Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:39, контрольная работа
Эффективное функционирование национальной экономики в системе мирохозяйственных связей предполагает выработку каждой страной собственной валютной политики.
Введение 3
Понятие валюты и валютных ценностей 4
Основные понятия валютного законодательства 6
Валютное регулирование и валютный контроль 9
Основные элементы механизма валютного контроля 13
Механизм валютного контроля 21
Заключение 25
Список источников и литературы 26
Экспортеры в отдельных
Для стран Юго-Восточной Азии характерно, что курс национальных валют устанавливается по отношению к корзине валют ведущих торговых партнеров. Например, на Филиппинах действует особый порядок, согласно которому валютные поступления по экспортным операциям должны быть произведены в установленных валютах, к которым относят: австралийские доллары, динары Бахрейна, американские доллары, евро и другие, которые Центральный банк Филиппин может объявить приемлемыми.
В некоторых странах (Сингапур) заблокированы финансовые активы резидентов Гаити, Ирака, Ливии и других государств. В Индонезии, Малайзии и других странах запрещен ввоз товаров в Израиль, Югославию и в те страны, на торговлю с которыми наложено эмбарго ООН по соображениям национальной безопасности. Ряд категорий экспортных товаров подпадает под лицензирование и квотирование и другие нетарифные ограничения в США, Канаде, Норвегии и странах ЕС.
Характеризуя импортные
От понятия системы
валютного контроля надо отличать понятия
механизма и процедуры
Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные финансовые отношения, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерам делают крайне необходимым знание механизма регулирования валютных отношений на территории нашей страны и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу, выступает в любом государстве в правовой форме1.
Механизм валютного контроля можно определить как совокупность двух составляющих2:
Структурно механизм правового регулирования валютных отношений включает в себя три элемента:
1.Валютное законодательство, принимаемое различными
государственными органами
2.Валютные отношения, т.е. отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями
3.Регулирующее воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и любых методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами
Регулирующую
функцию в механизме правового
обеспечения валютных
Основным нормативным актом валютного законодательства является Закон РФ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу 18 июня 2004 года и разъясняющий принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства. Он состоит из четырех глав:
Этот Закон заменил собой Закон РФ от 9.10.1992г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле».
А 18 июня 2005 года вступят в силу нормы Закона № 173-ФЗ, устанавливающие новые правила открытия и использования счетов юридических лиц – резидентов за границей.
Предшествующий вариант Закона практически не выступал в качестве нормативного акта прямого действия. В 15-ти статьях Закона содержалось 20 бланкетных норм, т.е. норм, отсылающих к другим нормативным актам. Тем самым содержание Закона как бы «размывалось» и на практике им почти невозможно было руководствоваться3.
Закон №173-ФЗ стал более «самостоятельным»: многие вопросы, которые раньше регламентировались актами Центрального банка РФ, теперь прописаны непосредственно в самом законе.
Прежде всего, теперь четко сказано, что только Правительство РФ и Центральный банк РФ являются органами валютного регулирования, а значит, могут принимать подзаконные акты, регулирующие порядок осуществления валютных операций. При этом четко определен перечень вопросов, по которым Правительство РФ и Центральный банк РФ могут принимать эти нормативные акты.
Что же касается органов валютного контроля, то они вообще не могут в своих актах затрагивать порядок осуществления валютных операций, а могут только контролировать их осуществление. Надо заметить, что, согласно уже вступившей в силу части 2 статьи 22 Закона № 173-ФЗ, Правительство РФ должно определить органы валютного контроля. Пока еще правительственного документа нет, но можно предположить, что Правительство РФ скорее всего уполномочит те же органы, которые осуществляли валютный контроль до вступления в силу указанной нормы Закона № 173-ФЗ: Минфин России, МНС России и ГТК России4.
Впервые в российском валютном законодательстве появляется правило, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В соответствии с прежним законом существовал перечень «текущих операций», совершаемых без ограничений, а все прочие относились к «операциям, связанным с движением капитала». Порядок совершения последних определялся Центральным банком РФ и часто предусматривал необходимость получения индивидуального разрешения на совершение конкретной операции.
Новый Закон № 173-ФЗ, направленный на валютную либерализацию, не предусматривает такой классификации валютных операций (хотя термин «валютные операции движения капитала» все же используется в статьях 7 и 8 Закона № 173-ФЗ). Установлено общее правило, в соответствии с которым все валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, если сам Закон № 173-ФЗ прямо не предусматривает иного.
При этом одним из преимуществ нового закона является закрытый перечень операций, по которым органы валютного регулирования могут устанавливать ограничения. Перечень возможных ограничений также стал закрытым.
Раньше, чтобы совершить ряд операций, связанных с движением капитала, надо было получить индивидуальное разрешение в порядке, установленном Центральном банком РФ. В частности, положением Центрального банка РФ от 21 декабря 2000г. № 129-П был определен порядок выдачи юридическим лицам - резидентам разрешений на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала.
