Экономический потенциал таможенной территории России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 19:00, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является изучение таможенной политики России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов и экономических районов. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи: Изучить таможенную политику, цели и методы ее осуществления;
Рассмотреть нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка; Изучить таможенную статистику России;
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала ……………………………………………………… 5
1.1 История, цели и методы осуществления таможенной политики ……….... 5
1.2 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка ………………………………………………………………........................ 8
Глава 2. Таможенная политика в России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов и экономических районов ………………………………………………………….. 10
2.1 Таможенная статистика России ……………………………………………..... 10
2.2 Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности ………........ 19
Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики страны …....... 22
3.1 Применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………………………………………..... 22
3.2 Основные направления таможенно-тарифной политики …………………. 25
С учетом задачи
ускорения перехода к инновационной
экономике должна повыситься
роль таможенно-тарифных мер в
реализации селективной промышленной
и структурной политики: достаточная
степень тарифной защиты конкретных
рынков на первоначальных циклах
производства инновационной продукции,
постепенное открытие рынков
по мере их становления, сегментирования
и роста конкурентоспособности
отечественных производств в
целях сохранения конкурентной
среды. Основополагающее значение
здесь будет иметь наличие
конкретных, подкрепленных инвестициями,
развитием инфраструктуры, маркетинговыми
планами программ отраслевого
развития, в рамках которых при
необходимости меры по корректировке
ставок ввозных и вывозных
таможенных пошлин станут составной
частью отраслевых стратегий. Одновременно
настройка таможенно-тарифного и
нетарифного регулирования на
стимулирование производства и
экспорта инновационной, высокотехнологичной
продукции потребует развития
институтов содействия экспорту,
совершенствования нормативно-правового
регулирования в сфере таможенного
дела, упрощения и сокращения
числа административных процедур,
использования всего инструментария мер
по защите рынка, допускаемых положениями
и нормами ВТО.
В 2014-2016 годах реализация таможенно-тарифной
политики будет тесно
увязана с решением приоритетных
задач в сфере модернизации и
диверсификации экономики,
повышения конкурентоспособности и
эффективности отечественных
производств, что необходимо для успешной
работы на глобальном рынке.
Таможенно-тарифное регулирование
будет осуществляться под влиянием
дальнейшей рост открытости
национальной экономики и развитие внутренней
конкурентной среды. Наиболее
значимыми среди таких факторов являются:
– повышение транспарентности
и предсказуемости таможенно-тарифной
политики при общей тенденции
к снижению уровня тарифной защиты в
процессе выполнения обязательств
по ВТО;
– следование принципам единой
торговой политики государств-участников
Таможенного союза во взаимоотношениях
с иностранными государствами и их
объединениями на площадке
ВТО, а также других международных
экономических организаций;
– разработка промышленной
и аграрной политики, согласованной с
мерами
таможенно-тарифного регулирования
импорта и экспорта, в целях поддержания
отраслевых приоритетов в рамках
Единого экономического пространства.
Меры таможенно-тарифной политики
должны быть нацелены на решение
задач модернизации и повышения
конкурентоспособности российских отраслей
промышленности и сельскохозяйственного
производства, которые в
перспективе могли бы сформировать
экспортный потенциал экономики
(нанотехнологии, ядерная
энергетика, машиностроение и микро-
и
оптоэлектроника электроника,
биотехнологии, медицинская техника и
фармацевтика и прочие), а также
служить целям обеспечения продовольственной
безопасности страны.
Определенные подходы к реализации
политики будут обусловлены
происходящими в мировой экономике
процессами. Несмотря на имеющиеся
глобальные и локальные риски,
мировое экономическое развитие в
среднесрочной перспективе
оценивается как умеренно благоприятное.
С 2014
года ожидается некоторое улучшение
экономической динамики в США и
странах – членах ЕС. Главными
локомотивами мировой экономики останутся
Китай со среднегодовым темпом
прироста ВВП в размере 7,5% в 2014-2016 гг. и
Индия – 6,7%9.
По сравнению с 2012 годом в 2013
году, и особенно начиная с 2014 года,
ожидается оживление международной
торговли. По оценкам Международного валютного
фонда (МВФ), в физическом выражении ее
увеличение составит 5,5% в 2014 году, при
этом быстрее всего будут расти импорт
и экспорт развивающихся стран: почти
на 8% и 7% соответственно в 2014 году.
Ожидается также рост на 4,5%
экспорта развитых государств. Это будет
означать увеличение конкурентного
давления на российских производителей
для внутреннего рынка и экспортеров
в условиях реализации стимулирующих
стратегий развития экспорта странами-партнерами.
В силу вялого спроса, в ряде
случаев избыточного предложения и высокого
уровня запасов в среднесрочной
перспективе существенного роста мировых
цен на крупнейшие позиции российского
экспорта и импорта не ожидается.
