Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:39, реферат
АСТО – комплексная автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, включающая в себя самостоятельные программные модули, автоматизирующие операции, выполняемые должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с нормативно-правовыми актами ФТС России.
Автоматизированные системы таможенного
оформления (АСТО)
АСТО – комплексная автоматизированная
система таможенного оформления и таможенного
контроля, включающая в себя самостоятельные
программные модули, автоматизирующие
операции, выполняемые должностными лицами
таможенных органов при осуществлении
таможенного оформления и таможенного
контроля в соответствии с нормативно-правовыми
актами ФТС России. АСТО осуществляет
информационную поддержку принятия решений
инспекторами в ходе осуществления таможенного
контроля товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу
посредством обработки электронных копий
документов, необходимых для таможенных
целей, а также анализа информации, содержащейся
в базах данных ЕАИС.
С использованием АСТО производится таможенное
оформление и таможенный контроль как
товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической
деятельности в торговом обороте, так
и товаров, не предназначенных для коммерческой
деятельности, перемещаемых физическими
лицами в упрощенном (льготном) режиме.
АСТО должна минимально состоять из следующих
модулей:
-модуль контроля за доставкой и транзитом
товаров и транспортных средств;
-модуль контроля товаров и транспортных
средств, находящихся под таможенным контролем,
на временном хранении;
-модуль основных операций таможенного
оформления и таможенного контроля;
-модуль декларирования в электронной
форме;
-модуль таможенного оформления товаров,
не предназначенных для производственной
или иной коммерческой деятельности, перемещаемых
физическими лицами в упрощенном (льготном)
порядке;
-модуль контроля условного выпуска товаров;
-модуль оформления результатов фактического
контроля (таможенного досмотра);
-модуль ведения НСИ;
-модуль обмена данными и взаимодействия
с внешними системами.
Все программные модули, входящие в
АСТО выполняют следующие функции:
а) прием требуемых электронных копий
документов;
б) проведение форматно-логического контроля
электронных копий документов, представленных
к таможенному контролю, на соответствие
определенным нормативным актам, структуре
и формату данных;
в) анализ НСИ, в том числе нормативно-методических
актов и ориентировок, автоматическая
выработка рекомендаций инспектору о
необходимости и последовательности осуществления
тех или иных действий в процессе таможенного
контроля;
г) выявление рисков, возникающих при таможенном
оформлении и таможенном контроле товаров,
выработка рекомендаций должностному
лицу по локализации фактов нарушений
и дальнейших действиях;
д) формирование, корректировка и печать
электронных форм документов;
е) формирование отчетов, установленных
нормативными актами ФТС России или необходимых
инспектору;
ж) протоколирование всех технологических
операций.
Рассмотрим типовой порядок выполнения
технологических операций должностными
лицами таможенного органа1 в процессе
выполнения основного таможенного оформления
и таможенного контроля товаров, перемещаемых
участниками внешнеэкономической деятельности
в торговом обороте (рис.4.3). Представленная
технология не распространяется на случаи
декларирования товаров в электронной
форме.
Инспектором таможенного органа осуществляется
прием от таможенного брокера (декларанта)
документов в составе: грузовая таможенная
декларация (ГТД), декларация таможенной
стоимости (ДТС), контракт, паспорт сделки,
сведения об уплате таможенных платежей
(платежный документ) и другие документы,
требуемые для таможенных целей. ГТД и
ДТС представляются также в электронном
виде (ГТДэ, ДТСэ) на магнитном носителе
или по электронной почте, если в таможенном
органе принят такой способ обмена данными
с брокером. Инспектор проверяет правильность
заполнения бумажных документов, проводит
сопоставление сведений, содержащихся
в электронных копиях и бумажных документах
со сведениями, содержащимися в других
базах данных и НСИ. В случае выявления
нарушений или несоответствий ГТД не принимается
к таможенному оформлению.
Принятые ГТД регистрируются в журнале.
В некоторых таможенных органах используется
регистрация исключительно в электронном
журнале, в некоторых – и в электронном,
и в бумажном. Под регистрацией понимается
присвоение ГТД регистрационного номера.
Формат номера ГТД имеет вид:
XXXXXXXX/ДДММГГ/NNNNNNN,
где XXXXXXXX – код таможенного органа, зарегистрировавшего
ГТД,
ДДММГГ – дата регистрации ГТД,
NNNNNNN – номер по порядку. Нумерация начинается
с единицы с начала года.
Номер проставляется в документах и их
электронных копиях. Электронные копии
записываются в базу данных зарегистрированных
ГТД таможенного органа. Далее должностными
лицами производится процедура основного
таможенного контроля. На любом из этапов
контроля должностными лицами может быть
произведен досмотр товаров, а также взяты
образцы для проведения экспертизы товаров.
