях и бумажных документах со сведениями, содержащимися в других базах данных и НСИ. В случае выявления нарушений или несоответствий ГТД не принимается к таможенному оформлению. 
 
Принятые ГТД регистрируются в журнале. В некоторых таможенных органах используется регистрация исключительно в электронном журнале, в некоторых – и в электронном, и в бумажном. Под регистрацией понимается присвоение ГТД регистрационного номера. Формат номера ГТД имеет вид: 
 
XXXXXXXX/ДДММГГ/NNNNNNN, 
 
где XXXXXXXX – код таможенного органа, зарегистрировавшего ГТД, 
 
ДДММГГ – дата регистрации ГТД, 
 
NNNNNNN – номер по порядку. Нумерация начинается с единицы с начала года. 
 
Номер проставляется в документах и их электронных копиях. Электронные копии записываются в базу данных зарегистрированных ГТД таможенного органа. Далее должностными лицами производится процедура основного таможенного контроля. На любом из этапов контроля должностными лицами может быть произведен досмотр товаров, а также взяты образцы для проведения экспертизы товаров. 
 
В части определения правильности кода товара проводится контроль достоверности и полноты сведений, содержащихся в электронных копиях ГТД и иных документах, в целях идентификации товара, также классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Решения о классификации кодов товаров в соответствии с ТНВЭД принимаются в рамках своих полномочий таможенными органами разного уровня. Решения, принятые ФТС России, размещаются на интернет-сайте www.customs.ru. Инспектор, проанализировав предоставленную информацию, принимает решение о классификации кода, либо формирует запрос о предоставлении дополнительных документов. При необходимости вносятся изменения в ГТД (ГТДэ). 
 
Контроль правильности заявленной страны происхождения товаров производится, в частности, для принятия решений о предоставлении тарифных преференций (льгот) и определения сумм таможенных платежей, подлежащих к уплате. Для этого необходимо ознакомиться с документами (решения, сертификаты, контракт и др.) и принять решение о правильности указанной страны.  
 
Контроль лицензий и квот направлен на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, устанавливающего запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров. Инспектор производит проверку наличия и правильность заполнения реквизитов разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля.  
 
Сведения о предоставлении лицензий, квот, товарах требующих обязательной сертификации передаются в ГНИВЦ ФТС министерствами и ведомствами в электронном виде. ГНИВЦ осуществляет рассылку данных в виде НСИ в таможенные органы. В процессе таможенного контроля должностным лицом производится анализ документов и НСИ. При необходимости оформляется запрос на предоставление дополнительных документов. 
 
В части валютного контроля производится сопоставление ГТД и данных, содержащихся в контрактах, паспортах сделки и документах, подтверждающих расчеты с иностранным контрагентом за декларируемые товары.  
 
При контроле правильности определения таможенной стоимости обеспечиваются проверка выбора метода оценки стоимости на основании представленных документов и НСИ, расчет величины стоимости за единицу товара, проведение при необходимости временной (условной) и окончательной корректировок таможенной стоимости (КТС), оформление бумажной и электронной копии КТС, внесение изменений в ГТДэ.  
 
Этап контроля таможенных платежей – один из самых трудоемких и значимых в процессе таможенного оформления. В его составе операции по: 

  •  
    проверке у участника ВЭД наличия задолженностей по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку, пеням за просрочку уплаты таможенных платежей, штрафам;
  •  
    начисление таможенных платежей и пеней (при необходимости), сопоставление и проверка сведений в ГТД (если есть КТС) о начисленных и подлежащих уплате платежах (гр.47, В) ;
  •  
    проверка обеспечения уплаты таможенных платежей;
  •  
    проверка наличия электронного документа, подтверждающего поступление средств в качестве уплаты таможенных платежей представленной ГТД;
  •  
    списание сумм таможенных платежей, пеней и сумм, начисленных при корректировке таможенной стоимости, с лицевого счета участника ВЭД; 
  •  
    оформление и контроль таможенных приходных ордеров при уплате платежей в кассе таможенного органа.

 
В процессе контроля таможенных платежей изменения вносятся как в БД ГТД, так и в базы данных лицевых  счетов, платежных документов, учета  задолженностей и т.д. При необходимости  сведения об оформляемых товарах, суммах платежей, состоянии счета и т.д. передаются в вышестоящий таможенный орган. 
 
В случаях использования особых порядков декларирования (например, с подачей неполной ГТД) состав операций основного таможенного оформления и контроля может отличаться от типовой технологии. В любом случае в конце процесса – принятие решения о выпуске товаров. Таможенным инспектором проставляется в бумажной ГТД (графа Д) штамп «Выпуск разрешен» («Выпуск запрещен»), который заверяется личной номерной печатью (ЛНП) инспектора. В документы и их электронные копии вносятся все необходимые записи и отметки. После этого товар может быть вывезен за пределы Российской Федерации при экспорте или выпущен в свободное обращение при импорте. 
 
Работа с таможенными документами внутри АСТО при этом не заканчивается. Дважды в день осуществляются регламентные передачи выпущенных ГТДэ с таможенного поста в таможню по каналам связи (если пост не использует единую базу данных таможни). Перед передачей данных средствами АСТО производится окончательный полный форматно-логический контроль ГТДэ, подлежащих передаче. Верные ГТДэ по каналам связи передаются в таможню, ошибочные – исправляются с возможным привлечением декларанта и внесением изменений в бумажные документы. 
В состав информационного обеспечения АСТО входят: 
 
1) Первичные документы на бумажных носителях. К ним относятся ГТД, ДТС, КТС, документы контроля доставки (ДКД), книжки МДП, таможенные приходные ордера (ТПО), товаро-сопроводительные и товарно-транспортные документы, контракты, паспорта сделки (ПС), счета, инвойсы, документы об уплате таможенных платежей, разрешения, сертификаты, лицензии, регистрационные документы и др., требуемые для целей таможенного оформления и таможенного контроля. 
 
