Фискальная деятельность таможенных органов на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Темой данной курсовой работы является «Фискальная деятельность таможенных органов РФ на современном этапе». Данная тема на сегодняшний день актуальна тем, что в связи с переменами в общественном, политическом и экономическом устройстве общества, произошедшими в последние десятилетия назад, изменились приоритеты, цели и задачи внешнеэкономической политики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
3
Глава 1. Таможенные органы РФ и их виды направления деятельности

1.1. Финансово-правовой статус таможенных органов их цели и функции………………………………………………………………………

4
1.2.Реализация финансово-правового статуса таможенных органов в их фискальной деятельности………………………………………………..

8
Глава 2. Таможенные платежи как источник формирования доходной части бюджета

2.1.Доходы от внешнеэкономической деятельности в бюджетной системе РФ……………………………………………………………………

11
2.2. Таможенные платежи, их правовая природа…...……………………
13
Глава 3. Взимание таможенных платежей в таможенном союзе

3.1. Таможенные платежи в странах таможенного союза.……………...
15
3.2 Взимание НДС при импорте товаров с участников экспортно-импортных операций……………………………………………………….

17
3.3. Правила взимания и объемы таможенных сборов…………………..
20
Список использованной литературы.…………………………………….
26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Вокиной В.Г..docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

– налогового статуса, реализуемого на практике через институт таможенных платежей, формирующих доходную часть федерального бюджета;

– бюджетного статуса, представляющего процесс финансирования таможенных органов из федерального бюджета, а также распределения и использования указанных государственных расходов;

– правоохранительного статуса, включающего в себя возможность применения к правонарушителям имущественных санкций, поступающих впоследствии в государственный бюджет.

В целом правовой статус таможенных органов в сфере осуществления ими фискальной и финансовой деятельности установлен тремя кодифицированными актами: Таможенным кодексом ТС, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ. Данное обстоятельство обусловливает и обеспечивает место таможенных органов в трех видах правоотношений: таможенных, налоговых и бюджетных. Специфика таможенных органов состоит в том, что они наделены полномочиями в трех областях: таможенной, налоговой и бюджетной. Это позволяет сделать вывод о многогранности их правового положения в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Глава 2. Таможенные платежи как источник формирования доходной части бюджета

2.1.Доходы от  внешнеэкономической деятельности  в бюджетной системе РФ

В структуру бюджетной системы РФ входят:

    • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    • бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • местные бюджеты.

Доходная часть федерального бюджета складывается из налоговых  и неналоговых поступлений бюджетной  системы. К налоговым доходам  бюджетов, в соответствии с ч.2 ст.41 Бюджетного Кодекса РФ, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и. Неналоговые поступления составляют доходы от использования государственного или муниципального имущества, доходы от использования государственного и муниципального имущества, доходы от платных услуг бюджетных учреждений; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.

В настоящее время есть два основных субъекта, наполняющих казну федерального бюджета, - Федеральная налоговая служба Минфина России и Федеральная таможенная служба Минэкономразвития России. Платежи, взимаемые таможенными органами (ввозные и вывозные таможенные пошлины, косвенные налоги, таможенные сборы), вносятся в бюджет в качестве налогов и налоговых поступлений. Они на постоянной основе полностью закреплены за федеральным бюджетом в качестве его собственных доходов.

Государство обладает исключительно  суверенным правом, таможенной регалией, - облагать платежом товары, ввозимые в  страну или вывозимые из нее. Благодаря  своей фискальной роли регалии «получили  также название доходных прерогатив казны». В современных условиях Правительство РФ, как и большинство стран с переходной экономикой, не может отказаться от такого источника доходов, как таможенные платежи. В налоговой составляющей федерального бюджета их доля приближается к 40%. Следовательно, от эффективности работы таможенных органов в значительной степени зависит финансирование расходов государства, в том числе и области образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.

Фискальная деятельность таможенных органов – традиционно одно из основных направлений их компетенции. Она оказывает существенное влияние, как на национальную экономику, так и на международные торговые отношения. Именно поэтому доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными.

