Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:42, научная работа
Цель работы – изучить назначение Евразийской экономической комиссии, ее цели и задачи.
В первом разделе разобраны базовые понятия, на которых базируется проведенное исследование.
Первая глава посвящена целям и задачам Евразийской экономической комиссии, из которой можно сделать вывод о том, что одна из приоритетных задач направлена на разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции.
Дальнейший вектор развития евразийской интеграции (после ТС и ЕЭП) был определен президентами России, Белоруссии и Казахстана в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года.
Перед государствами-членами ТС и ЕЭП поставлена стратегическая задача по качественному углублению интеграции. Это, прежде всего, полная реализация потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства, завершение к 1 января 2015 г. кодификации международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП, и создание на этой основе Евразийского экономического союза.
Главным инструментом реализации данной задачи должен стать Договор о Евразийском экономическом союзе, подготовка которого началась в 2012 году, а 29 мая 2014 г. в г.Астане он был подписан главами государств ТС и ЕЭП.6
В июне-декабре 2014 года стороны должны завершить все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Договора в силу с 1 января 2015 г., то есть ратифицировать его.
Цель Договора – обеспечить переход к следующей после ТС и ЕЭП стадии интеграции, устранить барьеры для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, реализовать скоординированную, согласованную или единую политику в ведущих отраслях экономики.
Основу Договора составили действующие соглашения ТС и ЕЭП, которые были систематизированы, переработаны и дополнены. Также источником формирования текста Договора явилась договорно-правовая база Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) в той части, в которой она не противоречит договоренностям ТС и ЕЭП. При этом нормативно-правовая база Союза существенно расширена за счет включения новых тем и направлений, по которым не было договоренностей в ТС и ЕЭП.
Положения Договора приведены в соответствие с правилами и нормами ВТО.
Принципиально отметить, что в институциональной части Договора определяется международно-правовой статус Союза как международной организации региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Союз может проводить внешнеторговую политику и заключать договоры с третьими странами.
Функциональная часть Договора закрепляет базовые договоренности Союза по таким направлениям сотрудничества, как таможенно-тарифное регулирование, внешнеторговая политика, техническое регулирование и санитарные меры и т.д.
Создание общего финансового рынка — важнейшая задача стран-участниц Единого экономического пространства. Важнейшей задачей ЕЭП должно стать создание общего финансового рынка, который обеспечит эффективное распределение капитала, позволит диверсифицировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг и снять барьеры по взаимному допуску.
Следует отметить, что экономики трех стран развивались с разной скоростью, и сегодня существуют различия в регулировании и надзоре на финансовом рынке. Поэтому первым шагом на пути к интеграции является гармонизация национальных законодательств стран-участниц ЕЭП в финансовой сфере.
Для этого планируется в рамках
ЕЭП принять два соглашения: Соглашение
о требованиях к осуществлению деятельности
на финансовых рынках государств-членов
ЕЭП и Соглашение по обмену информацией
между уполномоченными органами государств-членов
Единого экономического пространства
и Евразийской экономической комиссией.
Целью первого соглашения является сближение
подходов к регулированию деятельности
на финансовом рынке, в частности в сфере
требований и условий выдачи лицензии
на осуществление финансовых услуг. Реализация
второго соглашения создаст условия надзорным
органам для обмена как общедоступной
информацией, так и информацией конфиденциального
характера. Принятие данных мер будет
способствовать ускорению интеграционных
процессов в финансовой сфере и созданию
в перспективе общего рынка финансовых
услуг в рамках ЕЭП.7
Вместе с тем в настоящее время имеют место некоторые проблемы в сфере рынка страховых услуг. В частности, требуют решения вопросы взаимного признания полисов по обязательному страхованию гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств в рамках ЕЭП и сокращения барьеров для осуществления трансграничного перестрахования в рамках ЕЭП.
Также хотелось отметить важность
разработки единого стратегического документа
по развитию финансовых рынков стран ЕЭП.
В настоящее время в каждом из государств-членов
ТС и ЕЭП приняты и действуют долгосрочные
национальные программы развития финансовых
рынков. В Республике Беларусь — Программа
развития рынка ценных бумаг Республики
Беларусь на 2011–2015 годы, в Республике
Казахстан — Концепция развития финансового
сектора Республики Казахстан в посткризисный
период, в Российской Федерации — Стратегия
развития финансового рынка РФ на период
до 2020 года и Стратегия развития банковского
сектора РФ на период до 2015 года.
