Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 01:22, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить анализ условий декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с целью курсовой работы основными задачами являются:
Раскрыть сущность, функциональное назначение таможенной стоимости
Изучить нормативно-правовую базу оценки таможенной стоимости товаров
Раскрыть порядок декларирования таможенной стоимости, как элемент системы оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, ее законодательную и нормативно-правовую базу.
Введение
Глава 1. Декларирование и корректировка таможенной стоимости как элементы системы определения таможенной стоимости
1.1 Права и обязанности декларанта и должностных лиц таможенных органов при декларировании таможенной стоимости
1.2 Оценка факторов, влияющих на таможенную стоимость
Глава 2. Проблемы определения таможенной стоимости в целях совершенствования работы таможенных органов
Заключение
Список использованных источников
Оценим влияние условий контракта на таможенную стоимость на примере Владивостокской таможни. Для этого проанализируем динамику ввоза товаров в стоимостных и натуральных показателях в зоне деятельности Владивостокской таможни в 2009-2012 гг.
Импортные поставки в зоне деятельности Владивостокской таможни за 12 месяцев 2011 год составили 1198,00 тыс. тонн стоимостью 1769,08 млн. долл. США, что на 37,9 % выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в стоимостном выражении (рис. 1). Импорт в натуральных показателях в 2006 году увеличился по сравнению с 2012 годом на 138,0 тыс. тонн или на 12, 3 %.
Рис. 1 Динамика импорта в стоимостном и натуральном выражении в зоне деятельности Владивостокской таможни 2009-2010 гг.
(Источник:
данные отдела таможенной
Всего внешнеэкономической деятельностью за 2011 год через таможню занимались 2155 участников ВЭД. Из них 1124 – ПБОЮЛ и 1031 – юридические лица, что в целом находится на уровне аналогичного периода 2012 года (83,8%).
Как показали исследования, рост объёма импорта и в целом внешнеторгового оборота в зоне деятельности Владивостокской таможни сопровождался ростом количества деклараций таможенной стоимости (ДТС) и на фоне этого – корректировок таможенной стоимости (КТС) (рис. 2).
Рис. 2 Динамика откорректированных ДТС в сравнении с количеством оформленных ДТС в Владивостокской таможне в 2010-2011 гг.
(Источник: данные ОКТС Владивостокской таможни)
Так, в 2012 г. было зарегистрировано 35296 ДТС, из них откорректировано 8076 шт., что составляет 22,9 %. В 2011 г. зарегистрировано 34125 ДТС из них откорректировано 7716 шт. или 22,6 %. Если сравнить количество корректировок в 2012 г. с корректировками в 2011, то очевидно их увеличение на 360 шт. По результатам проведенных корректировок в 2012 году доначислено 1108,0 млн. руб., а в 2011 году – 809,1 млн. руб.
Итак, проведенный анализ корректировки таможенной стоимости показал, что на протяжении исследуемого периода наблюдается тенденция увеличения корректировок таможенной стоимости наряду с ростом оформленных ДТС. Кроме того, также нельзя оставить без внимания и значительное улучшение эффективности работы сотрудников таможенных органов по пресечению попыток недостоверного декларирования участниками ВЭД заявленной таможенной стоимости.
Проанализируем динамику индекса таможенной стоимости на примере ДВТУ (рис.3).
Рис. 3 Индексы таможенной стоимости ДВТУ в 2009 - 2011 гг.
Индекс таможенной стоимости рассчитывается следующим образом:
ИТС = таможенная стоимость товаров / вес
Итак, стоимость импорта в 2011 году составила 8,4 млрд. долларов США. По сравнению с 2009 годом она увеличилась в 2,4 раза, а с 2010 – на 25,4 %. А вес составил: в 2011 году – 4,3 млн.т., в 2005 г. – 3,8 млн.т., а в 2004 г. – 3,47млн.т.
Стоимость экспорта в 2011 году составила 7,9 млрд. долларов США, в 2010 году на 19,7 % ,а в 2010 году на 37,6 % меньше. Вес перемещенных товаров в 2011 году - 33,4 млн.т., в 2011 году – 31,6 млн.т., а в 2010 году - 30,24 млн.т.
По этим данным можно сделать следующий вывод: индекс таможенной стоимости непрерывно увеличивается, что свидетельствует о росте внешнеторгового оборота в зоне деятельности ДВТУ.
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что на формирование таможенной стоимости влияние оказывает множество факторов: стоимость сделки, базисные условия, торговые скидки, порядок и формы расчетов, страхование грузов, объем и ассортиментная структура поставки и другие разделы контракта.
Практическое применение таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам, реальный уровень тарифного обложения предопределяется теми правилами, которые устанавливают порядок исчисления базы таможенных пошлин и других таможенных платежей, т.е. зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогообложения.
В установлении четких правил определения налогооблагаемой базы при перемещении товаров через таможенную границу ТС заинтересованы как сами государства, так и коммерческие круги. Так, в федеральных бюджетах значительная доля доходной части формируется за счет таможенных пошлин и налогов, в связи с чем государственным органам для планирования ожидаемых поступлений в бюджет надо знать порядок исчисления налогооблагаемой базы. Для коммерческих кругов знание правил налогообложения ввозимых товаров - реальная эффективность ВЭД, прибыли и убытки от конкретных сделок и операций.
На практике обеспечение нейтральной системы оценки в ряде случаев затруднено схемой подтверждения таможенной стоимости.
Проблема определения таможенной стоимости состоит в доказывании таможенному органу правомерности и обоснованности ее определения. Корректировки таможенной стоимости, производимые таможенными органами в случае несогласия с заявленной в декларации стоимостью товара, часто становятся предметом судебных споров между таможенными органами и участниками ВЭД.