Маловероятно и сильное падение
цен, поскольку прогнозируется высокий
спрос со стороны развивающихся
рынков. Вместе с тем возможны временные
скачки цен на рынках стратегического
промышленного сырья и продовольствия
под влиянием военно-политических, финансовых
(для биржевых товаров) и климатических
факторов.
В структуре экспорта в рассматриваемый
период увеличатся доли
продовольствия, машин и оборудования,
химической продукции, металлов и
изделий из них, доля минеральных
продуктов к 2016 году несколько снизится.
В импорте сохранится тенденция постепенного
снижения доли 19
продовольствия, текстиля, металлов,
и химической продукции при
увеличении доли машин, оборудования
и транспортных средств10.
Заключение
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать ряд выводов:
Государственная таможенная
политика представляет собой совокупность
стратегических и тактических мероприятий
административно-управленческого характера,
систематически и целенаправленно осуществляемых
специально уполномоченными органами
и направленных на выявление, согласование
и реализацию различных внутри- и внешнеполитических
интересов общества и государства посредством
таможенного дела.
Эффективная таможенная
политика обязана стать важным фактором,
определяющим степень привлекательности
государства для иностранного капитала.
Ведь значительная доля этих средств реализуется
путем ввоза технического оборудования,
сырья и материалов на таможенную территорию
страны. Поэтому создание условий, обеспечивающих
максимально возможное привлечение иностранных
инвестиций в отечественную экономику,
является еще одним из приоритетов таможенной
политики.
Разумеется, в этой сфере
не все зависит от таможенных органов.
Для оперативного привлечения капиталовложений
из-за рубежа в реальный сектор экономики
необходимо, во-первых, ускорить принятие
законодательных актов, определяющих
порядок установления и применения так
называемых поощрительных пошлин, которые
будут использоваться в отношении товаров
инвестиционного назначения, ввозимых
на таможенную территорию РФ в рамках
соответствующих инвестиционных соглашений.
Во-вторых, важнейшим условием проведения
государством активной таможенной политики
является наличие должного нормативно-правового
обеспечения внешнеэкономической деятельности.
Успех во многом зависит и от эффективных
таможенных технологий, способных максимально
облегчить условия легальной торговли,
обеспечить соответствующий уровень контроля
за перемещением товаров. Стремление к
международному согласованию и упрощению
таможенных процедур, коммерческой документации
и информационных требований в целом,
включая стандарты и протоколы обмена
электронными данными, позволит сопоставить
импортные и экспортные характеристики,
а, в конечном счете, повысит их достоверность
и надежность при передаче через таможенную
границу.
В современной России особенности
формирования и реализации таможенной
политики, являющейся составной частью
политического курса страны, обусловлены,
наряду с внутренними и внешними факторами,
спецификой организации российского политического
и экономического пространства, а также
действующим федеральным законодательством
в таможенной сфере. При формировании
и реализации государственной таможенной
политики необходимо ориентироваться
на такую систему приоритетов, как:
- открытое обсуждение
основных направлений таможенной
политики РФ;
- учет законных интересов
всех участников таможенной сферы
деятельности; осуществление полноценной
административной, правовой, организационной,
материально-технической и т.п. поддержки
государством мероприятий в таможенной
сфере.
Для обеспечения
эффективной таможенной политики на современном
этапе следует учитывать, что:
- особенности таможенной
политики требуют отношения к
ней как к определенной сфере
деятельности политических институтов
общества, его граждан;
- таможенная политика
должна быть сферой, прежде всего
государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- таможенная политика
должна вырабатываться с учетом
интересов субъектов Федерации
и быть направлена на оптимизацию
отношений между ними.
Список используемой
литературы
Вахрин П.И. Таможенное право Российской
Федерации: Учебник.- М.: ЮНИТИ, 2012.-278 с.
Понаморенко В.Е. Особенности
валютного регулирования внешнеэкономической
деятельности в Таможенном союзе: правовой
аспект// Таможенное дело. -2012. - №11.-С. 16-22
Саличкина А.Ю. Применение мер
таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой
деятельности на основе принципа первоочередной
поддержки приоритетных направлений развития
Российской Федерации// Таможенное дело.-
2013.- № 1.- С. 5-7
Сокольникова О. Полезный опыт. // Таможенное
регулирование. Таможенный контроль.- 2013.- № 6.- С.
31-33
Таможенный кодекс Таможенного
союза (приложение к Договору о Таможенном
кодексе Таможенного союза, принятому
Решением Межгосударственного Совета
ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 N 17)// "Собрание законодательства
РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615
Таможенное право России/ под
ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012 -238 c.
Цифры и факты. Материалы подготовлены
сотрудниками управления таможенной статистики
и анализа ФТС России. // Таможня.- 2014.- № 5.- С. 14-15
Официальный сайт Министерство
экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] - http://www.economy.gov.ru
Официальный сайт Федеральной
службы государственной статистики [Электронный
ресурс] - http://www.gks.ru