А чтобы предоставить иностранному покупателю отсрочку платежа по экспортному контракту на срок более 90 дней, надо было получить разрешение в Минфине России. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 24 сентября 2002 г. № 699.
С 18 июня 2004 года отменяется практика выдачи индивидуальных разрешений. Вместо этого устанавливаются два вида валютных ограничений, распространяющихся на все случаи совершения конкретной валютной операции: резервирование и режим специального счета5.
Но в любом случае все ограничения, которые могут быть введены Правительством РФ и Центральным банком РФ, будут действовать только до 1 января 2007 года. С этой даты отменяются все валютные ограничения операций между резидентами и нерезидентами, кроме требования о репатриации валютной выручки (то есть обязательном перечислении ее на счета в уполномоченных банках). Об этом прямо сказано в части 3 статьи 26 Закона № 173-ФЗ.
Резервирование состоит в том, что лицо, совершающее валютную операцию, вносит денежные средства в рублях на специальный счет в Центральном банке РФ или уполномоченном банке. Проценты при этом не начисляются (ст. 16 Закона № 173-ФЗ). По некоторым операциям (в частности, покупка валюты, операции с внешними ценными бумагами между резидентами и нерезидентами) резервирование означает, что сама операция может быть произведена только по истечении срока резервирования, то есть внесенная денежная сумма на определенный срок замораживается, а операция блокируется.
Режим специального счета означает, что денежные средства в рамках конкретной валютной операции можно перечислять только через специально открытый для этого банковский счет в уполномоченном банке. А права на ценные бумаги передаются с использованием специального раздела лицевого счета в реестре владельцев ценных бумаг (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ).
Рассмотрим, как действуют эти новые ограничения при совершении экспортных операций.
Резидент заключает с нерезидентом контракт на экспорт товаров. При этом покупателю предоставляется отсрочка платежа. Если отсрочка предоставлена на срок до 180 дней, валютные операции совершаются свободно, без каких-либо ограничений. Никаких ограничений не будет и в том случае, если отсрочка составляет от 180 дней до одного года и при этом покупатель предоставил один из указанных в статье 17 Закона № 173-ФЗ способов обеспечения исполнения своих обязательств. Сведения о таком обеспечении должны содержаться в паспорте сделки.
Порядок осуществления валютных операций при превышении срока отсрочки платежа 180 дней без обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом или больше года при наличии такого обеспечения будет установлен Правительством РФ в соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 173-ФЗ. Такой порядок может предусматривать всего одно валютное ограничение. А именно резервирование денежных средств резидента (в сумме, не превышающей 50 процентов от суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа) на срок до исполнения нерезидентом обязательств (но не более двух лет).
Как это будет выглядеть? Представим, что заключен внешнеторговый контракт, предусматривающий отсрочку платежа. Со дня фактического вывоза товаров начинает течь 180-дневный срок. А если внешнеторговый контракт не предусматривает перемещения товара через границу, то 180-дневный срок начинает течь с даты заключения такого контракта. В день истечения этого срока резидент вносит в уполномоченный банк сумму резервирования в размере, который определит Правительство РФ. Напомним, что сумма резервирования вносится только в рублях. Если же отсрочка по внешнеторговому контракту предоставлена на сумму, выраженную в иностранной валюте, то сумма резервирования рассчитывается по официальному курсу Центрального банка РФ на день внесения суммы резервирования.
Новый Закон, так же как и старый, содержит нормы о репатриации и об обязательной продаже резидентами экспортной валютной выручки. Обязательной продаже подлежит 30 процентов суммы валютной выручки. При этом установлено, что Центральный банк РФ может снизить размер обязательной продажи части валютной выручки. В старом Законе такой размер составлял 25 процентов (указание Центрального банка РФ от 9 июля 2003 г. № 1304-У).
Закон № 173-ФЗ возлагает на Центральный банк РФ полномочия установить порядок обязательной продажи части валютной выручки через уполномоченные банки. При этом Центральный банк РФ может установить, что валютную выручку можно будет продавать непосредственно уполномоченным банкам либо на валютных биржах через уполномоченные банки. Раньше резиденты имели такие же возможности в соответствии с указанием Центрального банка РФ от 5 сентября 2002 г. № 1192-У.
Наряду с иными валютными
ограничениями требование обязательной
продажи резидентами части
Важное значение для резидентов имеют переходные положения, установленные в статье 28 Закона № 173-ФЗ. Они связаны с описанным выше принципиальным изменением порядка совершения многих валютных операций и заключаются в следующем. Если до вступления в силу Закона № 173-ФЗ резидент в соответствии с действующим законодательством получил разрешение на совершение какой-либо валютной операции, то при совершении этой операции не будут применяться новые валютные ограничения, установленные в соответствии с Законом № 173-ФЗ (специальный счет и резервирование). До истечения срока, на который было выдано разрешение, резидент должен будет соблюдать все предусмотренные этим разрешением условия даже в том случае, если Закон № 173-ФЗ установил более благоприятные условия для данной операции.