Юридисеская ответственность за правонарушения в области таможенного дела
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 22:20, реферат
Описание работы
Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Действие современного Таможенного кодекса таможенного союза, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом РФ и Правительством РФ на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля и правоохранительной деятельности таможенных органов исходя из системы мер оценки рисков.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………... 3 Административная ответственность в таможенном праве…………… 5 Уголовная ответственность за нарушение таможенных правил…….. 15 Заключение…………………………………………………………………….. 22 Список литературы………………………………
Административная ответственность
в таможенном праве……………
5
Уголовная ответственность
за нарушение таможенных правил……..
15
Заключение……………………………………………………………………..
22
Список литературы…………………………………………………………….
24
Введение
В современных
условиях возрастает роль и значение российской
таможенной службы не только как органа
исполнительной власти, регулирующего
важные вопросы внешнеэкономической деятельности
государства, но также как правоохранительного
и контролирующего органа. В связи с созданием
Таможенного союза значительно увеличивается
число административных правонарушений
и уголовных преступлений в таможенной
сфере, изменяется содержание и характер
девиантного поведения в этой области
общественных отношений. Поэтому в правоприменительной
деятельности органов административной
и уголовной юрисдикции особую актуальность
приобретают вопросы квалификации уголовных
преступлений и административных правонарушений,
посягающих на нормальную деятельность
таможенных органов, проблемы законности
привлечения лиц к административной и
уголовной ответственности.
В то же
время в действующем таможенном законодательстве
таможенного союза недостаточно четкой
остается правовая регламентация административных
правонарушений и уголовных преступлений
в таможенной сфере, так как законодательство
государств-членов таможенного союза
до сих пор полностью не приведено к единому,
производства по делам о них, а также отсутствует
научно-обоснованная систематизация названных
видов административных и уголовных правонарушений,
позволяющая единообразное толкование
и применение соответствующих норм материального
и процессуального права.
Объектом
данной работы выступают правоотношения,
возникающие в связи с совершением административных
проступков и уголовных преступлений
в таможенной сфере, а так же применение
ответственности за их совершение. Предметом
изучения являются правовая форма и содержание
административных и уголовных аспектов
осуществления таможенного дела на таможенной
территории таможенного союза. Для проведения
исследования была поставлена цель –
определить современное состояние видов
ответственности за административные
проступки и уголовные преступления в
сфере таможенного дела, проблемы установления
ответственности в связи с созданием Таможенного
союза.
Поэтому
задачами исследования выделены:
- изучить понятие, основные
принципы юридической ответственности
за таможенные правонарушения, а
также виды ответственности в
таможенном праве;
- провести анализ уголовной
и административной ответственности за
правонарушения в области таможенного
дела.
Российская
таможенная служба играет важную роль
в регулировании внешней торговли страны.
Ее основной задачей является обеспечение
соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования,
а также создание условий, способствующих
ускорению товарооборота через таможенную
границу. Действие современного Таможенного
кодекса таможенного союза, значительные
изменения во внешней торговле, усложнение
задач, возлагаемых Президентом РФ и Правительством
РФ на таможенную службу, глобализация
экономики, возможность применения современных
информационных технологий побуждают
российскую таможенную службу изменять
свои процедуры и правила проведения таможенного
контроля с учетом происходящих перемен
и определять стратегию таможенного контроля
и правоохранительной деятельности таможенных
органов исходя из системы мер оценки
рисков.
При написании
работы использованы современные информационные
материалы из официальных источников:
сайт ФТС РФ, информационная система «Консультант
+», статьи из журнала «Таможня».
Таким образом,
в работе отражаются проблемные вопросы
и современные требования ко всей таможенной
системе России в условиях создания Таможенного
союза.
Административная
ответственность в таможенном праве.
Интеграционные процессы
в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС обуславливают
постановку проблемы гармонизации российского
законодательства, административного
в том числе.
Иллюстрацией
обозначенной проблемы, можно признать
регулирование сферы административной
ответственности и складывающуюся практику
привлечения к административной ответственности
за правонарушения в области таможенного
дела.