В соответствии со статьей 5 Приложения
V к Соглашению о торговле услугами и инвестициях
в государствах-участниках Единого экономического
пространства к 2020 году должен быть завершен
процесс гармонизации национальных законодательств,
регулирующих рынки финансовых услуг
государств-членов ТС и ЕЭП. Поэтому целесообразно
систематизировать все направления деятельности
по формированию единого рынка услуг и
капиталов.
В связи с этим Евразийская экономическая
комиссия считает необходимым к 2015 году
разработать Стратегию развития финансовых
рынков государств-участников ЕЭП, что
позволит определить ориентиры развития
интеграционных процессов на перспективу
и согласовать долгосрочную политику
стран в области развития финансовых рынков.
С созданием интегрированного финансового
рынка возникнет необходимость его регулирования
на макроуровне. Поэтому актуальное значение
приобретает создание наднационального
органа по регулированию финансового
рынка ЕЭП. 8
Говоря о развитии интеграционных процессов в рамках ТС и ЕЭП, нельзя не отметить проблемы взаимодействия бизнес-структур стран.
Для предпринимательского сектора стран важное значение имеет отмена процедуры повторной сертификации товаров, поставляемых в рамках ЕЭП.Кроме того, товаропроизводители при осуществлении экспортных операций вынуждены оформлять сертификат происхождения на каждую партию товара, что приводит к временным и финансовым затратам. Поэтому актуальное значение имеют решение этого вопроса и формирование более гибкого механизма развития взаимной торговли между государствами ЕЭП.9
Отдельной проблемой является взаимодействие стран в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Все еще сохраняются серьезные ограничения со стороны России и Беларуси по доступу казахстанской продукции на их рынок.
В связи с этим Евразийской экономической комиссией совместно с компетентными органами Сторон подготовлен проект Соглашения о производстве и обороте этилового спирта и алкогольной продукции на единой таможенной территории Таможенного союза и Едином экономическом пространстве.
Развитие малого и среднего бизнеса в наших странах сдерживается наличием всевозможных административных барьеров. Так, серьезным фактором, ограничивающим взаимодействие бизнес-структур государств ТС и ЕЭП, являются сохраняющиеся проблемы в таможенной и транспортной сферах, высокая стоимость и длительное время транспортировки, невозможность использования каботажа на территории России резидентами Казахстана и Беларуси, отсутствие стабильных условий ведения бизнеса.
Деятельность по устранению барьеров, в том числе в сфере оказания услуг и инвестиций в настоящее время проводится силами отраслевых департаментов блока по экономике и финансовой политике ЕЭК, в том числе на площадке Консультативного комитета по вопросам предпринимательства при Коллегии ЕЭК.
На повестке дня стоят вопросы повышения конкурентоспособности государств ЕЭП, развития производств с высокой добавленной стоимостью, активизации сотрудничества наших стран в научно-технологической сфере. Это позволит решить важнейшую задачу, стоящую перед нашими странами — задачу модернизации и диверсификации экономического развития. Поэтому на повестке дня стоят проблемы инновационного развития стран, создания наукоемкой экономики, развития высокотехнологичных производств.
В связи с этим важное значение приобретает создание нормативно-правовой базы по защите интеллектуальной собственности. С созданием Единого экономического пространства система защиты интеллектуальной собственности также должна быть единой.10
Говоря сегодня об экономическом сотрудничестве государств ТС, нельзя не отметить вопросы транспортного взаимодействия наших стран. В частности, в рамках ЕЭП достигнуты и реализуются с 1 января 2013 года договоренности по использованию унифицированных железнодорожных тарифов. Т.е. если раньше в государствах ТС действовали три тарифа (экспортный, импортный и внутригосударственный), то в настоящее время перевозка грузов грузоотправителями стран ТС в рамках ЕЭП осуществляется по внутригосударственному тарифу. Реализация данной нормы, безусловно, будет способствовать эффективному использованию транзитного потенциала наших стран, развитию торгово-экономического сотрудничества и углублению взаимодействия бизнес-структур государств ТС и ЕЭП.
