При этом
Инструкция не применяется при перемещении физическими
лицами товаров, предназначенных для личных,
семейных, домашних и иных не связанных
с осуществлением предпринимательской
деятельности нужд.
Проверка правильности
определения таможенной стоимости товаров
производится в рамках установленного порядка
контроля таможенной стоимости (Приказ
ФТС России от 5 декабря 2003 г. №1399 "Об
утверждении Положения о контроле таможенной
стоимости товаров, ввозимых на таможенную
территорию Российской Федерации")
и в пределах сроков, установленных таможенным
законодательством РФ.
Проверка
правильности определения таможенной
стоимости товаров независимо
от выбранного декларантом метода
ее определения включает следующие
действия уполномоченных должностных лиц:
- проверку наличия документов, предусмотренных Перечнем документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ (утвержден Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 №536)
- проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется)
- проверку правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости
- проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах
- оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).
Проверка сведений,
заявленных в ДТС
При проведении
проверки правильности заполнения ДТС
уполномоченные должностные лица проверяют
соответствие следующих сведений, заявленных
в ДТС, информации, содержащейся в представленных
документах:
- наименования (фамилии, имени, отчества для физических лиц) продавца и покупателя, а также адреса их местонахождения - аналогичным сведениям в счете-фактуре (инвойсе) продавца;
- номера и даты счета-фактуры (инвойса) в ДТС - аналогичным сведениям, указанным в счете-фактуре (инвойсе) и ГТД;
- номера и даты внешнеторгового договора, а также номера и даты действующих приложений, дополнений и изменений к нему в ДТС - аналогичным сведениям, указанным в этом договоре, приложениях и изменениях к нему, а также в ГТД;
- условия поставки в ДТС - условию поставки в счете-фактуре (инвойсе) и внешнеторговом обороте;
- величины цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в ДТС - величине, указанной в счете-фактуре (инвойсе) и таможенной декларации;
- курса валюты в ДТС - курсу валюты, указанному в таможенной декларации;
- величин дополнительных начислений и (или) вычетов, предусмотренных Законом РФ от 21 мая 1993 г. №5003-1 "О таможенном тарифе", в ДТС - информации, содержащейся в счетах-фактурах (инвойсах) и других документах;
- информации о лице, составившем ДТС, - аналогичным сведениям, указанным в ГТД.
Выбор метода определения
таможенной стоимости
При проведении
проверки правильности выбора
декларантом метода определения
таможенной стоимости товаров
уполномоченные должностные лица,
во-первых, уточняют характер сделки и заявленный таможенный
режим, а во-вторых, убеждаются, что существует
продажа товаров на экспорт в РФ и сделка
является внешнеторговой сделкой купли-продажи.
Документальным
подтверждением существования продажи
на экспорт в РФ являются
внешнеторговые договоры купли-продажи (возмездные
договоры поставки), коммерческие счета,
банковские (платежные) и другие документы.
Кроме того,
если продажа товаров осуществляется
в рамках договора подряда на строительство
промышленных предприятий, объектов, зданий и других подобных объектов
и цена, фактически уплаченная или подлежащая
уплате за ввозимый товар, включена в общие
суммы договора, то метод по стоимости
сделки с ввозимыми товарами применяется
для определения таможенной стоимости
товаров, ввозимых по такому договору.
При этом соблюдаются следующие условия:
- цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар, выделена из общей суммы договора;
- соблюдены установленные законодательством РФ требования к документальному подтверждению заявленных сведений о стоимости товаров;
- отсутствуют признаки, указывающие на то, что заявленная цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар, зависит от условий договора подряда (например, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар, снижена за счет увеличения стоимости услуг, предусмотренных договором).
В случае отсутствия продажи
товаров на экспорт в РФ (например, безвозмездная
поставка и др.) метод по стоимости сделки
с ввозимыми товарами не может быть использован.
Должностные таможенные органы
также проверяют и убеждаются, что не существует
ограничений в отношении прав покупателя
на пользование и распоряжение товарами
(например, ограничение права перепродажи
товаров).
Если декларант указал в ДТС
о существовании подобного рода ограничений,
уполномоченные должностные лица проверяют
и убеждаются, что такие ограничения:
- установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров.
Проверка правильности
определения таможенной стоимости
товаров производится в рамках установленного
порядка контроля таможенной стоимости
(Приказ ГТК России от 5 декабря 2003 г. №1399
"Об утверждении Положения о контроле
таможенной стоимости товаров, ввозимых
на таможенную территорию Российской
Федерации") и в пределах сроков, установленных
таможенным законодательством РФ.
Проверка правильности
произведенных расчетов
При проведении
проверки правильности произведенных
декларантом расчетов уполномоченные
должностные лица проверяют правильность
определения итоговой суммы основы
для расчета таможенной стоимости в декларации
таможенной стоимости:
- правильность выполненных расчетов цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате с учетом скидок (если они были предусмотрены), и возможность их учета при таможенной оценке;
- наличие договорных отношений между продавцом и покупателем товаров, предусматривающих косвенные платежи покупателя продавцу или в пользу продавца третьим лицам (например, платежи за рекламу в счет погашения части стоимости товаров и др.);
- правильность применения курса валют и пересчета в валюту Российской Федерации суммы в иностранной валюте.
Кроме того, проверяется
необходимость и правильность осуществления
дополнительных начислений к цене,
фактически уплаченной или подлежащей уплате, при определении
таможенной стоимости, в частности:
- осуществлялась ли покупателем отдельно от цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, оплата (полностью или частично) перевозки (транспортировки), погрузки, выгрузки или перегрузки и проведения иных операций, связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров до места прибытия на таможенную территорию РФ;
- предусмотрены ли отдельно от оплаты цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, выплаты вознаграждений агенту (посреднику), действовавшему от имени и (или) по поручению продавца;
- оплачивалась ли (полностью или частично) отдельно упаковка, включая упаковочные материалы и работы по упаковке;
- причитается ли прямо или косвенно продавцу любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров.
Если декларант
заявил вычеты из цены, фактически уплаченной
или подлежащей уплате, то уполномоченные
должностные лица проверяют и убеждаются
в следующем:
- заявленные вычеты из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, выделены в счете-фактуре или отдельном счете;
- данные, использованные декларантом при осуществлении указанных вычетов, подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными (с учетом требований, установленных законодательством РФ)
При невыполнении
перечисленных выше условий заявленные
декларантом вычеты из цены, фактически
уплаченной или подлежащей уплате, таможенным
органом не принимаются.
Проверка заявленной
таможенной стоимости
Проверка документального
подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости
и всех ее компонентов заключается в оценке
достаточности и достоверности представленных
декларантом документов и содержащихся
в них сведений для целей определения
таможенной стоимости.
При проведении
проверки документального подтверждения заявленной
таможенной стоимости уполномоченные
должностные лица должны убедиться в том,
что представленные документы содержат
следующую информацию:
- перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и тому подобных технических и коммерческих характеристик, названия производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию;
- требования к качеству товара;
- порядок предъявления претензий к продавцу, перевозчику, страховщику в связи с фактическим несоответствием количества и качества товара условиям сделки;
- условия и сроки платежа;
- условия поставки товара;
- условия предоставления скидок к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если скидки предусмотрены.
Кроме того, в
документах, выражающих содержание сделки,
а также коммерческих, транспортных, платежных
(расчетных) и иных документах, относящихся
к одним и тем же товарам, должны отсутствовать
расхождения и противоречия между аналогичными
сведениями.
Запрос дополнительных
документов
Если представленные
документы и сведения не являются
достаточными для принятия решения в
отношении заявленной таможенной стоимости
товаров и от декларанта, необходимо получить
дополнительные документы и сведения.
Для этого должностное
лицо направляет декларанту письменный
запрос о представлении дополнительных
документов для подтверждения заявленной
таможенной стоимости с указанием перечня
сведений, требующих проверки, и с указанием
конкретных запрашиваемых документов.
Кроме того, могут быть запрошены пояснения
по условиям продажи, которые могли повлиять
на стоимость сделки.
Пояснения запрашиваются
один раз в отношении условий
одной сделки, если такие условия остаются
неизменными на протяжении всего срока
действия внешнеторгового договора.
Таможенным органом могут быть
запрошены следующие дополнительные документы:
- прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров;
- бухгалтерские документы о постановке товаров на учет;
- экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык;
- сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (контракте);
- сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара с указанием размеров таких скидок, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором (контрактом);
- документы и сведения, полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.
Завершающим этапом
проверки является оценка достоверности
заявленной декларантом таможенной
стоимости с использованием системы управления
рисками. Такая оценка проводится путем
сравнения заявленной декларантом таможенной
стоимости с имеющейся в таможенных органах
ценовой информацией.[6; 7; 9; 10; 11; 12]
Заключение
Процесс контроля
таможенной стоимости рассматривается
в следующих нормативно-правовых актах: Федеральный закон
«О таможенном тарифе», таможенный кодекс
Таможенного Союза, конвенция ГАТТ ВТО.
Таможенная стоимость товаров может быть
установлена как декларантом или его представителем,
так и, в случаях установленных таможенным
законодательством Таможенного Союза,
таможенным органом. Таможенные органы,
обычно, используют для определения таможенной
стоимости резервный метод, а декларант
пользуется методом по стоимости сделки
с ввозимыми товарами.
Таможенные
органы определяют таможенную стоимость только в случаях, когда
возникают подозрения в недобросовестности
декларанта при оформлении декларации,
либо при вводе в заблуждения декларанта
третьими лицами.