Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общих принципов проведения таможенного контроля согласно норм ТК ТС. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить понятия и цели таможенного контроля
Выявить принципы проведения таможенного контроля
Рассмотреть представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля
Изучить понятия форм таможенного контроля
Изучить принципы освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля
Рассмотреть методы таможенного контроля и их реализация
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты таможенного контроля 5
1.1. Понятия и цели таможенного контроля 5
1.2. Принципы проведения таможенного контроля 12
1.3. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля 17
Глава 2. Практические аспекты применения различных форм таможенного контроля 20
2.1 Понятие и формы таможенного контроля 20
2.2. Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля 22
Глава 3. Методы таможенного контроля и их реализация 24
Заключение 32
Список литературы 33
Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации о ненадлежащем использовании или утрате товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, либо условно выпущенных с целью проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Объектами проверки являются СВХ, таможенные склады, помещения магазинов беспошлинной торговли и т.д. Результаты осмотра фиксируются письменно в виде акта, установленной формы.
Таможенная проверка проводится с целью подтверждения факта выпуска товаров и достоверности сведений, заявленных в процессе таможенного оформления путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, результатами инвентаризации, аудиторскими заключениями, базами и банками данных автоматизированных информационных систем, иной документации (в том числе банковской, электронной) и т.д.
Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Таможенная проверка проводится в общей и специальной формах. Общая таможенная проверка проводится на основании письменного решения начальника таможенного органа.
Специальная таможенная проверка проводится также на основании письменного решения о проведении специальной таможенной проверки, в случае, если по результатам общей проверки или в ходе других видов таможенного контроля выявлены данные, свидетельствующие о нарушениях таможенного законодательства.
Результаты таможенной проверки оформляются актом установленной формы. При обнаружении в ходе проведения таможенной проверки признаков преступления или административного правонарушения после составления акта дальнейшие действия совершаются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством или законодательством об административных правонарушениях.
Проведение таможенного контроля может иметь особенности и в зависимости от вида товаров, страны происхождения, вида транспорта, которым товар доставляется, а также на основании международных соглашений.
На основе приемов и способов проведения таможенного контроля можно выделить следующие его методы:
- обычный таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;
- таможенный контроль во время движения транспортного средства;
- сплошной таможенный контроль, когда используются все его формы, предусмотренные таможенным законодательством;
- выборочный таможенный контроль, заключающийся в применении выборочных форм таможенного контроля и характеризующийся наибольшей демократичностью.4
Кроме того, в необходимых случаях, установленных таможенным законодательством России, при проведении таможенного контроля могут применяться и другие его методы, в том числе экспертизы и исследования. В практической деятельности таможенных органов все виды, формы и методы таможенного контроля находятся в тесной взаимосвязи.
В целях соблюдения национальных интересов Российской Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств. Запреты и ограничения могут вводиться также и в отношении отдельных стран.
1.2. Принципы проведения таможенного контроля
Основные принципы регулирования таможенных правоотношений содержатся в Конституции Российской Федерации, которые полностью распространяются на отношения, возникающие при осуществлении таможенного контроля.
Важный принцип сформулирован в части 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации, которая не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Необходимо отметить, что целый ряд конституционных принципов более общего характера также имеет непосредственное отношение к таможенному праву и соответственно к таможенному контролю:
- о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации);
- о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации);
- о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации);
- нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (пункт 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации формирует также такие принципы, непосредственно относящихся к таможенному регулированию, как законности (статья 15); равенство всех перед законом и судом (статья 19); институт обжалования и судебной защиты прав и свобод (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Необходимо отметить, что глава 6 подпункт 111 Руководства к Генеральному Приложению Конвенции Киото определяет, что принципами таможенного контроля являются обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международной торговле и туризму.
Исходя из конституционных принципов таможенного контроля необходимо подчеркнуть их специфическую особенность:
Принцип законности - все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно – правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, - разрешено».
Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 365 Таможенного кодекса таможенного союза убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат.
Принцип выборочности таможенного контроля - использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации.
Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.
Принцип оперативности – установлении Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.5
Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств - взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран – партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.
Принцип эффективности - таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками.
При проведении таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Исходя из указанного принципа выбор должностным лицом таможенного органа соответствующей формы таможенного контроля обусловлен необходимостью предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
-имеющих устойчивый характер;
-связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
-подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
-затрагивающих другие интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, предусмотренных ст.403 Таможенного кодекса Российской Федерации - непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации.
1.3. Представление документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля
Декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.6
В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.
В необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен не заинтересованный в результатах таких действий специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.
Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.
Специалист вправе:
1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением конкретных действий, совершаемых с его участием;
2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.
Информация о работе Методы таможенного контроля и их реализация