Понятие «Фиск» издавна отождествляется  с термином «казна». Данное понятие  широко используется и в специальной  зарубежной литературе публично –  правового направления, а именно во Франции, Англии, Голландии, Германии, Австрии и других странах. При  этом во всех случаях применения этого термина основным признаком считается наличие финансовых правоотношений, выражающихся в привлечении государством от частных лиц средств для покрытия своих расходов. Д.В. Винницкий предлагает собственное определение фиска, - включающего «любые публичные институты (государство и его части), субъекты Федерации, муниципальные образования, а также специально уполномоченные публичные учреждения, выступающие как носители власти в публично-правовых имущественных отношениях с частными лицами». [Виницкий].

Доходы казны направляются на покрытие государственных и муниципальных  расходов. Э.Д. Соколова отмечает, что  фискальные платежи предполагают «удовлетворение  публичных интересов за счет принудительного  изъятия государством (местным самоуправлением) денежных средств, находящихся на праве  частной собственности у физических лиц и организаций либо на праве  хозяйственного ведения у государственных  юридических лиц».

2.2. Таможенные  платежи, их правовая природа

В самом общем виде таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными  органами с субъектов, участвующих  в процессе перемещения товаров  и транспортных средств через таможенную границу ТС и их правовую основу составляет ТК ТС статья 70, согласно ей к таможенным платежам относятся: 1)ввозная таможенная пошлина; 2)вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; 5) таможенные сборы. В федеральном законе № 311 РФ в статьях 114-131определены общие положения об уплате таможенных платежей.

Таможенные платежи –  собственные доходы федерального бюджета. Они закреплены за ним на постоянной основе и в полном объеме (ст.51Бюджетного Кодекса РФ). Абсолютно все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели.

Таможенные платежи  взимаются лишь в случаях перемещения  товаров через таможенную границу  ТС и в большинстве случаях  они служат условиям такого перемещения. В этом признаке выражен их трансграничный характер.

Правом взимать таможенные платежи наделены таможенные органы государств – членов таможенного союза.

Уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой  государства. За неуплату, нарушение  сроков уплаты, уклонение от уплаты таможенных платежей виновное лицо привлекается к уголовной административной, финансово-правовой ответственности. Под уклонением от внесения таможенных платежей принято  понимать «предусмотренные запрещенные  уголовным законом общественно-опасные, уголовно-наказуемые, умышленные деяния, направленные на полную или частичную неуплату в установленный в срок предписанных в соответствии с законом таможенных платежей». Такое деяние наказывается в порядке уголовного судопроизводства.

Таможенный платеж представляет собой принудительное изъятие денежных средств за перемещение товаров через таможенную границу ТС. Уплата налогов, пошлин, сборов - это одно из условий перемещения товаров. Статья 8 ч.1НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им по праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового пополнения федерального бюджета. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов таможенными органами и должностными лицами юридически значимых действий в отношении перемещаемых товаров: оформление, хранение, сопровождение, а также включая предоставления определенных прав или выдачу лицензий, разрешений. Благодаря налогам часть доходов граждан и организаций привлекается в централизованный фонд денежных средств для удовлетворения государственных потребностей. Главная черта налога – поступление средств государству для удовлетворения общественных затрат и насыщения федерального бюджета, что подтверждает фискальный признак налога. Пошлина определяется также обязательным платежом, взимаемым таможенным органом государства – члена ТС в связи перемещением товаров через таможенную границу ТС.

Таможенная пошлина, налоги и сборы обладают фискальной функцией. Они, по сути, представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета и охраняются государством с позиции принуждения.

Глава 3. Взимание таможенных платежей в таможенном союзе

3.1. Взимание таможенных платежей в странах таможенного союза

Таможенным союзом считается  договоренность двух и более государств об отмене таможенных пошлин и границ между собой, а также введение для других государств единого таможенного  тарифа. Другими словами, у стран, которые подписали соглашение о  таможенном союзе, общей является таможенная территория и отмена пошлин между  собой, а также их объединяет единые меры регулирования торговли в отношении других стран, которые не входят в этот союз. Между участниками таможенного союза не применяются экономические ограничения, кроме специальных компенсационных и антидемпинговых мер.

Российская Федерация, Республика Казахстан и Республика Беларусь 6 октября 2007 года подписали межгосударственный договор о создании между ними единого таможенного пространства и формировании таможенного союза. 27 ноября 2009 года между этими странами было подписано соглашение о Таможенном кодексе, и уже с 1 января 2010 года начал полноценно функционировать  таможенный союз. На сегодняшний день установлен и применяется единый порядок зачисления и распределения  налогов, сборов и ввозных таможенных пошлин. По расчетам специалистов, создание такого союза существенно простимулирует экономическое развитие стран-участниц его и дополнительно сможет дать 15% к их ВВП уже к 2015 году.

Между странами-участницами  таможенного союза было подписано  соглашение о правилах взимания косвенных  налогов при импорте и экспорте товаров или услуг. При экспорте используется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и при  условии подтверждения факта  экспорта документально применяется  освобождение от уплаты акцизов или  возмещение уплаченной суммы их. При  операциях с импорта товаров  между государствами таможенного  союза косвенные налоги взимают  налоговые службы государства-импортера. Исключение имеют лишь товары, которые  ввозятся из одной страны-участницы  в другую с целью переработки  с последующим вывозом продуктов  этой переработки с другой страны-участницы. Исключаются и товары, которые  перемещаются транзитом и товары, которые при ввозе не подлежат налогообложению в соответствии с законами стран-участниц таможенного  союза. Ставки налогов на импорт не должны быть больше, чем ставки налогов на аналогичные товары во внутреннем производстве.

С начала функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации наблюдается рост экспортно- импортных операций, что, несомненно, усиливает значение оптимизации процессов и технологий взимания таможенных платежей. Правовое регулирование в этой области претерпело значительные изменения. Вопросы взимания и взыскания таможенных платежей, самым тесным образом переплетены с вопросами применения гражданского и налогового законодательства, законодательства об исполнительном производстве. И эти сферы законодательства по состоянию на настоящий момент в государствах-участниках Таможенного союза практически не унифицированы, что, зачастую, и является причиной возникновения проблем.

Общий механизм взимания таможенных платежей определен в статье 84 Таможенного  кодекса Таможенного союза, устанавливающей, что таможенные пошлины, налоги уплачиваются в государстве - члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной процедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. На национальном уровне каждое из государств-членов Таможенного союза совершенствует данный механизм с целью последующей его использования в Таможенном союзе.

3.2.Взимание НДС при импорте товаров с участников экспортно-импортных операций

С началом функционирования союза не только упростились таможенные процедуры между объектами хозяйствования государств-участников, но и изменились сами правила налогообложения для хозяйствующих субъектов в отношении операций импорта и экспорта.

Налог на добавленную  стоимость на товары по соглашению между правительствами этих стран взимается налоговыми службами той страны, на территорию которой эти товары ввозятся. Делается это по месту постановки на учет налогоплательщика, который является собственником товаров. По статье 2 пункта 11 Протокола между членами таможенного союза суммы НДС, которые были уплачены по импортируемым товарам, должны подлежать вычетам по законодательству той страны, на территорию которой они были ввезены.

Из многочисленных публикаций в СМИ следует, что в связи  с созданием Таможенного союза, началом его реальной работы, в  том числе принятием Таможенного  кодекса Таможенного союза и  установления принципов взимания налогов, подтвердились предположения экспертов  о перемещении части импорта  из России в Белоруссию и, особенно заметно, в Казахстан.

При этом, по мнению чиновников основной причиной перемещения бизнеса являются разные налоговые ставки в странах Таможенного союза.

Информация о работе Фискальная деятельность таможенных органов на современном этапе