В части определения правильности кода
товара проводится контроль достоверности
и полноты сведений, содержащихся в электронных
копиях ГТД и иных документах, в целях
идентификации товара, также классификации
товара в соответствии с товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД).
Решения о классификации кодов товаров
в соответствии с ТНВЭД принимаются в
рамках своих полномочий таможенными
органами разного уровня. Решения, принятые
ФТС России, размещаются на интернет-сайте www.customs.ru. Инспектор, проанализировав предоставленную
информацию, принимает решение о классификации
кода, либо формирует запрос о предоставлении
дополнительных документов. При необходимости
вносятся изменения в ГТД (ГТДэ).
Контроль правильности заявленной страны
происхождения товаров производится,
в частности, для принятия решений о предоставлении
тарифных преференций (льгот) и определения
сумм таможенных платежей, подлежащих
к уплате. Для этого необходимо ознакомиться
с документами (решения, сертификаты, контракт
и др.) и принять решение о правильности
указанной страны.
Контроль лицензий и квот направлен на
обеспечение соблюдения законодательства
Российской Федерации, устанавливающего
запреты и ограничения на ввоз и вывоз
отдельных товаров. Инспектор производит
проверку наличия и правильность заполнения
реквизитов разрешений, лицензий, сертификатов,
предусмотренных законодательством, а
также сведений, подтверждающих прохождение
ветеринарного, фитосанитарного и иных
видов контроля.
Сведения о предоставлении лицензий, квот,
товарах требующих обязательной сертификации
передаются в ГНИВЦ ФТС министерствами
и ведомствами в электронном виде. ГНИВЦ
осуществляет рассылку данных в виде НСИ
в таможенные органы. В процессе таможенного
контроля должностным лицом производится
анализ документов и НСИ. При необходимости
оформляется запрос на предоставление
дополнительных документов.
В части валютного контроля производится
сопоставление ГТД и данных, содержащихся
в контрактах, паспортах сделки и документах,
подтверждающих расчеты с иностранным
контрагентом за декларируемые товары.
При контроле правильности определения
таможенной стоимости обеспечиваются
проверка выбора метода оценки стоимости
на основании представленных документов
и НСИ, расчет величины стоимости за единицу
товара, проведение при необходимости
временной (условной) и окончательной
корректировок таможенной стоимости (КТС),
оформление бумажной и электронной копии
КТС, внесение изменений в ГТДэ.
Этап контроля таможенных платежей –
один из самых трудоемких и значимых в
процессе таможенного оформления. В его
составе операции по:
В процессе контроля таможенных платежей
изменения вносятся как в БД ГТД,
так и в базы данных лицевых
счетов, платежных документов, учета
задолженностей и т.д. При необходимости
сведения об оформляемых товарах, суммах
платежей, состоянии счета и т.д.
передаются в вышестоящий таможенный
орган.
В случаях использования особых порядков
декларирования (например, с подачей неполной
ГТД) состав операций основного таможенного
оформления и контроля может отличаться
от типовой технологии. В любом случае
в конце процесса – принятие решения о
выпуске товаров. Таможенным инспектором
проставляется в бумажной ГТД (графа Д)
штамп «Выпуск разрешен» («Выпуск запрещен»),
который заверяется личной номерной печатью
(ЛНП) инспектора. В документы и их электронные
копии вносятся все необходимые записи
и отметки. После этого товар может быть
вывезен за пределы Российской Федерации
при экспорте или выпущен в свободное
обращение при импорте.
Работа с таможенными документами внутри
АСТО при этом не заканчивается. Дважды
в день осуществляются регламентные передачи
выпущенных ГТДэ с таможенного поста в
таможню по каналам связи (если пост не
использует единую базу данных таможни).
Перед передачей данных средствами АСТО
производится окончательный полный форматно-логический
контроль ГТДэ, подлежащих передаче. Верные
ГТДэ по каналам связи передаются в таможню,
ошибочные – исправляются с возможным
привлечением декларанта и внесением
изменений в бумажные документы.
В состав информационного обеспечения
АСТО входят:
1) Первичные документы на бумажных носителях.
К ним относятся ГТД, ДТС, КТС, документы
контроля доставки (ДКД), книжки МДП, таможенные
приходные ордера (ТПО), товаро-сопроводительные
и товарно-транспортные документы, контракты,
паспорта сделки (ПС), счета, инвойсы, документы
об уплате таможенных платежей, разрешения,
сертификаты, лицензии, регистрационные
документы и др., требуемые для целей таможенного
оформления и таможенного контроля.
2) Электронные копии ГТД, ДТС, КТС, ДКД,
ТПО (оперативная информация). Базы данных
оперативной информации в АСТО в основном
в трех видах:
Структура БД оперативной информации
в АСТО должна предоставлять возможность
для хранения и обработки всех
видов электронных копий
3) НСИ в электронном виде. Состав и структура
НСИ определяется отраслевым стандартом.
