Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 03:38, контрольная работа
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Понятие и принципы реализации экспортного контроля;
2. Проанализировать организацию и взаимозависимость основных этапов становления национальной системы экспортного контроля России;
Введение 3
1. Особенности экспортного контроля в РФ 4
1.1 Понятие и сущность системы экспортного контроля 4
1.2. Особенности функционирования системы экспортного контроля 6
1.3 Роль и место таможенных органов в системе экспортного контроля 10
2. Законодательная основа экспортного контроля 15
2.1 Нормативно-правовая база 15
2.2 Ответственность за нарушение экспортного контроля 17
3. Основные направления совершенствования системы экспортного контроля 21
3.1 Анализ развития экспортного контроля 21
3.2 Перспективы экспортного контроля 24
Заключение 28
Библиографический список 29
3. Осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;
4. Сотрудничество с различными
международными и
5. Подготовка и заключение
внешнеторговых договоров и
6. Координация и согласование
внешнеэкономической
7. Осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.
Важная роль в регулировании
ВЭД принадлежит Центральному банку,
который заключает
При осуществлении ВЭД необходимо учитывать внешнеэкономическую политику различных государств, под влиянием которой формируются основные направления, регулирующие отношения с другими странами.
В странах с развитой рыночной
экономикой отсутствует государственная
монополия на внешнюю торговлю, тем
не менее, высшие государственные
Методы государственного
регулирования ВЭД по своему характеру
делятся на тарифные - те, что основаны
на использовании таможенного
Методы |
Инструменты |
Регулирует |
Тарифные |
Таможенные пошлины |
Импорт |
Нетарифные | ||
Количественные |
Квотирование |
Импорт |
Лицензирование |
Импорт/экспорт | |
Скрытые
|
Добровольное ограничение |
Экспорт |
Государственные закупки |
Импорт | |
Требование о содержании местных компонентов |
Импорт | |
Технические барьеры |
Импорт | |
Налоги и сборы |
Импорт | |
Финансовые
|
Субсидии |
Экспорт |
Кредитование |
Экспорт | |
Демпинг |
Экспорт |
Таблица 1. Методы регулирования экспорта и импорта товаров
Тарифные методы регулирования. Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу страны. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования.
Таможенный тариф - наиболее
распространенный инструмент государственного
регулирования внешней
Механизм экспортного контроля функционирует за рубежом уже более 60 лет. В СССР подобная система начала формироваться только в начале 80-х годов. В настоящее время активное участие Российской Федерации в различных мирохозяйственных процессах со всей остротой ставит вопрос о предотвращении ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно - технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также материалов, оборудования, технологий, иных результатов интеллектуальной деятельности, которые имеют мирное предназначение, но могут быть использованы в производстве ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения.
Формирование российской системы экспортного контроля началось с издания Президентом РФ Указа от 11 апреля 1992 г. N 388 "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России". Действующая нормативно - правовая база экспортного контроля включает в себя:
1. Федеральные законы:
- Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле";
- Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";
- Федеральный закон от
13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном
регулировании внешнеторговой
2. Принимаемые в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами подзаконные акты:
- Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 26 августа 1996 г. N 1268 "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения" и др.);
- Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1993 г. N 1157 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю" и др.);
- Нормативные правовые акты, издаваемые иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (ФТС России и др.).
Вопросы обеспечения экспортного
контроля и формирования соответствующего
законодательства находятся в исключительном
ведении Российской Федерации (ст. 71
Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона
"О государственном
Экспортный контроль в отношении продукции военного назначения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно - технического сотрудничества и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Особое значение при установлении международно - правового режима военно - технического сотрудничества имеет закрепление обязательства договаривающихся сторон не продавать и не передавать третьим странам вооружение и военную технику, техническую документацию, а также другую информацию и материалы, полученные или приобретенные в результате военно - технического сотрудничества без письменного согласия одной из сторон, участвующей в таком сотрудничестве. Такое обязательство, как правило, не утрачивает своей юридической силы даже после прекращения действия самого соглашения о военно - техническом сотрудничестве. Иногда в международных соглашениях может закрепляться принцип координации и взаимодействия при поставках продукции и услуг военного назначения третьим странам и международным организациям (например, ст. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о военно - техническом сотрудничестве 1993 г.).
Федеральные органы законодательной
и исполнительной власти, осуществляющие
полномочия в области экспортного
контроля, наделяются правом запрашивать
и получать документы и информацию,
необходимые для целей
Нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является:
1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на которые распространяется экспортный контроль, без лицензий и разрешений;
2. Получение данных лицензий и разрешений посредством предоставления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения;
3. Нарушение требования лицензий и разрешений на осуществление внешнеэкономических операций, предмет которых является объектом экспортного контроля;
4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля;
5. Создание препятствий для выполнения должностными лицами федеральных органов исполнительной власти своих функций в области экспортного контроля;
6. Необоснованный отказ в предоставлении информации для целей экспортного контроля, ее умышленное искажение или сокрытие;
7. Нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок, предметы которых являются объектами экспортного контроля.
Должностные лица организаций
и граждане, виновные в нарушении
законодательства Российской Федерации
в области экспортного
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об экспортном контроле:
«Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле»
1. Осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Несоблюдение установленного порядка ведения учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности для целей экспортного контроля, а равно нарушение установленных сроков хранения соответствующих учетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда».
В соответствии со статьей 32
Закона №183-ФЗ за нарушение лицензионного
порядка осуществления