Говоря сегодня о социальном измерении развития государств, необходимо отметить нерешенность многих проблем в сфере трудовой миграции, что является серьезным тормозом для активизации экономического сотрудничества в регионе, создания совместных производств, сокращения безработицы и повышения уровня жизни населения в наших странах.
Взаимодействие государств-членов ТС и ЕЭП в сфере трудовой миграции является одним из приоритетных направлений деятельности Евразийской экономической комиссии.
На сегодняшний день снята значительная часть ограничений по допуску на общий рынок труда граждан Казахстана и России, кроме того, увеличен срок временного пребывания трудящихся-мигрантов и членов их семей на территориях двух стран без регистрации до 30 суток.
Данные шаги способствуют повышению качества экономического взаимодействия и темпов роста экономик наших государств. В дальнейшем нам предстоит напряженная работа по ликвидации оставшихся бюрократических барьеров на пути свободного передвижения наших граждан.
Вместе с тем, следует признать, что вопросы социального и медицинского обеспечения трудящихся-мигрантов, посещения их детьми дошкольных учреждений в соответствии с договоренностями в рамках ЕЭП регулируются законодательством государства трудоустройства и поэтому не обеспечивают равных условий при их реализации. Не урегулированы на уровне «тройки» и вопросы, связанные с пенсионным обеспечением трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Сторон, взаимным признанием их документов об образовании, работой по патенту (на основе гражданско-правового договора) и некоторые другие.
Для решения большинства проблем требуются финансовые затраты принимающих государств и, в этой связи, соответствующие предложения по их урегулированию нуждаются в серьезной проработке.
Снятие внутренних формальностей, мешающих гражданам действовать в рамках ЕЭП так же, как они действуют на отечественном внутреннем рынке, высвобождает ресурсы для экономического роста, способствует увеличению занятости и развитию крупномасштабных производств. Все это в широком смысле означает существенное повышение благосостояния наших народов, ведет к развитию контактов и общения, служит дальнейшему сближению простых граждан государств-партнеров.
Сегодня нет альтернативы региональной интеграции. Меры, предпринимаемые странами ТС и ЕЭП по углублению взаимодействия и формированию в ближайшем будущем Евразийского экономического союза, становятся важным фактором их устойчивого развития в перспективе.11
Анализ национальных документов в сфере стратегического развития показал, что модели экономического развития в государствах – участниках Единого экономического пространства отличаются, а текущий уровень интеграционного взаимодействия и полномочий Евразийской экономической комиссии не позволяет ставить вопрос о подготовке документа, характеризующего совместное социально-экономическое развитие.
В этой связи цель разработки Стратегии развития ЕАЭС - определение
направлений развития ЕАЭС, реализация которых будет содействовать решению национальных задач и формированию дополнительных источников развития государств – членов ЕАЭС за счет реализации интеграционного потенциала.
Стратегия развития Евразийского экономического союза будет разрабатываться в соответствии со следующими задачами и принципами12:
1. Необходимость определения
экономических векторов
2. Положения Стратегии
носят рекомендательный
3. Гармонизация с
уже принятыми национальными
стратегическими документами
4. Совокупный эффект
от реализации Стратегии
Исчерпание традиционных факторов экономического роста государств – членов ЕАЭС требует поиска новых источников его формирования в среднесрочном и долгосрочном периоде. С учетом перспектив развития отношений между государствами – членами ЕАЭС и того, что реализуемые национальные стратегические документы экономического развития не учитывают возможностей, которые могут быть использованы в условиях функционирующего интеграционного объединения, в качестве такого источника выступает интеграционный потенциал ЕАЭС. На основании анализа состояния экономик Сторон, а также оценки перспектив их развития, цель экономического развития ЕАЭС на долгосрочный период заключается в достижении и поддержании качественного и устойчивого экономического роста.
Выбор направлений развития ЕАЭС определен:
- во-первых, общими национальными приоритетами. Целью действующих долгосрочных программ (стратегий, планов) экономического развития государств – членов ЕАЭС является повышение благосостояния граждан, развитие экономической, социальной, политической сфер, укрепление позиций в мировом сообществе. Общими направлениями развития являются поддержание макроэкономической стабильности и повышение конкурентоспособности национальных экономик, прежде всего за счет перехода на инновационный путь развития и реализации общесистемных преобразований экономики.
Информация о работе Цели и задачи Евразийской экономической комиссии Таможенного союза