Запрашиваемые таможенным органом у декларанта документы для подтверждения заявленной таможенной стоимости не удовлетворяют требованиям таможенного органа, или не могут быть представлены по объективным причинам. Выпуск товара в этом случае осуществляется только при условии уплаты таможенных платежей, рассчитанных на основе таможенной стоимости, определенной таможенным органом. Это создает значительные трудности для участников ВЭД.
Участники ВЭД должны быть заинтересованы в наличии у таможенных органов достоверных источников информации, позволяющих быстро осуществлять контроль таможенной стоимости.
На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например, манипуляции с таможенной стоимостью, и трудности в применении установленных в законодательстве методов ее исчисления.
Говоря о манипуляциях с таможенной стоимостью, имеют ввиду её занижение. Это справедливо, если подразумевать фискальную функцию таможенной стоимости. Занижение таможенной стоимости действительно ведет к недополучению платежей в бюджет. Но таможенная стоимость является основой для контроля за репатриацией валютной выручки и вывозом средств в уплату за импортируемые товары. С этой точки зрения проблемой является умышленное завышение декларируемой таможенной стоимости.
Завышение позволяет незаконно вывозить капиталы за рубеж, повышая реальную стоимостную оценку импортируемого товара и, следовательно, отправляя за пределы РФ большую, чем следует по сделке, денежную сумму.
Российские филиалы иностранных фирм, и расположенные в России совместные предприятия могут умышленно завышать стоимость ввозимых в РФ сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров на территории нашей страны, тем самым снижая налогооблагаемую базу, т.е. в итоге способствуя уменьшению поступлений в бюджет.
Практика в РФ показывает, что порядок применения методов определения таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров таможенными органами РФ продолжает нарушаться.
Во многих случаях ввоза товара таможенные органы в нарушение ст. 2 п. 1 Соглашения не принимают таможенную стоимость, определенную декларантом по «методу по цене стоимости сделки с ввозимым товаром». Несмотря на то, что база для налогообложения, определенная по данному методу, является самой достоверной, т.к. подтверждается сведениями из внешнеторгового контракта и имеющимися в распоряжении декларанта документами, таможенные органы предпочитают пользоваться иными, менее точными, методами.
В конечном итоге применяется т.н. резервный метод, т.е. в соответствии со ст. 10 Соглашения таможенная стоимость товара определяется самим таможенным органом на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информации.
Имеющиеся в распоряжении таможенных органов источники информации не всегда позволяют определить достоверность контрактной цены, а следовательно, и таможенную стоимость товара. Часто ценовая информация на конкретные товары отсутствует (так, сложно определить правильность заявленной стоимости технологического оборудования, возимого в единичных экземплярах).
Не позволяет оценить правомерность принятых при таможенном оформлении решений по таможенной стоимости товаров и отсутствии систематизированной информации о транспортных тарифах, торговых надбавках, величине страховых расходов, обычно применяемых в международной практике.
Еще один способ увеличить таможенную стоимость товара – включить в данную величину лишние слагаемые. В ст. 9 подробно определены все компоненты, которые следует включать в таможенную стоимость товаров.
Нередко таможенные органы относят к таможенной стоимости заведомо лишние затраты, понесенные декларантом при ввозе товара на территорию ТС. В подобных случаях декларанты вынуждены уплачивать завышенные таможенные платежи.
Некорректный выбор таможенными органами ценовой основы при использовании резервного метода вынуждает участников внешнеторговой деятельности обращаться в суд.
Занижение таможенной стоимости представляет также собой серьезную проблему не только с точки зрения фискальной функции её определения, но и в связи с экономической сущностью данной нетарифной меры регулирования ВЭД. Так, при экспорте товаров занижение таможенной стоимости ведет к незаконному вывозу денежных средств с территории России, т.к. часть реально полученной экспортной выручки не репатриируется из-за границы. Занижение таможенной стоимости при вывозе товаров может повлечь за собой применение санкций против РФ, в частности антидемпинговых и компенсационных пошлин, если стоимость ввозимых товаров окажется ниже их стоимости внутри страны.
Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызвать их дефицит на российском рынке, что повлечет за собой повышение внутренних цен и может сделать данные товары труднодоступными для российского потребителя.
Таким образом, правильное определение таможенной стоимости важно не только и не столько для взимания должных сумм платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты интересов государств - членов ТС на международной арене.
В целях защиты экономических интересов государств –членов ТС необходимо правильно определять таможенную стоимость товаров, не допуская манипуляций с нею ни в сторону завышения, ни в сторону занижения.
Таможенная стоимость товара как основа для начисления таможенных пошлин или иных таможенных платежей - это денежное выражение стоимости товара, позволяющее измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени с учетом его потребительских свойств, затрат покупателя на приобретение товара, сложившееся в обычной торговле при условиях совершенной конкуренции.
Таможенная стоимость товаров является базой для исчисления таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых при перемещении данных товаров через таможенную границу ТС России, Белоруссии и Казахстана .
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, определяется в соответствии с международным договором государств - членов ТС, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, а именно определяется согласно Соглашения от 25.01. 2008 года, и с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена ТС, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
На национальном уровне таможенные вопросы регулируются Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
В настоящее время известны шесть методов определения таможенной стоимости:
Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего
На практике применяется первый и шестой. Это приводит к возникновению ошибок при определении таможенной стоимости. Это связано с проблемой наличия единого ценового пространства, с трудностями взаимопонимания участника ВЭД и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.