Конъюктура товарных рынков: состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Одно из определений слова «конъюнктура» - это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.
Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Содержание работы

Введение
1. Особенности развития рынков в РФ
2. Рынок как условие и объективная экономическая основа
3. Конъюнктура товарных рынков и их виды
4. Конъюнктура и прогнозирование рынка
5. Емкость рынка и его сегментация
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик 1.docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов.

Исследуются также структура  и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха.

Определяются наиболее эффективные  способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

Для того чтобы принимать  обоснованные решения на любом рынке, необходимо располагать достоверной, обстоятельной и своевременной информацией.

Систематический сбор, отражение  и анализ данных о проблемах, связанных  с функционированием рынка, составляют содержание маркетинговых исследований.

Чтобы быть эффективными, эти  исследования, во-первых, должны носить систематический характер; во-вторых, опираться на специально отобранную информацию; в-третьих, осуществлять определенные процедуры сбора, обобщения, обработки и анализа данных; в-четвертых, использовать специально разработанные для целей анализа инструменты. Таким образом, маркетинговая деятельность строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой для их проведения информации. Потоки этой информации упорядочиваются определенными исследовательскими процедурами и методами.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНЪЮКТУРА ТОВАРНЫХ РЫНКОВ И ИХ ВИДЫ

 

Изучение конъюнктуры  товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие  факторы, стимулирующие развитие рынка  или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные;

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим  факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами  товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера  определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

     Под видами  конъюнктуры я понимаю цену, спрос,  предложение, наличие ресурсов.

     Цена, спрос,  предложение способствуют установления  равновесия на рынке.

Спрос – это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Факторы спроса и предложения:

1).        Изменение объема спроса (предложения)

2).        Изменение функции спроса (предложения)

     Определенные  условия, при которых приобретаются  товары:

1.        Располагаемый  доход

2.        Цены  товаров, которые обслуживают  сходную потребность так называемых товарозаменителей.

3.        Цены  товаров, увеличивающих удовлетворение  или выгоду от потребления данного товара.

4.        Условие  ожидания изменения цен в будущем

5.        Численность  населения

6.        Вкусы  и предпочтения потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что  означает,  что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.

Зависимость  спроса от его  факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1.        Изменение  в полезности вещи

2.        Изменение  доходов (больше купить за такую  же цену)

3.        Изменение  цены на товарозаменители (при  снижении цен спрос переключается)

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

     Эффект дохода  - показывает, как изменяется реальный  доход потребителя при изменении цен,    данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

     Эффект замещения  - демонстрирует взаимосвязь между  относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта  дохода с эффектом замещения возникает  в ситуации с нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных  направлениях, с одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать низкокачественные товары.

Если низкокачественные  товары занимают незначительное место  в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.

Но в экономической  теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. "Парадокс Гифена" заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара.

«Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.

В нормальных условиях существует зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:

1.        Цена  данного товара.

2.        Цены на исходные ресурсы.

3.        Цены  на другие товары.

4.        Наличие  необходимых ресурсов.

5.        Характер  применяемой технологии.

6.        Инфляционные  ожидания.

7.        Налоги  и дотации.

8.        Природно-климатические  условия.

9.        Количество  продавцов.

Спрос может иметь следующие  виды:

  1. Отрицательный спрос.  Задача М. - изучить источник сопротивления, определить, может ли прямая М. изменить негативное отношение путем переделки товара и более активного стимулирования.
  2. Отсутствие спроса. Потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему. Задача М. - отыскать способы увязки присущих товару свойств с естественными потребностями и интересами человека.
  3. Скрытый спрос. Много клиентов хотели бы иметь товары, которых не существует. Задача М. - определить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
  4. Падающий спрос. Маркетологи должны проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков и изменения характеристик товара.
  5. Нерегулярный спрос. Сбыт может колебаться в зависимости от сезона, дня и даже времени суток. Задача М. - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения (синхромаркетинг).
  6. Поддерживаемый спрос. Случай, когда фирма удовлетворена своим торговым оборотом. Задача М. - поддерживать существующий уровень спроса несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию Фирма должна заботиться о качестве товара и постоянно оценивать уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
  7. Чрезмерный спрос. В ряде случаев спрос выше, чем фирма может или хочет удовлетворить. Задача М. - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса (повышение цен, сокращение сервиса).
  8. Нежелательный спрос. Спрос на товары , вредные для здоровья. Задача М. - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.

Задача конъюнктурных  исследований состоит в определении  степени воздействия отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени.

Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры  с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей.

Исследование рыночной конъюнктуры  требует знаний закономерностей  развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

Выделяются три уровня исследования конъюнктуры:

  1. Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты: экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.
  2. Отраслевой (показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства).
  3. Отдельного товара (показывает положение отдельного товара в масштабе мирового, национального или регионального рынка)

Одним из главных понятий  исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять направления движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных факторов.

Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в  уровне цен, производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка и будущий уровень цен.

Информация о работе Конъюктура товарных рынков: состояние и тенденции развития