Борьба с контрабандой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность борьбы с контрабандой.
Предметом настоящего исследования является методы борьбы с контрабандой наркотических средств (алкоголя, оружия).
Объектом исследования является криминальная деятельность, связанная с контрабандным перемещением через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств (алкоголя, оружия).

Файлы: 1 файл

продолжение.docx

— 50.90 Кб (Скачать файл)

увеличению  потоков  незаконной иммиграции граждан третьих  стран  через  территорию России, попыткам оседания части из них в пограничных  регионах нашей страны и экономического освоения российской территории.

Контрабанда представляет собой относительно известное явление в жизни  российского общества, и во все  исторические периоды борьба с контрабандой являлась государственным делом. Поэтому  государство в лице специальных  органов предпринимает различные  меры в борьбе с контрабандой.

В системе правоохранительных органов  Российской Федерации, осуществляющих защиту экономических интересов  и экономической безопасности государства, особое место занимают таможенные органы Российской Федерации. На них возложено  осуществление таможенного дела, под которым понимается «совокупность  методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу».[7,423]

Под перемещением в соответствии с  таможенным законодательством следует  понимать совершение действий по ввозу  на таможенную территорию и вывозу с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств любым способом. Это сложное  понятие, включающее в себя два обязательных элемента:

а) совершение действий по ввозу или  вывозу

б) пересечение таможенной границы.

Принципы и порядок перемещения  товаров предусмотрены в разделе II Таможенного кодекса России. Действия по ввозу и вывозу совершаются  в строго определенном месте, порядке  и в установленное законом  время в соответствии с видом  таможенного режима товара. [3,105]

С какими трудностями таможенным органам  приходится сталкиваться в борьбе с контрабандой?

Есть  определенные трудности и при  работе по некоторым составам  преступлений, например по статьям 180 (незаконное использование товарного знака), 327(подделка документов, штампов и печатей), 228(незаконный оборот наркотиков) УК РФ.

Несмотря на то, что таможенники  постоянно с этими преступлениями сталкиваются, они в сферу их компетенции  по закону не входят. Но если жизнь заставляет выявлять эти преступления, тогда надо изменить и УПК РФ так, чтобы пустить таможенников в эту сферу.    

Например, доказать контрабанду наркотиков очень сложно. Как правило, берут контрабандиста на нашей территории  уже внутри страны, на внутренней  таможне. Но таможенники не  имеют права возбудить уголовное  дело по 228 статье - это должна  делать или милиция, или органы  ФСКН. Очевидно, необходимость альтернативной компетенции по таким преступлениям.

Кроме того,соответствующим структурам  по борьбе с контрабандой не  хватает сегодня еще и следствия  они работают только в пределах  дознания и после установленного  законом срока обязаны передать  дело в прокуратуру, а там уже определяется, какому органу отправлять его на доследование. Нужно, чтобы именно следователи-таможенники доводили каждое дело до конца. Это объясняется спецификой таможенных правонарушений и уровнем совершения преступлений, разобраться в которых может только специалист из таможни.[8,366]

Таким образом,  опасность контрабанды определяется тем, что в результате нелегального ввоза в страну товаров, реализуемых затем по низким ценам, падает спрос на отечественную продукцию, снижается конкурентоспособность отечественных товаров, что негативно сказывается на развитии экономики в целом. Зачастую контрабандно ввозимые товары не соответствуют международным и российским стандартам и критериям качества. Очевидным фактом стала интернационализация контрабанды: за последние несколько лет сложились крупные мафиозные структуры с хорошо отлаженными зарубежными связями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Борьба с контрабандой на современном этапе

 

   2.1. Основные задачи и методы по борьбе с контрабандой на современном этапе  

 В процессе осуществления  таможенной политики и борьбы  с контрабандой реализуются две  группы целей: экономические и  правоохранительные.    

 Экономические цели таможенной  деятельности связанны с осуществлением  фискальной и регулятивной функцией  таможенного дела. Фискальная функция  направлена на пополнение доходной  части государственного бюджета  за счет взимания таможенных  платежей (пошлин, налогов, сборов  и т.д.). Регулятивная (протекционистская)  функция призвана посредством  установления таможенных тарифов,  запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитие  национальной экономики, защищать  отечественный рынок, обеспечивать  привлечение иностранных инвестиций  и т.д. 

 Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей), охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и др.

В условиях либерализации внешней  торговли значительно повышается роль и значение оперативно-розыскной  деятельности как инструмента борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической сфере. В  настоящее время более 70 % преступлений в таможенной сфере выявляется в  результате осуществления оперативно-розыскной  деятельности, которая ориентирована  на повышение эффективности мероприятий  по предупреждению и раскрытию контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей, незаконного перемещения технологий, а также невозвращения культурных ценностей, вывезенных с территории России и валютной выручки от товаров, вывезенных за рубеж. [11,117]  

 В России 36 таможен, в каждой из которых существуют отделы: оперативно-розыскной, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды.

Более опасный вид контрабанды  предусмотрен ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Ее предмет составляют: 1) наркотические  средства; 2) психотропные вещества; 3) сильнодействующие  вещества; 4) ядовитые вещества; 5) отравляющие  вещества; 6) радиоактивные вещества;7) взрывчатые вещества; 8) вооружение; 9) взрывные устройства; 10) огнестрельное оружие; 11) боеприпасы; 12) оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое  и другое); 13) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения  и в отношении которых установлены  специальные правила перемещения  через таможенную границу РФ; 14) стратегически  важные сырьевые товары и 15) культурные ценности. В отношении двух последних  установлены специальные правила  перемещения через таможенную границу  РФ, что определяет их относимость  к предмету контрабанды. Этот перечень является исчерпывающим. [2,140]  

 Особое внимание оперативно-розыскных подразделений при экспорте-импорте сосредоточено на выявлении и пресечении возможных каналов незаконного перемещения товаров, борьбе с недостоверным декларированием и контрабандой, преступлениями в кредитно-финансовой сфере. В основном, криминалитет сегодня пытается незаконно перемещать через российские границы автомобили, энергоресурсы, товары народного потребления, электротехнику и стройматериалы.