2) Электронные копии ГТД, ДТС, КТС, ДКД, ТПО (оперативная информация). Базы данных оперативной информации в АСТО в основном в трех видах:

  •  
    dbf-файлы (формат Clipper, dBaseIII);
  •  
    dbf-файлы (формат Visual FoxPro);
  •  
    база данных MS SQL Server.

 
Структура БД оперативной информации в АСТО должна предоставлять возможность  для хранения и обработки всех видов электронных копий документов. Проектирование структуры производится с учетом средств реализации и  используемой СУБД. В связи с этим структуры внутри разных систем таможенного  оформления могут различаться. Передача данных из АСТО в вышестоящий таможенный орган осуществляется в dbf-файлах2, состав и структура которых определяется приказами ГНИВЦ.  
 
3) НСИ в электронном виде. Состав и структура НСИ определяется отраслевым стандартом. Содержание нормативно-справочной информации, используемой для целей таможенного оформления и таможенного контроля – приказами ФТС России. Справочники и классификаторы, содержание которых определено приказами ФТС России или иными нормативными документами ведутся и распространяются ГНИВЦ. В табл. 4.1 приведен краткий перечень НСИ, используемой в процессах таможенного оформления и контроля. Внесение изменений в эту часть НСИ в таможенных органах не допускается. Часть НСИ, ведение которой является прерогативой таможенного органа, ГНИВЦ не распространяется. Введенные данные таможенными органами должны передаваться в таможню, РТУ и ГНИВЦ для создания единой базы данных ЕАИС.  
 
Классификаторы и справочники ведутся и рассылаются в виде dbf-файлов фиксированной структуры. Системами таможенного оформления и другими подсистемами ЕАИС может использоваться внутренний формат, отличный от dbf. В этом случае предусматривается конвертация данных в нужный формат.  
В настоящее время в таможенных органах эксплуатируются следующие системы таможенного оформления: 
АСТО (разработчик Контакт-Софт, г.Белгород). 
АИСТ РТ21 (разработчик ЭКСИ-Софт, г.Санкт-Петербург).

 
Рассмотрим особенности представленных систем таможенного оформления.  
 
АСТО и ее модули, в частности автоматизированное рабочее место таможенного инспектора (АРМ ТИ), были первыми программными средствами таможенного оформления и таможенного контроля (1990-1991г). Программные средства разработаны с использованием системы программирования Clipper и были предназначены для эксплуатации в среде MS DOS. В настоящее время АСТО при проведении необходимой настройки может функционировать в Windows 95, 98, NT, 2000, XP и т.д. Программное средство поддерживает DOS-интерфейс, и с точки зрения интерфейса пользователя не соответствует современному уровню разработок. Тем не менее, таможенники, использовавшие АСТО, находят его интерфейс достаточно удобным вследствие высокой эргономичности, настраиваемости и близости экранных форм ввода и корректировки к формам первичных документов. 
 
АСТО разрабатывалась как наращиваемая система. Его модулями являются автоматизированные рабочие места, использующие общую базу данных. После АРМ ТИ в состав АСТО были включены АРМ Достоверность, выполняющий функции полного форматно-логического контроля ГТДэ, ДТСэ и КТСэ, АРМ контроля таможенных платежей (КТП), предназначенный для решения задач по учету, контролю и анализу поступления и перечисления в бюджет таможенных платежей, как в отделе таможенного оформления, так и в отделе таможенных платежей, АРМ ТПО для выполнения функций сбора данных о перемещении товаров физическими лицами в неторговом обороте.  
 
Функциональная структура АСТО является наиболее полной и позволяет решать все задачи в процессе типового таможенного оформления.  
 
Основным недостатком этой системы является устаревшая платформа реализации. Однако, требования к техническим средствам у АСТО минимальные, что позволяет использовать эту систему при небольших объемах данных на слабых комплексах технических средств (процессор начиная от Intel 386). Сегодня АСТО и ее составляющие – самые широко используемые программные средства таможенного оформления и контроля. 
 
Автоматизированная информационная система таможни (АИСТ) РТ21 – программный продукт, появившийся в таможенных органах в 1997 году. Система АИСТ РТ 21 реализована на основе технологии «клиент-сервер» с использованием для серверной части СУБД MS SQL Server, клиентской – Delphi.  
 
С появлением АИСТ РТ 21 таможенные органы получили инструмент, позволяющий хранить, обрабатывать и передавать данные современными методами, значительно повысить оперативность, надежность и интегрированность системы. Кроме того, объемы данных в крупных таможенных органах постоянно растут и давно «переросли» возможности dbf-файлов. Внедрение АИСТ РТ 21 диктовалось не только требованиями к современному уровню разработок, но и необходимостью оперативного решения всего комплекса задач таможенного оформления и таможенного контроля на больших объемах данных, с возможностью выполнения своих функций одновременно несколькими должностными лицами. 
 
Недостатком АИСТ РТ 21 можно считать высокие требования к комплексу технических средств, уровню подготовки персонала и относительно невысокую эргономику при выполнении операций ввода, корректировки и контроля данных. 
 
В отдельных таможенных органах применяются другие программные средства таможенного оформления и контроля. Их распространение весьма ограничено и объясняется наличием специфических требований или технологических операций в данном таможенном органе. В настоящее время ГНИВЦ рекомендует для использования в крупных таможенных органах и (или) при наличии технических возможностей АИСТ РТ 21, в других случаях – АСТО. 


Информация о работе Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО)