Классификация товаров в таможенных целх

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:39, реферат

Описание работы

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы. Таким образом, таможенное дело можно определить как механизм реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В условиях рыночной экономики и либерализации внешней торговли важным методом регулирования внешнеторгового оборота является таможенно-тарифное регулирование, представляющее собой основной инструмент торговой политики государств, основывающийся на применении таможенного тарифа.

Файлы: 1 файл

Объективная потребность в разработке системы классификации товаров для таможенных целей.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

 

  1. Объективная потребность в разработке системы классификации товаров для таможенных целей

 

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенные границы. Таким образом, таможенное дело можно определить как механизм реализации мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В условиях рыночной экономики  и либерализации внешней торговли важным методом регулирования внешнеторгового  оборота является таможенно-тарифное регулирование, представляющее собой  основной инструмент торговой политики государств, основывающийся на применении таможенного тарифа.

Таможенный тариф любого государства – это систематизированный перечень (номенклатура) товаров, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю, с указанием ставок таможенных пошлин, которыми эти товары облагаются. При этом ставки таможенных пошлин являются едиными и не изменяются в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенные границы, за исключением случаев, предусмотренных законами того или иного государства.

В свою очередь, таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, безвозмездно взимаемый таможенными  органами при перемещении товаров  через таможенные границы и являющийся условием такого перемещения. Объектом взимания таможенных пошлин, ставки которых  содержатся в таможенных тарифах  государств, является конкретный товар, перемещаемый через таможенную границу.

Для целей взимания таможенных пошлин государствам необходимо иметь  четкий перечень всех товаров, которые  могут стать объектами таможенного  оформления и таможенного контроля и как следствие объектами начисления и взимания таможенных пошлин. Данный перечень или номенклатура товаров является основой для определения структуры таможенного тарифа.

Современные таможенные тарифы включают тысячи наименований товаров. Общее число товарных позиций  в тарифах развитых государств достигает 2-3 тысяч. Помимо этого, каждая товарная позиция может дробиться на более  мелкие подпозиции и субпозиции. Для  построения перечня товаров необходимы определенные правила, правила построения, иначе говоря, группировки товаров  по группам по различным критериям, поскольку разобраться во множестве  товаров сложно, если они определенным образом не сгруппированы, объединены в группы, классифицированы по группам  в зависимости от тех или иных оснований.

Для построения четкого и  удобного перечня товаров, обращающихся в мировой торговли, существуют системы  классификации и кодирования  товаров.

Под системой классификации  товаров понимается группировка товаров по каким-либо признакам в соответствии с определенными правилами и принципами.

Система кодирования товаров представляет собой технический прием, с помощью которого классифицированный товар можно представить в виде совокупности знаков (цифрового кода) по установленным правилам кодирования.

На основе систем классификации  и кодирования товаров строятся товарные номенклатуры таможенных тарифов  государств.

Таким образом, проблема группировки  или классификации товаров в  таможенных тарифах решается путем  создания товарной номенклатуры таможенного  тарифа, базирующейся на определенных принципах построения (классификации  товаров). Классификационная схема, положенная в основу национального  таможенного тарифа, во многом определяет его экономическую эффективность.

От того, как классифицируются товары в товарной номенклатуре таможенных тарифов, государство зависит экономическая  эффективность таможенного тарифа.

Детальное деление товаров  в таможенном тарифе, выделение тех  или иных товаров в отдельные  товарные позиции позволяет государствам воздействовать в нужном направлении  на ввоз и вывоз этих товаров, и  тем самым обеспечивать тарифную защиту производству стратегически  важных для данного государства  товаров. «Чем более дробной является товарная структура таможенного  тарифа, тем эффективней он может  быть использован в торгово-политических целях или для защиты национальной экономики». Таким образом, группировка  товаров в таможенных тарифах  представляет собой сложную не только техническую, но и торгово-политическую задачу государств.

До второй половины ХХ века таможенные тарифы государств имели  различные национальные системы  классификации и кодирования  товаров. Однако, бурное развитие производства, международных торговых отношений, углубляющееся мировое разделение труда и появление транснациональных  корпораций поставили вопрос о необходимости  установления единообразия в сфере  классификации и кодирования  товаров в таможенных тарифах. Национальные таможенные тарифы очень часто становятся объектами международных переговоров, международного таможенного сотрудничества, поэтому необходимо их сближение, унификация.

Отсутствие единообразия в системах классификации и кодирования  товаров в таможенных тарифах, то есть в товарных номенклатурах таможенных тарифов различных государств обусловливает  следующие проблемы в международной  торговле:

1) необходимость проверки  и исправления данных о товарах,  при их трансграничном перемещении,  повышающая издержки участников  мировой торговли;

2) сложность сбора и  сопоставления внешнеторговых статистических  данных по товарам на международном  уровне и как следствие –  трудности в процессе ведения  международных торговых переговоров; 

3) необходимость двойного  описания товаров; 

4) сложность сопоставления  ставок таможенных пошлин национальных  таможенных тарифов по аналогичным  товарам. 

5) различные системы классификации  и кодирования товаров в товарных  номенклатурах таможенных тарифов  служат основным источником ошибок, затрудняющих их применение, а  также являются инструментом  нетарифного протекционизма, то  есть сдерживается развитие международной  торговли.

Таким образом, последнее обстоятельство лишает участников мировой торговли изначально одинаковых стартовых возможностей на мировом рынке, что, в свою очередь, негативно сказывается на развитии мировых обменных процессов, сужает возможности мировой торговли. В результате всего вышеперечисленного возникла объективная необходимость в международно-правовом регулировании вопросов, связанных с классификацией и кодированием товаров в таможенных целях, то есть, в товарных номенклатурах таможенных тарифов. При этом международно-правовое регулирование должно было быть направлено в сторону сближения национально-правовых норм, касающихся принципов построения товарных номенклатур в таможенных тарифах. Необходимо было создать механизм сближения таможенных тарифов на основе единой (унифицированной) товарной номенклатуры.

 

 

 

 

 

  1. Разработка, структура и применение Брюссельской товарной номенклатуры

 

В настоящее время в  таможенных органах России используется товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности стран — участниц Содружества Независимых Государств (в дальнейшем ТН ВЭД СНГ). Она была принята в качестве межгосударственного классификатора решением глав Правительств государств — участников СНГ 3 ноября 1995 г.

ТН ВЭД СНГ построена  на основе Гармонизированное системы  описания и кодирования товаров (ГС), используемой в мировой практике.

Созданию ГС предшествовала длительная история, с которой нужно  быть знакомым всем сотрудникам таможенных органов .

В середине XIX в. в период промышленной революции в Европе быстрыми темпами стала развиваться  внешняя торговля. Это поставило  торгующие страны перед необходимостью разработки в таможенных целях сопоставимых определений унификации товарных номенклатур.

Впервые эти проблемы обсуждались  на первом Международном статистическом конгрессе, состоявшемся в 1853 г в  Брюсселе. Конгресс принял рекомендации по унификации товарных номенклатур  для целей таможенного регулирования  и ведения статистики внешней  торговли.

В 1890 г. Международный конгресс по таможенные правилам, состоявшийся в Париже, также высказался за принятие Унифицированной номенклатуры.

До 1900 г. практически во всех публикуемых различными странами справочниках по итогам внешней торговли приводились  лишь те товары, которые имели наиболее важное значение для внешней торговли той или иной страны. Одни страны использовали при классификации товаров алфавитный признак, другие группировали их по признаку происхождения (сельскохозяйственные и промышленно-ремесленные).

Через 60 лет после первого  Международного конгресса, 31 декабря 1913 г., 29 стран подписали в Брюсселе конвенцию, основные положения которой сводились к тому, что, сохраняя для своих публикаций национальные классификации и товарные номенклатуры, они будут составлять и сообщать специально создаваемому Международному бюро внешнеторговой статистики данные по единой классификации и товарной номенклатуре.

Таким образом появилась  первая Брюссельская товарная номенклатура. Она состояла из пяти разделов, включающих 186 базисных товарных позиций:

    1. Живые животные — 7 товарных позиций (1-7).
    2. Продовольственные товары и напитки — 42 товарные позиции (8-49)

III. Сырье и полуфабрикаты  — 49 товарных позиций (50-98). 
IV. Готовые изделия — 84 товарные позиции (99-182). 
V. Золото и серебро, необработанные, золотые и серебряные монеты — 4 товарные позиции (183-186)'.

Вскоре после публикации Брюссельской товарной номенклатуры 1913 г. выявились недостатки разработанной системы классификации товаров. Была отмечена недостаточная детализация номенклатуры, и, как следствие этого, неудобство ее использования в качестве мирового стандарта. Поэтому накануне второй мировой войны была выработана новая товарная номенклатура — Минимальный список товаров для статистики международной торговли.

Идеология разработанной  номенклатуры состояла в том, что  товары классифицировались, т. е. разбивались на подмножества, в зависимости от вида материала, из которого они были изготовлены. Классификация товаров по принципу их использования предполагалась в исключительных случаях.

Новая номенклатура была опубликована в окончательном виде в 1938 г. Она  представляла собой товарную классификацию вертикального типа.

Все товары были распределены на 17 разделов. Разделы, в свою очередь, были разбиты на 50 групп и 456 базисных товарных позиций:

    1. Продовольствие, напитки, табак (13 групп).
    2. Жиры и масла, воск животного и растительного происхождения (2 группы).

III. Химические и подобные им продукты (4 группы). 
IV. Каучук (1 группа).

V. Лесоматериалы, пробка (1 группа).

VI. Бумага (1 группа).

VII. Шкуры, кожи и изделия  из них, особо не поименованные  (3 группы).

VIII. Текстильные товары (4 группы).

IX. Одежда и белье (4 группы).

X. Топливо, смазочные материалы  и подобные продукты, особо не  поименованные (1 группа).

XI. Неметаллические минералы  и изделия из них, особо не  поименованные (4 группы).

XII. Драгоценные металлы  и драгоценные камни, жемчуг  и изделия из них (I группа).

XIII. Черные и цветные  металлы и изделия из них,  особо не поименованные (4 группы).

XIV. Машины, аппараты и  принадлежности к ним, средства  транспорта (3 группы).

XV. Прочие товары, особо  не поименованные (2 группы).

XVI. Реимпортные товары  и товары, являющиеся объектами  специальных операций (1 группа).

XVII. Золото необработанное  и монеты (1 группа). 
Из приведенного перечня видно, что разделы в данной номенклатуре были значительно расширены и детализированы по сравнению с первой Брюссельской товарной номенклатурой.

В последующие годы Минимальный  список товаров для статистики международной  торговли неоднократно дорабатывался. И хотя, по мнению ряда экспертов, Минимальный список не оказал такого влияния на национальные товарные классификации, как Брюссельская таможенная номенклатура, тем не менее, ряд стран использовали его как основу для своих национальных классификаций.

До начала 90-х гг. наибольшее распространение в практике внешнеторговой деятельности и таможенного регулирования  большинства стран и международных  организаций получили три классификационные  системы:

— Номенклатура Совета таможенного  сотрудничества (НСТС) или Брюссельская таможенная номенклатура (БТН);

— Единая товарная номенклатура внешней торговли стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи (в дальнейшем — ЕТН ВТ СЭВ);

— Стандартная международная  торговая классификация (СМТК)ООН.

Таким образом, все эти  международные номенклатуры были построены  на базе разных классификационных принципов  и имели различна степень детализации  товарооборота. На практике это очень  затрудняло сопоставление данных о  товарной структуре экспорта и импорта  стран, использующих различные товарные номенклатуры. Зачастую, даже в случаях, когда наименования товарных групп  или разделов номенклатур текстуально  совпадали содержание их могло оказываться  различным..

Информация о работе Классификация товаров в таможенных целх