Контроль таможенной стоимости как важнейший инструмент доначисления таможенных платежей и пополнения доходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:55, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – определение актуальных вопросов контроля таможенной стоимости товаров, выявление значения контроля таможенной стоимости как важнейшего инструмента доначисления таможенных платежей и пополнения доходной части бюджета.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия, общего механизма и особенностей контроля таможенной стоимости;
- провести анализ правового обеспечения и организации контроля таможенной стоимости;
- определить роль таможенной стоимости при пополнении доходной части бюджета РФ;
- проанализировать практические примеры и методы определения таможенной стоимости товаров;
- выявить проблемы в определении и контроле таможенной стоимости.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................
Глава 1. Теоретические основы и нормативная база контроля таможенной стоимости товаров.................................................................................................
Таможенная стоимость как элемент государственного регулирования коммерческой деятельности...................................................................................
Функции таможенной стоимости товаров и её роль при пополнении доходной части бюджета...............................................................................................
Значимость контроля таможенной стоимости товаров с точки зрения взимания таможенных платежей.................................................................................
Глава 2. Практические аспекты контроля таможенной стоимости товаров........
2.1. Практические примеры и методы определения таможенной стоимости товаров.........................................................................................................................
2.2 ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И ДОСТОВЕРНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ.........................................................
Глава 3. Правоприменительная практика Федеральных Арбитражных судов в вопросах таможенной стоимости............................................................................
Заключение.....................................................................................................................
Список использованных источников.................................................

Файлы: 1 файл

Актуальные вопросы контроля таможенной стоимости товаров. Контроль таможенной стоимости как важнейший инструмент дона.docx

— 139.91 Кб (Скачать файл)

7. В счете, выставленном контрактодержателем при ввозе товаров, указана сумма в нескольких валютах. Кроме того, к таможенному оформлению предъявлен счет от непосредственного производителя, сумма которого превышает сумму, указанную в счете контрактодержателя, Возникает вопрос на основе какой суммы необходимо произвести определение таможенной стоимости товара. Следует привести в соответствие суммы указанные в счетах-фактурах контрактодержателя  непосредственного производителя товаров. Декларирование производится в валюте цены контракта .

Таким образом, дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости  товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального  контроля, что безусловно даст возможности  расширения реализации основных принципов  исчисление базы налогообложения ввозимых товаров.

Таковы наиболее часто  встречающиеся проблемы по определению  таможенной стоимости, возникающие  у сотрудников отдела таможенной стоимости и валютного контроля в процессе таможенного оформления товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.  ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ В ВОПРОСАХ ПРАВИЛЬНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ.

 

3.1 ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ  ПРАКТИКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АРБИТРАЖНЫХ  СУДОВ

            Наряду с корректировками таможенной стоимости все большую актуальность приобретает и вопрос взыскания с таможенного органа убытков, возникающих вследствие простоя контейнеров, дополнительным временем хранения товаров на складе временного хранения и т.д.

Здесь на примере нескольких арбитражных  дел, проведенных автором настоящей  статьи в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области за последнее  время,  попробуем рассмотреть ряд практических особенностей оспаривания действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров.

Основные доводы таможенного органа при рассмотрении в суде дела о  незаконной корректировке таможенной стоимости основываются на том, что  декларантом не подтверждена заявленная таможенная стоимость.

При рассмотрении Арбитражным судом  Санкт-Петербурга и Ленинградской  области  дела А56-42035/2009 таможенным органом в отзыве заявлено, что анализ ценовой информации для определения таможенной стоимости ввезенных товаров осуществляется с помощью систематизированных электронных баз данных, с помощью соответствующих функций поиска.

Чтобы лучше понять, почему такие доводы мало того, что необоснованны, так и прямо противоречат действующему таможенному законодательству РФ, необходимо обратиться к административной системе таможенных органов РФ. Ст. 402 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что систему таможенных органов в РФ составляют (далее в порядке подчинения): Федеральная таможенная служба, Региональное таможенное управление (например, Северо-Западное таможенное управление), непосредственно таможни (например, Балтийская таможня) и таможенные посты. Также к этой системе относятся не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении ФТС РФ для обеспечения деятельности таможенных органов.

Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473  «Вопросы Федеральной таможенной службы» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, руководство деятельностью таможенными органами было возложено на ФТС России до принятия соответствующего федерального закона.

В соответствии с Положением о Федеральной  таможенной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459, ФТС  РФ, в частности, осуществляет следующие  полномочия: на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации  принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, определяет порядок контроля таможенной стоимости товаров, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере  деятельности.

          Таким образом, ФТС РФ вправе давать нижестоящим таможенным органам в порядке властного подчинения разъяснения, связанные с применением таможенного законодательства. Во исполнение указанных полномочий ФТС РФ периодически издает информационные письма с анализом практики применения таможенного законодательства РФ.

Федеральная таможенная служба в п. в) Письма от 19.08.2008 г. № 12-01-12/18853 указала, что таможенные органы принимают  за основу таможенной стоимости информацию о цене сделки, которая содержится в электронной базе «Мониторинг-Анализ», путем ссылки на определенные ГТД, и  пояснила, что такая ссылка не является источником ценовой информации при  определении стоимости товара, так  как не отвечает требованиям ст. 24 Закона «О таможенном тарифе», не учитывает  особенностей внешнеэкономического контракта (условия поставки товаров, в том  числе такие факторы, оказывающие  влияние на их цену, как закупка  непосредственно у производителя, объемы поставок и т.п.), не сопоставляются и не учитываются базовые, исходные условия сделок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» первоосновой для таможенной стоимости товаров  является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 названного Закона. Если таможенная стоимость  товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми  товарами, таможенная стоимость товаров  определяется в соответствии с другими  методами, применяемыми последовательно.

Для целей статьи 19 названного Закона ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно  продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой  форме покупателем продавцу или  третьему лицу в пользу продавца.

Таким образом, при таможенном оформлении товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, таможенный орган неправомерно принимает за основу ценовой информации данные, содержащиеся в электронной  базе «Мониторинг-Анализ».

В деле № А56-79943/2009 доводы таможенного  органа сводились к тому, что декларантом  не были представлены дополнительные документы, запрошенные таможенным органом, и следовательно, не представив такие документы, декларант не доказал  заявленную таможенную стоимость товаров. Суд не согласился с данными доводами таможенного органа.

Суд разъяснил, что при определении  таможенной стоимости товара в цену сделки включаются компоненты по перечню, приведенному в ст.ст. 19, 19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Согласно разъяснениям, данным в  постановлении Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  от 26.07.2005 № 29, под несоблюдением  установленного пунктом 2 статьи 323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности  цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать, в частности, наличие  доказательств недостоверности  представленных декларантом сведений.

Под несоблюдением установленного п. 2 ст.  323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Обязанность декларанта представить  по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает  лишь при наличии признаков недостоверности  сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние  которых не может быть учтено при  определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие  таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных  с определением таможенной стоимости  товаров»). Однако таможенным органом не представлено доказательств недостоверности сведений, заявленных декларантом, либо признаков недостоверности таких сведений. Следовательно, правовых оснований для осуществления корректировки таможенной стоимости по данному основанию у таможенного органа не имелось.

В деле № А56-17474/2009, в котором  таможенный орган также ссылался на недостаточность представленных декларантом сведений и истребовал дополнительные документы, судом разъяснено, что ст. 367 Таможенного кодекса  РФ, наделяя таможенные органы полномочиями по определению достаточности и  достоверности информации, не позволяют  ему произвольно осуществлять корректировку  таможенной стоимости товара.

В деле № А56-39520/2009 судом обращено внимание также и на то обстоятельство, что таможенный орган, применяя 6 (резервный) метод определения таможенной стоимости, документально не обоснована невозможность  последовательного применения предыдущих методов определения таможенной стоимости, а также на то, что, применяя 6 (резервный) метод определения таможенной стоимости, таможенный орган не сопоставил имеющуюся у последнего ценовую  информацию с конкретными условиями  осуществленной декларантом сделки.

              Таким образом, анализируя сложившуюся судебную практику можно прийти к неутешительному выводу о том, что, мягко говоря, законность принимаемых таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости товаров сомнительна, и такие действия нарушают не только общие принципы, закрепленные федеральным законодательством РФ, но также и собственные внутренние нормативные положения таможенных органов.

Однако бороться с такими решениями  таможенных органов можно и нужно, поскольку суды в Российской Федерации, оценивая поступившие от декларантов  заявления, встают на сторону последних, восстанавливая нарушенные права и  возвращая декларантам излишне  уплаченные таможенные платежи.

              Таможенная стоимость ввозимого из-за границы груза - это та самая величина, на основании которой высчитывается сумма таможенного платежа, который получатель груза должен перечислить за его импорт в бюджет. Понятно, чем таможенная стоимость меньше, тем и платеж меньше, что не выгодно бюджету, но выгодно коммерсанту. Но сам механизм определения таможенной стоимости настолько лукав, что всякий раз, когда высокая комиссия проверяет, не занижается ли эта стоимость на какой-нибудь таможне, все заинтересованные лица понимающе усмехаются и ждут кадровых перестановок, потому что и так понятно - занижается.

Можно полюбопытствовать: на сайте  арбитражного суда количество дел, в  которых Балтийская и Санкт-Петербургская  таможни выступают ответчиками, исчисляется сотнями. В отчете комиссии ФТС упоминается: из восьми судебных дел, рассмотренных арбитражным  судом в отношении Санкт-Петербургской  таможни с начала года, семь проиграны.

Впрочем, этот пример - тоже своя, «окопная»  правда. Потому что все крупные  участники внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) давно достигли того уровня мастерства, когда и таможенная стоимость импортируемых грузов у них достаточно низкая, и с  отчетностью у таможенных инспекторов  полный порядок.

Нынешняя комиссия ФТС выявила  огромные занижения таможенной стоимости  практически на всех постах Санкт-Петербургской  таможни. На обследованных комиссией  пяти таможенных постах суммы занижений  таможенной стоимости импортных  грузов исчисляются сотнями миллионов  рублей.

Таможенная стоимость является краеугольным камнем в таможенном деле. Определение ее размера представляет определенные трудности и для  представителей бизнеса, и для таможенников. Тем не менее, она подлежит определению  декларантом и проверке таможней по каждой внешнеэкономической поставке (п. 1 ст. 14, 123, 323 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ)).

Несогласие контролирующих органов  с заявленной декларантом таможенной стоимостью в дальнейшем может повлечь  ее изменение путем принятия решения  о корректировке. В этом случае декларанту грозит доплата существенной суммы  таможенных платежей. В связи с  этим многие декларанты обращаются за судебной защитой своих экономических  прав.

При оспаривании решения таможенного  органа о корректировке таможенной стоимости необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

- имели ли место основания  для неприменения избранного  декларантом метода определения  таможенной стоимости; 

- соблюдены ли требования, предъявляемые к процедуре проведения  корректировки; 

-  соблюдена ли последовательность  применения методов; 

-  соблюдены ли требования, предъявляемые к методу, примененному  таможенным органом при корректировке  таможенной стоимости. 

Основания корректировки таможенной стоимости. Пунктом 2 ст. 19 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" в редакции, действовавшей до 1 июля 2006 г., (далее - Закон о таможенном тарифе)предусмотрено, что метод по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть применен для определения таможенной стоимости товара при следующих обстоятельствах:

-  существуют ограничения прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением ограничений, установленных законодательством РФ, ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы, и ограничений, существенно не влияющих на цену товара;

-  продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

Информация о работе Контроль таможенной стоимости как важнейший инструмент доначисления таможенных платежей и пополнения доходной части бюджета