Существует огромное количество схем ухода от платежей, и наиболее серьезная  из них - использование подложных  товаросопроводительных документов. При  такой схеме грузы «идут» сразу  с двумя комплектами документов - настоящими и поддельными. При выезде из сопредельного государства предъявляются  правильные документы, после этого  они меняются, и на российской границе оформляются уже по подложным документам. Например, финские таможенники не скрывают, что 60% грузов из этой страны «идут» по подложным документам, то есть контрабандой. Часть из этих документов делается за границей, а часть в России. И когда осуществляется контроль на российской таможне, на этих поддельных документах уже есть соответствующие отметки о прохождении таможни сопредельного государства.[8,75]   

 При импорте товаров предпринимаются  попытки занижения таможенной  стоимости, использования "фирм-однодневок" и т.д. Как правило, в группу  риска входят такие высоко  облагаемые налогами товары, как  обувь, одежда, мебель, электроника  и бытовая техника и т.п.  При экспорте товаров усилия  правоохранительного блока таможенной  службы направлены на пресечение  правонарушений при вывозе за  пределы Российской Федерации  леса и лесоматериалов, черных  и цветных металлов, морских биоресурсов,  противодействие незаконному возврату  НДС при "ложном экспорте".

Очень актуальна и проблема незаконного  вывоза леса - это один из самых криминогенных  товаров. Россия - один из ведущих мировых  производителей и экспортеров леса и лесоматериалов. Не секрет, что  часть лесной продукции вывозится  за рубеж с нарушениями законодательства, тем самым наносится ущерб  не только бюджету страны, но и экологической  безопасности России. Проблема состоит  в том, что таможенная служба просто не может учитывать объемы вывозимого леса, так как в России в настоящее  время нет для этого методик. Сейчас таможенникам в пункте пропуска предоставляются сопроводительные документы на лес, и они вынуждены  соглашаться с тем, что в них  указано. Таможенник же - не контролер  в прямом смысле - как проверить  все вагоны, загруженные лесом-«кругляком» (необработанными бревнами)?[7,615]    

 Например, в той же Финляндии  лес учитывается по объемам  выталкиваемой из резервуаров  воды при погружении туда конкретной  партии «кругляка». А у нас  пока в каждом вагоне за  границу «уходят» от семи до  десяти лишних кубометров леса. Хотя наработки в этой области существуют уже сейчас: на Дальнем Востоке придумали электронный способ учета древесины, при котором к каждому бревну прикрепляется электронный чип, содержащий информацию для контроля. А таможенники уже только считывают информацию. Пока это единичные партии, но к этому таможня придет в самое ближайшее время. Финансироваться эта система будет за счет тех, кто перемещает товар.

Одной из основных задач, возложенных  на таможенные органы, является борьба с контрабандой культурных ценностей. За последнее десятилетие таможенными  органами пресечено незаконное перемещение  через границу более 90 тысяч предметов, представляющих культурную и историческую ценность. С начала 2005 г. по фактам незаконного  перемещения культурных ценностей  таможенными органами возбуждено 174 дела об административных правонарушениях  и 96 уголовных дел по статье «контрабанда».

Как показывает практика, контрабанда  является одним из самых распространенных таможенных преступлений. Ежегодно суды рассматривают сотни уголовных  дел о них. Вместе с тем в  судах все чаще высказывается  мнение о том, что содеянное следовало  бы квалифицировать не как контрабанду (ст. 188 УК РФ), а как уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). А при соответствующем изменении  квалификации судьи, посчитав сроки  давности за уклонение от уплаты таможенных платежей истекшими, прекращают дело производством. Криминальные элементы такой судебно-следственной практикой, конечно же, довольны и  продолжают причинять своей незаконной деятельностью колоссальный ущерб  государству, придумывая все новые  и новые способы обмана последнего. В связи с этим разрешения требует  целый ряд вопросов: каковы четкие разграничительные критерии объективных  и субъективных признаков указанных  составов преступлений, возможна ли квалификация по совокупности ст. 188 и 194 УК РФ либо по иным составам преступлений, с какого момента контрабанда считается оконченным составом преступления? Их рассмотрению и посвящена данная статья.[8,310]

Подводя итоги можно сказать, что контрабанда  и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти  установленный  порядок  перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а  арсенал  ухищрений  и  изощренных тайных методов  и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется. Поэтому, основным  резервом эффективной деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и  внедрение методов оперативно-розыскной деятельности. Эффективность борьбы с контрабандой во многом зависит от содержания уголовно-правовых запретов и их толкования при квалификации содеянного.

 

2.2. Уголовная ответственность за контрабанду

При незаконном перемещении через  таможенную границу РФ товаров и  предметов нарушается порядок государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, который в себя включает общий, а в отношении отдельной  группы товаров и предметов - специальный  порядок перемещения их заграницу.

Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред либо создается угроза его причинения: экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически важных сырьевых товаров); 
общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и др. веществ, огнестрельного оружия и т.д.); 
национальной безопасности России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или ввозе оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании); интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей).

Информация о работе Борьба с контрабандой