В соответствии
с частью 1 статьи 4 Таможенного кодекса
Таможенного союза под административными
правонарушениями понимаются нарушения,
по которым в соответствии с законодательством государств
— членов таможенного союза таможенные
органы ведут административный процесс
(осуществляют производство)[2].
Положениями
статьи 1 Договора об особенностях уголовной
и административной ответственности за
нарушения таможенного законодательства
Таможенного союза и государств-членов
Таможенного союза административными
правонарушениями признаются нарушения
таможенного законодательства таможенного
союза и законодательства Сторон, контроль,
за соблюдением которого возложен на таможенные
органы, за совершение которых предусмотрена
административная ответственностьзаконодательством
Сторон [4].
Таким образом,
формально законодательством каждого
из государств-членов Таможенного союза
установлены охранительные нормы — сформулированы
признаки составов административных правонарушений
в области таможенного дела, виды и размеры
наказаний за их совершение[5, глава 16;
9, глава 26; 10, глава 14].
Вместе
с тем, анализ положений соответствующих
нормативных правовых актов Российской
Федерации, Республики Беларусь, Республики
Казахстан позволяет сделать вывод о том,
что содержание бланкетных диспозиций
(большая часть из них таковыми является)
требует корректного обращения к надлежащим
нормам союзного таможенного законодательства.
Учитывая,
что таможенное законодательство Таможенного
союза состоит из Таможенного кодекса
Таможенного союза, международных договоров
государств — членов Таможенного союза,
регулирующих таможенные правоотношения
в Таможенном союзе, а также решений Евразийской
экономической комиссии[2, статья 3], регулятивные
нормы представляют собой два условных
блока разноуровневых нормативных предписаний:
Таможенный кодекс Таможенного союза,
международные договоры государств-членов
и решения Евразийской экономической
комиссии; законодательство РФ. При этом
значимая часть общеобязательных правил
в рассматриваемой сфере «выведена» на
уровень наднационального регулирования.
Это означает то, что квалификация отдельных
составов административных правонарушений
в области таможенного дела невозможна
без обращения к наднациональным регулятивным
нормам.
Например,нормам,
определяющим категории декларант, таможенный
представитель, статус указанных субъектов;
правила прибытия / убытия товара на таможенную
территорию Таможенного союза; устанавливающим
меры нетарифного регулирования и перечень
товаров, к экспорту/импорту которых применяются
запреты и ограничения.
Бланкетный
характер норм КоАП РФ признан конституционным
[12] и решения высших судебных инстанций
демонстрируют ориентированность на законодательство
Таможенного союза; положения международных
конвенций, которые ратифицированы Российской
Федерацией. Например,высшие судебные
инстанции по вопросу ответственности
перевозчика руководствуются положениями
таможенного законодательства Таможенного
союза, международных соглашений [13, 14,
15].
Что касается
национальных нормативных правовых актов,
за нарушение, которых наступает административная
ответственность, то применительно к положениям
16 главы Кодекса РФ об административных
правонарушениях проблемы в квалификации
возникают в следующих ситуациях [5].
Учитывая
то, что нормы законов государств-членов
таможенного союза устанавливают административную
ответственность за нарушение положений
таможенного законодательства таможенного
союза и законодательства государств-членов
Таможенного союза, в правоприменительной
практике актуален вопрос о том, рассматриваем
ли мы национальные акты исключительно
как нормативные правовые акты, изданные
в соответствии с международными договорами
государств — членов Таможенного союза.
Именно
такой подход демонстрирует законодатель,
например, в конструкции диспозиций статьи
16.3 КоАП РФ (части 1,2). В результате при
обнаружении нарушений законодательных
актов Российской Федерации, не являющихся
актами, изданными в соответствии с международными
договорами государств – членов Таможенного
союза, привлечение лица к административной
ответственности признается неправомерным.
Так, газовое оружие, обнаруженное при
проведении таможенного контроля у гражданина,
не было включено Единый перечень товаров,
к которым применяются запреты и ограничения
на ввоз или вывоз государствами. Вместе
с тем, Федеральным законом от 13.12.1996 г.
№ 150-ФЗ «Об оружии» установлены ограничения
при перемещении через границу РФ данной
категории товаров. Привлечение к административной
ответственности лица признано неправомерным,
так как Федеральный закон от 13.12.1996 №
150-ФЗ «Об оружии» не является нормативным
правовым актом РФ, изданным в соответствии
с международными договорами государств
– членов Таможенного союза[1].
К отмене
правоприменительных актов таможенных
органов приводит различная трактовка
положений таможенного законодательства
Таможенного союза должностными лицами
таможенных органов и судьями.
Сложности
в практике привлечения к ответственности
возникают и в ситуации, когда признаки
деяния, зафиксированные в соответствующей
норме 16 главы Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях,
не охватывают всех обязанностей, установленных
таможенным законодательством Таможенного
союза в рамках таможенной процедуры.
Например,
статья 16.10 КоАП РФ устанавливает ответственность
за несоблюдение перевозчиком установленного
таможенным органом срока таможенного
транзита или определенного таможенным
органом маршрута перевозки товаров либо
доставка товаров в зону таможенного контроля,
отличную от определенной таможенным
органом в качестве места доставки. Из
содержания нормы следует, что в качестве
предмета административного правонарушения
выступают исключительно товары, тогда
как в ряде случаев перевозчик доставляет
товар в соответствии с требованиями,
нарушая порядок доставки документов.
Сложившаяся
судебная и административная практика
привлечения к ответственности в соответствии
со статьей 16.10 КоАП РФ не отличается единообразием.
В ряде решений судьи и должностные лица
таможенных органов походят к содержанию
нормы формально, полагая, что административная
ответственность за нарушение правил
доставки документов в зону таможенного
контроля не предусмотрена рассматриваемой
нормой. В других случаях, субъекты, осуществляющие
правоприменительную деятельность, находят
основания для привлечения к административной
ответственности[2]. Второй подход представляется
верным, учитывая, что в соответствии с
таможенной процедурой таможенного транзита
обязанность перевозчика включает доставить
в место доставки товары и документы (ст.
ст. 223,225 ТК ТС) [18,19]. Такая позиция находит
поддержку и в постановлении Пленума ВАС
РФ, которым суд разъяснил, что при возникновении
коллизии между нормами таможенного законодательства
Таможенного союза, состоящего из Таможенного
кодекса Таможенного союза, международных
договоров государств — членов Таможенного
союза, регулирующих таможенные правоотношения
в Таможенном союзе, а также решений Евразийской
экономической комиссии, и нормами законодательства
Российской Федерации, применению подлежат
нормы таможенного законодательства Таможенного
союза [17].
Отсутствие
в судебных решениях и правоприменительных
актах таможенных органов единообразных
подходов к разрешению вопросов, возникающих
в связи с применением таможенного законодательства
Таможенного союза при рассмотрении дел
об административных правонарушениях
в области таможенного дела, осложняет
жизнь не только физическим лицам, участникам
внешнеэкономической деятельности, но
и должностным лицам таможенных органов,
уполномоченным принимать соответствующие
процессуальные решения в рамках производства
по делам об административныхправонарушениях[3].
Наряду
с проблемой корректного применения положений
таможенного законодательства Таможенного
союза при квалификации административных
правонарушений в области таможенного
дела отметим отсутствие видимой гармонизации
в регулировании общих условий привлечения
к административной ответственности.
По общему правилу, лицо, совершившее
административное правонарушение на таможенной
территории Таможенного союза, подлежит
привлечению к административной ответственности
по законодательству той Стороны, на территории
которой выявлено административное правонарушение
[4, статья 4].
Не обращаясь
анализу различий в признаках составов
административных правонарушений в области
таможенного дела[4], обратим внимание
на то, что различаются и общие условия
привлечения к административной ответственности,
предусмотренные законодательством Российской
Федерации, Республики Беларусь и Республики
Казахстан, в том числе виды административных
наказаний и порядок их назначений.