Содержание нормативно-справочной информации,
используемой для целей таможенного оформления
и таможенного контроля – приказами ФТС
России. Справочники и классификаторы,
содержание которых определено приказами
ФТС России или иными нормативными документами
ведутся и распространяются ГНИВЦ. В табл.
4.1 приведен краткий перечень НСИ, используемой
в процессах таможенного оформления и
контроля. Внесение изменений в эту часть
НСИ в таможенных органах не допускается.
Часть НСИ, ведение которой является прерогативой
таможенного органа, ГНИВЦ не распространяется.
Введенные данные таможенными органами
должны передаваться в таможню, РТУ и ГНИВЦ
для создания единой базы данных ЕАИС.
Классификаторы и справочники ведутся
и рассылаются в виде dbf-файлов фиксированной
структуры. Системами таможенного оформления
и другими подсистемами ЕАИС может использоваться
внутренний формат, отличный от dbf. В этом
случае предусматривается конвертация
данных в нужный формат.
В настоящее время в таможенных органах
эксплуатируются следующие системы таможенного
оформления:
АСТО (разработчик Контакт-Софт, г.Белгород).
АИСТ РТ21 (разработчик ЭКСИ-Софт, г.Санкт-Петербург).
Рассмотрим особенности
АСТО и ее модули, в частности автоматизированное
рабочее место таможенного инспектора
(АРМ ТИ), были первыми программными средствами
таможенного оформления и таможенного
контроля (1990-1991г). Программные средства
разработаны с использованием системы
программирования Clipper и были предназначены
для эксплуатации в среде MS DOS. В настоящее
время АСТО при проведении необходимой
настройки может функционировать в Windows
95, 98, NT, 2000, XP и т.д. Программное средство
поддерживает DOS-интерфейс, и с точки зрения
интерфейса пользователя не соответствует
современному уровню разработок. Тем не
менее, таможенники, использовавшие АСТО,
находят его интерфейс достаточно удобным
вследствие высокой эргономичности, настраиваемости
и близости экранных форм ввода и корректировки
к формам первичных документов.
АСТО разрабатывалась как наращиваемая
система. Его модулями являются автоматизированные
рабочие места, использующие общую базу
данных. После АРМ ТИ в состав АСТО были
включены АРМ Достоверность, выполняющий
функции полного форматно-логического
контроля ГТДэ, ДТСэ и КТСэ, АРМ контроля
таможенных платежей (КТП), предназначенный
для решения задач по учету, контролю и
анализу поступления и перечисления в
бюджет таможенных платежей, как в отделе
таможенного оформления, так и в отделе
таможенных платежей, АРМ ТПО для выполнения
функций сбора данных о перемещении товаров
физическими лицами в неторговом обороте.
Функциональная структура АСТО является
наиболее полной и позволяет решать все
задачи в процессе типового таможенного
оформления.
Основным недостатком этой системы является
устаревшая платформа реализации. Однако,
требования к техническим средствам у
АСТО минимальные, что позволяет использовать
эту систему при небольших объемах данных
на слабых комплексах технических средств
(процессор начиная от Intel 386). Сегодня АСТО
и ее составляющие – самые широко используемые
программные средства таможенного оформления
и контроля.
Автоматизированная информационная система
таможни (АИСТ) РТ21 – программный продукт,
появившийся в таможенных органах в 1997
году. Система АИСТ РТ 21 реализована на
основе технологии «клиент-сервер» с использованием
для серверной части СУБД MS SQL Server, клиентской
– Delphi.
С появлением АИСТ РТ 21 таможенные органы
получили инструмент, позволяющий хранить,
обрабатывать и передавать данные современными
методами, значительно повысить оперативность,
надежность и интегрированность системы.
Кроме того, объемы данных в крупных таможенных
органах постоянно растут и давно «переросли»
возможности dbf-файлов. Внедрение АИСТ
РТ 21 диктовалось не только требованиями
к современному уровню разработок, но
и необходимостью оперативного решения
всего комплекса задач таможенного оформления
и таможенного контроля на больших объемах
данных, с возможностью выполнения своих
функций одновременно несколькими должностными
лицами.
Недостатком АИСТ РТ 21 можно считать высокие
требования к комплексу технических средств,
уровню подготовки персонала и относительно
невысокую эргономику при выполнении
операций ввода, корректировки и контроля
данных.
В отдельных таможенных органах применяются
другие программные средства таможенного
оформления и контроля. Их распространение
весьма ограничено и объясняется наличием
специфических требований или технологических
операций в данном таможенном органе.
В настоящее время ГНИВЦ рекомендует для
использования в крупных таможенных органах
и (или) при наличии технических возможностей
АИСТ РТ 21, в других случаях – АСТО.
Информация о работе Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО)