История борьбы с контрабандой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятия контрабанды
и проблем борьбы с контрабандой на современном этапе.
С учетом поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- выяснить исторический аспект борьбы с контрабандой;
- выявить проблемные вопросы борьбы с контрабандой и предложить меры, с помощью которых можно ограничить рост контрабанды на современном этапе;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1: История создания и работы органов борьбы с контрабандой………5
1.1. Учреждение таможенной пограничной стражи……………………………5 1.2. Создание Корчемной стражи и ее деятельность………………………….13 1.3. Пресечение контрабандного ввоза и вывоза товаров………………............................................................................................16Глава 2: Таможенные органы Российской Федерации как субъект правоохранительной деятельности......................................................................23 2.1. Правоохранительная деятельность: ее признаки, понятие и задачи......................................................................................................................232.2. Структура правоохранительных подразделений ГТК России.....................................................................................................................28Глава 3: Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе........................................................................................................................293.1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности..........................................................................................................293.2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и Зарубежных стран........................................................................................................................31 Заключение.............................................................................................................34Список используемой литературы.......................................................................36

Файлы: 1 файл

история таможенного дела и таможенной политики 2009 год.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:  
1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя: 
- отдел организации дознания; 
- отдел таможенных расследований; 
- отдел расследования уклонений от таможенных платежей; 
- отдел по борьбе с особо опасными видами конрабанды; 
- отдел по борьбе с котрабандой наркотиков; 
- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран; 
- информационно-аналитический отдел; 
- отряд быстрого реагирования. 
2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы: 
- Отдел таможенных расследований; 
- Отдел дознания; 
- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями; 
- Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков; 
3. На уровне таможен созданы: 
- Отдел таможенных расследований; 
- Отдел дознания; 
- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями; 
- Отдел по борьбе с котрабандой наркотиков. 
Особое положение в структуре таможенных органов занимают отделы собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение.  
Все указанные структурные подразделения имеют горизонтально-вертикальное подчинение. 
 
 Глава 3: Правоохранительная деятельность таможенных органов России на современном этапе.  
 
3. 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности .

 Деятельность таможенных органов как органов дознания за истекший период 1996 года характеризовалась следующим образом: всего возбуждено 3011 уголовных дел ( в 2,3 раза больше, чем в 1995 году ). Из них по статье 78 УК РСФСР ( контрабанда ) - 634 дела на сумму 15 миллиардов рублей.  
Предъявлено штрафных санкций за нарушение таможенных правил при экспорте нефти и нефтепродуктов на сумму около 190 миллиардов рублей. Сумма изъятых товаров по данной группе составила 4,5 миллиарда рублей. При взыскании стоимости товаров как вида санкции поступления составили 5,9 миллиарда рублей.  
Вторую позицию по показателям объемов штрафных санкций занимают: 
- черные металлы - 20 миллиардов рублей; 
- морепродукты - 7,6 миллиардов рублей.  
Значительная доля нарушения таможенных правил приходится на экспортные операции с другими видами стратегически важных и сырьевых материалов - цветными металлами, а также лесом и лесоматериалами. На эти группы товаров падает наибольший объем изъятых товаров. По цветным и редкоземельным металлам - 11 миллиардов рублей. По лесу и лесоматериалам - 4,6 миллиарда рублей. 
Значительное число правонарушений приносят физические лица при перемещении автомобилей как при въезде, так и при выезде из страны. Соответственно по 14881 делу о нарушении таможенных правил изъято 2710 общей стоимостью почти на 18 миллиардов рублей. 
Традиционно высоки показатели незаконно перемещаемых валютных ценностей. По 4375 таможенным правонарушениям изъято валютных ценностей на общую сумму 53,345 миллиарда рублей. 
Несмотря на превалирование экспорта над импортом количественные и качественные показатели таможенных правонарушений при импорте значительно превышают соответствующие показатели при экспортных операциях, что объясняется, в частности либерализацией экспорта при одновременном ужесточении мер регулирования импорта.  
Основные позиции по импорту ( выпуск для свободного обращения ) занимают продукты питания, алкогольная продукция и автомобили. К этой группе товаров относится основное количество правонарушений. 
Нарушения таможенных правил зарегистрированы по: 
- продуктам питания - в 2160 случаях; 
- алкогольным напиткам - в 806 случаях; 
- автомобилям - в 659 случаях; 
По суммам предъявленных штрафных санкций ( 69 млрд. руб.) и конфискованным товарам ( 25 млрд. руб.) первое место занимает алкогольная продукция. 
За 9 месяцев 1996 года таможенными органами Российской Федерации в ходе контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, было обнаружено и задержано в 510 случаях 5213 кг наркотиков, 1,8 млн. ампул и таблеток сильнодействующих психотропных веществ, 200 кг химических продуктов, служащим основным сырьем нелегального производства наркотиков. За аналогичный период 1995 года было задержано в 205 случаях 1440,85 кг наркотиков, что свидетельствует об увеличении числа задержаний в этом году в 2,5 раза и общего количества задержанных наркотиков в 3,6 раза. 
Одной из самых серьезных остается проблема организации эффективной борьбы с незаконным оборотом оружия, " благодатной почвой " для которого являются незатухающие военные конфликты в " горячих точках " и криминализация обстановки в стране. 
Российскими таможенниками ежегодно пресекаются сотни попыток незаконного перемещения ( в тои числе и в большом количестве ) через границу различных видов оружия и боеприпасов. 
3. 2. Взаимодействие с правоохранительными органами России и зарубежных стран.

       Таможенные органы Российской Федерации в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. 
        Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. 
        Взаимодействие с МВД РФ, ФСБ РФ направлено на предупреждение, раскрытие и расследование преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности, пресечение незаконного вывоза и ввоза в РФ оружия, наркотиков, валюты и культурных ценностей, выявление причин и условий, способствующих совершению подобных правонарушений. 
        Основными принципами взаимодействия являются: строгое соблюдение законности, высокая ответственность за сохранность служебных сведений, оперативность и комплексное использование сил и средств органов внутренних дел, министерства безопасности и таможенных учреждений. 
        МВД, ФСБ и таможенные органы в соответствии со своей компетенцией строят свою работу по взаимодействию на основании действующего законодательства и межведомственных нормативных актов. 
        Взаимодействие развивается в следующих направлениях: разработка на основе анализа оперативной обстановки и проведение совместных мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере; осуществление обмена информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также о возможном вывозе за рубеж оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей и сырьевых ресурсов, крупных партий промышленных изделий и товаров народного потребления; выявление лиц, занимающихся перемещением через государственную границу РФ предметов контрабанды, нарушающих порядок проведения внешнеэкономических операций, осуществление совместных мер по документированию их преступной деятельности; оказание взаимной помощи в осуществлении научных исследований и подготовке кадров; проведение совместных рабочих встреч, совещаний, обобщение итогов проделанной работы, подготовка предложений по совершенствованию совместной деятельности. 
        МВД РФ и его подразделения на местах проводят оперативно-розыскные и иные мероприятия в среде потребителей и сбытчиков наркотиков, спекулянтов валютой и культурными ценностями, лиц, занятых в сфере обслуживания иностранных граждан, а также в организациях и предприятиях, осуществляющих экспортно-импортные операции; принимают участие в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в данной сфере; ведут учет культурных ценностей, задержанным по делам о контрабанде, а также сбытчиков наркотиков, располагающих межрегиональными связями. 
                Федеральная служба безопасности оказывает содействие в организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения. 
        Таможенные органы представляют возможность изучать материал сотрудникам МВД и МБ о ввозе, вывозе товаров, участвуют совместно в оперативно-розыскных мероприятиях. Сообщают органам МВД и ФСБ о фактах задержания предметов, запрещенных к ввозу или вывозу, лиц задержанных за перевозку наркотиков, выявленных в ходе таможенного контроля каналах сбыта на территории РФ оружия, наркотиков, способах их маскировки при перевозке. 
        Взаимодействие таможенных органов с органами МВД и ФСБ при проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов. 
        Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы. 
Благоприятную перспективу в борьбе с таможенными правонарушениями оказывает развитие сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран. 
В 1996 году Государственным таможенным комитетом России совместно с зарубежными правоохранительными органами было проведено 14 контролируемых поставок, в результате которых изъято 2532,97 кг наркотиков. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
 
   Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и

коммерческие правонарушения, порожденные стремлением  заинтересованных лиц обойти  установленный  порядок  перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал   ухищрений и изощренных тайных методов  и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется. Поэтому, основным  резервом эффективной деятельности таможенных органов является  ускоренное  освоение и внедрение  методов  оперативно-розыскной

деятельности. В  России, как  и  повсеместно, у истоков организации борьбы с контрабандой стояла служба таможенно-пограничной стражи.

     Однако  в советский период нашей истории  объективно сложилось  так,  что ведущая роль в борьбе с контрабандой и некоторыми другими видами посягательств на государственные экономические интересы перешла  к органам госбезопасности и пограничным войскам. В течении десятилетий ни у кого не вызывало сомнений, что борьба с контрабандой и с нарушением правил о валютных операциях относится к числу пререгатив органов контрразведки.

  Ведя борьбу с этими  видами  преступлений, органы госбезопасности

одновременно выявляли  и  пресекали факты использования иностранными разведками в своих  целях контрабандистов и валютчиков, а также перехватывали нелегальные каналы  осуществления ими разведывательно-подрывных операций. Пограничники  помимо  осуществления своей   главной   функции  охраны государственных  рубежей, выявления и пресечения попыток нарушения неприкосновенности границ всегда решали и задачи  выявления   и   пресечения фактов перемещения  через  Государственную границу любых видов контрабанды.

   Сотрудники подразделений таможенной службы, прежде не являвшейся самостоятельной структурой, выполняли свои  профессиональные  обязанности в тесном взаимодействии с пограничниками и (при  возникновении оперативной

необходимости) с сотрудниками местных органов госбезопасности. В этой до недавних пор существовавшей строгой и отлаженной системе  ниша

каждой из участвовавших в общем деле сторон  была  определена четко.

   С появлением  органов Государственного таможенного комитета  как  новой самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да еще и с приданными им правоохранительными функциями,  произошло объективно неизбежное изменение расстановки сил в   обеспечении экономической безопасности страны. С резким расширением и изменением самого  механизма  внешнеэкономической деятельности  масштабы и опасность контрабанды и других экономических

преступлений  неизмеримо возросли. Значительная тяжесть  борьбы с  ними  легла на плечи таможенных органов.

   Таможенная  служба - один из ведущих государственных институтов,

одна из немногих экономически эффективных федеральных  служб.

   Сегодня  каждый третий налоговый рубль попадает в государственную

копилку из таможенных органов.

   Одно  из заключительных особенностей российской таможни является ее державный  характер. Эта традиция идет из глубины российской истории. Таможня всегда играла большую роль в утверждении русской государственности. Известная всем крылатая фраза «таможенника»  Верещагина: «Я мзду не беру. За державу обидно!» стала символом   государственно-мыслящего человека.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

·  Конституция Российской Федерации, 2009 г.

·  Уголовный кодекс Российской Федерации, 2009 г.

·  Таможенный кодекс Российской Федерации, 2009 г.

·  Закон РФ от 01.04.93 г. « О государственной границе Российской Федерации», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 17.

·  Федеральный закон от 03.04.95 г. « Об органах федеральной службы безопасности в РФ», Собрание законодательства РФ. 1995 г. № 15.

·  Федеральный закон от 12.08.95 г. « Об оперативно-розыскной деятельности», Собрание законодательств РФ. 1995 г.

·  Указ Президента РФ « О некоторых мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе РФ», СЗА -М., 1993 г., с.16.

·  Габригидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1995 г. с.313.

·  Гуценко К.Ф. «Правоохранительные органы». Учебник для ВУЗов. - М. Издательство «БЕК». 1995 г. с. 1-5.

·  Кулишер И.М. «Очерки по истории таможенной политике».-СПб. 1903 г., с. 19, 33.

·  Игнатюк А.З. «Контрабанда и иные правонарушения во внешнеэкономической деятельности"

·  Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». с. 45.

·  Чернушевич М. «Материалы к истории пограничной стражи.», Ч.1. -М. 1900 г., с. 27, 46, 62, 78,83,89.

·  Вощинин А. «Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей» 1999г.

·  Контрабанда и борьба с ней. - М., 1925, с. 2.

·  Пограничник, 1908 г. № 30, с. 663, 664.

 




Информация о работе История борьбы с контрабандой